Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус сельхозпроизводителя 2022 при регистрации ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.
Законодательное понятие сельхозпроизводителя
Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.
Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:
- подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
- обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
- обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.
Также сельхозпроизводителями признаются:
- с/х потребительские кооперативы;
- КФХ;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
По аналогии с ИП, если подает документы представитель по доверенности, понадобится нотариальная копия паспорта заявителя. Если заявитель подает сам, хватит обычной копии.
Государственная регистрация КФХ составляет 5 рабочих дней, в результате выдадут Лист записи, и свидетельство о постановке на учет в территориальной налоговой. Подаются следующие документы:
- Р21002;
- соглашение о создании КФХ (если членов больше одного);
- квитанция об оплате госпошлины;
- копия паспорта заявителя;
- уведомление о применении специального налогового режима (3 экз, один вернут).
При любом составе участников ООО в 2022 году в налоговую подаются следующие документы:
- Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001;
- Решение о создании ООО (если учредитель один);
- Договор об учреждении ООО и протокол общего собрания участников (если собственников несколько);
- Устав ООО.
Иностраннец для регистрации в качестве учредителя дополнительно подает:
- Удостоверение личности в стране гражданства (оригинал и ноатриально заверенный перевод, а иногда и апостиль);
- Свидетельство о рождении (только если в удостоверении личности нет информации о месте и дате рождения);
- Документ, подтверждающий постоянное проживание за пределами РФ (нотариально удостоверенный).
Иностранная компания дополнительно подает:
- Учредительные документы;
- Копию свидетельства о регистрации;
- Выписку из торгового реестра или его аналога в стране регистрации организации;
- Документ о присвоении ИНН или его аналога;
- Банковскую выписку или справку о наличии счета;
- Доверенность (если регистрацией российского ООО занимается не директор иностранного учредителя).
Перед подачей в налоговую переведите все документы иностранных учредителей на русский язык и заверьте в России у нотариуса. Заранее уточните, какие документы требуют апостилирования — это зависит от соглашений между РФ и страной происхождения учредителя. Апостиль можно поставить в консульстве. Если какие-то из необходимых документов в России и стране регистрации иностранного учредителя называются или составляются по-разному, подавайте документы, в которых содержится информация, нужная налоговой. Можно заранее выяснить в инспекции, какие именно данные должны содержаться в документах.
Иностранный гражданин может выступать в качестве руководителя российского общества с ограниченной ответственностью. Для этого он должен соблюсти следующие условия:
- Иметь ВНЖ или разрешение на временное проживание: это подтверждает легальное и постоянное пребывание России;
- Иметь патент или разрешение на работу в России: это подтверждает его право вступать в трудовые отношения на территории РФ.
Учтите, что если иностранец не выполнил хотя бы одно из этих требований, его нельзя назначить директором, даже если он является одним из участников ООО.
Перед регистрацией ООО составьте проект трудового договора, а после постановки организации на налоговый учет подпишите его с директором.
Если в вашем ООО есть иностранный совладелец, будьте готовы к следующим особенностям:
- Запрет на некоторые виды деятельности
- Налоговые особенности
- Ограничения, связанные с иностранным участием
Пошаговая инструкция: как открыть ООО самостоятельно в 2022 году
В отношении НДС также заработает два нововведения:
●НДС смогут не платить предприниматели из сферы общепита, у которых суммарный доход за предыдущий год не превысил 2 млрд рублей, а удельный вес дохода от услуг общепита составил не менее 70%.
С 2024 года добавится ещё одно условие — ИП для освобождения от НДС должен будет платить своим работникам зарплату не ниже среднемесячной по отрасли.
Подробнее изменение прописано в п. 2 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ.
●расширен состав товаров, при реализации которых НДС начисляют с межценовой разницы.
Для детального знакомства читать следует ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 30.04.2021 № 103-ФЗ.
Создание КФХ в качестве юридического лица или регистрация КФХ в форме юридического лица производится по аналогии с ООО. Учредитель принимает решение о создании КФХ, если учредителей КФХ несколько они проводят совместное заседание, на котором учреждают Крестьянско-Фермерское хозяйство.
Также, если учредителей несколько, они заключают соглашение о создании КФХ, в котором прописывают состав имущества, вносимого в будущее КФХ, а также права и обязанности сторон, условия выплаты прибыли и т.д. Соглашение о создании КФХ может быть удостоверено нотариально, если Вам это необходимо, но, как правило, хватает обычных подписей. Обязательный нотариальный порядок заверения соглашения о создании КФХ не требуется.
Разрабатывается и утверждается Устав КФХ, в котором отражаются основные положения вашего хозяйства.
КФХ может иметь наименование, например КФХ «РОДНИК», КФХ «РАССВЕТ», КФХ «АГРОАЛЬЯНС», КФХ «Мичуринский». Или наименование по главе КФХ. КФХ Григорьева Федора Трифоновича и т.д. Название можно использовать любое.
КФХ можно регистрировать в любом регионе России, но как правило КФХ распространены на юге России, в таких регионах как Крым, Ростовская область, Астраханская область, Ставропольский Край.
Юридическим адресом будущего КФХ может быть здание или сооружение, которое есть в ФИАС, то есть строение должно быть капитальным. Также в качестве адреса юридического лица можно использовать адрес места жительства Главы крестьянско-фермерского хозяйства или одного из Членов КФХ, доля которого превышает 51% в УК КФХ.
В состав имущества будущего КФХ можно вносить денежные средства, земельные ПАИ, земельные участки, технику, принадлежащую собственникам КФХ. Передача имущества осуществляется по Акту приема-передачи и переходит на баланс хозяйства.
Главой КФХ может быть выбран один из её членов, если у вас несколько учредителей КФХ.
Некоторые регионы предоставляют субсидии для КФХ. КФХ может использовать специальный налоговый режим, ЕСХН. Либо можно остаться на УСН. Заявление о применении УСН возможно подать с комплектом документов при регистрации создания хозяйства.
При заполнении формы Р11001 для создания КФХ размер Уставного капитала указывается по желанию хозяйства.
При создании КФХ единственным лицом, решение о создании КФХ должно содержать данные о его полном и кратком наименовании, об утверждении устава, о юридическом адресе, о назначении единоличного исполнительного органа (Главы КФХ, Директора КФХ и тд). Должность можно выбрать любую, важно чтобы данные в форме Р11001, Уставе и решении о создании КФХ совпадали. Образец решения приведен ниже:
Решение о создании КФХ в Word можно скачать за 100 руб., нажав по ссылке.
- Форма Р11001, заверенная нотариально, либо по ЭЦП.
- Решение или Протокол о создании КФХ;
- Устав КФХ;
- Государственная пошлина 4000 рублей; (Не оплачивается при подаче по ЭЦП)
- Соглашение о создании КФХ (если более одного члена крестьянского хозяйства);
- Документы на юридический адрес, по которому открывается КФХ;
(Гарантийное письмо на адрес, свидетельство о праве собственности, либо если открываете на домашний адрес, согласие собственника или при общей долевой собственности, всех собственников адреса).
В первом пункте формы заполняем наименование КФХ. При наличии краткого наименования указываем в том числе и краткое наименование крестьянского хозяйства.
Во втором пункте при наличии можно заполнить иностранное наименование КФХ. Если наименование на английском языке, выбираем код 016 и заполняем полное и краткое наименование КФХ на английском языке. При наличии иностранного наименования на языках, кроме английского, выбираем только код языка.
ООО «Восходы» применяет ЕСХН. Его доход за первое полугодие составил 2 000 000 рублей, расходы — 1 300 000 рублей. Расчет авансового платежа будет таким: (2 000 000 — 1 300 000) * 6 % = 42 000 рублей. Именно эту сумму нужно уплатить в качестве авансового платежа, крайний срок — 25 июля текущего года.
По итогам налогового периода ООО получило дохода 4 500 000 рублей, а его расходы составили 3 000 000 рублей. Доплата налога считается таким образом:
- (4 500 000 — 3 000 000) * 6% = 90 000 рублей — всего ЕСХН к уплате за год;
- 90 000 — 42 000 = 48 000 рублей — к доплате не позднее 31 марта следующего года с учетом перечисленного ранее аванса.
Законодательное понятие сельхозпроизводителя
В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.
Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.
Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:
- подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
- обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
- обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.
Также сельхозпроизводителями признаются:
- с/х потребительские кооперативы;
- КФХ;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.
Минсельхоза России от 19.09.2016 N 14/232
При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары. При рассмотрении споров такой же позиции придерживаются и арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС ПО от 25.01.2007 № А65-14601/2006-СА2-8 судьи заняли сторону налоговых органов и сочли правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как организация не подтвердила статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Поэтому в подтверждение своего статуса организация может составить экономически обоснованный отчет в произвольной форме, основанный на данных бухгалтерского учета, возможно, с приложением копий первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья, и подтверждающий, что в общем доходе доля от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года. Кроме того, еще нужно будет подтвердить, что предприятие осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Отметим, что учет произведенной сельхозпродукции ведется по Унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России постановлением от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».
Особенности бухгалтерского учёта в сельском хозяйстве
Учёт в коммерческих сельскохозяйственных организациях регулируется общими нормативными правовыми актами: 402-ФЗ, ПБУ и НК РФ. Но есть и отраслевые акты, помогающие построить систему учёта в сельском хозяйстве:
- план счетов предприятий агропромышленного комплекса (АПК), утверждённый приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654;
- методические рекомендации по корреспонденции счетов бухучёта сельскохозяйственных организаций (приказ Минсельхоза от 29.01.2002 № 68);
- методические рекомендации по бухучёту государственных субсидий и других видов помощи (приказ Минсельхоза от 02.02.2004 № 75);
- методические рекомендации по учёту основных средств (приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559);
- методические рекомендации по учёту затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг (приказ Минсельхоза от 06.06.2003 № 792);
- методические рекомендации по разработке учётной политики в сельхозорганизациях, утверждённые Минсельхозом 16.05.2005;
- другие отраслевые документы.
Что представляет собой «Агростартап»?
Агростартап – это возможность получить у государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе.
Деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько денег ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учёта НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% фермеру придётся вложить собственных средств.
Деньги выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Все бизнес-планы будут оцениваться по специальной шкале (см. ниже), составленной в соответствии с приоритетами региона (например, если приоритет – молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем проекты тепличных хозяйств). По сумме баллов будут определены победители конкурса – они-то и получат господдержку.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 19 сентября 2016 г. N 14/232 О необходимости подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
Департамент правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрел запрос от 15 сентября 2016 г. N 09/1232 о необходимости подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сообщает следующее.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, крестьянским (фермерским) хозяйствам, в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Директор | А.О. Миняев |
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2019 г. № СД-4-3/27083@ “Об учете доходов при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя”
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), сообщает следующее.
При этом подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что в целях главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составляет не менее 70 процентов.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса (пункт 1 статьи 346.5 Кодекса).
В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Исходя из этого доходы, полученные от возмездной сделки по переуступке полученных арендных прав в отношении земельного участка (согласно актам зачета взаимных требований), от продажи и переуступке прав на земельные участки, включаются в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса.
Вместе с тем, с учетом позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 10864/09 по делу N А78-5025/2008, и сложившейся судебной практики при рассмотрении подобных дел (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2010 N ВАС-5968/10 по делу N А41-3669/09, от 07.12.2010 N ВАС-13050/10 по делу N А32-24596/2007-45/127-2009-58/193), если организация не осуществляла продажу земельных участков на систематической основе, реализация носила разовый характер для улучшения своего финансового положения, то в целях признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные организацией денежные средства от такой реализации не должны учитываться в общем доходе.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
ЕСХН в 2021 году: для кого, как платить и что учитывать
Для получения статуса сельхозпроизводителя и приобретения право на налоговые льготы, субъекту хозяйствования необходимо обратиться в ФНС, где подтвердить, что не менее 70% дохода организации (ИП) составляет доход от с/х деятельности.
Особенности подготовки документов, подтверждающих статус с/х производителя, и их передачи в ФНС – в пошаговой инструкции ниже.
На первом этапе субъекту хозяйствования необходимо подготовить документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего дохода организации (ИП). Такими документами могут выступать налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, а также подтверждающие первичные документы (счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, т.п.).
К примеру, организация, которая является налогоплательщиком УСН, может получить статус с/х производителя при условии подачи в ФНС налоговой декларации по УСН, согласно которой доход организации на предыдущий налоговый период (календарный год) составляет минимум 70% от общего дохода.
Если речь идет о приобретении статуса с/х производителя организацией после постановки на учет в ЕГР (налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствуют), то подтвердить характер деятельности в таком случае смогут уставные документы, в которых указано, что организация занимается с/х производством, реализацией, вспомогательными услугами, т.п.
В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.
- Соответственно, новый закон сохранит все 32 страховых тарифа взносов на травматизм.
- Указанные тарифы находятся в диапазоне от 0,2 до 8,5% в зависимости от видов экономической деятельности, распределенных по классам профессионального риска.
- Одновременно сохраняется и льгота по уплате страховых взносов на травматизм для организаций и ИП, привлекающих для работы инвалидов.
- На 2021 год ФСС установил новые показатели для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ().
С нового года указанное ограничение на льготу не распространяется на продажу жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или долей в них, а также транспортных средств.
Как Получить Статус Сельхозпроизводителя 2021
Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2021 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг сельхозпроизводителями. Ранее такая оговорка отсутствовала.
Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.
Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.
Обязательно составляется бизнес-план, который презентуется в Министерстве. Специалисты решают его успешность и прибыльность. Чтобы получить грант на развитие фермерского хозяйства потребуется пройти конкурс, где в первую очередь будет оцениваться профессионализм кандидатов.
- Мясо и мясные продукты: тушенка, колбасы, копчености…
- Производство яиц.
- Молоко и молочные продукты.
- Консервы овощные и фруктовые.
- Соки, пюре, варенье, джем.
- Растительные масла.
- Собственное хлебопекарное производство.
- Мука, крупы, каши, комбикорм, отруби и прочая продукция из растительных культур и животных.
Фермер может выращивать пшеницу, овес, другие зерновые культуры. Масличные растения, корнеплоды, а так же растения, применяемые при производстве лекарств и косметических средств. Выращивание грибов также разрешено.
Если фермером ранее был оформлен кредит, то для того, чтобы оформить субсидию для погашения процентов по этому кредиту, нужно написать заявление. В этом заявлении обязательно нужно указать, что субсидия нужна для погашения кредита. Такой вариант также возможен.
С 2021 года планировалась отмена нулевой ставки для сельхозтоваропроизводителей (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2021 г. № 110-ФЗ). Однако Закон № 161-ФЗ изменил ситуацию. Теперь ставка по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков прописана непосредственно в Налоговом кодексе РФ. Она указана в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ и по-прежнему составляет 0 процентов.
Как подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя
На первом этапе субъекту хозяйствования необходимо подготовить документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего дохода организации (ИП). Такими документами могут выступать налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, а также подтверждающие первичные документы (счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, т.п.).
К примеру, организация, которая является налогоплательщиком УСН, может получить статус с/х производителя при условии подачи в ФНС налоговой декларации по УСН, согласно которой доход организации на предыдущий налоговый период (календарный год) составляет минимум 70% от общего дохода.
Если речь идет о приобретении статуса с/х производителя организацией после постановки на учет в ЕГР (налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствуют), то подтвердить характер деятельности в таком случае смогут уставные документы, в которых указано, что организация занимается с/х производством, реализацией, вспомогательными услугами, т.п.
В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.
О крестьянском (фермерском) хозяйстве
- потомство от племенных свиней, быков, баранов, козлов и жеребцов. Оформить такую льготу смогут фермеры, у которых есть племенное свидетельство, выданное в соответствии с Федеральным законом «О племенном животноводстве»;
- ввоз на территорию страны вышеперечисленной продукции.
В 2021 году на льготы сельхозпроизводителей планируется выделить до 242 млрд. рублей. Отдельно правительство планирует выделить до 50 млрд. рублей для льготного кредитования аграриев. Из-за увеличения финансирования сельского хозяйства из областного бюджета правительство может себе позволить субсидировать кредиты значительного количества фермеров, по сравнению с прошлым годовым периодом.
Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.
Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям. Список необходимых документов каждый регион утверждает самостоятельно, он будет различаться в зависимости от вида гранта, на который претендует фермер.
Поддержка сельхозпроизводителей дополнительно заключается в том, что начинающие предприниматели, желающие работать в сфере сельского хозяйства, могут воспользоваться уникальными грантами для молодых бизнесменов, а эта программа является федеральной.
Выдаются данные денежные средства в рамках специальной программы, которая называется «Начинающий фермер». Она предназначена для того, чтобы с помощью государства можно было оказывать поддержку всем людям, предпочитающим заниматься сельским хозяйством в рамках собственного бизнеса.
Помимо оформления кредита по льготной ставки, как крупные, так и мелкие производители могут получить дополнительную финансовую помощь от государства или из регионального бюджета. Регионы также заинтересованы в поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и различных кооперативов. Это в первую очередь связано с тем, что такие хозяйства в поселках или небольших городах являются практически единственным местом работы для большей части населения.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 20 мая 2021 г. по делу N А35-7729/08-С21 пояснил, что при определении статуса сельхозпроизводителя имеет значение соотношение дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и совокупного дохода от реализации товаров, первый показатель должен составлять не менее 70%.
ФАС отметил, что на уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти производители если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором лицо подает заявление о переходе на уплату сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Первоначально деятельность КФХ регулировалась Законом РСФСР от 22.11.1990 №348-1. По старому Закону, КФХ должны были быть зарегистрированными в качестве юридического лица
Согласно изменениям, внесенным в статью 23 ГК РФ, россияне имеют права заниматься сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица, а только с регистрацией ИП. То есть «старые» КФХ должны произвести перерегистрацию по новым правилам. Срок действия поправки о перерегистрации действует до конца 2020 года. Получается, что если КФХ не произведет перерегистрацию, то со следующего года оно не сможет вести деятельность.
Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится Законопроект № 995102-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Данный проект предлагает продлить срок сохранения за КФХ статуса юридического лица до 1 января 2028 года.
На начало 2020 года по всей России насчитывается порядка 176 тысяч КФХ, из которых 13 тысяч фермерских хозяйств имеют статус юридического лица. Продление действия статуса КФХ, зарегистрированных по старым правилам, позволит избежать множества проблем, так как фермерские хозяйства за время деятельности успели взять кредиты и долговые обязательства. Смена организационно-правовой формы КФХ повлечет за собой обязательства по полному погашению ранее оформленных кредитов, что может привести к банкротству многих КФХ.
Кроме этого, перерегистрация статуса «старых» КФХ «обнулит» кредитные истории всех фермерских хозяйств и отменит все возможные льготные условия в кредитовании для постоянных клиентов.
Рассмотрение данного Законопроекта запланировано на октябрь 2020 года. Поэтому есть возможность, что КФХ продлят переходный период перерегистрации еще на 7 лет.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Департамент правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрел запрос от 15 сентября 2021 г. N 09/1232 о необходимости подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскими (ферме��скими) хозяйствами и сообщает следующее.
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.
Наиболее подходящие варианты:
- купить земельный участок у частного лица;
- арендовать частную землю;
- взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.
Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).
Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).
Вам понадобится:
- паспорт;
- заявление в администрацию;
- кадастровый паспорт;
- выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
- постановление администрации;
- квитанция об оплате за участок;
- квитанция об оплате регистрации;
- регистрация собственности или аренды.
КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.
Порядок действий следующий:
- Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
- К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
- Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
- Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривае���� освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.
Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.
Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:
- подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
- обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
- обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.
Также сельхозпроизводителями признаются:
- с/х потребительские кооперативы;
- КФХ;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.
На первом этапе субъекту хозяйствования необходимо подготовить документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего дохода организации (ИП). Такими документами могут выступать налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, а также подтверждающие первичные документы (счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, т.п.).
К примеру, организация, которая является налогоплательщиком УСН, может получить статус с/х производителя при условии подачи в ФНС налоговой декларации по УСН, согласно которой доход организации на предыдущий налоговый период (календарный год) составляет минимум 70% от общего дохода.
Если речь идет о приобретении статуса с/х производителя организацией после постановки на учет в ЕГР (налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствуют), то подтвердить характер деятельности в таком случае смогут уставные документы, в которых указано, что организация занимается с/х производством, реализацией, вспомогательными услугами, т.п.
В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.
Как сельхозпроизводителю получить помощь от государства. На сегодняшний день сельское хозяйство как никогда нуждается в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить прибыль от работы на земле все сложнее.
Как подтвердить статус сельхозпроизводителя. Сельхозорганизация, которая применяет общий режим или упрощенную систему налогообложения, тоже может получить такое уведомление в инспекции и, следовательно, воспользоваться льготой по НДС.
Пунктом 2 ст. 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
В целях применения указанной нормы Кодекса на основании п. 5 ст. 346.2 Кодекса доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 248 и 249 Кодекса, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса, не учитываются.
В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.
- уставные документы (для организации);
- паспорт, ИНН предпринимателя (для ИП);
- выписка из ЕГР о регистрации;
- уведомление о переходе на ЕСХН ⇒ Уведомление о переходе на ЕСХН ф.26.1-1;
- документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70%.
Глава КФХ, претендующий на участие в Программе (то есть желающий получить субсидию, грант или другого рода поддержку), должен быть гражданином России, проживающим в сельской местности данного региона не менее года до подачи заявки на участие в Программе. КФХ может участвовать в каждом из мероприятий Программы только один раз.
Порядок предоставления грантов. Сроки проведения и условия конкурса разнятся в каждом регионе, поэтому для участия необходимо внимательно отслеживать информацию на сайтах профильных региональных ведомств, оказывающих поддержку малому и среднему бизнесу, а также региональных министерств сельского хозяйства. Как п��авило, объявления о конкурсе выходит в форме постановлений профильных региональных министерств сельского хозяйства.
18 февраля Госдумой принят законопроект «О внесении изменений в статью 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Принятые поправки уточняют статус и корректируют возможности российского сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В этом случае для подтверждения статуса товаропроизводителя при расчете доли от реализации сельскохозяйственной продукции (70%) для целей государственной поддержки значительно отличается от этого же понятия, определенного в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ для фискальных целей, исчисленного от общего дохода от реализации товаров и услуг.
Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.
Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.
С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.
У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:
- уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
- соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:
Год | Пороговое значение выручки |
---|---|
2020 | 90 млн руб. в 2019 г. |
2021 | 80 млн руб. в 2020 г. |
2022 | 70 млн руб. в 2021 г. |
2023 | 60 млн руб. в 2022 г. |
Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.
Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.
Льготы для сельхозпроизводителей в 2022 году
На текущий момент данная сфера считается одной из приоритетных направлений. Правительство всегда поддерживало фермеров в развитии их деятельности, предоставляя разные льготы и субсидии. В году также планируется продолжить данную программу. В следующем году правительство планирует поддержать фермеров, предоставив разные субсидии из государственного и регионального бюджета. Оформить льготы смогут не только государственные, но и частные фермерские хозяйства.
В году президент России подписал закон, согласно которому были внесены изменения в перечень не облагаемых НДС операций:. Также предусмотрено дополнительное финансирование на федеральном или региональном уровне. В маленьких городах или аграрных поселениях крестьянские хозяйства выступают в качестве единственного способа заработка для большинства жителей. В крупных городах фермеры поставляют и реализуют готовую продукцию. На этом этапе важно не допустить монополизацию рынка.
Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»
Определение, кто такие сельхозтоваропроизводители дано в главе 26.1 НК РФ. Однако это определение применяют и при общем режиме налогообложения. Рассказать, какими критериями для налогообложения следует руководствоваться сельхоз- организациям, которые не переходили на ЕСХН. Какими документами это подтвердить. Дополнительно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-03-05/59.
Определение, кто такие сельхозпроизводители, дано в главе 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации. Так, статьей 346.2 НК РФ установлены критерии признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем для целей применения специального льготного налогового режима, предусмотренного положениями гл. 26.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ и в целях главы 26.1 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов.