Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 55 ГрК РФ. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ввести в действие реконструированное здание можно таким же образом, как и после его первоначального строительства. Все бланки подаваемых заявлений, заполняемых актов, а также форма разрешения ничем не отличаются.
Общие положения о приемке строительного объекта в эксплуатацию
После завершения строительства любой объект должен пройти проверку на соответствие нормам и получить заключение приемочной комиссии. Только после этого он может быть введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Строительный объект обязан отвечать техническим условиям, проектной документации и всем нормативным требованиям. Необходимо учитывать те документы, которые имели юридическую силу на момент передачи проекта заказчиком подрядчику.
Введенные в действие за время строительства новые нормативные требования будут предъявлены к вводимому объекту в случае, если его эксплуатация несет риск для жизни и здоровья людей. Решение о необходимости соответствия строительного объекта новым нормам принимается надзорной инстанцией. При возникновении каких-либо споров решение остается за органом исполнительном власти, который принял новые требования.
Заказчик предъявляет к приемке и вводу в эксплуатацию объект инвестору, который в свою очередь обязан назначить приемочную комиссию в течение 15 дней после получения заявки или дать обоснованный отказ. Приемочная комиссия может принять только законченный проект и при наличии всех соответствующих документов. После выполнения этих процедур инвестор может ввести сооружение в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию объекта после проведения реконструкции
После получения согласия здание ставится на государственный учёт в качестве объекта завершённого строительства. При необходимости в реестр реконструированных сооружений вносятся соответствующие разрешения. Сам по себе разрешительный документ относится к чисто техническим и никаким образом не отменяет и не изменяет право собственности на строение. На ввод в эксплуатацию реконструированного объекта закон отводит не более десяти рабочих дней.
Подать документы и получить готовое разрешение можно не только лично, но и через МФЦ, воспользовавшись помощью своего доверителя, при помощи электронной почты или воспользовавшись личным кабинетом сайта Госуслуг. За эту услугу пошлина государством не взыскивается.
Если возникли проблемы в процессе регистрации, обжаловать действия или бездействие чиновников можно в установленном законодательством внесудебном порядке, т.е. путём обращения к вышестоящему руководителю.
Если же был получен отказ о выдаче разрешения, обжаловать такое решение можно путём подачи судебного иска. Сделать это самостоятельно, без знаний норм законодательства и технических требований, достаточно сложно. Поэтому лучше всего сразу доверить работу по получению разрешения квалифицированным специалистам.
Список необходимых документов
Чтобы получить зеленый свет на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный государственный орган следует направить следующие документы:
- Заявление на выдачу разрешения.
- Документы, устанавливающие право заявителя на землю, на которой находится объект капитального строительства (ОКС).
- Градостроительный план земельного участка, проект планировки территории или проект межевания территории (для линейных объектов).
- Разрешение на строительство.
- Акт приемки ОКС, при условии, если работы велись подрядчиками.
- Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного или реконструированного ОКС проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капстроительства приборами учета энергоресурсов, которые используются. Подписывается лицом, осуществляющим строительство (техническим заказчиком в случае выполнения работ подрядчиком) и лицом, проводившим строительный контроль (в случае осуществления строительства на основании договора).
- Документы, подтверждающие соответствие построенного или реконструированного объекта капстроительства техническим условиям за подписью представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Организация, выдававшая технические условия, предоставит справку об их выполнении.
- Схема, на которой отражены расположение построенного или реконструированного объекта капитального строительства, инженерно-технических сетей, а также план земельного участка.
- Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии готового ОКС требованиям проектной документации.
- Схема, отражающая построенный или реконструированный объект, расположение сетей и планировочную организацию земельного участка, подписанную лицом, которое осуществляет строительство.
- Для опасных объектов и зданий, обеспеченных лифтами необходим договор страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии.
- Технический план ОКС, соответствующий проектной документации, в соответствии с которой выдавалось разрешение на строительство.
- Также к моменту ввода объекта в эксплуатацию нужно проверить наличие в проекте следующих разделов:
- Обеспечение соблюдений требований энергетической эффективности.
- Мероприятия по охране окружающей среды.
- Обеспечение доступа инвалидов.
- Пожарная безопасность.
Современная нормативная база, регламентирующая вопрос
Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.
Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:
- исполнительный орган власти федерального уровня;
- орган местного самоуправления;
- исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
- организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
- Государственную корпорацию «Роскосмос».
Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:
- заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);
- согласие на осуществление строительных работ;
- правоустанавливающие документы относительно используемого земельного участка и его план или проект межевания;
- акт приемки соответствующего сооружения или здания;
- акт приемки работ по сбережению культурного наследия (в случае, когда СМР ведутся на памятниках истории или культуры);
- документы, подписанные осуществлявшим строительство лицом, о соответствии объекта (реконструированного или возведенного) техническим регламентам и техусловиям;
- подтверждение со стороны строительной организации, застройщика и представителем строительного контроля соответствия сооружения проектной документации, нормативным требованиям энергоэффективности и оснащенности приспособлениями учета энергоресурсов;
- схема расположения на выделенном земельном участке непосредственно объекта инженерных сетей;
- заключение органа Госстройнадзора о соответствии сооружения всем требованиям, указанным в проектной документации (если это предусмотрено) и экологического контроля (в некоторых случаях);
- договор страхования обязательного гражданской ответственности (необходим при вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта повышенной опасности);
- технический план.
При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.
После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:
- проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
- с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
- выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.
Некоторые тонкости налогообложения
Относительно налогообложения после ввода здания в эксплуатацию мнение инвесторов и налоговых органов несколько отличаются. Обычно считается, что после выдачи разрешения все работы закончены, и сооружение полностью готово к использованию. Инвестор включает здание в состав основных средств, предварительно или после оформляет право собственности. Но многие застройщики сомневаются в том, что они обязаны включать здание в состав основных средств сразу после выдачи разрешения.
Налоговые органы считают, что обязаны, а иначе начинают подозревать инвестора в попытке выиграть время при уплате налога на имущество. Однако застройщик сам определяет, готово ли здание к полноценному использованию на том этапе, когда получен документ о вводе. Готовность проекта к работе должно определить руководство предприятия.
Настаивая на максимально раннем начале выплат, фискальные органы получают выигрыш в скорости получения отчислений, но могут проиграть в размере общей суммы, поскольку при неполной готовности оплачивается неполная сумма налога.
У организации в создавшейся ситуации есть такие варианты действий:
- завершить все работы, в том числе отделочные, принять решение о полной готовности и только после этого подавать документы на ввод;
- признать здание пригодным к использованию в процессе получения разрешения, а отделочные работы завершать уже по объекту, входящему в состав основных средств предприятия.
Ввод частного дома в эксплуатацию: подготовка объекта к осмотру комиссией
До момента вызова комиссии на осмотр возведенного объекта ИЖС, должны быть выполнены в полном объеме следующие работы:
- строительно-монтажные;
- инженерно-коммуникационные с заключением договоров на дальнейшее обслуживание;
- благоустройство придомовой территории;
- выполнены необходимые обмеры специалистами БТИ.
Примечательно, что при осмотре объекта приемной комиссией, в доме может быть не завершена до конца внутренняя отделка, однако основные коммуникации должны быть проведены в обязательном порядке.
Перед подачей заявления и вызова комиссии для осуществления контроля качества проведенных строительных работ и соответствие возведенного объекта ИЖС нормам госстандартов, важно, чтобы дом отвечал следующим запросам:
- Требования к жилому помещению в общем:
- объект ИЖС обязательно должен иметь окна и двери;
- внутри должна быть выполнена, как минимум, черновая отделка, что является необходимым для обмера площади комнат специалистами БТИ;
- высота потолков в цокольном этаже должна быть не более 2,1 метра, иначе комиссией это помещение может быть признано первым этажом дома, которое также должно иметь внутреннюю отделку;
Важно! Ввод жилого индивидуального дома в эксплуатацию можно осуществить поэтажно, однако, при согласовании каждого этажа отдельно потребуется выполнение поэтапно всех действий в полном объеме (т.е. вызов комиссии, проверка объекта, ожидание разрешения и другое).
- Требования к ограждениям, полам и потолкам:
- в жилых помещениях обязательно должен быть пол, независимо от того, деревянное это покрытие или бетонное;
- желательно, чтобы в помещениях кухни и ванной половое покрытие было выполнено согласно проекту;
- потолки должны иметь, как минимум, чистовую отделку;
- все лестничные марши и защитные ограждения (к примеру, на балконе), предусмотренные проектом, должны находиться на своих местах.
- Требования к отоплению и электроснабжению:
- наличие системы отопления в жилом доме является обязательным требованием, неисполнение которого может стать основанием для признания объекта непригодным для проживания;
- внутри дома должны проходить трубы отопления, подсоединенные к котлу для обогрева;
- тоже самое касается и сетей электроснабжения: электропроводка должна быть разведена по дому, розетки и выключатели должны быть установлены и подключены в соответствии с проектом.
Как ввести дом в эксплуатацию без разрешения на строительство
В случае если отдельные части дома были построены самовольно, либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, ввод дома в эксплуатацию придется выполнять силами независимой специализированной организации, имеющей лицензию на детальное обследование строительных конструкций здания или сооружения. Грубо говоря — нужна легализация самостроя.
Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии объекта предоставляются в орган государственного строительного надзора. Надзорный орган (при положительных результатах проведенного обследования) может рассмотреть возможность выдачи ЗОС. Однако ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.
Порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Зачем Вам получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию? Такой важный документ как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию будет означать, окончание строительства или реконструкции вашего объекта, а также его соответствие градостроительному плану и всей проектной документации.
Для получения разрешения на ввод необходимо выполнить следующие действия:
- подготовить заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- собрать пакет документов, необходимых для получения разрешения на ввод
- подать заявление с документами в орган, который выдает разрешение
- по результатам рассмотрения заявления и проверки документов, объекта, уполномоченный орган должен выдать заявителю разрешение на ввод или отказать в выдаче.
Комментарии к ст. 55 ГрК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи дает определение понятию «разрешение на ввод объекта в эксплуатацию».
2. Части 2 и 3 комментируемой статьи определяют органы, в которые подается заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и виды документов, которые необходимо приложить к данному заявлению. Перечень документов является открытым, т.к. ч. 4 комментируемой статьи дает право Правительству РФ устанавливать иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень документов, который прилагается к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, был уточнен.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена ч. 4.1, запрещающей требовать иные документы, нежели установленные в данной статье, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает варианты действий органа, выдавшего разрешение на строительство, при получении заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением данного органа может стать выдача заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказ в выдаче такого разрешения.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 143-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» ч. 5 была изложена в новой редакции. В ней устанавливается случай, когда при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта осмотр объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
4. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Часть 7 статьи дополняет данный перечень еще одним основанием для отказа в выдаче разрешения: невыполнение застройщиком требований ч. 18 ст. 51, которая устанавливает, что застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию будет осуществлена только после того, как заявитель выполнит данное требование.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 6 было внесено дополнение, которым отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при несоответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Изменение, внесенное в ч. 7 комментируемой статьи Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», расширяет состав материалов, которые застройщик обязан передать для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
5. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает право оспорить отказ в выдаче разрешения в судебном порядке.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 143-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» в ч. 6 и 8 были внесены изменения, конкретизирующие положения данных частей.
6. Часть 9 устанавливает необходимость передачи копии схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка в органы, выдавшие разрешение на строительство, с целью размещения данной копии в информационной системе.
7. Части 10 и 11 комментируемой статьи устанавливают, что основанием постановки на государственный учет объектов капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в котором должны содержаться необходимые сведения о данном объекте для постановки его на учет. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Форма данного вида разрешения устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ 24 ноября 2005 г. приняло Постановление N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Как проводится итоговая проверка
Экспертное заключение о соответствии выдаётся после проведения итоговой проверки оборудования.
Для получения документа, необходимо его испытать в процессе пробных пусков. При этом проверяются элементы постройки конструктивного назначения, а также узлы оборудования, размещённого на объекте.
Приборы учёта
В комплексном испытании оборудования необходимо учесть состояние вентиляции, трубопроводов и систем пожарной безопасности. Процедура проводится на протяжении 72 часов, в режиме активной эксплуатации внутренних и внешних инженерно-технических систем. Испытание считается успешным, если все оборудование работает без сбоев.
В случае выявления дефектов, представители контролирующих органов выдают предписания об их устранении.
После того как были учтены все замечания и проведены рекомендуемые мероприятия, испытания необходимо повторить.
Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.
Возведение МКД контролируется государством через органы Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН/ГСН). Экспертиза проектной документации, согласование разрешений на строительство, непосредственный контроль работ, а также экспертная оценка результата – все это находится в ведении ГАСН.
Независимая экспертиза ГАСН предшествует приему новостройки:
- компания-застройщик уведомляет ГАСН о завершении строительства;
- формируется государственная комиссия из представителей застройщика, СЭС, Госпожнадзора, Стройнадзора, экологов, отдела архитектуры муниципалитета;
- эксперты выезжают на осмотр объекта (срок – семь дней после получения информации от застройщика);
- подписываются акты соответствия дома проектной документации, итоговой проверки.
После оценки ГАСН застройщик собирает документы и готовится к вводу дома в эксплуатацию. Закон не запрещает представителям ГАСН приехать с проверкой на объект без уведомления строительной компании и выдать ряд предписаний. На практике внезапный визит оборачивается длительной сдачей МКД и переживаниями дольщиков (которым остается только ждать устранения недостатков).
Участие дольщиков в процессе госприемки новостроек законодательством не предусмотрено. Это логично, ведь частное лицо осматривает квартиру в индивидуальном порядке и по результатам первичного знакомства с объектом вправе составить претензионный акт с перечнем недоделок и требованием по их устранению (ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 214-ФЗ).
В случае обнаружения грубых недоделок, при которых невозможно нормальное проживание в доме, или отказа застройщика от устранения нарушений в срок вопрос стоит решать в суде. Причем дольщик может отказаться от подписания передаточного акта.
Документация на объект капитального строительства
Для каждого объекта КС независимо от назначения предварительно готовится пакет документации, в которой отражаются данные о будущем строении. Основу документации составляют исходные сведения о результатах проведенных инженерных изысканий. Эти данные не относятся напрямую к технической реализации объекта, но дают представление о возможностях строительства в конкретных геологических условиях. Также в основной части актов приводятся уже технико-конструкционные расчеты по будущему зданию. В этом разделе указываются параметры строения, его характеристики, возможности для подключения инженерных коммуникаций и т. д. Предусматриваются в пакете документаций и сведения о возможностях будущей реконструкции сооружения – его демонтажа или переобустройства. Без согласования с органами самоуправления также не обходится капитальное строительство. Документация должна включать исходно-разрешительные акты, соответствующие не только техническим нормативам, но и местным градостроительными регламентами. То есть вместе с техническим допуском следуют и правовые разрешительные документы.
Приёмка в эксплуатацию
Порядок приёмки в эксплуатацию регламентируется строительными нормами и правилами, в которых предусмотрены предварительная и окончательная приёмки. Предварительная техническая приёмка объекта капитального строительства проводится подрядчиком рабочей комиссии заказчика. Окончательная приёмка Государственной комиссией актуальна только в том случае, когда строительство было проведено за счёт средств Федерального бюджета.
В состав комиссии заказчика входят генеральный подрядчик, субподрядчики, проектная компания, эксплуатирующая организация, а также контролирующие органы, такие как пожарный, санитарный и экологический надзор. Каждый член комиссии, в соответствии со своей компетенцией оценивает качество работ и соответствие их проектной документации. Проверка завершается подписанием акта, который свидетельствует о выполнении исполнителем всех обязательств перед заказчиком и является основанием для создания Государственной приёмочной комиссии. Если строительные работы были финансированы заказчиком, то подтверждением их компетентного и качественного выполнения в полном объёме является оформленный по всем правилам Акт комиссии.
Сколько стоит комплекс обследований по вводу здания в эксплуатацию?
Наименование работ | Ед. измерения | Цена, руб.* |
1. Комплекс работ по подтверждению энергетической эффективности здания | Объект: Многоквартирный дом, Бизнес Центр, Торговый Центр, Производственное здание, Склад и т.д. | от 60 000,00 руб. |
1.1 Тепловизионное обследование ограждающих конструкций здания | от 16 000,00 руб. | |
1.2 Измерение воздухопроницаемости ограждающих конструкций здания | от 30 000,00 руб. | |
1.3 Измерение фактических значений теплотехнических показателей с согласованием в РТН | от 30 000,00 руб. | |
1.4 Разработка Энергетического паспорта с согласованием в РТН | от 35 000,00 руб. | |
2. Лабораторно-инструментальные исследования и измерения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил | от 100 000,00 руб. |
Ввод здания в эксплуатацию — алгоритм действий
Приемка законченных строительством объектов В случае осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта по договору с заказчиком (застройщиком), завершенный строительством объект предъявляется подрядчиком к приемке заказчику (застройщику) в составе и объеме выполненных работ, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда.
Заказчик (застройщик) устанавливает дату проведения и порядок организации приемки объекта, перечень участников приемки и оценки соответствия объекта установленным требованиям.
Дата приемки завершенного строительством объекта сообщается органу, уполномоченному на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Оценка соответствия законченного строительством объекта проекту, требованиям нормативных документов (технических регламентов) и технических условий решением заказчика (застройщика) может осуществляться посредством приемочной комиссии или без нее.
К участию в оценке соответствия законченного строительством объекта могут привлекаться представители проектной организации (если на объекте осуществляется авторский надзор), Территориальных исполнительных органов государственной власти, на территории которых находится объект, уполномоченного органа исполнительной власти, в предмете ведения которого находятся объекты культурного наследия (по объектам культурного наследия, на которых осуществлен капитальный ремонт или работы по приспособлению объекта для современного использования), органов государственного надзора и эксплуатирующей организации.
Приемка законченного строительством объекта оформляется заказчиком (застройщиком) актом, рекомендуемая форма которого приведена в приложении Б, с приложением к акту необходимой правовой, проектной и исполнительной документации, актов приемки инженерных систем и других документов, подтверждающих соответствие законченного строительством объекта проектной документации и требованиям нормативных документов (технических регламентов). Основной перечень документов приведен в приложении А.
В случае непреднамеренной утраты участниками строительства исполнительной документации на возведенные несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений (при условии, что разрешение на строительство/реконструкцию последних получено в установленном порядке), допускается (по решению органа, уполномоченного на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) проведение технического обследования таких конструкций лицензированной организацией — с целью определения их надежности и устойчивости, а также соответствия проекту. При наличии положительного заключения по результатам такого обследования, восстановление утраченной документации не требуется.
Такой же порядок возможен для эксплуатируемых объектов, не принятых своевременно по каким-либо причинам в установленном порядке.
Законченные строительством входящие в состав строящегося объекта отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные и пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства, принимаются заказчиком (застройщиком) с привлечением организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и органов государственного надзора и контроля. Акты промежуточной приемки в эксплуатацию предъявляются заказчиком (застройщиком) при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в целом.