- Трудовое право

Как проходить техосмотр для автобуса и каковы его особенности в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходить техосмотр для автобуса и каковы его особенности в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работоспособный тахограф является одним из условий прохождения ТО. На рынке представлено множество таких приборов, но каждый автолюбитель может столкнуться с мошенничеством и некачественной продукцией. Требования к тахографам изложены в приказах министерства транспорта (номер 438 и 440). Проверить сведения о различных контрольных устройствах и тахографических мастерских можно с помощью официального сайта ФБУ «Росавтотранс».

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Аннулирование карты техосмотра

Прохождение техосмотра автомобиля не единственное изменение, которое начало действовать в 2022 году. Диагностическая карта перестала быть панацеей, поскольку её могут отозвать. Но право на проведение такой процедуры есть не у всех. Оно возможно только если аннулирование выполняет сотрудник ГИБДД. Именно рассматриваемый пункт в нововведениях вызвал самое бурное обсуждение, поскольку многие считают, что оно может стать причиной дорожного произвола. Например, если инспекторы из-за пустяшной поломки начнут отменять карты техосмотра, отправляя автомобилистов на повторные технические осмотры.

Но все это гипертрофировано. Небольшая поломка, максимум, что может спровоцировать – штраф. И то, только в крайних случаях. Обычно достаточно простого предупреждения. Но это не значит, что аннулировать карту вообще невозможно. Это могут сделать, но только в некоторых, четко прописанных случаях:

  • Диагностическую карту выдали без технического осмотра.
  • Если диагностическая карта выдана на легковойавтомобиль, который не соответствует нормам и правилам безопасности.

Для чего нужен техосмотр автобуса

В первую очередь, техническое обслуживание автобусов дает гарантию безопасности не только владельцу ТС и его пассажирам, но также и другим участникам дорожного движения, включая пешеходов. Кроме этого, данная проверка позволяет выявить неисправности на ранней стадии и предотвратить серьезные поломки важных узлов, значительно снизив риск возникновения аварийных ситуаций и опасных ДТП.

Если в ходе техосмотра пассажирских автобусов были обнаружены серьезные неисправности, эксперт делает соответствующие пометки в диагностической карте, без которой владельцу транспортного средства не удастся оформить страховку.

Читайте также:  Лишение прав за алкогольное опьянение в 2023 году

Очень тщательно проводится проверка школьных автобусов для транспортировки детей на различные мероприятия, в ходе которой проверяется наличие опознавательных знаков и надписей на бортах, исправность тахографа, всех важных узлов и гидравлических приводов, ремней безопасности, системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и многое другое. Надежность и работоспособность техники дает дополнительную уверенность в безопасности пассажиров.

Кто может проводить техосмотр автобуса?

5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3 (далее — оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее — уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно — график, заявка).

Пункт 5 правил техосмотра автобусов говорит о том, что пройти осмотр можно у любого оператора технического осмотра, имеющего аккредитацию на осмотр автобусов. Однако при этом должен обязательно присутствовать сотрудник ГИБДД. То есть с 1 марта 2021 года проверками автобусов будет заниматься в том числе и ГИБДД.

Это самое важное нововведение новых правил, прочие пункты документа лишь раскрывают особенности участия полицейского в процедуре техосмотра.

Пункт 5 также говорит и о том, что техосмотр автобусов будет возможен только по предварительной записи. Это необходимо, чтобы автобус приехал на техосмотр именно в то время, когда в пункте кроме технического эксперта присутствует и сотрудник ГИБДД. Очевидно, что полицейский не будет «просиживать» в ожидании автобусов с утра и до вечера, он будет приходить по мере необходимости.

Когда правила техосмотра автобусов начнут действовать?

Выше в данной статье речь шла о том, что новые правила техосмотра автобусов начнут работать с 1 марта 2021 года. Однако эта дата напрямую не прописана в тексте постановления:

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 2 говорит о том, что документ начнет действовать одновременно с тем, как начнет действовать новая редакция федерального закона «О техническом осмотре» (она рассмотрена в следующих статьях: часть 1, часть 2).

На текущий момент дата начала действия новой редакции закона «О техосмотре» — именно 1 марта 2021 года. Однако нужно напомнить и о том, что изначально этот закон должен был начать действовать с 8 июня 2020 года. Однако дата была перенесена. Если дату перенесут еще раз, то вместе с законом «О техосмотре» будут отложены и правила, рассмотренные в данной статье. В любом случае, если это произойдет, данная статья будет обновлена.

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст правил организации и проведения технического осмотра автобусов:

Что касается рассмотренных выше нововведений, то судя по всему их цель состоит в том, чтобы за счет участия сотрудников ГИБДД обеспечить должное техническое состояние пассажирского транспорта. Полицейский является дополнительной гарантией того, что автобус действительно приезжал на пункт техосмотра, проходил там необходимые проверки и оказался в исправном техническом состоянии. Будем надеяться, что новые правила позволят уменьшить количество ДТП, связанных с техническими неисправностями автобусов.

Если раньше талон техосмотра выдавался только при отсутствии неисправностей в автомобиле, в 2019 документ диагностики оформляется на ТС при наличии поломок с указанием проблемных узлов агрегата. Однако, без соответствующей отметки о разрешении на эксплуатацию ТС, ездить на такой машине нельзя.

Осмотр транспорта на предмет соответствия требованиям безопасности будет проводиться не многочисленными страховыми агентами, а специализированными аккредитованными станциями технического осмотра. Периодичность прохождения ТО регламентирована для каждой категории ТС.

Важно! Процесс оценки состояния авто должен записываться на камеру.

Контроль за проведением осмотра РСА теперь не осуществляет. Процедура перешла в юрисдикцию МВД и Ростехнадзора.

Читайте также:  Какие новые госпошлины за транспортные средства с 2023 года

Законом определены штрафы за непрохождение техосмотра хозяевами автомобилей. Продолжить езду за рулем нарушитель не сможет: машину эвакуируют на спецстоянку.
Непорядочных операторов ждет административное взыскание на крупную сумму для эксперта, или тюремный срок для директора центра оценки.

В 2022 году расширен перечень критериев соответствия автомобиля параметрам безопасности.

Специалист организации, уполномоченной проводить ТО, будет проверять машину по следующим требованиям:

  • Исправные осветительные приборы должны быть окрашены в один цвет, располагаться симметрично и испускать уровень излучения в соответствии с регламентом Таможенного союза;

Автомобиль не пройдет ТО с тонировкой, пленкой, декором, рисунком или наклейкой на фарах!

  • Не допустима течь гидроусилителя руля, моторного или трансмиссионного масла и других жидкостей;
  • В автомобиле не должно быть изменений конструкции ТС, установленной заводом-изготовителем;

Для прохождения техосмотра и получения разрешительного заключения специалистов, к процедуре ТО нужно готовиться заранее.

Сначала нужно проверить исправность автомобиля:

  • фары, противотуманки и все осветительные приборы;
  • шины;
  • ГУР;
  • систему торможения;
  • стеклоочистительные моторчики и патрубки;
  • наличие аварийного знака, аптечки и огнетушителя с действующими сроками годности;
  • паспорт на ГБО (при наличии).

Какие виды транспорта должны проходить техосмотр

После вступления в силу законодательных инноваций изменятся сроки прохождения технического осмотра. С марта 2021 года автомобилям не старше 4 лет не нужно будет проходить техосмотр. Машинам, возраст которых варьируется в диапазоне от 4 до 10 лет, придется посещать оператора раз в 2 года. Все эти правила распространяются и на другие виды транспортных средств:

  • полуприцепы;
  • мотоциклы;
  • прицепы;
  • грузовые автомобили, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тн.

Авто старше 10 лет, необходимо подтверждать исправное техническое состояние раз в год. Автомобили, выпущенные менее 5 лет назад и работающие в такси, будут проходить техосмотр раз в год, если более 5 лет – раз в полгода.

Раз в год техническое состояние придется подтверждать:

  • грузовикам от 3,5 тн;
  • автобусам;
  • учебным авто до 5 лет;
  • машинам, перевозящим опасные грузы;
  • такси (легковым);
  • грузовикам (от 8мест);
  • авто со спецсигналами.

А если возраст этого транспорта превышает 5 лет, то проверка проводится 1 раз в полгода.

Какие нужны документы?

Если автобусом владеет частное лицо (ИП), то он проходит техосмотр на общих основаниях. С собой ему необходимо брать лишь документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации ТС, а в его отсутствии — паспорт транспортного средства. Если за рулем находится не владелец автобуса, то ко всему прочему нужна еще генеральная доверенность, предоставляющая данному лицу право управления ТС. Если же автобусы находятся на балансе юридической организации, то для прохождения ТО необходимо:

  1. Получить у диагностической станции 2 экземпляра договора на оказание услуг по прохождению ТО.
  2. Заполнить их и заверить у руководителя.
  3. Оплатить стоимость техосмотра для каждого транспортного средства в соответствии с тарифами диагностической станции.
  4. Получить водителю доверенность на подписание акта выполненных работ, в ином случае руководитель должен лично присутствовать при прохождении ТО.
  5. Приехать на станцию, имея на руках квитанцию об оплате, договор, заверенный руководителем, свидетельство о регистрации ТС, доверенность и документ, удостоверяющий личность водителя (паспорт).

В доверенности лучше указать, что водитель имеет право не только подписать акт выполненных работ, но и согласовать дополнительное соглашение, которое будет необходимо, если такой транспорт не пройдет технический осмотр. На диагностическую станцию нужно привозить два экземпляра договора на оказание услуг, чтобы там смогли их заверить.

Техосмотр на автобус и его особенности

Все вопросы, касающиеся ТО, регулируются законом ФЗ № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре ТС» (далее – ФЗ № 170). Ст.15 п.1 этого нормативного акта гласит, что автобусы подлежат ТО один раз в шесть месяцев.

Прежде чем понять, почему автобусы должны проходить технический осмотр чаще, чем другие транспортные средства, необходимо разобраться в следующих понятиях:

  1. Диагностическая карта – это документ, в который заносятся результаты проверки ТС на исправность и комплектность.
  2. Автобус – это многоместное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров по обозначенному маршруту. Он используется как в качестве городского маршрутного ТС, так и для междугородних или межгосударственных перевозок.
  3. Полис ОСАГО – это документ, подтверждающий обязательное страхование автогражданской ответственности водителя. На его основании производится возмещение ущерба потерпевшему участнику ДТП. Страховка на автобус выдаётся только при наличии результатов ТО, зафиксированных в диагностической карте.
Читайте также:  На сколько и когда повысят пенсии и социальные выплаты в 2023 году

Автобусы занимаются перевозками большого количества людей, поэтому исправность этих транспортных средств должна регулярно проверяться. Такие виды ТС подлежат техосмотру чаще, нежели те же легковые авто, принадлежащие частным лицам.

Значение диагностической карты в данном случае невозможно переоценить, ведь в ходе осмотра проверяется не только соответствие технического состояния ТС действующим нормам, но и его комплектация: наличие средств пожаротушения, наполненность аптечки необходимыми медикаментами и т.д.

Таким образом, регулярное прохождение ТО обеспечивает безопасность автобуса и возможность оказания первой помощи в случае ДТП, что имеет огромную важность для водителя, пассажиров и др. участников дорожного движения.

####3. ПОЧЕМУ В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ НЕ ОСТАЛОСЬ ПУНКТОВ ТЕХОСМОТРА ГАИ?

Сейчас немало автомобилистов захочет пройти техосмотр именно в пункте, принадлежащем ГАИ – в силу более выгодных тарифов. Однако, во многих областях на данный момент не осталось ни одного пункта Госавтоинспекции.

«Их оставили в тех регионах, где пока не хватает аккредитованных операторов. Например, в Московской области их еще пятьдесят, – прокомментировал «Мотору» сложившуюся ситуацию референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов. – Техосмотр остается частично в ведении автоинспекции лишь на время переходного периода.

Два года дано на то, чтобы предприниматели успели организовать работу во всех регионах, либо, если где-то операторы так и не появятся, местные власти обязаны создать государственные пункты. В Москве уже есть ГУП МГСТК – Московская городская служба технического контроля.

В тех районах Москвы, где мало коммерческих пунктов, работают пункты данного ГУПа».

####4. МОЖНО ЛИ СЭКОНОМИТЬ НА ТЕХОСМОТРЕ?

Первый и самый очевидный способ основан на том, что автомобилист теперь может проходить техосмотр в любом регионе по своему усмотрению, независимо от места регистрации.

Конечно, едва ли кто-то из центральной части России поедет в Тюмень ради экономии в несколько сотен рублей.

А вот, например, жителям Подмосковья выгодно ездить к столичным операторам техосмотра до тех пор, пока их услуги стоят вдвое дешевле.

##ЦЕНЫ НА ТО В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ##
РЕГИОН / ЦЕНА (РУБ.)
————- / ————-
Московская область / 1040 Приморский край / 996
Санкт-Петербург / 881
Москва / 690
Магаданская область / 669
Краснодарский край / 651 Тюменская область / 293

Второй способ связан… с нарушением установленных процедур оформления страховки. Мы не призываем так поступать, но не упомянуть о том, что некоторые уже воспользовались такой лазейкой, тоже не можем.

Хитрость в том, что клиент договаривается со страховщиком об оформлении ОСАГО задним числом (например, 31 декабря 2011 года) – техосмотр в этом случае проходить не нужно, ведь для оформления полисов в прошлом году не требовалось предъявления талончика ТО.

Естественно, при этом клиент теряет в сроке страхования, но избавляется от расходов на техосмотр на весь 2012 год. Трудность только в том, чтобы договориться об этом с агентом страховой компании.

####5. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПУНКТЫ ТО?

Первая проблема, с которой столкнулись автомобилисты в новом году – в том, что отныне оператор оператору рознь.

Где-то остался столь же неторопливый и недружественный сервис, как и прежде, а где-то все операции упростили до предела, превратив осмотр в ускоренное выписывание талончиков за определенную плату.

В одних организациях не пройдешь ТО, скажем, если фары не отрегулированы, а в других талончики выдают, даже не требуя показать автомобиль.

Диагностическая карта представляет собой документ, в котором расписываются технические узлы автомобиля, а также их исправность и совместимость с требованиями, указанными в законодательстве.

Несмотря на важность для водителя, такой сервисный документ не имеет особой защиты, как талоны техосмотра, которым он пришел на смену.

Диагностическая карта сопровождается подписью эксперта, проводившего осмотр, а также печатью предприятия, на базе которой он проводился.

К тому же, каждой карте присваивается уникальный номер, по которому в дальнейшем ее наличие можно проверить на специальных сайтах, подключенных к единой электронной базе ЕАИСТО.

Несмотря на это, на рынке присутствует огромное количество подделок, которые выглядят как реальные документы, но при этом не находятся в базе, и это может послужить осложняющим фактором при оформлении страховки или ДТП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *