- Судебная практика

Вредные советы: как воспитать ребенка-невротика?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вредные советы: как воспитать ребенка-невротика?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Критикуйте ребёнка постоянно, каждый день указывайте ему на его несовершенство, не замечая хороших качеств и поступков, за которые можно похвалить. Акцент родителей на том, что ребёнок все делает не так — плохо убрался в комнате, не принес «пятерку», повздорил с друзьями, проспал, не занял первое место на соревнованиях — обязательно приведут к тому, что он начнет чувствовать эмоциональное напряжение, заставляющее его искать способы, как он может оказаться хорошим в глазах родителей. А так как таких ситуаций вы ему создавать не будете вообще, то очень скоро он убедится в том, что очень плох, безнадежен и родился «каким-то не таким».

Обесценивайте личность, чувства и способности

Воспитать невротика поможет игнорирование и обесценивание чувств детей. Когда родители говорят: «Нечего обижаться — сам виноват», в ответ на жалобы ребёнка на то, что он поссорился с друзьями, это точно вызовет в нем формирование гипертрофированного чувства вины, которое он, когда вырастет, будет прикрывать фальшивым образом «идеального человека», который никогда не должен ошибаться, но подсознательно обвиняет себя во всех своих и чужих неудачах.

Стоит показывать ребёнку, что его чувства и сам он как личность ничего не стоят — все его идеи глупые, достижения пустяковые, увлечения неинтересные, и когда он хвастается тем, что получил «пятерку» по математике, скажите с насмешкой, что это ерунда — ведь красиво и грамотно писать он так и не научился.

Как не передать свою тревожность ребенку?

Во-первых, нужно помнить: когда взрослые в присутствии ребенка обсуждают сложные темы, когда эти темы вызывают споры, когда дома работает телевизор, в котором говорят тревожными голосами, — всё это факторы стресса. Для маленьких детей лучше, чтобы телевизор при них не работал, чтобы дома была спокойная, радостная обстановка.

Во-вторых, если ребенок задает вопросы (или не задает, но вы видите, что он в состоянии стресса), необходим доверительный разговор. Во время этого разговора родитель не должен позволять себе эмоций и сильных выражений. Доверие вызывает спокойный человек, потому что спокойствие — это признак силы. Дайте ребенку информацию в соответствии с его возрастом; не сочиняйте небылицы для успокоения, а честно расскажите, что происходит и как вы это видите. Хорошо, когда родитель убежден в своей позиции; если же вы чувствуете себя неуверенно, так и скажите: «Я сам пока не очень хорошо понимаю, но я сделаю всё, чтобы разобраться».

В-третьих, найдите то, на что вы можете опереться в данный момент. Это может быть работа или повседневные дела, или то, что требует вашего внимания именно сейчас. Размышлять о судьбах мира, предаваясь мрачным прогнозам, — это и неконструктивно, и фактор тревоги для вас и ваших детей. Родительская фигура для маленького ребенка является основой, и эта основа не должна шататься, потому что с ней зашатается весь детский мир.

Дети улавливают тревожные вибрации не только из разговоров взрослых, но из общей атмосферы, поэтому, если вы очевидно беспокоитесь, надо сказать: «Я беспокоюсь вот по такой причине». Без пугающих подробностей, кратко, простыми словами. А потом расскажите, что вы планируете делать: решать повседневные задачи, продолжать жить. Постарайтесь найти то хорошее, что есть в вашей жизни, и сосредоточьте на этом внимание вашего ребенка.

Как взрослый может помочь себе: две стратегии

— Как взрослому разобраться со своей тревогой, чтобы быть ресурсным родителем?

— Поговорить с самим собой на эту тему. Что его самого пугает, с чем сложно иметь дело, про что самому трудно говорить. Например, это тема конечности, тема смерти. Родителю надо понять, какие у него убеждения про жизнь человеческую и про смерть. Хорошо идти к ребенку в спокойном, рефлексивном и осознанном состоянии, когда тебе есть что сказать и ты понимаешь, каким словами.

Читайте также:  Порядок расторжения брака через ЗАГС и суд

Современный человек часто избегает тем, связанных со смертью. Она где-то там, мы здоровы, бессмертны и успешны. И вдруг мы все, благодаря ковиду, открыли хрупкость жизни. Пока ты живешь обычной жизнью, ты можешь настаивать на том, что мир устроен справедливо, надежно или должен быть так устроен. А тут вдруг оказалось, что мир сложный, что здесь нам вообще мало что гарантировано. Разные люди по-разному переносят эту неопределенность. Для одних она может быть связана с переживанием интереса, вызова и так далее. Она бодрит, вызывает любопытство, это момент для исследования себя, для обнаружения чего-то нового.

Детские страхи в эпоху COVID-19

— Чего сейчас, в пандемию, боятся дети?

— Разные дети — разных вещей. Кто-то смерти, кто-то потери того, что он очень любит. Не окажется там, где он любил бывать, не встретится с бабушкой, не поедет в поездку. Это касается любимых вещей, обстоятельств, мест — и прежде всего, любимых людей.

В пандемию у детей могут расцвести всякие фантазии. Коронавирус — он невидимый, как мифологическое существо. Детское сознание может его персонифицировать, превратить в невидимых чудовищ, которые набрасываются на людей. И можно разговаривать про это, играть, рисовать. Отделять. Его сознание так и делает — он преобразует это в дракона, и ребенку надо помочь с этим драконом взаимодействовать. Изучить его для начала: как он выглядит, как он пугает, какие у него стратегии.

— Ребенок понимает, что «дракон» (или «ведьма») может отнять любимого человека. Как говорить об этом с ребенком 5–6 лет?

— Главное — начать: «Я вижу, что что-то не так. И вообще, как тебе сейчас? Что происходит?»

Некоторые страхи развеиваются просто от возможности про них говорить. Они застревают в психике, ты не знаешь, что с «этим» делать, но «оно» тебя мучает. У тебя нет для него названия, ты не понимаешь, что происходит. Если у тебя есть собеседник, в нашем случае родитель, и если он спрашивает: «Ну как ты?» — и просто слушает, то появляется место, где можно чувствовать, понимать и перерабатывать свой опыт.

Говорите ребенку о его недостатках конкретно и без лести! Приводите в пример другого более послушного или усердного малыша, чтобы было понятно, каких результатов и поведения вы ожидаете. Лучше сделайте это в присутствии других людей, которые тоже поддержат вас и дополнительно пристыдят «непослуху». Тогда ребенок уж точно задумается!

На самом деле Выслушивать критику в свой адрес далеко не всегда приятное занятие, особенно на глазах у окружающих. Не делайте по отношению к ребенку ничего, чего бы вы не стали делать, будь на его месте ваш коллега, начальник, хороший знакомый… Не высмеивайте и не критикуйте публично. Ребенок, привыкший к такому обращению, вряд ли найдет в себе силы достойно ответить тому, кто его дразнит или обижает.

Неуправляемый, вредный, капризный, злой, непонимающий, опасный, чужой — вот какими эпитетами, бывает, награждают своих строптивцев родители. А почему бы им не посмотреть на упрямство с другой стороны? Со стороны своего строптивого малыша…

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря «ты еще маленький», «тебя никто не спрашивает», «замолчи». Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. «Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого». Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Опрос родителей детей от 5 до 10 лет показал, что только 12% из них знают, как справиться с ребенком, когда он упрямится. Только 35% родителей из числа опрошенных считают, что у такого детского поведения есть веские причины.

Как справиться с упрямым ребенком?

Как показывает опыт, у детского упрямства есть несколько кульминационных моментов. И совпадают они с так называемыми возрастными кризисами. Первый кризис приходится на год-полтора, когда обескураженные родители наблюдают, как их ребенок плачет «до посинения», выбрасывает игрушки и переворачивает тарелку с манной кашей. Затем приблизительно в три года (этот период так и называют — «возраст упрямства») мамы и папы снова хватаются за голову. Но и в шесть-семь лет родителей также ожидают сюрпризы. Для того чтобы разобраться с причинами упрямства и научиться корректировать такое поведение, разберем несколько ситуаций, которые знакомы всем без исключения родителям.

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— Мой сын боится собак!

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Ошибки родителей в воспитании «трудных» детей

Непослушный ребенок может быть в любой, даже в самой счастливой семье. Попробуем разобраться в наиболее вероятных ошибках, совершаемых взрослыми, которые приводят к нарушениям поведения любимого чада.

  1. Взращивание «кумира»

  2. Помощь во всех начинаниях и потакание в любом вопросе – это две невероятно разные вещи. Достаточно часто встречаются ситуации, когда родители выполняют любое желание, что способствует привыканию быть в центре внимания и становится причиной отсутствия реакции на запреты и ограничения.

  3. Неясность наказания и ответственности

  4. «Он еще маленький» – главная отговорка, которая приводит к непослушанию. Важно нести ответственность за поступки в любом возрасте, а вот наказание должно быть соразмерным.

  5. Гиперопека

  6. Не только вседозволенность, но и многочисленные запреты становятся причиной совершения того, что делать нельзя.

  7. Отсутствие примера

  8. Можно сколько угодно говорить о пагубности вредных привычек, но, если в семье есть тот, у кого они имеются – привить желаемые навыки ребенку вряд ли удастся.

  9. Отсутствие понимания между «можно» и «нельзя»

  10. Динамические движения границ ограничений буквально вынуждают ребенка адаптироваться к ситуации и стимулируют желание манипулировать взрослыми в целях достижения желаемого результата.

  11. Отсутствие семейного воспитания

  12. «Воспитывать должно образовательное учреждение» – крайне неправильное мнение большого количества родителей. Все идет прежде всего из семьи.

Читайте также:  Правила въезда в Таиланд для граждан России в декабре 2022 года

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Влияние стресса на организм

Длительное воздействие на человека стрессовых обстоятельств приводит к возникновению изменений в организме как на телесном, так и на психологическом уровне.

Так, стресс вызывает нарушения в функционировании гормональной системы, связанные с активным выделением гормонов норадреналина, адреналина и кортизола. Могут также возникнуть сбои в работе иммунной системы. Ребенок начинает часто болеть. Продолжительное нахождение в стрессовой ситуации способно спровоцировать развитие заболеваний сердца, ЖКТ и других органов.

Такие заболевания называются психосоматическими. В зависимости от возраста их конкретные проявления у детей будут различными.

  • У малышей это чаще всего нарушения пищеварения и заболевания кожи (к примеру, атопический дерматит).
  • У младших школьников — обострение бронхитов, астма.
  • У подростков — головные боли, нарушения в работе ЖКТ (например, синдром раздраженного кишечника).

На психологическом уровне реакцией на стресс может выступать депрессия, усиление тревожности, страхов и других негативных эмоций, а также апатия, быстрая утомляемость, бессонница, нарушения поведения.

Справляйтесь со своим стрессом

В опросе, проведенном в конце 1990-х годов, дети и подростки сообщили, что больше всего они хотели бы, чтобы их родители были счастливее и меньше испытывали стресс. И это было до повсеместного распространения смартфонов — тогда темп жизни не был таким безумным, как сегодня. Как говорится в пословице: «Мы счастливы настолько же, насколько счастлив наш самый несчастный ребенок». То же самое относится и к детям: они чувствуют стресс и несчастье родителей.

Так что замедлите темп. Займитесь физическими упражнениями. Высыпайтесь. Подумайте о том, чтобы освоить медитацию, если вы еще не занимаетесь ею. Один подросток, практикующий трансцендентальную медитацию со своей семьей, сказал, что, по его опыту, «медитация успокаивает ум и маму». Его мама гораздо лучше обеспечивает успокоительное присутствие дома с тех пор, как стала регулярно заниматься медитацией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *