- Судебная практика

ПДД для велосипедистов: правила и наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для велосипедистов: правила и наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

Можно ли ездить пьяным?

Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения….

По всем действующим нормам 2021 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

Как должен быть оборудован велосипед

У велосипеда должны быть исправны тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал — звонок или гудок. Также должно быть установлено зеркало заднего вида и световозвращатели: белого цвета — спереди, красного — сзади, и оранжевого — с каждой боковой стороны. Ездить в темное время суток или в туман можно, но на велосипеде должны гореть фонари: спереди — с белым светом, сзади — с красным. Если фонари не работают, придется спешится, то есть сойти с велосипеда и вести его рядом с собой2.

Непонятно, нарушает ли Правила подросток 15 лет, который ездит у себя во дворе на велике без фонарей и зеркала заднего вида.

Велосипед на тротуаре в других странах – США

Для сравнения с Россией интересны страны с большими городами, фактически речь шла о выборе между Великобританией и Лондоном и США с Нью-Йорком. Выбрал США из-за большого размера и разнообразия страны, плюс имеются официальные материалы для велосипедистов на русском языке(!).

США федеративное государство, дорожное движение регулируется на уровне конкретных штатов, в которых даже разные условия получения водительского удостоверения. Движение велосипедов регулируется на уровне городов.

Климатических зон в США несколько, в целом теплей чем в средней полосе России.

Два примера опишу ситуацию в двух регионах, самом большом городе США — Нью-Йорке и в усреднено средних городах одноэтажной америки в штате Мэриленд.

В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.

Основные правила для велосипедистов

Если катается велосипедист по тротуару при наличии велосипедной дорожки, то это считается значимым нарушением ПДД. Нередко люди, являющиеся владельцами велика, совершают и другие нарушения, поскольку не разбираются в правилах движения. Поэтому собственники байков должны помнить о нюансах:

  • перед началом движения важно оценить состояние велика, поскольку не допускается наличие каких-либо повреждений или неисправностей, так как от этого зависит безопасность передвижения;
  • запрещено двигаться, если не работает тормозная система;
  • если во время пути возникают проблемы, то необходимо заняться оперативными ремонтные работами, а если невозможно справиться с неисправностью самостоятельно, то придется отвезти велик в мастерскую;
  • если велосипедисту меньше 14 лет, то он может кататься только по велосипедной дорожке или специальной полосе для байков;
  • если отсутствуют специальные полосы, то человек может кататься по крайне правой части дороги, но только в попутном направлении с автомобилями;
  • если нет выделенных полос, то велосипедист может двигаться по тротуару;
  • дети до 14 лет могут без ограничений кататься по тротуару в сопровождении взрослых.
Читайте также:  Расчет больничных в 2022 году - сравнение с МРОТ

Перед поездкой важно разобраться, могут ли велосипедисты ездить по тротуарам. Дополнительно изучаются ПДД для данных участников движения. Это позволяет избежать аварийных ситуаций или разногласий с работниками ГИБДД.

Велосипедистам запрещается

Многие люди воспринимают запреты либо чем-то глупым, либо покушением на их права и свободы. Но в данном случае эти запреты написаны слезами и кровью. Берегите себя и своих близких.

  • Выделываться и ехать, не держась за руль нельзя. Хотя бы одной рукой байкеру необходимо держать на руле.
  • Перевозить негабаритный багаж, создающий проблему для движения и управления.
  • Катать людей, если байк не приспособлен для перевозки пассажиров.
  • Катать ребятишек до семи лет без спецкресел.
  • Нельзя буксировать. Исключения составляют специальные велоприцепы.
  • Переезжать по пешеходнику, пересекая автодорогу. Подъехав к переходу, необходимо спешиться.
  • Поворачивать налево по ж/д путям для трамваев, а также где дорога имеет две и больше полос для движения.
  • Заезжать под знак 3.9 «Движение велосипедам запрещено». Кстати, под этот знак нельзя заезжать водителям скутеров или мопедов, так как объём двигателя таких ТС менее 50 см3
  • Выезжать на автомагистраль.

На практике велосипедистов штрафуют достаточно редко, ведь зафиксировать данное правонарушение достаточно сложно. Велосипедист, заметив инспектора может быстро съехать с тротуара на проезжую часть, а пересечение пешеходного перехода велосипедистом составляет считанные секунды. Без необходимых доказательств обосновать штраф будет сложно.

И конечно же любой штраф можно попробовать обжаловать. Велосипедист может подать жалобу в ГИБДД непосредственно на начальника инспектора, выписавшего штраф.

И можно попытаться обжаловать полученный штраф при помощи суда. На эти действия нарушителю дается десять дней с момента получения штрафа.

Обжаловать штраф в суде зачастую является сложным вариантом, так как судья при вынесении решения вряд ли станет на сторону предполагаемого нарушителя, и станет в первую очередь руководствоваться протоколом, который выписал инспектор.

Однако возможность всегда имеется и при доказательствах невиновности штраф может быть отменен. Если все же суд вынесет противоположное решение, то на оплату штрафа у нарушителя дадут два месяца, а если за это время штраф не будет оплачен — штраф будет взыскан судебными приставами в принудительном порядке.

Что же конкретно говорят ПДД про велосипедистов

Обладателям этого транспортного средства особенно полезно заглянуть в 12-ый раздел этой брошюры. Он содержит правила, написанные именно для них.

Казалось бы ответ на вопрос «что такое велосипед?» знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство«, т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2019 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Читайте также:  Могут ли по закону отключить электроэнергию за неуплату в 2022 году

Велосипедная безопасность в «железном царстве»

Для безопасной езды на велосипеде по проезжей части необходимо:

  • Исправное состояние транспорта.
  • Требуемое положение относительно других ТС.
  • Оптимальная скорость.
  • Выдержка дистанции, бокового интервала.
  • Внимательность, хорошая реакция.
  • Видимость со стороны.
  • Соблюдение требований дорожных знаков, разметки, светофоров.

При перемещении по проезжей части велосипед должен быть в исправном состоянии. В первую очередь это касается руля и тормозной системы. Также необходимо проверять крепления колес к раме, состояние трансмиссии и давление воздуха в шинах.

Определяемся, на какой стороне дороги нам нужно находиться. Довольно спорный вопрос среди велосипедистов: одни утверждают, что ехать надо по ходу движения, другие – «против шерсти», как пешеходы – по обочинам, третьим вообще все равно, хоть посередине. Так кто же прав?

ПДД ясно и четко определили положение велосипеда на дороге: попутно с другими ТС, двигаться возможно правее. Это может быть край дороги, правый ряд при многополосном движении. Ключевое слово «возможно» означает, что правила дорожного движения разрешают велосипедистам отклоняться влево и даже выходить на встречную полосу движения. К таким случаям относятся:

  • Объезд припаркованного автомобиля.
  • Плохое качество дорожного покрытия, при движении по которому можно упасть и создать аварийную ситуацию.
  • Проезд места аварии или оцепления.

Движение группы велосипедистов осуществляется в один ряд, в крайнем правом положении, на расстоянии друг от друга. Езда параллельно по одному ряду, как это разрешают правила мотоциклам, для велосипедистов запрещена.

Как вести себя при ДТП

Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:

  • Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
  • Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
  • Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
  • Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
  • Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
  • Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
  • Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
  • Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.

В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги. Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав.

Велодорожка: можно ли на нее выезжать и каков штраф за нарушение

Чем отличаются велодорожка и полоса для велосипедистов?

В ПДД велодорожка и полоса для велосипедистов – это два отдельных понятия. Ключевое отличие в том, объединена ли эта полоса с проезжей частью для автомобилей. Велодорожка – это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги

(либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов
и обозначенный знаком 4.4.1
. Кроме нее есть еще велопешеходная дорожка, тоже конструктивно отделенная от проезжей части. А вот полоса для велосипедистов – это
полоса проезжей части
, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах,
отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2
.

Как распознать все эти дорожки и полосы на дороге?

На самом деле, знаков, обозначающих велосипедные дорожки и полосы, в ПДД предостаточно: фактически набор очень похож на тот, что используется для обозначения полос общественного транспорта.

Знаки 4.4.1 и 4.4.2 обозначают начало и конец велосипедной дорожки, а набор знаков 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6 и 4.5.7 обозначает велопешеходные дорожки с совмещенным или разделенным движением пешеходов и велосипедистов.

Могут ли велосипедисты ездить по автомобильным дорогам

Большинство автомобилистов волнует вопрос: могут ли велосипедисты передвигаться по автомобильным дорогам? Ответ на него регламентирован пунктом 24.2 Правил дорожного движения.

В соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, движение велосипедистов возможно по правому краю проезжей части, предназначенной для движения автотранспорта и иных средств передвижения.

Однако такое движение допускается только в тех случаях, когда на определенном участке дороги отсутствует велосипедная или пешеходная дорожки, либо если возможность передвигаться по ним отсутствует.

При движении велосипеда по автомобильной дороге, его водитель пользуется стандартными для него правилами приоритета. Иное транспортное средство, которое двигается по второстепенной дороге, должно уставить велосипедисту, двигающемуся по главной.

В Правилах дорожного движения отдельно определено понятие «движение колонны велосипедистов в два ряда». По нормам российского законодательства, такое движение разрешено, но исключительно при соблюдении одного условия – вся колона обязательно должна быть разделена на отдельные группы численностью не более 10 человек (при однорядном движении). В случае если велосипедисты двигаются в два ряда, группы должны быть разделены на 10 пар велосипедов.

  • 18:48

    Кадыров прокомментировал отставку правительства во главе с Медведевым

  • 18:32

    Прокурор Москвы отсудил у Навального и его соратников 2,3 млн рублей

  • 17:58

    Иномарка сгорела у метро «Черная речка» за пять минут

  • 17:38

    Рубль упал на фоне новостей об отставке правительства России

  • 17:27

    Что сказал Путин

  • 17:13

    Путин попросил Медведева остаться до формирования нового правительства

  • 17:10

    Новогоднюю елку на Дворцовой площади начали разбирать

  • 16:57

    Петербург может побить два температурных рекорда на этой неделе

  • 16:36

    Российское правительство уходит в отставку

  • 16:35

    Школьники Ленобласти с 1 сентября начнут получать горячее питание

  • 16:28

    Фигуранту «пензенского дела» диагностировали открытую форму туберкулеза

  • 15:55

    Полиция объявила в Петербурге план «Перехват»

  • 15:35

    Дело об убийстве жены Соколова отправили в суд

  • 15:03

    После послания Путина неизвестный взял женщину в заложники в Москва-Сити

  • 14:45

    Суд отказал активистам в возвращении сада на Неве в перечень ЗНОП

Читайте также:  Как избавиться от старой налоговой задолженности: памятка для бухгалтера

Какой штраф за езду на велосипеде по тротуару

ПДД РФ, 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов

и водителей мопедов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(см. текст в предыдущей редакции)

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

(см. текст в предыдущей редакции)

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *