Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное страхование в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться
Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.
Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.
КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.
СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.
Подробнее читайте в статье: «СНИЛС: что это такое и зачем он нужен».
Выбор страховщика – только за вами
В отличие от страховой, накопительная часть – это реальные деньги, которые до 2014 года начислялись на лицевой счет гражданина в ПФР или НПФ. Это еще один вид пенсии к основной страховой части. Накопительная пенсия не индексируется и растет за счет инвестиционного дохода (если страховщик и управляющий этот доход заработали).
Гражданин сам решает, кто будет управлять его накопительной пенсией. Управление можно передать в ПФР или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К выбору фонда и УК нужно подойти очень внимательно, ведь от результатов их работы зависит размер вашего дохода в будущем. Всегда важно помнить и о том, что досрочные переходы между страховщиками чреваты потерей инвестдохода. Как показывает практика, отыграть такую потерю в дальнейшем очень проблематично.
По умолчанию накопительной пенсией распоряжается Пенсионный Фонд. ПФР передал средства так называемых «молчунов» (то есть тех, кто не переводил накопления в НПФ и не выбирал частного управляющего, работающего с ПФР) в управление Государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. Это крупнейший участник рынка пенсионных накоплений, работающий со средствами 39 млн клиентов ПФР. По итогам 2019 года общая сумма накоплений, с которыми работает ВЭБ.РФ, превысила 1, 8 трлн руб. Хотя у ГУК ВЭБ.РФ нет задачи показать самые высокие результаты по доходности (что чревато повышенными рисками), ее портфели в течение последних нескольких лет стабильно в числе лидеров.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Правовое регулирование
Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:
Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Виды пенсий в системе ОПС
Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.
Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.
ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).
А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.
До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.
Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.
Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).
ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.
Организационные основы
Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:
- гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
- утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
- установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
- формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
- наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
- предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.
- Обязательное пенсионное страхование направлено на защиту граждан, оставшихся без заработка, в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности либо при потере кормильца.
- На протяжении всей трудовой деятельности гражданина работодатель переводит 22% от заработной платы сотрудника в Пенсионный фонд на формирование будущей пенсии.
- К субъектам страхования относятся страхователь, страховщик и застрахованное лицо.
- Обязательное страховое обеспечение – это те обязательства, которые существуют между субъектами страхования. При наступлении страхового случая страховщик обязан будет начать производить пенсионные выплаты.
- СНИЛС – индивидуальный номер лицевого счета, по которому можно уточнить размер страховых взносов, перечисленных работодателем за весь трудовой период.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов, среди которых выделяют два вида:
- для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Субъектами страхования ОПС являются:
- Застрахованные лица: граждане РФ, имеющие СНИЛС. К ним относятся: граждане, осуществляющие трудовую деятельность по гражданско-правовому договору или лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, а также граждане РФ, трудящиеся за рубежом и выплачивающие взносы в ПФР.
- Страхователи – это те участники, которые отчисляют в ПФР страховые взносы за своих работников в счёт их будущей пенсии. Одним словом — работодатели, в качестве которых выступают юрлица, индивидуальные предприниматели или физические лица.
- Страховщики – это сотрудники администрации, управляющие средствами в госфонде: ПФР и НПФ.
Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:
- Обязательное, которое назначается:
- при достижении определенного законом возраста (по старости);
- при установлении группы инвалидности;
- При утере кормильца;
- Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.
ПФ негосударственной принадлежности наделены правом ведения деятельности по обоим вариантам.
Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.
Пенсия состоит из частей:
- фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
- страховой, определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
- накопительной, у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.
Немного о пенсионной реформе
Пенсионное страхование происходит по кругу: пока молодое поколение работает и производит отчисления, нынешние пенсионеры получают положенные выплаты.
Но получают по той причине, что сами раньше работали и отчисляли взносы. Получается, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет нынешних работников. И чтобы размер пенсий был достойным, соотношение «количество пенсионеров – количество работников» должно быть примерно равным.
Реформа 2018 года повысила пенсионный возраст до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Цель реформы – уравнивание соотношения, чтобы на 1 работающего гражданина не приходилось 3 неработающих пенсионера. Ведь количество уходящих на пенсию людей не изменяется, а вот число работников, официально трудоустроенных, уменьшается с каждым годом.
Так что, несмотря на обрушившийся шквал критики, реформа имеет рациональное зерно. Она, действительно, может повлиять на материальное состояние будущих пенсионеров лучшим образом. Государство обретет возможность каждый год производить индексацию, и не на 100 рублей, а примерно на 1 000.