Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП? Памятка водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие пострадавших граждан является причиной отказа сотрудников ГИБДД выезжать на место аварии при самостоятельном урегулировании конфликта между сторонами. Если участники не могут решить спорные моменты, инспектор ГАИ обязан выехать на вызов для оформления ДТП. Для составления европротокола дорожного происшествия без раненых и пострадавших водители могут не фиксировать данные свидетелей, достаточно будет видео или фотоматериалов.
Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:
- Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
- Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.
Пошаговая инструкция оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД
Участие в аварии нескольких автомобилей, серьезное нанесение вреда имуществу или здоровью – основания для вызова инспектора ГАИ. Порядок оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД:
- Осмотр места столкновения.
- Огораживание аварийного участка с сохранением следов.
- Сбор сведений об участниках ДТП, свидетельских показаний.
- Описание повреждений автотранспортных средств.
- Проведение медицинской экспертизы на предмет алкогольного, наркотического опьянения водителей.
- Составление протокола осмотра, схемы места происшествия в присутствии двух понятых или участников ДТП.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автомобилей.
- Вынесение постановления о мере наказания.
Первый этап оформления ДТП – осмотр места происшествия. После исследования территории инспектор обязан допросить участников и свидетелей аварийной ситуации, зафиксировав их показания. Основной этап работы сотрудника ГАИ после общения с водителями, посторонними гражданами, осмотра поврежденных транспортных средств – оформление документов, в которых отражены сведения и объяснения участников аварийной ситуации, схема ДТП. Для дальнейшего расследования происшествия инспектор может снять на фото- или видеокамеру место инцидента. Во время бюрократических процедур сотрудник ГИБДД обязан регулировать движение автомобилей на аварийном участке. После беседы и осмотра, инспектор ГАИ составляет протокол ДТП, просит написать объяснительные участников и выносит заключение о наказании.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Обязательно ли вызывать сотрудника ГИБДД при оформлении ДТП? | Нет, если в аварийной ситуации нет раненых и пострадавших, участники самостоятельно могут урегулировать конфликт. |
Что важно указать при дорожном происшествии? |
|
Какие документы обязан составить инспектор ДПС при оформлении ДТП? |
|
Нужно ли составлять расписку? | При самостоятельном урегулировании конфликта участники обязаны написать расписку о примирении сторон или получении денежных средств на месте аварии. |
Как и где получить этот документ для страховой компании в 2021 году?
Так и что делать конечному потерпевшему или виновнику аварии?! Где взять пресловутую справку, если обязанность выдавать её после ДТП отменена?
На самом деле, всё очень просто. Вместе с упразднением данного документа было отменено соответствующее требование от страховых компаний этой справки в качестве обязательного документа. Пункт 3.10 Правил страхования определяет актуальный список документов для подачи заявления о возмещении. И здесь нет ни слова о том, что вам нужна справка о ДТП по форме №154.
Тем не менее, такая справедливость была не всегда. Дело в том, что в то же 2017 году сначала отменили справку, и только потом убрали её из перечня обязательных документов после ДТП для направления страховщику. Получилась своеобразная коллизия:
Вот, к примеру, разъяснение МВД о том, теперь они не будут выдавать такие справки. При этом, ни слова о том, что делать теперь клиентам страховых, которые не могут забрать этот документ, чтобы предоставить для возможности страховой компенсации ущерба.
Не будем в рамках данной статьи рассуждать о корысти и злонамеренности отказов в выплатах страховщиками, которые воспользовались данной недоработкой в законодательстве. Вам нужно знать только одно – в связи с такой противоречивостью нормативных актов Банк России выпустил официальное разъяснение. В нём он разъяснил, что на фоне обязательности справки о дорожном происшествии от ГИБДД для страховой и невозможности её получить от сотрудников, требование этого документа работниками страховых недопустимо.
Вот официальная трактовка из разъяснения:
Поскольку Регламентом МВД не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП, требование о представлении указанного документа при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место, начиная с 20 октября 2017 года, неправомерно.
Ошибки в документе подтверждающем ДТП
К сожалению, далеко не всегда автоинспекторы внимательно и ответственно подходят к оформлению справки о ДТП. Однако их спешка или рассеянность может стоить вам страховки. В отличие от сотрудников ГИБДД, сотрудники страховых компаний дотошны в работе с полученными документами и суровы при наличии малейших неточностей.
Но чаще всего ошибки либо неточности можно исправить, обратившись к тому же сотруднику ГИБДД, который оформлял справку. Как правило, с исправлением не возникает проблем.
Однако такие документы не всегда правомерны, поскольку законно вносить правки только во время составления справки о дорожно-транспортном происшествии. Вносить же правки после получения на руки можно в случае, если были допущены описки или опечатки. Однако на практике зачастую правки касаются другой информации, например, описания повреждений. Несмотря на это, бумаги с исправлениями часто принимаются и страховыми компаниями, и судами.
Как поможет ОСАГО при ДТП
Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:
- место и дату происшествия;
- количество авто в ДТП;
- свидетелей происшествия и их контакты;
- ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
- название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
- место удара по авто;
- все поврежденные на авто места;
- схему происшествия;
- виновника происшествия.
Заключение: ключевые правила оформления ДТП
Последствия ДТП бывают разными. Это не только повреждение транспорта, но и здоровья. Соответственно, законодательство предусматривает разные степени ответственности для участников дорожного инцидента.
Кроме того, стоит обратить внимание, что немного изменилась процедура оформления ДТП с ГИБДД, теперь справка о дорожном происшествии не выдается.
Не стоит забывать о грамотной правовой поддержки, которая поможет заинтересованной стороне восстановить свои права в соответствии с нормативно-правовым регулированием и предписаниями.
При этом, рекомендуем придерживаться такой последовательности действий.
- Не оставлять места ДТП, до тех пор, пока не станут все последствия совершенной аварии. Проследите за тем, чтобы были включены аварийные огни. Нелишним будет выставить специальный знак в форме треугольника, который должен иметь в своем распоряжении каждый из водителей.
- Убедитесь в наличии пострадавших среди пассажиров водителя, пешеходов, гражданах, находившихся в других транспортных средствах. Обязательны первая медицинская помощь, вызов врачебного экипажа.
- Проследите за правильностью оформления всех материалов по инциденту, что поможет в дальнейшем отстоять собственные права.
Есть также несколько рекомендаций относительно того, что делать не рекомендуется. Даже если есть устные договоренности со вторым участником аварии, покидать место ДТП не следует до приезда ГИБДД, представителей страховой компании.
Споры патрулем органов правопорядка также могут усугубить ситуацию. Поэтому вести необходимо себя сдержанно и толерантно к представителям власти, другим участникам происшествия.
Основной вывод по сказанному всему в материале можно сделать один. Правильные действия при ДТП помогут отстоять собственные права, а также важно изучить законодательство и советы опытных коллег.
Что делать при ДТП? Памятка водителя
По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.
Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.
В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.
Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:
- Прекратить движение транспортного средства, заглушить двигатель вытащить ключи из замка зажигания;
- Поставить машину на ручной тормоз;
- Нажать кнопку аварийного сигнала;
- Осмотреть себя и узнать о состоянии остальных участников ДТП;
- Установить «аварийный треугольник» на расстоянии 15 метров от машины, если авария произошла в городе, и за 30 метров, если ДТП случилось вне населенного пункта.
Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:
- Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
- Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
- Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
- Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.
Если в ДТП есть пострадавшие
- Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
- Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
- По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.
Действия инспектора ГИБДД
Если необходимые условия для самостоятельного оформления Европротокола отсутствуют, в этом случае на место аварии вызывается сотрудник ГИБДД. Главной задачей сотрудника ГИБДД является сбор и фиксация всей информации по аварии. При этом пострадавшие и свидетели должны предоставлять объективные и правдивые данные, параллельно контролируя действия инспектора и обращая внимание на те данные, которые он отражает в следующих документах:
- Схема дорожно-транспортного происшествия. Принцип составления аналогичен Европротоколу, но инспектор использует измерительные приборы, позволяющие более точно отобразить последствия аварии;
- Протокол об административном правонарушении. В нем указываются данные ТС, автомобилистов, находящихся за рулем, а также предварительное заключение о ДТП и его последствия;
- Объяснения участников ДТП и свидетелей, если они были. Такие документы прикладываются к протоколу.
Что оформляется на месте
Если в результате случившейся аварии раненых и погибших нет, тогда на место инцидента может быть вызван инспектор ГИБДД.
Во время оформления такого ДТП он должен осуществить следующие действия:
- взять показания с очевидцев (если они имеются) и участников ДТП;
- выполнить чертеж схемы ДТП;
- выполнить осмотр места дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, которые участвовали в ДТП;
- составить справку о ДТП, в котором указываются все повреждения ТС;
- заполнить протокол о нарушении правил.
Исходя из обстоятельств дела, сотрудник ГИБДД выносит постановление, по которому будет затем производиться расследование.
В некоторых случаях сотрудник ГАИ может принять постановление о правонарушении и направить участников инцидента на медицинское освидетельствование. Однако для неотчетных ДТП он может этого не делать.
Если же участники аварии были направлены на медицинское освидетельствование, то результаты в обязательном порядке должны прилагаться к делу.
Участникам дорожно-транспортного происшествия надо проконтролировать все действия сотрудника ДПС и правильность заполнения им необходимых документов, поскольку от этого зависит определение виновника аварии, который в дальнейшем может быть привлечен к административной ответственности.
От этого также зависит тот факт, чья именно страховая компания обязана будет заплатить страховое возмещение.
Если во время инцидента участники ДТП либо другими лицами получили травмы, а также если ДТП со смертельным исходом, то на место аварии выезжает не только работник ГИБДД, но и следователь, а также специалист по криминалистике.
Опергруппа осуществляет осмотр места ДТП и осуществляют следующие действия:
- на бумаге-миллиметровке чертится схема ДТП;
- участники аварии обязательно направляются на медицинское освидетельствование для выявления в их крови присутствия алкоголя, а также наркотиков;
- составляется протокол проверки тех. состояния автомобиля и его осмотра;
- составляется протокол об административном правонарушении (АП) либо же определение в необходимости возбуждения дела об АП;
- оформляется справка о ДТП;
- берут объяснительные записки с лиц причастных к аварии и очевидцев события.
Данные, которые были собраны, впоследствии в обязательном порядке вручаются дознавателю.
Он производит анализ на наличие в действиях виновника аварии составов преступления и в соответствии с этим решает, как квалифицировать инцидент- как уголовное либо как административное дело.
Дело в первом случае передается в следственные органы либо в прокуратуру, чтобы затем в соответствии с законодательством привлечь виновника к уголовной ответственности.
При ДТП особое значение имеет схема. Схема ДТП является чертежом, в котором отмечаются следующие детали:
- место ДТП с основными ориентирами и названиями улиц;
- разметка, светофоры (если имеются), расположение знаков, которые регулируют движение;
- точка столкновения транспортных средств, их местонахождение после аварии, а также расстояние от всех ориентиров.
Сотрудники ГИБДД должны осуществлять измерения при помощи рулетки. Участники ДТП после ознакомления со схемой должны поставить свою подпись, если согласны с составленным документом.
Сотрудник ГИБДД должен сделать в схеме все отмеченные участниками ДТП дополнения и изменения.
Кроме того участники и очевидцы аварии в письменной форме должны изложить свою точку зрения на причины, в результате которых произошло ДТП.
Водитель признал вину, но потом отказался
Иногда признавший свою вину водитель, неожиданно решает изменить собственное решение и отказывается от навалившейся на него ответственности. Данная ситуация случается при высоком стрессе водителя. Как только он немножечко успокоился, то совершенно изменил мнение или же посоветовался с каким-либо знакомым.
В любом случае, пострадавшему необходимо сохранять самообладание. Главное – следовать алгоритму поведения в ДТП, думать о себе и своей машине, потихоньку собирать доказательства самостоятельно или с аварийным комиссаром. Далее смело обращайтесь в страховую компанию и заявляйте об инциденте. Для того чтобы виновному избежать наказания, ему придётся обращаться в суд. Очень трудно изменить мнение судьи, если все доказательства на стороне пострадавшего.
Когда придется идти в суд
Иногда встречается ситуация, сложная для обеих сторон, когда виновный в ДТП водитель не был назначен инспектором ГИБДД. Он формально подошёл к своим обязанностям и не стал вдаваться в детали ситуации. В этом случае возмещение ущерба и ремонт автомобиля по договору ОСАГО произведён не будет. В такой ситуации необходимо прибегнуть к дополнительным экспертизам, которые установят подробности ДТП, приведут новые факты и доказательства, которые точно установят виновную сторону.
Можно сразу же обратиться в мировой или районный суд по месту жительства ответчика (орган определяется в зависимости от размера запрашиваемой компенсации), в этом случае судья сам назначит проведение дополнительных экспертиз, но стоимость экспертизы вероятнее всего будет на 10-15% дороже, нежели пострадавший обратиться туда сам.
Перед тем как подать исковое требование лучше всего постараться прийти к компромиссу при личной встрече или же воспользоваться претензионным письмом (досудебной претензией). В ней чётко изложить требования, приложить материалы экспертиз и доказательств вины адресата. При написании письма ссылайтесь на нормы действующего законодательства. Чтобы точно знать, что требования получены адресатом, направляйте все документы почтой с уведомлением о вручении.
Описанная выше процедура сыграет на руку пострадавшему, даже если ответа на письмо не последует. Его можно будет приложить как доказательство попытки мирного урегулирования в суде. Опять же, все собранные документы и доказательства понадобятся вам в процессе рассмотрения дела.
Важно! Если вы будете проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля или же осматривать место ДТП, то обязаны официально уведомить об этом вторую сторону за 5-7 дней до её прохождения. Он имеет полное право участвовать в процессе, если хочет.
Если всё-таки пришлось подать заявление в суд, то вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:
- документы по аварии (фото, видео места происшествия, показания свидетелей, схема ДТП, протокол и другие);
- заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
- квитанция, которая подтвердит попытку досудебного урегулирования дела;
- документ, который подтвердит наличие искового заявления предполагаемому ответчику;
- квитанция по оплате госпошлины.
Что делать, если после аварии отправили в прокуратуру
Когда последствия аварии достаточно серьезны, документ о ДТП может быть направлен в прокуратуру. Здесь следователь составит административный протокол и направит его в ГИБДД. В полиции на основании протокола проводится расследование в течение 1 месяца или в срок, установленный ст. ст. 28.5 и 28.7 КоАП РФ.
Если в деле фигурирует пострадавшее лицо, то представляется медицинское заключение о тяжести причиненного вреда здоровью. Для его получения дополнительно дается еще 1 месяц.
После завершения расследования и получения медицинского заключения составляется доклад, который передается начальнику подразделения ГИБДД. Весь комплект документов (включая Постановление о ДТП) передается в следственные органы или в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».
Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.
«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?
В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:
- ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
- КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).
Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.
Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:
- автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
- трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
- автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.
Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.
Как таковой справки из ГАИ о ДТП для каско не существует. Есть документ под номером 154, официально утвержденный Министерством внутренних дел, который составляется на месте автомобильной аварии, но называется он совершенно по другому. Данная справка требуется предоставлять страховым компаниям с целью доказательства собственной непричастности к дорожно-транспортному происшествию. Документ составляется на месте сотрудниками ГИБДД. Стоит отметить, что если по факту происшествия оформляется протокол европейского образца, то водителю дополнительно ничего предоставлять не нужно. Но как показывает практика, в большинстве случаев для получения страховой выплаты требуется справка из ГАИ о ДТП. Поэтому вы должны иметь подробное представление о том, как ее оформить. Если у вас не будет ее на руках, то вы не сможете доказать СК свою непричастность к аварии, а, следовательно, никакую компенсацию вы не сможете получить.
Что нужно получить в результате оформления ДТП?
1. Обратите внимание, что в 2023 году водители в большинстве случаев должны самостоятельно зафиксировать положение транспортных средств и освободить проезжую часть. Поэтому первая задача, которая стоит перед Вами сразу же после ДТП — зафиксировать на фото результаты ДТП.
При этом рассчитывайте на то, что в страховой компании могут вообще усомниться в том, что ДТП было, а также в том, что в ДТП участвовали именно указанные транспортные средства.
В связи с этим требуется сделать достаточное количество фотографий с разных ракурсов. Фотографии должны отражать:
- Взаимное расположение транспортных средств (общая картина ДТП);
- Регистрационные знаки каждого из автомобилей (чтобы доказать, что именно эти автомобили участвовали в аварии);
- Повреждения каждого из автомобилей крупным планом;
Вряд ли Вам удастся совместить все перечисленное на одной фотографии. Сделайте несколько фотографий. В данном случае лучше сделать много фотографий, чем мало. Это позволит перед обращением в страховую выбрать те кадры, которые наиболее выгодны для Вас.