- Страхование

Для работодателей установлены новые правила воинского учета работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для работодателей установлены новые правила воинского учета работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

Читайте также:  Рефинансирование кредитов в Россельхозбанке
  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Как происходит проверка учетной работы

    Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2022, году:

    • приказ о ведении воинского учета;
    • план работы по ведению воинского учета;
    • карточки военнообязанных граждан;
    • журнал проверок;
    • расписка в приеме от граждан военных документов;
    • служебное делопроизводство.

    При проведении проверки контролеры оценивают:

    • организацию учетных мероприятий;
    • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.

    Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учёта в связи с достижением предельного возраста пребывания в запасе

    Подлежат снятию с воинского учета (год снятия с воинского учета) Женщины в возрасте Мужчины в возрасте
    45 лет 50 лет 50 лет 60 лет 65 лет 65 лет 70 лет
    Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы Офицеры Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы Младшие офицеры Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга Полковники капитаны 1 ранга Высшие офицеры
    2017 1972 1967 1967 1957 1952 1952 1947
    2018 1973 1968 1968 1958 1953 1953 1948
    2019 1974 1969 1969 1959 1954 1954 1949
    2020 1975 1970 1970 1960 1955 1955 1950
    2021 1976 1971 1971 1961 1956 1956 1951
    2022 1977 1972 1972 1962 1957 1957 1952
    2023 1978 1973 1973 1963 1958 1958 1953
    2024 1979 1974 1974 1964 1959 1959 1954
    2025 1980 1975 1975 1965 1960 1960 1955
    2026 1981 1976 1976 19 66 1961 1961 1956
    2027 1982 1977 1977 1967 1962 1962 1957
    2028 1983 1978 1978 1968 1963 1963 1958
    2029 1984 1979 1979 1969 1964 1964 1959
    2030 1985 1980 1980 1970 1965 1965 1960
    2031 1986 1981 1981 1971 1966 1966 1961

    Составы и воинские звания граждан, пребывающих в запасе

    Составы военнослужащих Воинские звания
    войсковые корабельные
    Солдаты, матросы, сержанты, старшины рядовой ефрейтор младший сержант сержант старший сержант старшина матрос старший матрос старшина 2 статьи старшина 1 статьи главный старшина главный корабельный старшина
    Прапорщики и мичманы прапорщик старший прапорщик мичман старший мичман
    Офицеры:
    младшие офицеры младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан-лейтенант
    старшие офицеры майор подполковник полковник капитан 3 ранга капитан 2 ранга капитан 1 ранга
    высшие офицеры генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии контр-адмирал вице-адмирал адмирал адмирал флота
    Маршал Российской Федерации

    Образец приказа об организации воинского учета

    Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.

    Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.

    В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).

    Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:

    1. Об организации воинского учета.
    2. О назначении лица, ведущего ВУ.

    Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет

    Ежегодно все 16-летние граждане мужского пола обязаны прибыть в военкомат в дату, установленную военкомом для первоначальной постановки на воинский учет.

    Это происходит в период с 1 января по 31 марта. Кроме них, согласно ст. 9 ФЗ № 53, встать на первоначальный ВУ (в любое время года) обязаны следующие граждане:

    • не прибывшие в военкомат в приведенный срок (в течение 1 квартала);
    • ставшие гражданами РФ;
    • отсидевшие в тюрьме;
    • вернувшиеся в РФ на ПМЖ;
    • женщины, имеющие военно-учетную специальность, входящую в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.

    Каким образом нужно уведомлять военкомат о военнообязанных сотрудниках?

    Кто подлежит воинскому учету? Воинскому учету в организациях подлежат три группы работников:

    Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону доб. 504 (консультация бесплатно)

    Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.

    Применяемые санкции собраны в таблице:

    Вид нарушения Сумма, руб.
    Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат 500-1000
    Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности 300-1000

    Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.

    Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.

    Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

    Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

    • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
    • Особы с полученным военным билетом.

    Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

    • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
    • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
    • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
    • постоянно живущие за пределами РФ;
    • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

    Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

    В регламенте Методических рекомендаций Генштаба осуществление военного учёта сопровождается такой документацией:

    • Первичный приказ об организации ВУ для граждан – сотрудников предприятия, где также отражены моменты бронирования лиц — резервистов. Регистрируется приказ в соответствующем журнале вместе с другими приказами по предприятию.
    • Согласованные с райвоенкоматом мероприятия по проведению учёта и бронированию граждан – запасников.
    • Т-2 (личные карточки), которые формируют картотеку организации.
    • Журнал проверок по военному делу, созданный по правилам делопроизводства (пронумерованный, прошнурованный, заверяют подписью руководителя и завизированный штампом).
    • Расписки в приеме получаемых от граждан бумаг, касающихся военучёта.
    • Служебное делопроизводство по вопросам ВУ.
    • Свидетельство о бронировании (при наличии полномочий резервирования), которое, в свою очередь, обязывает издать положение о порядке выдачи удостоверений.
    • Бланки выдачи удостоверений об отсрочке.
    • Профильная справочная литература о ВУ и мобилизационной подготовке.

    Инструкция по ведению воинского учета на предприятиях

    Организация ВУ пошагово:

    • Шаг 1 – издается приказ о назначении ответственного за ведение ВУ и утверждается должностная инструкция, в которой прописываются его обязанности;
    • Шаг 2 – предприятие ставится на учет в военном комиссариате (заполняется карточка по форме ф-18 и план работ по ВУ на год);
    • Шаг 3 – оборудуется рабочее место ответственного сотрудника;
    • Шаг 4 – готовится папка с рабочим материалом (методичками, нормативными актами, образцами заполнения документов и т. п.);
    • Шаг 5 – формируется собственно картотека путем систематизации личных карточек (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения отношения к воинской обязанности.

    Документооборот по военно-учетной работе

    О том, что именно должно содержаться в документах воинского учета, сказано в п. 4 ст. 8 закона № 53-ФЗ:

    • Ф.И.О. работника;
    • дата его рождения;
    • семейное положение;
    • образование и т. п.

    Все эти сведения вносятся в личную карточку по форме Т-2 (или Т-2ГС, если это госслужащий). Формы приведены в приложениях 5, 6 к Рекомендациям.

    Хранение указанных документов осуществляется по следующим правилам:

    • согласно приложению 7 к Рекомендациям все карточки раскладываются по разделам в зависимости от статуса работника (карточки на офицеров запаса относятся к 1-му разделу, на матросов и солдат — к 2-му и т. д.);
    • внутри каждого раздела карточки раскладываются в алфавитном порядке;
    • все карточки регистрируются в журнале учета;
    • при увольнении работника форма Т-2 на него изымается и передается в архив.

    Воинский учет в организации

    Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

    Читайте также:  После покупки квартиры какие действия необходимо сделать мфц?

    Воинский учет в организации

    Необходимость проведения ВУ возложена ФЗ №61 на все организации, независимо от формы их собственности. Согласно этому нормативу, даже наличие единственного сотрудника на фирме, имеющего статус военнообязанного, уже возлагает на руководителя систему ведения соответствующего учёта.

    Серьёзность реализации этой процедуры видна из целей, которые преследуются военучётом. Общие принципы выглядят таким образом:

    • Обеспечить укомплектовку ВС РФ в мирное время.
    • При мобилизации мгновенное предоставление людских ресурсов в требуемом составе и численности.

    Воинский учет в организации в 2019 реализовывается в различных направлениях. Различают виды учёта:

    • общего характера;
    • специального вида;
    • с возможностью бронирования.

    Проведение любого из указанных видов наряду с кадровым бронированием, а также бронью рабочих мест в учреждениях возлагается на назначенных уполномоченных, поскольку спецучет всегда совместим с бронированием кадров.

    Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

    Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

    • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
    • Особы с полученным военным билетом.

    Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

    • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
    • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
    • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
    • постоянно живущие за пределами РФ;
    • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

    Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

    Документ представлен в виде шести разделов, каждый из которых является определенным информационным блоком. Именно такое разделение позволит использовать методические рекомендации по воинскому учету, как справочник, в котором несложно отыскать любую интересующую информацию.

    • Раздел I. Общие положения. Данный раздел содержит общую информацию о процедуре ведения воинского учета. В нем определены основные цели и способы организации всего комплекса мероприятий. В виде отдельного пункта подробно описывается состав контингента, подлежащего воинскому учету. Имеются также ссылки на нормативные документы, описывающие обязанности каждого гражданина, подлежащего учету.
    • Раздел II. Основные положения, обеспечивающие правильное ведение воинского учета. Здесь уже указываются конкретные требования, предъявляемые работодателю или уполномоченному работнику. В разделе указано, кто должен нести ответственность за получение и систематизацию актуальной информации, а также прописаны меры, который должен предпринять работодатель для обеспечения работы штатной единицы, занимающейся вопросами воинского учета.
    • Раздел III. Обязанности ответственных за воинский учет. Функциональные обязанности для ответственного лица изложены в третьем разделе рекомендаций. Он содержит в себе такие вопросы, как алгоритм действий при приеме нового сотрудника на работу, механизмы взаимодействия с военным комиссариатом, подготовка необходимой отчетности. Данный раздел зачастую считают основным, так как в нем изложены именно пошаговые действия.
    • Раздел IV. Документооборот. Вся документальная база, сопровождающая воинский учет, образует служебное делопроизводство. Оно включает в себя заполнение личных карточек, составление плана работы военно-учетного стола, ведение журнала проверок, бронирование граждан.
    • Раздел V. Нарушения. При ведении воинского учета самое главное – соблюдать все законодательные требования, так как их неисполнение влечет за собой различные меры наказания. В главе V указана ссылка на статью, а сам перечень взысканий описан в приложении.
    • Раздел VI. Стимулирующие выплаты. Финансовые вопросы, которые сопровождают процедуру ведения воинского учета, касаются не только выплату заработной платы ответственному работнику, но и его стимулирование за высокие показатели. Данный раздел посвящен этому вопросу.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *