Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр по новым правилам — 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев. При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник.
Что будет если попадешься повторно или в третий раз
Согласитесь, неприятная ситуация, если вас утром остановят и выпишут штраф, а потом повторно в обед. Такое может случиться с водителями такси или автобуса, которые активно передвигаются за рулем своего транспортного средства.
Важно знать, что в такой ситуации штраф за непрохождение техосмотра выписывается только 1 раз, который действует 24 часа. Если спустя указанное время водителя вновь остановит сотрудник ГИБДД и осмотра не будет, то будет выписан еще штраф. Так будет продолжаться до тех пор, пока собственник машины не получит обязательный документ, по итогам проверки.
При этом важно понимать, что стоимость штрафа может быть в разы выше, чем плата за прохождение осмотра. Поэтому не стоит рисковать и переплачивать, поскольку процедура получения занимает по времени не более 30 минут. При этом проверить машину можно в любой день недели.
Можно ли избежать ответственности
Как уже было сказано, штраф без техосмотра выписывается не всем, а только особой категории водителей, которая нарушает условия. Но можно ли избежать ответственности и не платить выписанную квитанцию? Такой вопрос интересует многих.
К сожалению, уйти от ответственности не получится. При этом важно знать, что если наказание не будет оплачено своевременно, то его размер может быть увеличен в несколько раз. Законный метод избежать ответственности – это показать машину на осмотр, получить документ и спокойно передвигаться за рулем своего «железного друга».
Размер штрафа за отсутствие техосмотра может достигать 5 000 рублей, как уже было сказано, в то время как сама процедура осмотра стоит не более 1000 рублей.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Техосмотр отменили не для всех. В каких случаях он потребуется вашему авто?
Вашему личному автомобилю больше не нужен техосмотр, в том числе и для покупки ОСАГО. Или все-таки нужен? Давайте посмотрим, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.
Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр, исключив из перечня автомашин, для которых он обязательно нужен, машины и мотоциклы физлиц, которые они используют исключительно в личных целях. Например, для поездки на дачу, работу, в магазин или в путешествие. Во втором документе прописали, когда их владельцам придется провести своему транспорту обязательный ТО.
Когда ТО обязателен
В отличие от личного транспорта, для такси, служебных машин, автобусов и грузовиков техосмотр остался обязательным. Для личных легковушек, мотоциклов и других машин проведение ТО обязательно потребуется в трех случаях:
- если автомобиль используется в служебных целях, для перевозки пассажиров или он зарегистрирован в такси;
- если собираетесь поставить машину или мотоцикл на учет или у транспорта изменился владелец;
- если в машину внесли конструктивные изменения.
Как объяснили в ГИБДД, периодичность техосмотра будет зависеть от года выпуска автомобиля и от целей эксплуатации. Например, если использовать в служебных целях личный транспорт старше десяти лет, техосмотр его нужно проходить ежегодно. Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается — машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.
Если купили б/у автомобиль и нужно его перерегистрировать в ГИБДД, с техосмотром стоит поторопиться. На регистрацию по закону отводится десять дней с даты покупки машины, чтобы не платить штраф в размере 1 500—2 000 рублей за нарушение правил регистрации. Вышеупомянутые изменения в законодательство предусматривают, что если авто старше четырех лет (учитывая год изготовления), то к традиционному пакету документов (паспорт собственника, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО, квитанция об оплате госпошлин) нужно добавить и диагностическую карту о прохождении техосмотра. Для машин до четырех лет этого требования нет.
Обязательно потребуется ТО для регистрации изменений в конструкции автомобиля в ГИБДД. Причем в этом случае возраст машины значения не имеет. Впрочем, при установке допоборудования и раньше автовладельцу требовалось получить заключение специалистов о безопасности внесенных изменений.
Размеры штрафных санкций на 2020 год
С 26.07.2019 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Категория правонарушения |
Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. |
Ссылка на нормативно-правовой акт |
---|---|---|
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО |
2000 рублей — на водителя. |
Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось |
|
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту |
|
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ |
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов |
|
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Изменения в законодательстве
С 1 января 2022 года ведется рассмотрение проекта, вносящего серьезные изменения в правила прохождения осмотра. Кроме этого планируется ужесточение ответственности. К основным предполагаемым изменениям следует отнести: повышение санкции статьи КоАП до 2000 рублей, введение возможности фиксировать совершаемые правонарушения на камеры.
Это означает, что штраф возможно будет получить в автоматическом режиме, даже без остановки инспектором, поскольку данные о пройдённом осмотре содержатся в единой электронной базе. Еще одно нововведение планируется в возмещение ущерба в следствие ДТП.
ВНИМАНИЕ !!! При отсутствии пройденного осмотра, к водителю могут быть предъявлены различные гражданские иски от страховщиков. Кроме того, предполагается изменить саму процедуру проведения осмотра: весь процесс должен быть записан на камеру с целью подтверждения его действительного прохождения.
Данный пункт попадает под большое сомнение в связи с невозможностью его практической реализации. Ведь если все водители начнут проходить осмотры, то кто, где и на какие средства будет хранить столь огромный объем информации. В новой редакции изменения все еще не касаются перечня субъектов: привлечены могут быть лишь владельцы транспортных средств, не относящихся к категории В.
Самым серьезным нововведением планирует стать уголовная ответственность. Обычным водителям ее не стоит опасаться. Ее санкция направлена исключительно на лиц, ведущих незаконную деятельность по выдаче диагностических карт. Если изменения вступят в законную силу, то все места, которые сегодня предоставляют осмотр без фактического присутствия автомобиля будут закрываться, а их владельцы привлекаться к ответственности. Планируется, что санкция будет предусматривать крупный штраф, а его размер будет зависеть от тяжести совершенного деяния.
На сегодняшний день проект принят только в первом чтении, поэтому еще рано говорить о его практическом введении в жизнь.
Основные проблемы изменений
Уже стало ясно, что в случае окончательного утверждения законопроекта будут внесены существенные изменения, которые в первую очередь коснуться самих владельцев автомобилей. Первое и самое очевидное — возрастут цены за проведение осмотра. Сегодня средняя стоимость по России около 600 рублей, а планируется ее увеличение до 1 тысячи.
ВНИМАНИЕ !!! Кроме того, с большой вероятностью появятся очереди на прохождение процедуры. На сегодняшний день практически не осталось добросовестных центров, поэтому и квалифицированных специалистов крайне мало. Если требование станет обязательным для всех автомобилистов, то значительная их часть направится в срочном порядке проходить осмотр, а утвержденных мест и работников в первое время будет не хватать.
Таким образом, на начало 2022 года никаких изменений в правила прохождения техосмотра не было внесено: получить его все еще можно формальным путем. Но уже находится на рассмотрении законопроект, предполагающий масштабное изменение всей системы прохождения техосмотра и если он будет принят, то у недобросовестных водителей могут возникнуть проблемы.
Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.
Итак, процедура техосмотра вновь стала обязательной для всех видов транспорта, за исключением ТС легче 3,5 тонн и выпуском до 3-х лет. Проводить оценку технического состояния водитель вправе только на СТО аккредитованного оператора и с установленной законом периодичностью. Стоимость услуг эксперта регулируется нормативной базой региона.
Законом установлен перечень, состоящий из двух необходимых бланков, обязательных для предъявления на станцию техосмотра:
- паспорт или иной документ для подтверждения личности заявителя;
- свидетельство ТС или его паспорт.
Как зарегистрировать автомобиль, если диагностическая карта просрочена
Для регистрации в ГИБДД машины, изготовленной более 4 лет назад, необходимо наличие действующей диагностической карты. Она подтверждает техническое состояние автомобиля и безопасность эксплуатации во время дорожного движения. Выдается автовладельцам при прохождении автомобилем очередного технического осмотра. Срок действия диагностической карты зависит от типа и возраста транспортного средства.
Диагностическая карта не обязательна для оформления легкового автомобиля моложе 4 лет. Автовладельцам такого транспорта сотрудники МРЭО ГИБДД не правомочны отказать в регистрации без прохождения ТО.
Если личный транспорт постоянно эксплуатируется, а диагностическая карта давно просрочена, то техосмотр лучше пройти, чтобы наверняка знать, что автомобиль находиться в исправном состоянии. Отсутствие своевременного техосмотра – риск для безопасности водителя и других участников дорожного движения.
Размеры штрафных санкций на 2021 год
С 26.07.2021 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Категория правонарушения | Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. | Ссылка на нормативно-правовой акт |
---|---|---|
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО | 2000 рублей — на водителя. | Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось |
|
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту |
|
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ |
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов |
|
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Новые размеры санкций введены в действие положениями Федерального закона № 219-ФЗ от 26.07.2021.
За отсутствие техосмотра с 1 марта будут штрафовать
Напомним, в этом году в силу вступают поправки в закон о техосмотре. Отдельные его положения начинают действовать в разное время, но основные уже с 1 марта. В частности, теперь процедура ТО будет сопровождаться фотосъемкой до и после диагностики. И обычный фотоаппарат здесь не подойдет: техники смогут использовать только поверенные в Росстандарте устройства.
Фотоматериалы будут отправляться в единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИС ТО. Туда же будут заноситься координаты места съемки, причем они могут быть не далее чем в 15 м от пункта ТО.
Чтобы говорить о возможности работы по новым правилам, нужно понимать изначальную степень подготовленности бизнеса в целом. У многих операторов к новым требованиям не подходит даже помещение.
«В технической базе, опубликованной Минтрансом, есть пункт о наличии туалета и канализации. Большая часть пунктов ТО находится в сервисах и боксах, туалеты есть не везде. Раньше можно было без всего этого, ведь мало кто приезжал на реальное ТО», — рассказал «Известиям» управляющий директор подмосковной сети пунктов техосмотра Денис Фомин.
В пресс-службе РСА отметили со ссылкой на оценку самих операторов, что сумма необходимых вложений составляет до нескольких миллионов рублей. Согласно новым требованиям, РСА не только проводит аккредитацию операторов ТО, но должен в течение года после вступления закона в силу по всей стране осуществить выездные проверки действующих пунктов ТО.
Денис Фомин считает, что примерно 30% операторов не смогут пройти переаккредитацию. Однако уверен: большинство из них потом дооснастят свои пункты и продолжат работу.
«То, что половина операторов уйдет с рынка, — неправда. Сейчас почти все кинулись докупать оборудование. Полный комплект для ТО легковых машин стоит от 900 тыс. рублей . Для грузовых машин и автобусов — от 1 480 000 рублей», — рассказал Денис Фомин.
В центральных областях нет городов без пунктов ТО. Проблемы с прохождением этой процедуры могут возникнуть у жителей отдаленных регионов, в частности в Якутии. Выход есть — передвижная диагностическая линия, однако с ней не все так просто.
Денис Фомин рассказал, что основная часть средств диагностического оборудования не будет давать правильные показания при низких температурах. Кроме того, возникает вопрос целесообразности. Передвижной пункт техосмотра обойдется примерно в 5,5 млн рублей, а стоимость ТО в Якутии — от 300 рублей. Такой бизнес не окупится и за 30 лет.
Согласно статистике ГИБДД, за 2019 год доля всех ДТП, в которых пострадали люди, случившихся по причине неисправности ТС, составляет 4%. Год от года она практически не меняется, отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
«Причиной четверти из этих аварий стали проблемы с шинами. Еще 10% — проблема со светотехникой. Еще 15% — тонировка. Тормоза — также одна из причин, причем на ТО у нас контролируется тормозное усилие, а не само состояние тормозной системы», — рассказал Кадаков.
Какие штрафы предусмотрены статьей 12.31.1. КоАП РФ
Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:
- не проведение медосмотра;
- отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ | Сумма штрафа для юрлица (ИП) |
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) | 30 000 руб. |
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) | 30 000 руб. |
Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.
Новые штрафы и поводы лишиться прав
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Можно ли ездить без техосмотра 2021?
В 2021 году почти для большинства личных ТС взыскание за несвоевременное прохождение ТО отменено. В то же время, имеются исключения для некоторых категорий транспорта. Под исключением оказались:
- Легковые такси.
- Грузовые автомашины, переоборудованные для транспортирования людей, имеющие число мест для людей более 8-ми.
- Автобусы.
- Специальный транспорт, служащий для транспортировки опасных грузов.
Таким образом, если водитель едет на личной автомашине класса “В”, то можно не носить с собой талон техосмотра, то есть в 2020 году на таком ТС автоводитель может передвигаться без ТО. Работник ГИБДД не вправе спрашивать талон ТО и накладывать взыскание за отсутствие техосмотра (кроме автомашин, отмеченных выше).
Однако, выбрасывать талон не надо спешить, так как без действующего талона ТО, автоводитель не сможет получить страховку ОСАГО. Кроме этого надо учесть, что, если случился страховое событие (например, ДТП по вине автовладельца ТС) с истекшим сроком ТО, страховая компания перечислит компенсирование потерпевшему, а затем выставит регрессный иск к провинившемуся.
Таким образом, если ТО не относится, как бы к обязательной процедуре, в то же время, если автовладелец не пройдет техосмотр, он может потерять намного больше средств, чем при его прохождении. Мало того, автовладелец не сможет без ТО оформить страховку ТС.
А вот, для ТС, указанных в списке исключений, своевременное проведение ТО обеспечивает безопасное передвижение автомашин для всех участников дорожного передвижения, в том числе, своевременное оформление страхового полиса ОСАГО или КАСКО.
Для этой категории ТС несоблюдение ПДД, выраженное в просроченном прохождении ТО, приводит к накладыванию автомобилисту штрафа.
Поэтому, отвечая на вопрос – можно ли выезжать на ТС без техосмотра? – прежде чем ответить, необходимо учитывать вид транспорта.
Надо сказать, что дискуссия об отмене ТО всего транспорта ведется давно, однако открытого голосования пока не проводилось. Техосмотр осуществляет важные функции по наблюдению за состоянием ТС. Легковые автомашины не старше 3-х лет проходить ТО не обязаны, однако, как только возраст автомашины достигает 3-х лет, необходимо проходить ТО. При этом, если возраст ТС находится в пределах 3-7 лет, данная процедура проводится раз в 2 года. Если же ТС перешагнуло возраст 7 лет, то техосмотр требуется проходить каждый год. При этом, дата прохождения ТО определяется по году выпуска автомашины.
При прохождении ТО проверяются состояние ТС с проверкой:
- Двигателя и КПП. Оценивается внешний вид, отсутствие загрязнения, проверяется качество смазки.
- Тормозной системы. Функционирование тормозов оценивается при помощи спец. оборудования.
- Рулевого управления. Осуществляется проверка стуков и прочих подозрительных звуков.
- Световых и сигнализационных приборов. Световая система проверяются по очередности.
- Приборов для очистки стекол.
- Прочих устройств и запчастей.
- При техосмотре инспектор может проверить состояние лобового стекла, на отсутствие трещин и царапин и т д.
Процедура техосмотра сегодня осуществляется только на сертифицированных СТО, где могут не только диагностировать ТС, но и устранять неисправности, с выдачей технической карты. Обновлять такую карту автовладельцам, которые обязаны проходить ТО, требуется каждые 6 месяцев.