Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сретение Господне: что можно и нельзя делать 15 февраля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Как произошло Сретение Господне?
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
Как произошло Сретение Господне?
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
Ветхозаветный обряд посвящения младенца Богу
После родов еврейская женщина должна была соблюдать так называемые “дни очищения”. Мать считалась нечистой 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки. В Ветхом Завете иудеи огромное значение придавали внешней чистоте. Поэтому женщина во время кровотечения считалась нечистой. В течение этого периода она не имела права посещать Иерусалимский Храм.
Когда же установленный срок истекал, мать приносила в Храм очистительную жертву Богу. В Ветхом Завете в жертву приносили животных. В данном случае это мог быть годовалый ягненок и голубка. Если семья не могла пожертвовать ягненка по причине бедности, то в жертву приносили 2 голубок.
Обряд посвящения касался непосредственно новорожденных мальчиков. Родители приносили младенца в Храм на 40-й день. Совершался обряд посвящения мальчика Богу. Причем это священнодействие было не просто религиозным обрядом, а законом для всего еврейского народа.
Обряд посвящения был установлен в память об освобождении евреев из египетского рабства и в знак благодарности Богу. Иосиф Обручник с Девой Марией и Младенцем Иисусом на сороковой день пришли в Иерусалим, чтобы совершить все полагающиеся ритуалы. Таким образом, Спаситель с первых дней Своего воплощения исполнял все предписания иудейского Закона. В жертву были принесены две голубки — семья Иосифа, обыкновенного плотника, не могла похвалиться богатством.
Особенности богослужения на Сретение Господне
Праздник Сретения можно считать как Господским (прославление Иисуса Христа), так и Богородичным (установленным в честь Богородицы). При этом в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии обращения к Богородице занимают центральное место.
Своеобразная двойственность праздника Сретения Господня отразилась на облачение священнослужителей. Оно может быть как белым, так и голубым. Известно, что белое облачение православные священники надевают во время Господних Праздников, голубое – Богородичных.
В конце Литургии на Сретение Господне обычно принято освящать свечи. Эта традиция привнесена из католичества в середине XVII века. После богослужения католики совершали шествие с зажженными свечами. В Православии же крестные ходы в этот день не совершаются, но чин освящения свечей прижился. Сретенские свечи не обладают какими-то особенными “магическими” свойствами. Они используются как обычные церковные свечи при молитве, в том числе домашней.
Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем
Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
О какой благодарственной жертве идет речь?
Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.
По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы. Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой. Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».
Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.
Различия в названиях праздника
Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».
Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.
Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.
О чем упоминается в Богослужебном Уставе (Типиконе)?
В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.
С чем было связано такое изменение?
После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии. Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев. В украинских церквях же такой чин существует и поныне.
Когда освящают свечи в русских епархиях?
Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция. По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы». Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.
Храмы Сретения Господня
Храм Сретения Господня в Вологде.
Один из красивейших храмов Вологды, он был построен в 1731 году на излучине реки Вологды, видел многочисленные наводнения, когда вода реки Вологды подступала практически к его стенам, в советское время служил общежитием, сейчас снова возобновлены богослужения. Вход со стороны реки был заложен, а пристроены два боковых крыльца, похожие на входы в жилые палаты XVII-XVIII веков.
Сретенская (Богоявленская) церковь в Пушкине (в Новой деревне).
В этом храме, который был построен в 1875 году при железной дороге, служил о. Александр Мень. Здесь находится и его могила. Это “теплый”, зимний храм, который был построен при летнем, на пожертвования местных жителей. Но удивительнее всего то, что в советское время при расширении и реконструкции железной дороги его не снесли, а спасли местные жители, которые добились разрешения перенести храм на новое место.
Церковь Вознесения Господня ( Ярославль)
Характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями, возведённый по инициативе и на средства прихожан в 1677-82 гг. Стоит чуть восточнее Вознесенских казарм, на главной улице Ярославля — бывшей Власьевской, ныне Свободы, в нескольких шагах от площади Труда.
Монастырь Сретение
Один из девяти действующих монастырей, находящихся в окрестностях Овчарско-Кабларского ущелья, которое ещё называют здесь “Сербская Святая гора”. Монастырь посвящён празднику Сретения Господня.
Территория Счастливой Жизни
Праздник Сретения Господня, который православная церковь отмечает ежегодно 15 февраля, знаменует собой важное событие не только в жизни христианской Церкви, но и в истории всего человечества. В этот день в храме Иерусалима было засвидетельствовано, что обещанный Богом Мессия уже пришел в мир, а значит, и Царствие Небесное открылось для человека.
Сретение Господне, в Православной Церкви относится к великим двунадесятым праздникам.
15 февраля верующие отмечают два важных события – эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и одновременно реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог говорил людям через Своих пророков. Что же произошло в этот день в храме Иерусалима? О самом событии нам сообщает только один евангелист – святой апостол Лука. Однако это не должно никого смущать. Действительно, в своих Евангелиях ученики Господа в чем- то повторяют друг друга, что только лишний раз доказывает истинность произошедших событий, но о некоторых моментах жизни Христа упоминается только в каком-нибудь одном из четырех Евангелий.
Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, свидетелем того или иного события в жизни Господа мог быть только конкретный евангелист. Во-вторых, именно этому евангелисту о данном событии мог рассказать Сам Христос. И в-третьих, все Евангелия говорят нам только о том, что важно для нашего спасения. Однако какой именно важный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее – это каждый евангелист решал, конечно, сам.
Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля, после рождения в семье ребенка мужского пола в течение сорока последующих дней матери запрещалось входить в храм Иерусалима. Эти дни были временем очищения. Однако в сороковой день родители должны были прийти в храм и принести благодарственную и очистительную жертву. Если ребенок был первенцем – его посвящали Богу. Посвящение было во исполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили двух голубей.
Матерь Божия, по святости Своей, не имела необходимости в исполнении данного закона, однако Она все же его исполнила по Своему великому смирению и послушанию. В сороковой день по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Своего Сына, а Иосиф – двух белых голубей. В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел праведный старец Симеон.
Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию. Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285–247 годах до Рождества Христова), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты. Он был осуществлен в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.
С этой статьёй так же читают: День Веры,Надежды,Любви и матери их Софии
Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово – это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества святого Исайи.
«Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Луки.
На сороковой день после рождения Младенца Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Согласно закону Моисееву, женщине, родившей мальчика, не должно было в течение 40 дней ходить в храм Божий, а по прошествии этого срока надлежало матери с младенцем принести Господу благодарственную и очистительную жертву в храме. Не смотря на то, что Дева Мария не нуждалась в очищении, она смирилась и подчинилась предписанию закона. В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто, согласно преданию, занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки. Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы. Он даже хотел исправить текст, но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.
Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365 году его жизни такая встреча состоялась — в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии. Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32). Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.
О Сретении Господнем стоит начать повествование с 582 года, когда религиозный и народный «календари» стали фиксировать эту знаменательную дату. История праздника уходит корнями в события, происшедшие на просторах одного из городов-центров христианства.
В древней Антиохии, находящейся ныне на территории Армении, начался мор и стали повторяться землетрясения огромной силы. Народ в панике пробовал различные способы избавиться от напастей, но их рвение не увенчалось успехом. Чудо произошло после пророческого видения одного христианина, имя которого не сохранилось. Истинно верующий человек возвестил о том, что встречу Симеона Богоприимца со Спасителем нужно отмечать с почестями. Первая же служба-восхваление устранила все беды на некогда благодатной земле.
Спустя 15 лет к традиции чествования Господа в этот день присоединились все верующие люди.
Если возникло сомнение, какого числа православные отмечают Сретение в 2019 году, следует помнить о неизменности даты — 15 февраля. Католическое Сретение в виде очистительного обряда проводят 2 февраля, что соответствует старому календарю.
Народные приметы потому и важны, что помогали людям принимать верные решения. Например, когда не было Гидрометцентра, погодные приметы были единственным способом спрогнозировать дождь, снег или солнце. Сегодня нужно критически относиться к приметам, но, если они помогают вам поднять настроение или укрепиться в благом решении, на здоровье!
В народе говорили:
- На Сретение цыган шубу продает.
- В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
- На Сретение зима с весною встретилась.
- На Сретение кафтан с шубой встретился.
Иконы, посвященные Сретению
Икона для праздника Сретение Господне состоит из пяти фигур. В центре находится Богомладенец Иисус, рядом Богородица, а немного выше праведник Симеон. Мария передает свое Дитя старцу, отец Иосиф с парой голубок расположен по левую сторону, а Анна-пророчица держит свиток.
Когда в этом году православная Пасха
В одной римской церкви, Санта Мария Маджоре, находится древнейший образ этого события. Образ расположен в триумфальной арке, в виде одной из мозаик, на которой изображена Богородица с малышом, идущая на встречу Симеону. Дата ее создания — первая половина 5 века.
На Руси есть два древних изображения, которые посвящены празднику Сретения и датированы 12 веком: Одно находиться в г. Киев, Кирилловская церковь. На этом образе младенец сидит на руках Богородицы. Второе находиться в г. Новгород.
В грузинской иконографии на иконе отсутствует изображение алтаря, на его месте расположена горящая свеча, которая символизирует жертвенность.
Также, к иконам праздника Сретения Господня можно отнести образ «Умягчение злых сердец», известный и под другим названием «Симеоново проречение». Он олицетворяет предсказание смиренного Симеона, произнесенное во время празднования Сретения. На иконе изображено семь мечей: три слева, три справа и один внизу, пронзившие сердце Богоматери, которая стоит на облаках. Мечи изображенные на картине, символизирует горе, печаль и боль – то, что она испытала при жизни на земле.