- Авторское право

Вправе ли бюджетное учреждение распоряжаться особо ценным движимым имуществом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вправе ли бюджетное учреждение распоряжаться особо ценным движимым имуществом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом автономного учреждения, прежде всего влияют два условия: согласно федеральному законодательству собственником любого имущества АУ является его учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество АУ закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления[1].

В связи с этим следует помнить: никакого разделения имущества автономного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное», «негосударственное (немуниципальное)» (пусть и купленное за счет внебюджетных средств) не может быть в принципе. Не может быть у автономного учреждения и какого-либо имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления.

Практика формирования перечней.

В частности, Минздрав[13] в отношении своих подведомственных автономных и бюджетных учреждений отнес к указанному имуществу автомобили, балансовая стоимость превышает 200 тыс. руб., медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб., а также любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб. В то же время Минспорт[14] применил иной подход. Федеральное министерство включило в такой перечень восемь категорий имущества (вычислительная техника, информационное оборудование, машины и иное оборудование, оборудование систем связи, оргтехника, производственный и хозяйственный инвентарь, средства измерения и управления, транспортные средства).

В Пензенской области[15] к имуществу государственных учреждений здравоохранения тоже достаточно жесткий подход (как у Минздрава). Здесь к особо ценному движимому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых превышает 3 тыс. руб. за единицу, производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого превышает 10 тыс. руб. за единицу.

Как видим, независимо от стоимости имущества учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество – если сочтет, что без него осуществление АУ предусмотренных уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено (пп. «б» п. 4 Постановления № 538). Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным. В частности, в Свердловской области[16] в отношении государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ревдинского района» в перечень особо ценного движимого имущества включены только два автомобиля с балансовой стоимостью 249 тыс. руб. и 552 тыс. руб.


Учредители стремятся максимально ограничить самостоятельность учреждений в распоряжении движимым имуществом и отнести к «особо ценной» категории как можно больше объектов, наличие которых, по мнению учредителей, критично для обеспечения деятельности АУ.


Однако подобная позиция встречается все-таки не очень часто. Учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к особо ценным как можно больше разных объектов, наличие которых считает критичным для обеспечения деятельности учреждения. Например, в Сыктывкаре[17] в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого» учредитель внес в перечень особо ценного движимого имущества 476 объектов, начиная с кушетки и струйных принтеров балансовой стоимостью 3 тыс. руб. и заканчивая противопожарным оборудованием балансовой стоимостью 450 тыс. руб. При этом в перечень иного движимого имущества (то есть не отнесенного к «особо ценной» категории) попали объекты с балансовой стоимостью, превышающей балансовую стоимость многих объектов особо ценного движимого имущества, например, стол руководителя (16 тыс. руб.), микшерный пульт (9 тыс. руб.). Видимо, в данном случае учредитель счел, что относительно дешевые кушетка и струйный принтер более важны для обеспечения деятельности этой школы, чем дорогие микшерный пульт и стол руководителя.

Конечно, позиция учредителя во многом зависит от того, каким имуществом в принципе располагает автономное учреждение. В частности, в той же Свердловской области[18] в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения «Краснотурьинская городская больница» учредитель, в отличие от предыдущего примера, не стал мелочиться, но включил в перечень особо ценного движимого имущества более 300 объектов (медицинское оборудование и автомобили) с балансовой стоимостью от 200 тыс. до 8 млн руб.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Бюджет: возможности и ограничения

С одной стороны, возможность существовать на бюджетные деньги существенно упрощает выживаемость предприятия в условиях рыночной конкуренции. В то же время обилие бумажек буквально душит любую инициативу. В частности, сильно ограничивает возможности учреждения невозможность по своему усмотрению быстро и эффективно использовать имеющееся в распоряжении юридического лица особо ценное движимое имущество.

С другой стороны, для казенных предприятий ограничения еще более строгие. Здесь нельзя отчуждать имущество и распоряжаться им другими способами даже не только в случае особо ценного, но любого. Лишь при оформлении согласия собственника, то есть казны страны, можно провести сделку. А это требует колоссальных запасов времени на документальное сопровождение операции.

Нормативное регулирование: новые условия

В 2010 году был принят новый федеральный закон, опубликованный 3 ноября под номером 174 и посвященный автономным учреждениям. В нем также раскрывается понятие особо ценного имущества, рассматриваются особенности взаимодействия с ним.

Из 174-го закона следует, что у автономного предприятия нет права на свое усмотрение распоряжаться недвижимостью или имуществом, включенным в перечень особо ценного, а придется сперва оформить согласование с учредителем, по чьей инициативе за учреждением закреплены позиции. Здесь дополнительно прописано, что имущество, оказавшееся у автономного предприятия не в рамках закрепления за ним позиций, находится в свободном пользовании этого юридического лица и сделки с ним не требуют специального согласования.

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)

Что касается муниципальных учреждений, то минимальный предел суммы здесь также 50 тыс. руб. А вот максимальная стоимость особо ценного имущества учреждений не может превышать 200 тыс. руб. Соответствующие величины утверждаются нормативными актами местной администрации или органами территориального самоуправления, если они являются учредителями таких организаций.

В каждом учреждении должна работать специальная комиссия на постоянной основе. В ее обязанности входит инвентаризация, списание, переоценка объектов и, соответственно, составление перечня имущества для отнесения его к категории особо ценного. Состав, объем и срок действия полномочий комиссии утверждаются руководителем организации.

  1. Автомобильная, бронетанковая техника.
  2. Силовые, подъемные агрегаты, станки, технологическое оснащение и прочее оборудование, используемое для осуществления деятельности, закрепленной уставом.
  3. Спецоборудование, предназначенное для ведения основной деятельности.
  4. Офисная, бытовая техника, вычислительные машины.
  5. Производственные инструменты.

р. – 500 т. р. Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности. Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.

Бюджетные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его покупку. Для автономных и бюджетных учреждений, которые находятся в ведении субъектов РФ, стоимость составляет от 50 000 до 500 000 руб. Для муниципальных – от 50 000 до 200 000 руб.

Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности. Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан Постановлением №538-26.07.2022 г. Правительства России (далее в статье – ПП РФ №538).

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2022-2022 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества от­дельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть опре­делены как особо ценные, без кото­рых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозмож­но или затруднено.

По коду вида деятельности 7 показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.

В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.

Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н, п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского учета в части хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение (с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкциям № 174н, 183н. Поэтому, принимая во внимание положения вышеназванных пунктов, учреждение согласовывает с учредителем применение счета 0 304 06 000 при совершении операций по корректировке учредителем списка особо ценного движимого имущества.

15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…

15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…

19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.

Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…

05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…

28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…

Все записи

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 – 500
Муниципальные учреждения 50 – 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Учреждения имеют право самостоятельно расходовать (после согласования внебюджетной сметы) денежные средства, полученные в ходе ведения коммерческой деятельности, что не запрещено законодательством. В частности, учреждения здравоохранения часто приобретают оборудование для ведения деятельности за счет средств, полученных от оказания медицинских услуг.

Учреждения могут приобретать ОЦДИ по стоимости ниже 3 тысяч рублей. Согласно инструкции № 157н при постановке активов производится одновременное списание за баланс с применением забалансового счета 21. К регистру открываются субсчета для раздельного учета ОЦДИ и прочего имущества.

Стоит напомнить, что категория ОЦДИ не является новеллой федерального законодательства. Еще в 2006 году с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) и введением нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного появилась и такая категория, как ОЦДИ. В ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ ОЦДИ определяется как имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Подобное определение можно расценивать как недостаточно четкое и допускающее очень широкое толкование со стороны учредителя. К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Особоценные Основные Средства Стоимость В 2022 Году В Бюджетных Учреждениях

В рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгал­терского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необ­ходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества.
Консультации по вопросам 1С и бухгалтерии. Полное или частичное использование материалов без согласия автора и прямой индексируемой гиперссылки на сайт www.24Консультация.рф запрещено.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2022.

Какие основные средства с 2021 года считаютмя особоценными

1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок согласования Федеральным агентством лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — Учреждение) либо приобретенным Учреждениями за счет средств, выделенных Рослесхозом на приобретение такого имущества (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г.

приводит к уплате налога на имущество, по которому ставки и льготы уточнены в 2021 году. Некоторые ОС после принятия к учету не подпадают под налог.

Есть ли такие у вас – читайте в статье. Воспользуйтесь этими документами по учету основных средств. Наши справочники спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок.

Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт.

Также ознакомьтесь с основными правилами расчета и уплаты ежемесячных и ежеквартальных авансов по налогу на прибыль от ведущих специалистов ФНС. Скачайте бесплатно: Методические указания ФНС.

Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно Под налог на имущество подпадает среднегодовая или кадастровая стоимость г., отраженных с помощью счетов 01 или 03.

Это имущественные активы с длительным сроком использования (более 12 месяцев или более операционного цикла) и со стоимостью более 40 000 рублей, которые:

  • Предназначены для производственных, торговых, управленческих или арендных целей.
  • Не планируются к продаже.
  • Могут принести прибыль.

Программа БухСофт учитывает все эти особенности. Она автоматически подготовит все необходимые учетные документы по учету основных средств. Скачайте образец формы ОС-1, который подготовили эксперты программы: К ОС относятся, например, земля, недвижимость, оборудование, компьютеры, автотранспорт, капвложения в арендованные ОС и т.д.

Часть этих активов не подпадает под налог на имущество или льготируется. По льготирование изменено. Во-первых, применение льгот теперь устанавливают регионы.

Во-вторых, ставка по налогу может снижаться до нуля. Читайте об этом в таблице 1. Таблица 1. г. ОС Общая налоговая ставка Льготная налоговая ставка Движимые объекты, полученные с 2013 года 1,1 Региональная Высокоэффективное инновационное оборудование 2,2 Региональная, вплоть до 0% Движимые объекты, полученные не более трех лет назад 1,1 Региональная, вплоть до 0% Лимит стоимости для ОС различный в бухучете и в налоговом учете.

Что Относить К Особо Ценному Имуществу В Бюджетном Учреждении 2021 Год

Бюджетные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его покупку. Для автономных и бюджетных учреждений, которые находятся в ведении субъектов РФ, стоимость составляет от 50 000 до 500 000 руб. Для муниципальных – от 50 000 до 200 000 руб.

Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2021) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2021). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2021 № 162н).

На каждом предприятии перечень ОЦДИ ведется на основе информативности бухгалтерского учета, в котором должны содержаться сведения о полном наименовании объекта, а также указывается его инвентарный номер и балансовая стоимость. На законодательном уровне существуют специальные нормативные документы и приказы относительно видов ценного движимого имущества и того, кем оно определяется.

Какое Имущество Относится К Оци В 2021г

В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено»[5]. Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538[6]. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.

Последовательность процедуры списания ОЦДИ

При списании ОЦДИ подготовьте и передайте в Комитет имущественных отношений (Росимущество):

перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

После того как Комитет согласует списание, спишите основное средство с баланса и отразите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

После того как специализированная организация демонтирует и утилизирует данное имущество спишите его с забаланса. Копии актов специализированной организации передайте в Комитет для исключения имущества из реестра особо ценного.

Комитет может предоставить вам выписку из реестра ОЦДИ подтверждающую исключение списанного имущества из состава ОЦДИ. Данную выписку скорее все предоставляют по письменному запросу.

Обоснование

1.Из рекомендации

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

 недвижимым имуществом (независимо от источника приобретения: субсидии, средства от деятельности, приносящей доход);

 особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;

Читайте также:  Куда можно поехать из России без визы и даже без загранпаспорта?

 особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления (в т.ч. особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила следуют из положений пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2, пункта 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: средства, вырученные от продажи недвижимости, нужно перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3 статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

При перечислении в бюджет плательщик должен указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Этот код зависит от того, в какой бюджет перечисляются деньги, а также кто выступает главным администратором доходов. Например, при продаже федерального недвижимого имущества нужно указать код 000 1 14 02018 01 0000 410, а при продаже земельного участка, который находится в федеральной собственности, – 000 1 14 06041 01 0000 430. При этом на месте 1–3 разрядов укажите код главного администратора.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано бюджетное учреждение:

 федерального имущества;

 имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных бюджетных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

 заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

 экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

 акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных бюджетных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают учредители (подп. «з» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. бюджетных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Документы, чтобы согласовать списание федерального имущества, учреждения представляют учредителю в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

Отдельно выделим списание имущества федерального учреждения, которое прекращает деятельность: ликвидируется или реорганизуется. В этом случае решение принимает ликвидационная комиссия по согласованию с учредителем и Росимуществом (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Документальное оформление

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом, к примеру – актом на списание. Какой документ (акт) нужно составить, будет зависеть от вида имущества. Так, например, при списании основных средств нужно составить акты по форме:

 № 0504105 – при списании транспортных средств;

 № 0504104 – при списании других основных средств (кроме транспортных средств);

 № 0504143 – при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 № 0504144 – при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы).

Это следует из Методических указаний к формам № 0504104, № 0504105, № 0504143, № 0504144, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Подробнее о документальном оформлении см. в рекомендациях:

 Безвозмездная передача основных средств;

 Ликвидация основных средств;

 Продажа основных средств;

 Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство);

 Реализация материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции).

Зачастую решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, она же утверждает составленные акты. Как ее создать, см. здесь.

Помимо первичного документа (акта) законодательством может быть предусмотрено оформление других документов. Так, чтобы согласовать списание федерального имущества, нужно оформить и направить собственнику:

 перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

 копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

 копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества.

Указанные документы направьте сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения.

Об этом сказано в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

На региональном (местном) уровне может быть установлен другой комплект документов.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *