- Трудовое право

Пенсия военного летчика — испытателя, полковника, за класс в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия военного летчика — испытателя, полковника, за класс в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсия летчика в Украине начисляется согласно трудовому стажу, опыту, количеству лет, проведенных за рулем воздушного судна. Военные летчики раньше выходят на пенсию, им начисляются пенсионные выплаты по выслуге лет намного раньше. Мужчины-летчики могут выходить на заслуженный отдых, если имеют выслугу лет в двадцать пять лет, женщины двадцать лет.

Некоторые категории мужчин-летчиков, работающих на испытательных суднах, также имеют право воспользоваться освобождением от работы по состоянию здоровья только с одним условием: если они проработали не менее двадцати лет, то есть, выслуга лет составляет двадцать лет и больше.

Какой размер пенсии у пилотов гражданской авиации

В нашей стране работники не смогут получать выплаты, превышающие 75 процентов от среднего заработка. Предположим, что гражданин всю свою жизнь получал зарплату в размере трёхсот тысяч рублей. Тогда размер его пенсии составит 225 тысяч рублей.

При этом необходимо понимать, что два процента будут сниматься за каждый год, который недостаёт до общепринятой нормы. В результате получится около 55 процентов. Таким образом, при средней зарплате на 50-ом году жизни специалист может выйти на пенсию. Тогда выплата будет составлять от 70 до 90 тысяч рублей. В целом стоит отметить, что пенсия у лётчиков гражданской авиации состоит из:

  • основной части (напрямую зависит от звания, которое занимал специалист, а также от размера его зарплаты);
  • доплаты (зависят от количества часов полёта, от должности, которую занимал пенсионер).

Необходимо знать о следующих нюансах:

  • пенсию начисляют в размере 55 процентов от средней зарплаты;
  • выплаты увеличиваются на один процент за каждый год превышения трудового стажа;
  • если есть год недостающего стажа или их вовсе несколько, снимут два процента за каждый;
  • лётчики-испытатели будут получать дополнительно десять процентов от средней зарплаты;
  • стоит принять во внимание районный коэффициент (напрямую зависит от субъекта РФ, где работал специалист).

На размер выплаты также могут повлиять следующие детали:

  • размер средней зарплаты по России;
  • размер отчислений в ПФР.

Порядок оформления пенсии представителями лётного состава гражданской авиации

Вопрос расчёта пенсионной выплаты члену лётного состава гражданской авиации мы рассмотрели выше. Чтобы её получить, необходимо предварительно пройти оформление пенсии. Для этого нужно собрать необходимые бумаги и направить их в ПФ РФ по месту жительства. В их число входят следующие:

  • заявление, где указано, что гражданин просить начислить ему выплату;
  • бумаги, подтверждающие трудовой стаж – трудовая книжка (даёт основание для доплаты);
  • бумаги, где отмечено число лётных часов (лётная книжка, также подойдёт справка Ространснадзора);
  • бумага, где указана средняя зарплата (либо за пять лет непрерывного трудового стажа, либо за последние два года на выбор специалсита).

После этого документы рассмотрят. Как только все процедуры будут завершены и начисление выплат одобрено, переводить их будут за счёт взносов от предприятия, где работал специалист. То есть авиакомпании оплачивают не только единый соцналог, но и 14 процентов страхового взноса в ПФ РФ.

Условия раннего выхода на пенсию

У специалиста есть возможность отправиться на пенсию ранее положенного срока. Однако это очень серьёзный вопрос, и такой уход одобрят не во всех случаях. Для этого должны быть веские основания. Данное решение зависит, в том числе, и от общего времени трудовой деятельности. Если гражданин рано поступил в лётную школу, соблюдал условия полётов, он может уйти досрочно после 25-ти лет работы в организации. Это касается сотрудников мужчин. Женщины могут отправиться на пенсию уже после 20-ти лет работы.

Отметим, что для лётчиков, управляющих вертолётами, эти цифры иные. Причина заключается в том, что рисков в их полётах больше, а также условия труда являются менее комфортными.

В целом вопрос о раннем выходе на пенсию рассматривается в индивидуальном порядке в зависимости от ситуации и состояния здоровья специалиста.

Пенсионные выплаты военным летчикам России

Величина выплат ВЛ напрямую зависит от совокупного периода профессиональной деятельности. В него входит служба:

  • в летном составе гражданской авиации;
  • выполнение задач за пределами Родины в составе иностранной авиации;
  • время обучения в профильном образовательном заведении;
  • период отпуска по уходу за детьми.

Общий стаж военной службы в ВВС РФ:

  • мужчины 25 лет;
  • женщины — 20 лет.

Важно: Если военные лётчики были вынуждены раньше времени покинуть свою службу, для получения пенсии их стаж на соответствующих должностях следующий: мужчины — 20 лет, женщины — 15 лет.

В частности, в список включают образцы военной техники, за службу на которых назначается особое пенсионное обеспечение. К ним относятся:

  • стратегические бомбардировщики — летные аппараты, предназначенные для решения глобальных задач;
  • военно-транспортные самолеты — машины тяжелого класса, занимающиеся перевозкой больших количеств военной техники и личного состава;
  • разведчики — самолеты, выполняющие особые боевые поручения, связанные с изучением обстановки на театрах военных действий;
  • истребители — аппараты, предназначенные для ведения стремительных боевых атак на высоте до 20 км;
  • вертолеты — многофункциональные летательные аппараты, используемые при ведении боевых действий;
  • тактические бомбардировщики — самолеты, используемые для выполнения конкретных боевых задач на любой территории.

Средний размер пенсионного материального обеспечения ВЛ в 2018 году составил 17 тыс. руб. Правительством проводятся работы по его увеличению к 2025 году до 23,5 тыс. руб. Ныне для расчета применяются следующие процентные отношения:

  • от размера должностного оклада: 55-80%
  • если ВЛ является инвалидом, то до 85%;
  • за каждый год переработки дополнительно начисляется 3,7% (но не более 85% в целом);
  • летчикам — испытателям 1 класса добавляют еще 10%.

Российские авиаперевозчики остро нуждаются в высококвалифицированных кадров. Но далеко не каждый лётчик соглашается на сотрудничество: условия труда не соответствуют размеру месячной зарплаты.

Традиционно больше платят участникам заграничных рейсов. Но перед тем, как отправиться в такой полёт, сотрудник гражданской авиации в России должен отлетать не менее 1500 часов.

Месячные зарплаты в Аэрофлоте в месяц выглядят следующим образом:

  1. Командир – 350 000 руб.
  2. Зарплата второго пилота – 180 000-200 000 руб.
  3. Инструктор – от 400 000 р.

По словам генерального директора компании, В. Савельева, сегодня авиаперевозчик остро нуждается в командирах. Многие специалисты уезжают работать в США и Азию, где традиционно предлагается множество высокооплачиваемых вакансий.

В этом году планируется увеличение заработных плат. По словам гендиректора, пилоты Аэрофлота теперь будут получать от 250 000 до 550 000 р./1 мес. Главным условием является возвращение к обязанностям не ранее, чем 36 месяцев после увольнения. Подробнее в следующем видеоматериале.

Дополнительно авиаперевозчик “Аэрофлот” сообщает, что помимо увеличения месячных окладов, сотрудникам будут предоставлены следующие бонусы:

  • погашение долгов перед иными перевозчиками за счёт фирмы;
  • предоставление разовой материальной помощи при поступлении на работу;
  • полный социальный пакет, общая стоимость которого составляет 300,0 тыс. руб./1 чел.;
  • предоставление жилища иногородним сотрудникам;
  • медобслуживание как самих сотрудников, так и членов его семьи, в специализированной клинике авиаперевозчика;
  • страхование жизни и здоровья;
  • выделение персонального места для парковки в аэровокзале “Шереметьево”;
  • помощь при устройстве детей в садик;
  • предоставление оздоровительных путевок всем членам семьи;
  • предоставление возможности стать членом корпоративной программы пенсионных накоплений.

Зарплата пилота, занимающегося пассажирскими перевозками, зависит от того, в какой компании он работает, а также от географии полетов, опыта, категории аэродромов, на которые он может совершать взлет и посадку, выслуги лет. В среднем это 200 000 рублей.

Помимо месячной заработной платы, отечественные авиакомпании выплачивают ежеквартальные премиальные. Размер премиальных составляет 150 000-200 000 тыс. рублей в зависимости от компании.

Как рассчитываются суммы надбавок

Доплата к пенсии является самостоятельным социальным пособием. Ее размер не попадает в зависимость от вида или размера пенсионной выплаты, которую пенсионер уже получает.
Размер надбавки зависит от следующих величин:

  1. выслуга лет;
  2. произведенная плательщиками сумма взносов;
  3. средний ежемесячный заработок получателя за выбранные им периоды деятельности;
  4. среднестатистическая заработная плата россиян.

Для определения размера социальной доплаты применяется формула:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД), где используются следующие обозначения:

  • РД — сумма надбавки (аббревиатура от слов «размер доплаты»);
  • СЗП — среднее арифметическое от заработной платы всех россиян. В расчет идет заработная плата граждан РФ, начиная с 2001 года. Определяется среднее значение, которое затем последовательно увеличивают на все проведенные индексации.
  • ЗР — средний доход человека, занятого на льготной должности. Разрешено выбрать 2 последних года на работе, либо любые 5 лет за любой период профессиональной деятельности в данной сфере.
  • ЗП — среднемесячный заработок обычных граждан за тот же период, за который была оформлена справка с места работы.
  • К — специальный коэффициент, обозначающий долю от заработной платы. Устанавливается в размере от 0,55 до 0,75. Зависит коэффициент только от выслуги лет.
  • СВ — сумма средств от плательщиков, зачисленная в бюджет ПФ в виде регулярных взносов, штрафов, пеней. Показатель учитывает поступления за предыдущий квартал;
  • СДВ — объем средств, необходимых для финансирования доплат к пенсии.

Полезно знать. Формула представляет собой отношение денежных средств, фактически поступившись в ПФ по итогам прошедшего квартала, к сумме необходимой для совершения доплат.

Кому предоставляется льгота?

  1. Бесплатный проезд по столице в любом общественном транспорте, кроме такси и маршруток.
  2. Бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
  3. Скидка в размере 50% от стоимости проезда на пригородном водном транспорте.
  4. Скидка 50% на оплату услуг ЖКХ.
  5. Компенсация части стоимости услуг телефонной городской связи в определенном размере (в 2020 году ее размер составляет 250 руб. в месяц согласно п. 4.2.9 приложения 1 к постановлению городского правительства «Об установлении…» от 31.10.2020 № 805-ПП).
  6. Бесплатное изготовление зубных протезов и их ремонт (стоимость расходных материалов — металлокерамики и драгоценных металлов — оплачивается отдельно).

Выплата пенсионных отчислений может осуществляется через определенную структуру, например, через почтовое отделение или банк.

Списки организаций, через которые можно получать пенсию, есть в пенсионном фонде РФ.

Лица, прослужившие в авиации достаточное время для выхода на заслуженный отдых, получают денежные средства каждый месяц в определенное число.

Если дата получения пособий выпадает на праздник или выходной, то выплата передвигается либо за будний день до выходных, либо на последующие за праздником будние сутки.

Размеры и правила выплаты пенсий регламентированы нормативными документами, утвержденными на уровне Правительства РФ, а также внутренними документами структур, через которые проходят пенсии.

Начисление пенсий космонавтам за выслугу лет

По данным некоторых информагентств, российские космонавты получают пенсию, следующих размеров:

  • Кандидат в космонавты – 61 тыс./мес.;
  • Космонавт-испытатель – 64 тыс.;
  • Хотя бы однажды побывавший в космосе – 69,5 тыс.;
  • Космонавт-инструктор – 88,5 тыс.
Читайте также:  Порядок оплаты учебного отпуска на предприятии: очникам и заочникам

Помимо приемлемой пенсии, которая ждет космонавта в будущем, в рассвет карьеры ему присваивается титул Героя и предоставляется ряд льгот:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • покрытие коммунальных расходов;
  • регулярные путевки в места отдыха и лечебные центры.

Условия начисления пенсий космонавтам не меняются с 2002 года. Пенсионеры, являющиеся таковыми по состоянию на 31.12.01., могут решить: переходить на пенсию, выплачиваемую за проделанный труд (условия выдачи такой пенсии регламентируются законом 173-ФЗ), или получать деньги по прежним условиям.

Наиболее популярным решением космонавтов является утверждение пенсии по выслуге лет по специальному нормативному акту, установленному 17.05.93 г.

Дополнительная информация!

  1. Лицо с I группой инвалидности, нуждающееся в уходе и достигшее возраста 80 лет, может рассчитывать на 2-кратное увеличение пенсии.
  2. Инвалид, достигший 55 лет и содержащий несовершеннолетних родственников, получает пособие.

Согласно закону, принятому 15.01.2001 г, домашним погибшего космонавта в звании Летчик-космонавт РФ или СССР, полагается пенсионная компенсация за потерю главы семьи.

Законопроект включает следующие пункты:

  • несовершеннолетние дети (родные и приемные), обучающиеся очно – не старше 23 лет;
  • супруга или супруг погибшего космонавта, причем, независимо от трудоспособности и возраста;
  • родители старше 60 и 55 лет (мужчины и женщины), находящиеся на иждивении погибшего.

После смерти космонавта, буквально сразу каждый в семье получает 40% от общей зарплаты, которую он получал до момента смерти.

Но для ее получения предусмотрены некоторые условия:

  • возраст мужчины должен составлять более 60 лет; женщины – 55;
  • за свой стаж они должны собрать минимум 30 пенсионных баллов;
  • не менее 15 застрахованных лет стажа.

П (пенсионная выплата за 25-летний стаже у мужчин; 20-летний у женщин)=55%ДОВ (довольствие, т. е. заработок космонавтов) 3%ДОВ×С (стаж работы, который превышает нужную продолжительность).

Согласно правилам математики, сначала 3 процента довольствия умножается на выслугу лет. Затем отсчитывается 55 процентов довольствия. И в третьем действии полученные суммы плюсуются. Рассмотрим это на примере.

Космонавт-инструктор Иванов работал на своей должности с 1987 по 2017 год. Его оклад составляет 89 000 рублей. Поскольку он работал 30 лет, его общий стаж превышает на пять лет необходимую норму. Рассчитаем его пенсию.

  • 2 670 (3% ДОВ) × 5 (выслуга) = 13 350.
  • 48 950 (55% ДОВ) 13 350 = 62 300.

Так как 62 300 рублей, не превышает 85% от зарплаты, космонавт вполне может рассчитывать на такую пенсию.

Формула расчета пенсии летчиков-испытателей

П=Д*55% — при общем трудовом стаже 20 (15;7,5) и 25 (20; 10).

Л – количество лет, которое больше, чем плановые показатели для выхода на пенсию.

П=Д* 55% Д*3%*Л – при стаже, который превышает показатели, установленные законодательными актами РФ.

Пример расчёта. Гражданин К имеет право на пенсию по выслуге, так как закончил свой трудовой стаж в отряде космонавтов. Его денежное довольствие составляло 80 тысяч рублей, а общий стаж – 22 года.

Утверждены данные дотации официальным постановлением № 115 от 14.03.2003 г. Начисление трудового стажа для формирования пенсионных выплат сотрудникам авиационного экипажа происходит с учетом таких пунктов:

  • образование в авиационных ВУЗах с предварительной работой на летных должностях;
  • двадцать часов полета сотрудника авиакомпании считаются одним календарным месяцем;
  • двенадцать часов полетов на вертолетах в сопровождении иностранных самолетов, а также в качестве тренеров в учебных заведениях, которые занимаются подготовкой и переподготовкой летного экипажа ГА, считаются как полный календарный месяц;
  • работникам поисково- и аварийно-спасательных частей рассчитывается в эквиваленте один к полутора;
  • сотрудники спортивных авиационных организаций, Добровольного общества содействия армии, авиации и флота получают год или два трудового стажа за отработанный календарный год (если выполнена минимальная программа – полтора, при выполнении сложных фигур – два);
  • каждый год работы парашютно-десантных служб за полтора года трудового стажа.

Для оформления заслуженной пенсии, ушедшему из армии военнослужащему необходимо в течение 10 дней собрать полный комплект документов:

  • российский паспорт и его копия;
  • идентификационный номер;
  • трудовая книжка и копии заполненных страниц;
  • военный билет;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • документ о доходах;
  • пенсионная справка из военкомата.
  • для получения особых льгот, нужно предоставить справку о составе семьи, медзаключения и прочие справки, доказывающие право на денежную прибавку;
  • Заявление, записанное собственноручно.

По уходу на пенсию, военнослужащий больше не может продолжать службу на прежнем месте. Если он решит продолжать работу, его переведут на должность, которая не предусматривает льготную пенсию.

Космонавту, чтобы оформить пенсию, нужно собрать похожий пакет документов, а именно:

  • подтверждение занимаемой должности;
  • справку о присуждении пенсии по выслуге;
  • паспорт;
  • документ о стаже работы;
  • справку о доходах;
  • перевод на другую должность, которая позволяет приобрести льготы (если имеется);
  • справка об инвалидности и другие документы, подтверждающие право на льготы (если имеется).

Благодаря регулярным повышениям ставки, увеличиваются и пенсии космонавтов, что не может не сказываться на их благополучии.

Будет ли повышение зарплаты пилота в Украине в 2020 году

В кабине воздушного транспорта находятся 2 члена экипажа: командир и второй пилот. Иногда команда увеличивается до 3 человек – на некоторых лайнерах присутствует авиатехник.

Наибольший месячный оклад у командира, наименьший – у авиатехника. Второй пилот может стать командиром только после того, как отлетает не менее 4,0 тыс. часов.

Команда корабля никогда не закрепляется за конкретной техникой. В любое время команда корабля может быть отправлена как в регулярный рейс, так и в чартерный.

Зарплата военного лётчика в РФ ненамного отличается от оценки труда их гражданских коллег. Старший лейтенант в месяц зарабатывает до 80 0000 руб., майор – до 100 000 руб.

Специалист, участвующий в военных операция в Сирии, зарабатывает до 350 000 руб. Максимальная з/п у представителей воинской профессии составляет 450 000 р.

У военных лётчиков, регулярно летающих на истребителях и выполняющих важные боевые задания, уровень з/п может составлять 500 000 р.

Также военным лётчикам положены дополнительные выплаты. Их размер составляет 100%.

Российские авиаперевозчики остро нуждаются в высококвалифицированных кадров. Но далеко не каждый лётчик соглашается на сотрудничество: условия труда не соответствуют размеру месячной зарплаты.

Традиционно больше платят участникам заграничных рейсов. Но перед тем, как отправиться в такой полёт, сотрудник гражданской авиации в России должен отлетать не менее 1500 часов.

Пенсия летчикам гражданской авиации: сколько она составляет?

«Наш «офис» находится высоко, отсюда риски со здоровьем: солнечная радиация, ультрафиолет, озон. Вы знали, что дышать озоном вредно? – спрашивает казахстанский пилот-аноним, согласившийся рассказать о своей работе, если мы не будем называть его фамилию. – На некоторых крупных самолётах есть оборудование, превращающее озон в кислород, но далеко не на всех – на том же Embraer его точно нет».

Он говорит о том, что у лётчиков, которые часто проводят время на высоте 10 км над землёй, гораздо выше риск заболеть меланомой (раком кожи), чем у людей, которые не работают на такой высоте. И есть те, кого уже унесла это болезнь. У озона, хоть им и приятно дышать, мощные окислительные свойства, он раздражает слизистые, может вызывать кашель и одышку.

«Пилоты опасаются просто не дожить до пенсии, – говорит лётчик. – И тем более сложно до неё доработать по здоровью. Высок риск, что тебя спишут врачи».

Каждый год пилоты гражданской авиации проходят ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию. Идут на неё со страхом, потому что требования очень серьёзные: далеко не все молодые люди смогли бы её пройти. А с возрастом это ещё тяжелее. А тот, кто эту комиссию не прошёл, не имеет права поднимать в воздух самолёты. По сути, врач может окончить твою карьеру, когда до пенсии ещё очень далеко. Мы задаём пилоту вопрос: можно ли как-то обмануть эту комиссию, подкупить, надавить?

«Обмануть ВЛЭК очень сложно, все анализы серьёзные, пилоты проходят их два раза в год. Первый – это годовой осмотр, там всё-всё-всё проверяют досконально, и врачу гораздо проще списать пилота, чем принимать от него подарки. Был инцидент с одной из казахстанских авиакомпаний, когда пилота в кабине «не оказалось» – в смысле, что он, скорее всего, отключился или умер в небе. Тогда самолёт разбился, и все погибли», – рассказал пилот.

Он отметил, что после того случая речь о подкупе врачей не стоит: даже если предложишь, не примут.

29 января 2013 года авиалайнер Canadair CL-600-2B19 авиакомпании SCAT выполнял плановый внутренний рейс DV760 по маршруту Кокшетау – Алматы, но при заходе на посадку рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту люди: 16 пассажиров и 5 членов экипажа.

В отчёте по расследованию катастрофы было указано, что командир воздушного судна, 55-летний Владимир Евдокимов, в момент столкновения воздушного судна с землёй находился на своём месте, но «активного участия в управлении самолётом не принимал»: не было признаков того, что его руки находились на штурвале, а ноги – на педалях. Экспертиза показала, что при жизни пилот страдал хронической ишемической болезнью сердца, и во время нештатной ситуации у него мог случиться приступ.

Второй врачебный осмотр проходят через полгода после первого, он уже более щадящий, и там просто идёт наблюдение по имеющимся заболеваниям, с которыми можно допускать к управлению бортом. Пилота осматривают терапевт и узкие специалисты-медики, которые ему нужны.

«За границей, кстати, никакого ВЛЭК нет, и медкомиссию там проходят за один день – общий анализ мочи, общий анализ крови, кардиограмма, осмотр у окулиста и всё», – сообщил наш собеседник.

Раньше пилоты имели право выйти на пенсию по «налёту» – если провели в небе, допустим, 20 000 часов. Обычно столько набиралось к 40-45 годам. Это не значит, что лётчик был обязан в 45 лет уходить с работы – он имел право продолжать летать, если здоровье позволяло. Однако многие уходили, если чувствовали, что подорвали его.

Сейчас предполагается, что человек должен до 63 лет беречь здоровье, несмотря на то, что работает при больших перегрузках. А если не сберёг – это его проблемы. Правда, в строгий перечень ВЛЭК не включён такой параметр, как «скорость реакции» – а она в 60 лет редко бывает лучше, чем в 25. Однако от скорости реакции капитана воздушного судна в том числе зачастую зависит благополучие экипажа и пассажиров.

В журнале «Гигиена труда и медицинская экология», в №4 (49) от 2015 года была опубликована любопытная статья «Анализ заболеваемости среди лётного состава гражданской авиации в РК» за авторством Файзулы Бисмильдина и Дидара Дюсетаева. В ней говорится следующее:

Специфика лётной работы оказывает существенное влияние на течение заболеваний у летчиков. Вследствие этого уменьшается лётное долголетие, происходит раннее списание летчиков с лётной работы, до 85% лётного состава дисквалифицируется по медицинским показаниям в возрасте 31-45 лет.

В КГА нам предоставили цифры по пилотам в возрасте за минувший 2019 год – по тем, кто прошёл медицинский барьер. По информации ведомства 377 человек старше 55 лет прошли медицинское освидетельствование, из них 304 пилота первого класса (в этой группе 60 человек были старше 63 лет).

Читайте также:  Временная регистрация и трудовое право

Можно только представить, какое богатырское должно быть здоровье у 63-летнего пилота, если подавляющее большинство его товарищей были забракованы более 20-30 лет назад. И до какой степени ветераны цепляются за возможность летать – и зарабатывать хорошие деньги.

Варианта два – или пытаться кардинально сменить профессию, например, заняться бизнесом, или надеяться, что авиакомпания пристроит тебя куда-то, рассказал пилот – диспетчером, консультантом. Ещё можно идти преподавать или помогать небольшим авиакомпаниям. Но если места нигде не нашлось, лётчикам приходится тяжело.

«Мы привыкаем быть нужными, отвечать за людей, летать в небе, видеть другие страны, быть всегда готовыми. А потом очень этог�� не хватает. Можно даже первые полгода наслаждаться тишиной и покоем, но потом тоска заедает, и это очень тяжело», – рассказал наш анонимный собеседник.

В некоторых казахстанских авиакомпаниях соцпакет предусматривает неплохую единовременную выплату на случай досрочного списания, там стараются устроить лётчиков на земле, но такое внимание гарантировано не всем отечественным пилотом – как повезёт с работодателем.

Навыки пилотов универсальны в любой стране: переучиться летать с самолёта одного типа на примерно похожий не занимает много времени, поэтому казахстанские пилоты нередко меняют гражданство и отправляются пилотировать иностранные борта. В других странах им обеспечивают более высокую зарплату, и на пенсию можно выйти раньше.

«Только летом 2019 года ушли полтора десятка обученных лётчиков, лучших лётчиков, – рассказал их коллега. – Они отлично знают английский язык, у них нет проблем с тем, чтобы поменять гражданство и позаботиться о своём будущем».

Получается отсев наоборот: лучшие пилоты покидают отечественную авиацию, и кто остаётся с нами?

Отметим, что в Казахстане пилотов в гражданскую авиацию практически не готовят: курсанты обучаются за рубежом, и обучение их обходится авиакомпаниям в 90 тысяч долларов минимум, о чём рассказал директор комплекса по наземному обслуживанию SCAT Даулет Хамзин. Эту же информацию подтверждают и в КГА:

«Затраты на подготовку одного пилота за рубежом могут составлять от 100 до 200 тысяч долларов. В связи с утечкой кадров в зарубежные страны и ростом качества подготовки пилотов местными авиационно-учебными центрами (АУЦ), наши авиакомпании, включая национального авиаперевозчика, постепенно принимают на работу и доводят до требуемого уровня квалификации пилотов, обучившихся в казахстанских АУЦ».

Пилотов для гражданских бортов выпускает и Академия гражданской авиации Казахстана, но устроиться в ту же Air Astana для них проблемно, сообщил пилот. Они проходят обучение на старых самолётах, и в итоге долгое время их даже не рассматривали как кандидатов в лётчики на современных лайнерах. По его словам, сейчас отличников академии стали отправлять в Финляндию, и вот этих выпускников имеет смысл брать на работу, их трудоустраивают.

Пенсия по выслуге лет для летчиков

Обязательным условием для назначения пенсии по выслуге лет, является увольнение с основного места работы. В случае, если пенсионер устраивается на работу на должность в авиации, выплата пенсии приостанавливается до момента увольнения. В том случае, когда лицо работает на предприятии, не связанное с авиацией, пенсия выплачивается на общих основаниях.

Важно! 4 июня 2019 года Конституционный суд Украины вынес вердикт о признании неконституционным части нововведений 2016 года, касающихся выхода на пенсию работников летного состава по возрасту.

Суть вынесенного решения заключается в следующем: такие работники имеют право выхода на пенсию при достижении определенного стажа, независимо от возраста. Другими словами, нет необходимости ждать 55 и 50 лет, чтобы выйти на пенсию, это можно сделать и в 47 лет, и даже в 40 лет.

Позиция суда состоит в следующем: работа лиц, которая приводит к потере трудоспособности и имеет непосредственное влияние на здоровье человека, приводит к неэффективному выполнению своих функциональных обязанностей и может нести угрозу безопасности окружающим. Таким образом, КСУ считает, что утрата профессиональной трудоспособности не может быть связана с достижением работником определенного возраста и не является условием для назначения пенсии по выслуге лет.

Что это значит? Положения, признанные КСУ неконституционными, утрачивают свою силу с 5.06.2019 года и работников льготного состава имеют законное право получать пенсию по выслуге лет, независимо от возраста. Но есть одно, но, органы Пенсионного фонда могут не выполнять вышеуказанное постановление КСУ, а ждать принятия законодательных изменений и тем самым отказывать в предоставлении пенсии.

Учитывая этот факт, советуем обращаться за защитой своих конституционных прав. И в этом Вам помогут наши юристы компании.

В соответствии с Постановлением КМУ от 17.07.1992 № 393 для назначения пенсии работникам летного и летно-испытательного состава, срочная служба в армии на должностях летного состава Вооруженных сил СССР и Украины, зачисляется в выслугу лет. Для зачисления времени пребывания на воинской службе в стаж работы, лицо обязано предоставить в органы ПФУ справку военного комиссариата или послужной список военнослужащего.

Сам порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии, а также порядок назначения и выплаты пенсий летному и летно – испытательному составу утвержден постановлением КМУ от 21.07.1992 № 418.

Основные виды пенсий на Украине перечислены в таблице.

Вид пенсии Описание
Социальная Социальная пенсия на Украине выплачивается лицам, достигшим 63-летнего возраста. Также в эту группу относятся пенсионеры, не получающие выплаты. Целью назначения такого пособия, которое также называется «пенсией по вредности» является возмещение вреда, нанесенного человеку во время работы на производстве.

Назначение такого пособия положено малообеспеченным лицам и инвалидам 1 группы, если их доход за 6 месяцев составляет менее 115% от прожиточного минимума.

По возрасту Право на пенсию предоставляется украинцам, которые достигли необходимого возраста и имеют соответствующий стаж работы. Размер пособия установлен на основании условий, в которых трудился человек. Также принимаются во внимание стаж и юридические обоснования получения денежной помощи.
По инвалидности Оформить пенсию могут украинцы с 1-3 группой инвалидности. Расчет пенсии зависит от первопричины, по которой в организме появились серьезные нарушения.

Пособия могут получать лица, приобретшие инвалидность в детстве, а также украинцы, ставшие инвалидами во время своего труда.

По потере кормильца Такое пособие актуально для нетрудоспособных супругов лиц, погибших или числящихся в списках, пропавших без вести. Начисляется пособие с учетом трудового стажа кормильца и его зарплаты.
Военная Назначается военным, милиционерам и сотрудникам гражданской авиации. Рассчитать такое пособие следует с учетом размера минимальной пенсии на территории Украины. Денежная помощь для военных не может быть ниже «минималки». «Потолок» пособия установлен не был.
Пенсия чернобыльцам Украины Для получения статуса, пенсионер обязуется обратиться с заявлением в соответствующий орган и подать документы, подтверждающие факт его проживания в чернобыльской зоне. Это же относится к ликвидаторам последствий взрыва на ЧАЭС.

Обязательным условием для оформления пенсии по старости является страховой стаж. Если он отсутствует, то лицо, достигшее пенсионного возраста, имеет право получить только «социалку».

Выплата пенсий инвалидам производится только в том случае, если их страховой стаж варьируется от 2 до 5 лет. Огромное значение имеет возраст получателя. Для каждой группы инвалидности имеются свои коэффициенты. Рассчитывается такое пособие по возрасту.

Подробнее о досрочном выходе на пенсию можно узнать из видео, представленном ниже.

Огляд статистики зарплатні професії «Пілот в Україні»

В нашей стране работники не смогут получать выплаты, превышающие 75 процентов от среднего заработка. Предположим, что гражданин всю свою жизнь получал зарплату в размере трёхсот тысяч рублей. Тогда размер его пенсии составит 225 тысяч рублей.

При этом необходимо понимать, что два процента будут сниматься за каждый год, который недостаёт до общепринятой нормы. В результате получится около 55 процентов. Таким образом, при средней зарплате на 50-ом году жизни специалист может выйти на пенсию. Тогда выплата будет составлять от 70 до 90 тысяч рублей. В целом стоит отметить, что пенсия у лётчиков гражданской авиации состоит из:

  • основной части (напрямую зависит от звания, которое занимал специалист, а также от размера его зарплаты);
  • доплаты (зависят от количества часов полёта, от должности, которую занимал пенсионер).

Необходимо знать о следующих нюансах:

  • пенсию начисляют в размере 55 процентов от средней зарплаты;
  • выплаты увеличиваются на один процент за каждый год превышения трудового стажа;
  • если есть год недостающего стажа или их вовсе несколько, снимут два процента за каждый;
  • лётчики-испытатели будут получать дополнительно десять процентов от средней зарплаты;
  • стоит принять во внимание районный коэффициент (напрямую зависит от субъекта РФ, где работал специалист).

На размер выплаты также могут повлиять следующие детали:

  • размер средней зарплаты по России;
  • размер отчислений в ПФР.

Важно! Гражданин вправе самостоятельно выбрать период исчисления пенсии. Он может выбрать пять лет непрерывного стажа или же два последних года трудовой деятельности.

Чтобы понять, какой будет величина пенсионных выплат, необходимо знать, из чего эта выплата складывается. На её размер влияют следующие нюансы:

  • звание специалиста;
  • должность, с которой он ушёл на заслуженный отдых;
  • доплаты за выслугу лет (или какие-либо другие доплаты);
  • коэффициент понижения.

Для всех специалистов различных госучреждений, которые в будущем планируют получить пенсионные выплаты, эти факторы имеют огромное значение. При этом они могут различаться для разных лётчиков. Во внимание берут их личные дела, рассматривая каждое из них в отдельности. По одним из последних данных Пенсионного фонд РФ, служащие авиации получают пенсионные выплаты, превышающие выплаты простых граждан в 1,7 раза. Отметим, что данный показатель усреднён. Необходимо принять во внимание вышеперечисленные нюансы.

Существуют доплаты к пенсионным выплата для специалистов, которые продолжили свою трудовую деятельность после достижения определённого возраста. Таким образом, данные сотрудники уже имеют нужный стаж, однако продолжают работать в организации. При этом по закону могут быть выплачены начисления из-за специфики работы, которая является непростой.

Доплата к пенсионной выплате считается самостоятельным соцпособием. Стоит отметить, что ей размер не зависит от вида или размера пенсии, которую пожилому человеку уже выплачивают. Необходимо обратить внимание на следующие нюансы, от которых будет зависеть доплата к пенсионной выплате:

  • выслуга лет;
  • сумма взносов;
  • средняя ежемесячная зарплата гражданина (период трудовой деятельности он вправе выбрать самостоятельно);
  • средняя зарплата жителей страны.

Стоит отметить, что размер доплат пересматривают четырежды в год, то есть каждый квартал. Пожилой человек получает надбавки каждый месяц вместе с пенсионной выплатой. При этом если гражданин решит вернуться на своё место работы, то начисление доплаты приостанавливают с начала следующего месяца. После того, как сотрудник уволится, он может вновь потребовать получения данной выплаты.

Если пенсионер умирает, то надбавки, которые ещё не были выплачены, перечисляют его родственникам. При этом их получают те близкие люди, которые до последнего дня жили вместе с пожилым человеком Важно, чтобы родственники подали заявление о возмещении надбавок в течение полугода после смерти пенсионера. Позже это сделать будет нельзя. В случаях, когда близких людей несколько, доплату распределяют между ними.

Важно! Перечень родственников, которые вправе получать данные надбавки, есть в 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Прежде чем уйти на заслуженный отдых, сотрудник должен выполнить свои обязательства – отработать в военной или гражданской авиации. В рамках реформы определяются порядок выхода на пенсию, а также выплаты, которые положены пожилым сотрудникам. Стоит отметить, что при начислении выплат обращают внимание и на условия, в которых работал человек. Работа лётчиков является опасной, состояние их здоровья может усугубиться. Также на специалистах лежит огромная ответственность.

Читайте также:  Документы для оформления наследства

Пенсионные выплаты – это средства, которые выплачивают человеку после того, как он достиг определённого возраста или отработал определённое количество лет. Так, военнослужащим необходимо «налетать» 70 процентов от необходимого времени. Досрочно отправиться на отдых смогут люди с инвалидностью или те, у кого проявились серьёзные проблемы со здоровьем.

Существует формула, которой нужно придерживаться при расчёте пенсии для члена лётного экипажа (мы рассмотрели её выше). Если никаких факторов нарушения здоровья нет, норма для лётчика следующая: не более 20-ти часов полётов = месяц работы в обычной организации.

Конституционный суд Украины признал налогообложение пенсий в случае, если их размер превыш��ет 10 прожиточных минимумов, противоречащим Конституции. В КСУ считают, что в сфере пенсионного обеспечения справедливо будет соблюдение пропорционального соотношения между страховым взносом и предназначенным размером пенсионных выплат, т. е. если пенсия зависит от страхового стажа и зарплаты. Также признано неконституционным налогообложение пенсий, полученных из иностранных источников, если согласно международным договорам, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.

В России будущих гражданских летчиков готовят в трех высших учебных заведениях:

  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, факультет летной эксплуатации. Срок учебы — 5лет;
  • Ульяновский факультет гражданской авиации — период обучения 4 года;
  • Московский авиационный институт — факультет системы управления летательными аппаратами, обучение – 5 лет.

Уже с самого начала обучения абитуриенты этой специальности начинают понимать, что их будущая профессия требует получения фундаментальных познаний в технической части летательных аппаратов, хорошей физической и психологической подготовки, умения полностью сконцентрироваться во время полетов.

В России, имея на руках диплом профильного вуза, можно отозваться на имеющиеся вакансии (отправить резюме) авиакомпаний «Аэрофлот», «Победа», «Россия» или более доступные по требованиям региональные авиационные предприятия.

Многие из них требуют от соискателей, кроме наличия профильных документов, практического летного опыта, что становится преградой для молодых пилотов. Ведь в процессе обучения им обеспечивают всего 150 часов налета.

Санкт-Петербургский университет оказывает помощь своим выпускникам с трудоустройством в российские региональные авиакомпании.

От будущих командиров воздушных суден или вторых пилотов требуют:

  • Диплом вуза с квалификацией «пилот»;
  • Свидетельство линейного пилота гражданской авиации с отметками по квалификации полетов на конкретных видах самолетов (Boeing, Airbus и т.д.);
  • Если осуществляются международные рейсы – допуска к выполнению международных полетов и знания английского языка на достаточном уровне.

Основным условием для досрочного назначения этого вида пенсии является непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

-Мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев в качестве диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, бортпроводники.

Льготная пенсия для летного состава работникам гражданской авиации назначается и выплачивается независимо от факта увольнения с летной работы.

Доплата к пенсии летному составу гражданской авиации

Выбивать досрочную пенсию бывшему авиатехнику пришлось через суд.

Как правило, в редакцию “ЗР” читатели обращаются с еще нерешенными проблемами в надежде на понимание и содействие. Хотя бы в форме публикации открытого письма или жалобы. Однако Борис Жеребцов — мужчина настойчивый и далеко не робкого десятка — пришел к нам, на Ленинградскую, 15, другим путем. В надежде исключительно на свои силы сначала он побывал во всех инстанциях, от сотрудников которых — их квалификации и желания помочь — зависело его ближайшее будущее. И даже добился признания собственной правоты, для чего ему, правда, пришлось посудиться.

Свое стремление осветить весь ход этой борьбы “за права простого человека” на страницах газеты Борис Васильевич объяснил так: “За профессию и за коллег обидно”.

Вот что рассказал он в своем обращении:

Я проработал в “Читаавиа” без малого 30 лет, до самого развала предприятия. Трудился авиатехником в авиационно-технической базе города Читы, начальником смены квартальной котельной. При увольнении отдел кадров мне выдал справку о льготном стаже для назначения досрочной пенсии по достижении возраста 55 лет.

И вот в 2009 году, за месяц до 55-летия, я обратился в Управление Пенсионного фонда России в Чите (межрайонное) о назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе. Сотрудница клиентской службы приняла документы, расписалась, однако сообщила, глядя в трудовую книжку, что в досрочной пенсии мне будет отказано. Спросила, чем могу доказать, что работал именно авиатехником? Я ответил, что в трудовой книжке все написано, обратил внимание на записи о наградах и поощрениях. Однако сотрудницу ПФР это не смутило, она отошла проконсультироваться с юристом, а затем передала мне бумажку с перечнем документов, которые необходимо донести. Там значились журналы всех видов инструкций с моими подписями, техническая документация после техобслуживания воздушных судов и т.д. В связи с реорганизацией предприятия эти бумаги догнать было уже невозможно. Кстати, коллеги предупреждали меня о возможности такого исхода дела, поскольку сами сталкивались с отказами в Пенсионном фонде.

Официального письма с отказом в досрочной пенсии не было долго. Я звонил в ПФР регулярно, но там ссылались на занятость и обещали отправить ответ заказным чуть попозже. Почти через год поехал туда снова и наконец добился пусть отрицательного, но зафиксированного на бумаге ответа, который в фонде объяснили недостаточностью специального стажа.

Не буду описывать, как догонял различные справки в военкомате, военном архиве и других структурах, скажу лишь, что при повторном обращении в ПФР все равно получил отказ. Это было уже в августе 2013 года. Тогда я и решил обратиться в суд…”

В решении Центрального районного суда города Читы от 12 марта 2015 года говорится, что при рассмотрении документов в Управлении ПФР из стажа Бориса Васильевича были исключены некоторые периоды работы (в частности, во время службы в армии в частях ВВС), отчего он “недобрал” нужное количество лет, дающее право на досрочный выход на пенсию.

По закону досрочная пенсия по старости назначается, если человек проработал в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 (мужчины) и 15 (женщины) лет и имеет страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет. Отметим, что после нескольких судебных заседаний (Центральный районный суд включил, а краевой частично исключил из “льготного” стажа отдельные периоды работы) мужчине “оставили” 36 лет 8 месяцев и 5 дней страхового стажа и 21 год 5 месяцев и 4 дня специального, позволяющего человеку выйти на заслуженный отдых на пять лет раньше остальных. Также добавим, что досрочную трудовую пенсию по старости Борису Жеребцову назначили с 4 ноября 2009 года, то есть выплатили накопившийся за это время долг.

Возможно, — пишет Борис Васильевич, — я никогда бы не придал огласке, через что я прошел, если был воспитан иначе. Но я не привык отступать и опускать руки. Решил ради себя, ради моих наставников, старой гвардии — “технуры” — напомнить обществу, что мы не бедные родственники, что заслужили положенные льготы и достойны уважения.

Задайте вопрос руководству нынешнего предприятия ОАО “АэроЧита”, когда туда приходили новые специалисты? А кто пойдет?! Ни условий, ни зарплаты, ни жилья. Летчики — пенсионеры, техники — аналогично. На сегодняшний день по причине нехватки молодых кадров в Забайкальском крае осталась горстка авиаспециалистов-пенсионеров, которые до сих пор обеспечивают безопасность полетов.

Тягу к работе в авиации убивают и сотрудники отдельных учреждений и ведомств наподобие Пенсионного фонда, которые недооценивают значение профессий, требующих теоретической подготовки, опыта, определенных физических и моральных качеств, отнесенных поэтому государством к перечню особых, льготных. Недаром нас “отпускают” на пенсию раньше: “прелести” работы на свежем воздухе для “технуры” не прошли бесследно. Мы приобрели заболевания опорно-двигательного аппарата, органов слуха и зрения, пищеварения, кожных покровов и многих других.

О нас не писали стихов, не посвящали нам оды, мы просто честно трудились, обеспечивая безопасность полетов гражданских судов, несмотря на стужу и жару, ветер со снегом и проливной дождь. О приближающемся пенсионном возрасте думали с оптимизмом, подшучива��и: “Что-то в масле, что-то в поте, но зато в Аэрофлоте!” Многие не выдерживали и увольнялись. А мы работали. Есть высказывание, что техник живет семь лет до школы и год после пенсии, но, к сожалению, многие ушли раньше…

Доплата к пенсии членам летных экипажей регулируется несколькими нормативно-правовыми актами.

К ним отнесены:

  • Федеральный закон №155 от 2001 года «О дополнительном социальном обеспечении…»;
  • Федеральный закон №400 от 2013 года «О страховых пенсиях»;
  • Постановление Правительства №155 от 2003 года «Об утверждении списка должностей…».

В перечисленных документах отражен порядок назначения надбавок для ЛСГА.

Гражданин, работающий на воздушном судне, может рассчитывать на надбавки, если он отвечает установленным условиям.

К ним отнесены:

  • представители мужского пола, отработавшие в течение 25 лет в авиации;
  • женщины, отработавшие 15 лет в ЛСГА и вышедшие на пенсию по состоянию здоровья;
  • представительницы женского пола, которые трудились в авиации не менее 20 лет;
  • мужчины, которые служили в ЛСГА на протяжении 20 лет, при условии, что увольнение произошло по причине ухудшения состояния здоровья.

Если стаж у гражданина менее указанного, то рассчитывать на доплату он не вправе.

Доплата к пенсии членам летных экипажей подразумевает необходимость учета выработки летно-испытательного состава.

Во внимание принимается:

  • часы, на протяжении которых лицо непосредственно находилось в воздушном пространстве;
  • периоды, входящие в страховую выработку.

Чтобы сделать перерасчет налетанного времени, нужно использовать специально разработанную схему. Если лицо провело в самолете 20 часов, то это считается за месяц. При нахождении в вертолете, такой же промежуток будет равняться 12 часам налета.

Общие условия назначения пенсии летчикам

Государственные структуры, уполномоченные оформлять пенсионное обеспечение, назначают выплаты летчикам при наличии 20 лет (для лиц женского пола), 25 лет (для лиц мужского пола) стажа. Становясь пенсионером, гражданин должен иметь звания/должности, подтверждающие, что он связан с авиацией.

Общий перечень условий назначения пенсионного обеспечения для летчиков выглядит так:

  • наличие российского гражданства;
  • наличие необходимого стажа;
  • наличие оснований на оформление пенсионного обеспечения по выслуге лет;
  • увольнение в запас из-за проблем со здоровьем;
  • увольнение в запас по другим причинам, которые считаются уважительными в Российской Федерации.

Тип техники, на которой выполнял свои обязанности гражданин, тоже имеет значение.

Военными летчиками являются люди, управлявшие:

  • стратегическим бомбардировщиком;
  • военно-транспортным самолетом;
  • истребителем;
  • вертолетом;
  • тактическим бомбардировщиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *