Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд определял материальную ответственность водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Стоит ли заключать договор полной материальной ответственности водителя за автомобиль?
Согласно ст. 241 ТК РФ сумма, которую трудящийся может выплатить своему нанимателю, не может быть больше его среднемесячного дохода (за исключением случаев, когда он привлекается к полной материальной ответственности). Договор же полной материальной ответственности (т. е. такой, при которой у трудящегося возникает обязанность компенсации понесенных работодателем убытков в размере 100%), согласно ст. 243 ТК РФ, может быть заключен лишь с заместителем директора компании, главным бухгалтером, а также с некоторыми другими сотрудниками — перечень таких профессий установлен на федеральном уровне постановлением Минтруда РФ «Об утверждении перечней…» от 31.12.2002 № 85.
Из положений данного документа следует, что такое соглашение может быть подписано с лицом, ответственным за транспортировку ценных предметов (например, инкассатором или экспедитором по перевозке, в том числе почтовых отправлений и багажа). При этом очевидно, что сам автомобиль к транспортируемым ценностям не относится. Это значит, что возлагать на водителя полную ответственность за автомобиль, на котором он осуществляет перевозки, работодатель не вправе.
Также случаи, в которых на работника возлагается обязанность по выплате компенсации в полном объеме (в частности, к ним относится причинение ущерба на основании умысла или в состоянии наркотического, алкогольного или иного опьянения), описаны в пп. 1–8 ст. 243 ТК РФ. Однако в рассмотренных там ситуациях не требуется заключение договора о полной материальной ответственности, так как она наступает в силу закона.
***
Итак, так как должность водителя не входит в перечень профессий, с которыми работодатель вправе заключать договор о полной материальной ответственности, взыскать ущерб за поврежденный или уничтоженный им автомобиль в размере 100% не получится (перечень исключений из этого правила устанавливает Трудовой кодекс). В связи с этим заключать договор о материальной ответственности с водителем не имеет смысла, поскольку такая ответственность наступает в силу закона, а не договора.
Материальная ответственность водителя
Формирование соглашения о финансовой ответственности в отношении водителя, который исполняет свои трудовые обязательства при использовании авто фирмы, является незаконным. Это также касается ситуаций, когда данный гражданин занимает должность водителя-экспедитора.
В ситуации, когда во время исполнения возложенных на лицо обязанностей машина получает повреждения, применить к человеку полную материальную ответственность не получится. Данное правило относится не только к тем, кто занимает должность водителя, но и водителя-экспедитора. Прописаны такие положения в апелляционном определении Ростовского областного суда от 2015 года по делу № 33-6963/2015.
Причина невозможности установления таких мер кроется в том, что ответственность действует только в отношении тех объектов, которые вверены гражданину. К такому имуществу не может относиться средство передвижения, при использовании которого лицо исполняет свои обязанности на работе.
Также основанием для невозможности привлечения к такой ответственности выступает отсутствие должности в списке, закрепленном Правительством РФ. Стоит отметить, что в ситуациях, описанных в трудовом законодательстве, к данному сотруднику могут применяться меры полной материальной ответственности.
Виды ущерба возмещаемого водителем
Понятие материального ущерба означает количественное уменьшение, либо ненадлежащее состояние объектов собственности организации, которое влечет за собой дополнительные затраты и незапланированные расходы.
Привлечение к полной ответственности возможно в следующих случаях:
- Умышленная порча собственности работодателя;
- Нанесение урона служебному автомобилю по причине алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- Причинение вреда, в результате преступных деяний, установленных судом;
- Возникновение ущерба из-за административного правонарушения;
- Недостача вверенных товарно-материальных ценностей по вине водителя.
Ущерб влечет за собой:
- Расходы на ремонтные работы, необходимость которых возникла после участия водителем в дорожно-транспортном происшествии;
- Возмещение стоимости транспортного средства, в случае если восстановление машины не возможно;
- Штрафы за некорректное поведение на дороге;
- Компенсация затрат третьим лицам, если организация понесла расходы из-за невнимательности или неосторожности водителя.
Взыскание ущерба без договора
Если при принятии на соответствующую должность водителю не было предложено подписать договор о полной материальной ответственности за автомобиль, виновник все равно понесет наказание за причинение ущерба.
Оценка действий водителя будет производиться согласно ГК, КоАП и УК.
Разница будет состоять лишь в том, что в таком случае фирма не сможет производить самостоятельно удержания из заработной платы, в счет понесенного урона.
В ситуации, когда формально матотвественность сотрудника не наступает проблема решается в судебном порядке, устанавливается вина работника и факт причинения вреда.
Водитель, в случае подтверждения вины, будет обязан возместить не только убытки, но и судебные издержки.
Важно! Возмещение материального ущерба – это право работодателя, от которого он может отказаться частично или полностью.
Материальная ответственность не что иное, как порча имущества работодателя по вине наемного работника умышленно или по неосторожности.
Умышленная вина — это осознанные действия, ведущие к причинению ущерба. Под отсутствием осторожности понимают случайность и отсутствие намерения навредить.
Материальная ответственность водителя
Все вышеперечисленные меры направлены на обеспечение сохранности и целостности транспортируемого товара. При этом сам водитель должен быть особенно заинтересован в качественной и своевременной доставке, ведь материальная ответственность водителя наступает в случаях повреждения или потери груза. Размер нанесённого ущерба взыскивается с водителя.
Важно
Работник любого предприятия может быть привлечён к ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей, особенно если нанесён материальный ущерб.
В случае нахождения водителя и предприятия в трудовых отношениях, размер материальной ответственности ограничен размером среднемесячной заработной платы водителя, независимо от величины нанесённого ущерба. Также есть определённые ситуации, при которых предприятие желает возложить на водителя полную ответственность за перевозимый груз и взыскать деньги за причинённый ущерб в полном размере (стоимость утерянного груза). Они требуют переведение правоотношений в категорию гражданско-правовых.
Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.
Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):
- Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
- Умышленное нанесение вреда.
- Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
- Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
- Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
- Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.
Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.
Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме
Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.
Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:
- истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
- сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
- работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
- им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).
Получение ущерба без договора
Если при принятии на соответствующую должность водителю не было предложено подписать образец договора о полной материальной ответственности за автомобиль, виновник все равно понесет наказание за причинение ущерба. Оценка действий водителя будет производиться согласно ГК, КоАП и УК. Разница в том, что в таком случае фирма не сможет производить самостоятельно удержания из заработной платы, в счет понесенного урона.
В ситуации, когда формально матотвественность сотрудника не наступает. Проблема решается в судебном порядке, устанавливается вина работника и факт причинения вреда. Водитель обязан не только убыток, но и судебные издержки.
Важно! Возмещение материального ущерба – это право работодателя, от которого он может отказаться частично или полностью.
Разобравшись в том, несет ли водитель материальную ответственность за автомобиль, можно переходить к вопросу о том, как его можно обязать возместить ущерб.
Для того чтобы водитель мог быть привлечен к возмещению материального ущерба за поврежденную машину, работодателю необходимо доказать следующие юридические факты:
- наличие официальных трудовых правоотношений (договор о принятии на работу, соглашение о материальной ответственности, подписанные работником и работодателем);
- вина водителя, то есть он должен совершить умышленные действия, которые привели к повреждению транспортного средства (например, нарушение ПДД, неправильная эксплуатация машины, хранение ее в неустановленном для этого месте), она устанавливается самим работодателем, или уполномоченными органами, например постановлением ГИБДД, решением суда;
- подтвержденная сумма конкретного материального ущерба, то есть наличие товарно-транспортного экспертного заключения (о повреждениях и стоимости восстановительных работ), балансовая стоимость машины (в случаях ее угона, или иного незаконного завладения третьими лицами).
Привлечение к возмещению убытков в случае утраты, или повреждении перевозимого груза происходит только в случае доказывания вины (умышленных действий) водителя при его транспортировке.
Важно запомнить, что судебная практика говорит о том, что с виновника (водителя), работодатель не может взыскивать неустойки (за простой транспортного средства, потерю или повреждения груза), а также упущенную выгоду.
Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб
Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.
Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. У держать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Когда ответственности можно избежать?
Во-первых, материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны. К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе. Например, если работник совершил ДТП, последствия которого намного меньше тех последствий, которые могли бы оказаться, если бы он попал в другое ДТП. Хотя если объектом риска явились не материальные ценности, а жизнь и здоровье людей, то за это придется отвечать .
См.: п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52.
Во-вторых, нельзя работника привлечь к материальной ответственности, если работодатель не создал (не обеспечил) надлежащие условия для хранения имущества, вверенного работнику. На самом деле это крайне трудно доказать, так как в законодательстве нет четких указаний на то, какие условия должны быть созданы работодателем для сохранности имущества (см. Апелляционные определения Московского городского суда от 10.06.2013 N 11-12730, от 14.02.2013 N 11-5347).
В-третьих, снизить наказание вправе орган по рассмотрению трудовых споров. С учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств он может снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снизить размер взыскания ущерба может и суд, но полностью освободить работника от ответственности с учетом смягчающих обстоятельств суд не вправе (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2013 N 11-2034/2013).