- Судебная практика

Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Считается ли ДТП наезд на пешехода велосипедистом

Наиболее распространенным ДТП по вине велосипедиста является наезд на пешехода. Поскольку велосипед является транспортным средством, а управляющий велосипедом водителем, то такая категория столкновений относится к дорожным происшествиям.

В случае нанесения пешеходу повреждений средней и высокой степени тяжести велосипедист будет нести ответственность за:

  • езду по тротуару (если столкновение произошло на тротуаре). По правилам движения велосипедист должен двигаться по правой стороне дороги или специальной велодорожке. Движение по тротуару запрещено;
  • оставление места дорожного происшествия;
  • нанесенный моральный и материальный ущерб.
Читайте также:  Задайте вопрос дежурному юристу,

Поскольку при ДТП с велосипедистом последний, как правило, получает вред здоровью, то по существующим законам этот вред необходимо возместить.

Ответственность каждого автомобилиста должна быть застрахована по ОСАГО. Именно страховая компания, в случае признания вины в случившемся дорожном происшествии водителя, обязана возместить потерпевшему причиненный вред.

Для получения выплаты необходимо:

  • водителю автомобиля в кратчайшие сроки известить о происшествии свою страховую компанию;
  • потерпевшему обратиться за выплатой, предоставив документы о ДТП, оформленные сотрудниками автоинспекции.

Если размера страховой выплаты хватает для покрытия нанесенного ущерба, то никаких дополнительных разногласий между виновником аварии и потерпевшим быть не может.

Доказательство вины водителя

Степень вины владельца авто должна быть доказана компетентными органами – сотрудниками ДПС, следователем или представителями судебных органов. При этом водитель должен получить официальное постановление, которое удостоверяет факт нарушения. Но это не значит, что именно это нарушение привело к таким печальным последствиям. Например, в случае, когда гражданин переходил дорогу в непредназначенном для этого месте, а водитель превысил скорость, установление нарушения скоростного режима еще не является причиной аварии. Как минимум, еще надо доказать, что если бы скорость машина была меньше, водитель успел бы среагировать и избежать наезда. Если доказательств этому нет, вина может быть двусторонней или только на пешеходе.

В случае если водитель будет признан виновным, ему грозит:

  • выполнение принудительных работ сроком до 4 лет,
  • ограничение свободы до 5 лет.

Некоторые заменяют передвижением на велосипеде общественный транспорт или автомобиль. Однако и для велосипедистов существуют ограничения.

Для них, как и для водителей других транспортных средств, существуют специальные требования, которые обусловлены ПДД.

Предпочтительнее передвигаться на велосипеде в специально отведенных местах. Однако не во всех городах проложены отдельные полосы, или велодорожки, поэтому велосипедистам старше 14 лет разрешено ездить по проезжей части и обочинам, но только по правому краю. Запрещается управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой.

Детям до 14 лет строго запрещено ездить по проезжей части, в том числе по дворам, где предусмотрено движение автомобилей.

Проезд на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке разрешен только в том случае, если нет возможности передвижения по обочине, или вы сопровождающий велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка, не достигшего 7 лет (ребенок должен находиться в специальном кресле).

Дети до 7 лет могут ездить только в сопровождении взрослых.

Владельцу данного транспортного средства запрещается ехать по зебре. Водитель должен вести велосипед на пешеходном переходе рядом с собой, передвигаясь уже в качестве пешехода.

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Запомните! Существует регламентированный механизм действий:

  • осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
  • в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
  • в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
  • позвонить в ГИБДД;
  • нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
  • постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
  • снять на фотоаппарат место происшествия;
  • зафиксировать полученные травмы;
  • встретить сотрудников ГИБДД;
  • поспособствовать процессу правильного составления протокола;
  • направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
  • в случае необходимости подать иск в судебный орган.

Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Вопрос-ответ

Какие действия нужно предпринимать, если попал в легкое ДТП? Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.

Читайте также:  Неденежные льготы для многодетных семей: какие бонусы положены и как их получить

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

При движении по тротуару

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

ДТП с участием велосипедиста при выполнении поворота на перекрестке

Глава 13 Правил дорожного движения определяет порядок выполнения поворота на перекрестке. В том случае, если водитель выполняет данный маневр на перекрестке, вне зависимости от приоритета проезжей части, должен уступать дорогу всем пересекающим данный участок трассы велосипедистам и пешеходам.

В соответствии с нормами данного законодательного акта водитель велосипеда, при осуществлении движения параллельно его первоначальному направлению, не должен спешиваться на каждом перекрестке. Так как велосипедист является полноправным участником дорожного движения, автомобилист, перед выполнением поворота, должен давать ему возможность проехать.

Если во время выполнения такого маневра произошло дорожно-транспортное происшествие, вся ответственность будет возложена на водителя автомобиля.

Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

Сбил велосипедиста на пешеходном переходе: кто виноват?

Аварийные ситуации с велосипедистами в современном мире уже давно перестали быть редкостью. Многие люди целенаправленно пересаживаются на это средство передвижения и предпочитают ездить именно на нем. Только вот далеко не каждый велосипедист знает об основных правилах и предосторожностях, которые закон накладывает на них.

В первую очередь необходимо отметить, что согласно с действующим законодательством велосипедист приравнивается к полноправному участнику дорожного движения. Управление велосипедом отождествляется с управлением транспортным средством, поэтому велосипедисты и автомобилисты, по сути, подчиняются одним и тем же правилам.

Только вот это известно ограниченному количеству людей. И сейчас, как и прежде, велосипедистов автоматически приравнивают к жертвам произвола водителей автомобилей. И только в процессе судебного разбирательства может оказаться, что это совершенно не так, и именно велосипедист является истинным виновником аварийной ситуации и должен понести ответственность.

Особенности движения велосипедов на дороге

В соответствии с требованиями правил дорожного движения, наезд на велосипедиста может обернуться для водителя достаточно высокой мерой ответственности. Именно по этой причине каждый автомобилист должен знать, какие отличия существуют между автомобилями и велосипедами.

Прежде всего все участники движения должны помнить о том, что велосипед не относится к средствам повышенной опасности. То есть, в ситуации с наездом на такого участника движения, виновность и ответственность за такое правонарушения будет устанавливаться, исходя не из того, кто именно нарушил правила дорожного движения, а исходя из действий, предпринятых автомобилистом для предотвращения столкновения.

Данный вопрос можно наглядно рассмотреть, путем сравнения автотранспортного средства с велосипедом. В частности, автомобиль имеет сразу несколько особенностей, среди которых:

  1. Данный вид транспортного средства может развивать скорость, которая имеет повышенную опасность для всех окружающих лиц.
  2. Водитель, перед тем, как получить водительское удостоверение, досконально знает правила дорожного движения.
  3. Транспорт обладает габаритами, которые позволяют заметить данный автомобиль издалека.
Читайте также:  Как потратить маткапитал на улучшение жилищных условий в 2021 году?

А вот у велосипеда, также выступающего отдельным видом транспортного средства, есть свои, противоположные особенности. В частности, данный вид транспорта обладает следующими характеристиками:

  1. Велосипед не может развить скорость, которой обладает среднестатистическое транспортное средство.
  2. Законом не установлен минимальный возраст, с которого человек может сесть за руль велосипеда. В большинстве случаев в качестве такого велосипедиста выступает несовершеннолетний, который не знает даже основных положений правил дорожного движения.
  3. Так как велосипед и управляющий им водитель имеют маленькие габариты, заметить их издалека очень сложно.

Когда велосипед имеет право двигаться по дороге

Многие не знают, является ли велосипедист водителем, и не воспринимают данный вид транспорта серьезно. При этом велосипед – такой же участник дорожного движения, как и автомобиль. Соответственно, любой велосипедист должен соблюдать ПДД.

В соответствии с ПДД велосипедистам на дороге разрешается находиться. Но это лишь формально, так как дорогой считаются проезжая часть, тротуар и обочина. По правилам водителям велосипеда любого возраста можно ездить по специальным велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также по тротуарам.

Передвижение по проезжей части разрешено лишь в некоторых ситуациях:

  • в случае если отсутствуют специальные дорожки или отдельные полосы для велосипедистов;
  • если движение по велодорожке или велополосе невозможно;
  • когда габариты велосипеда, прицепа или перевозимого груза составляет более 1 метра в ширину;
  • в случае когда движется колонна велосипедистов.

Двигаться можно только по правому краю проезжей части. Кроме того, возраст водителя велосипеда должен быть не меньше 14 лет. До 14 лет передвижение на велосипеде разрешено только по тротуарам и специальным велопешеходным дорожкам.

Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе

Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.

Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.

Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.

В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.

Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.

Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.

В: Что считается наездом на пешехода?

О: Наездом на пешехода считается любое взаимодействие между ним и движущимся ТС независимо от степени причиненного в результате происшествия вреда.

В: Какое наказание за наезд на пешехода на тротуаре?

О: При данном происшествии вина водителя очевидна, поскольку ПДД категорически запрещают передвигаться ТС по тротуарам. Что касается наказания за наезд на тротуаре — оно аналогично наказанию за наезд, совершенный во дворе жилого дома. Плюс к мерам наказания добавится штраф 2 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за езду в не предназначенном для этого месте.

В: Если задел пешехода зеркалом, ДТП это или нет?

О: Поскольку любой контакт между движущимся ТС и пешеходом, считается наездом на него, следовательно, данное происшествие является ДТП.

В: Предусмотрено ли наказание, если задел пешехода зеркалом?

О: Водитель несет ответственность за данное происшествие, если в результате него пешеходу причинен вред здоровью/имуществу. Наказание в этом случае аналогично, как и при наезде на пешехода.

В: Какое наказание, если сбил ребенка на пешеходном переходе?

О: Законодатель не предусмотрел какой-либо разницы в порядке рассмотрения и назначения наказания при участии в ДТП ребенка. Следовательно, ответственность для водителя будет такая же, как и при наезде на взрослого.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *