Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заседание комиссии по легализации налоговой базы: порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.
Критерии отбора на налоговые комиссии
Изначально комиссии по легализации налоговой базы создавались с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Их массово создавали при инспекциях и региональных управлениях ФНС, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Порядок работы комиссий по легализации налоговой базы впервые был прописан в письме ФНС от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@. В нем же налоговая служба перечислила критерии отбора налогоплательщиков для вызова на комиссии по легализации налогов.
Согласно этому письму, налоговики отбирают кандидатов на комиссии по легализации налоговой базы по следующим основным критериям:
- Наличие убытков за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
- Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при «упрощенке», ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.
- Низкая налоговая нагрузка по НДС (возникает при доле вычетов НДС более 89%).
- Недоимка по НДФЛ или уплата налога на 10% меньше относительно предыдущего налогового периода.
- Зарплата сотрудников меньше МРОТ или средней зарплаты по отрасли.
В качестве дополнительных критериев в письме названы:
- Применение налоговых льгот без должных оснований.
- Заявление НДС к возмещению.
- Нарушение налогового законодательства и др.
Как вести себя на комиссии по легализации
Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:
- На какой деятельности специализируется компания?
- С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
- Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
- Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
- Число сотрудников в компании и их специализация.
- Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.
Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.
В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.
Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.
Сотрудничество с инспекцией по труду
Следует сказать, что эта структура чаще других органов идет на контакт с ИФНС и быстро реагирует на запросы, предоставляя нужные сведения о выполненных проверках, их сроках и основаниях.
Они особенно актуальны в случаях, когда у налоговой службы есть сведения о выплате зарплат «в конвертах».
Вопросы о производственных тонкостях
В последнее время они часто задаются на комиссиях. Налоговики интересуются изношенностью активов, проблемами отрасли, технологическими особенностями производства.
Инспекторам необходимо понимать специфику сферы деятельности предпринимателя. Это помогает оценить достоверность сведений, предоставляемых хозяйствующим субъектом. Кроме того, такие знания пригодятся и при проверке другого плательщика, которая, вполне вероятно, проводится в это же время.
Если в тех или иных мерах, принимаемых предпринимателем в процессе производства, не скрывается стремление уклониться от налоговых обязательств, то разъяснить тонкости процесса в интересах самого субъекта.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана.
По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить.
По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
- если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
- у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
- по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
- деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Оценим серьёзность доказательств инспекции
(у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).
Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку
(это самый плохой вариант).
Посоветуем, что лучше делать:
платить или бодаться, доказывая реальность контрагента
Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить
и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.
Кого вызовут на комиссию?
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:
- заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года ;
- имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;
- имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.
При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;
- выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
- предприниматели:
Зачем проводят комиссии
Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2021 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.
Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.
Итак, комиссия проводится для выявления:
- недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;
- выплаты «теневой» заработной платы;
- нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;
- нарушения сроков оплаты страховых взносов;
- оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
- не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.
Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:
- налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;
- Управлением ФНС в субъекте РФ;
- так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.
В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.
Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика
Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обусловлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом № ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг |
Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов: – анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15); – контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16); – динамика численности и заработной платы (приложение 13); – динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7) |
Ежемесячный мониторинг | Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17) |
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
- если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
- у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
- по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
- деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии,
, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:
- Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Организация работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы
Положения Письма ФНС России от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
- неполного отражения в учете хозяйственных операций;
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
- отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
- выплаты «теневой» заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
Работа комиссий по легализации налоговой базы организуется в рамках:
а) комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;
б) комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
в) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Комиссия осуществляет свою работу на основании приказа, состав комиссии утверждается руководителем налогового органа.
В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений, выполняющих следующие функции:
— проведение камеральных проверок;
— проведение выездных налоговых проверок;
— проведение предпроверочного анализа;
— принятие мер по урегулированию задолженности.
В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса РФ (налоговая тайна), а также Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».
При необходимости в состав комиссии налоговых органов следует включать представителей:
- органов исполнительной власти,
- Пенсионного фонда РФ,
- Государственной инспекции по труду,
- а также правоохранительных органов и прокуратуры.
Налоговый орган, принявший решение о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет должностных лиц налогоплательщика о принятом решении с указанием времени и места проведения заседания комиссии.
Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:
- Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах.
- Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков.
- Направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, иным действиям.
- Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии.
- Рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий.
- Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях.
- Подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС России по субъектам РФ или межведомственных комиссиях в органах местного самоуправления субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.
План мероприятий по легализации самостроя через ГЗК
Процедура легализации самовольной постройки в административном порядке через ГЗК включает несколько этапов.
- Подача заявления в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. На этой стадии осуществляется подготовка и подача технического заключения и необходимого пакета документов. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы самостоятельно запрашивает документы, необходимые для проведения заседания ГЗК в различных инстанциях.
- Проведение заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы по вопросу возможности сохранения и легализации самостроя.
- Рассмотрение вопроса целесообразности сохранения объекта в существующих объемах на совместной комиссии Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы. Также этот этап включает получение заключений Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, предварительный расчет компенсационного штрафа, подлежащего уплате в бюджет города Москвы.
- Получение выписки из протокола заседания ГЗК о принятом решении относительно целесообразности сохранения объекта в существующих объемах с утвержденным размером компенсационного штрафа.
- Получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
- Оформление прав на объект недвижимости в Росреестре.
Комиссия по легализации налоговой базы
Наверное, все налогоплательщики слышали о том, что в налоговых органах существует комиссия по легализации налоговой базы. Что это за комиссия, цель работы комиссии, какие налогоплательщики могут быть приглашены на такую комиссию, по каким критериям ведется отбор налогоплательщиков? На все эти вопросы мы ответим в нашей статье.
Федеральная налоговая служба России (далее ФНС России) в своем письме от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 открывает, завесу кто из налогоплательщиков может попасть на эту комиссию, по каким критериям ведется отбор.
Основной целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых выявлено либо имеются достаточно оснований полагать, что они:
- неполно отражают в учете хозяйственные операции;
- несвоевременно перечисляют НДФЛ в бюджет;
- фальсифицируют налоговую и бухгалтерскую отчетность;
- либо без видимых причин представляют уточненные налоговые декларации.
- Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов которые они обязаны уплачивать в соответствии с действующим законодательством.
- В письме ФНС России определены последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
- неполного отражения в учете хозяйственных операций;
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
- отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
- выплаты «теневой» заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
- Комиссии организуется в рамках:
- комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;
- комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации;
- межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
В состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители других органов исполнительной власти при возникновении такой необходимости. Например, представители Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.
- Итак, мы подошли к самому интересному, по каким критериям ведется отбор налогоплательщиков, которые приглашаются на заседание комиссий.
- Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:
- Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль;
Давайте разберем, что такое налоговая нагрузка по налогу на прибыль.
Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство, понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов.
Комиссия по легализации объектов налогообложения
Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях. Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:
- Полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
- Высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
- Минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
- Применения льгот по налоговым платежам и пр.
Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний. Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:
- Камеральная налоговая проверка;
- Выездная налоговая проверка.
Цели комиссий и их правомерность Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний. При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм. Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.
- Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
- Об основных дебиторах и кредиторах;
- О доходах и расходах и их структуре;
- О количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
- Об основных средствах;
- О денежных средствах на расчетных счетах.
- С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
- В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.
Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций.
Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года.
Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www. nalog. ru).
Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.
- Из документа
- Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31
- 1 Налоговые органы вправе: 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах
Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся. Что делать? Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно. Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов.
При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки. Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством. Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:
- Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
- Фирма только что начала работать.
- Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
- Фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
- Фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
- Фирма планирует расширять��я, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
- Фирма осваивает новые направления бизнеса.
- Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
- Снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
- Искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.
Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС. Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать).
Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).
Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:
- Инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
- Позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.