Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетное субсидирование коммерческих организаций: подводные камни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основным нормативным актом, регулирующим особенности правового положения казенных учреждений, является Бюджетный кодекс в редакции Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее — БК РФ). Согласно ст. 6 БК РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.
Соглашение о предоставлении субсидии
Как мы указали в преамбуле, субсидия предоставляется учреждению на основании соглашения, заключенного между учреждением и учредителем. Эта норма осталась неизменной. На федеральном уровне типовая форма соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н. На уровне субъектов РФ и муниципалитетов имеются аналогичные нормативные акты. Положениями пп. «д» п. 4 Общих требований установлено, что соглашение о предоставление целевой субсидии должно содержать:
1) цели предоставления субсидии с указанием наименования национального проекта (программы);
2) значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть достигнуты, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации);
3) размер субсидии;
4) сроки (график) перечисления субсидии;
5) сроки представления отчетности;
6) порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением;
7) основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения учредителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
8) основания для досрочного прекращения соглашения по решению учредителя в одностороннем порядке, в том числе:
-
в связи с реорганизацией или ликвидацией учреждения;
-
в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
У бухгалтера бюджетного или автономного учреждения может возникнуть вопрос: «Возвращать ли учредителю остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания»?
Возвращать учредителю неиспользованный на конец года остаток субсидии автономное учреждение не обязано. Это допускается только в случае уменьшения размера задания.
Для автономных учреждений в п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указано, что неиспользованные остатки субсидии прошлого года в текущем году используются на уставные цели. Учредитель не имеет права устанавливать в Соглашении о предоставлении субсидии какие-либо иные условия возврата субсидии, кроме уменьшения объема задания. Такие дополнительные условия будут незаконными.
Что касается бюджетных учреждений, то в п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.
Правовыми актами представительных органов может быть предусмотрен возврат остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, если показатели его выполнения были не достигнуты.
Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков
Данным законом внесены изменения более чем в 29 федеральных законов, из которых специалистов в области госзакупок интересуют в первую очередь изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон № 94-ФЗ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также отдельные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ).
В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной ) услуги необходимого качества. Государственные (муниципальные) услуги – это
«услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями»
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
- субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
- юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.
Может ли казенное учреждение получать субсидии
Дата публикации 24.06.2019
В связи с тем что бюджетное учреждение не участник бюджетного процесса, является ли субсидия, поступившая учреждению, средствами бюджета? Могут ли к этим средствам применяться нормы бюджетного законодательства о нецелевом использовании бюджетных средств? Если нет, то чем регламентируется ответственность бюджетного учреждения в случае получения от учредителя субсидии по КФО 4?
Понятие «нецелевое использование бюджетных средств» дано в ст. 306.4 БК РФ. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом — правовым основанием предоставления средств.
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка предоставления межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, иных субсидий и бюджетных инвестиций (пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ).
Бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). В соответствии с соглашением с учредителем бюджетному учреждению предоставляется субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
После списания субсидии на выполнение задания с единого счета бюджета и зачисления на счет бюджетного учреждения она теряет статус средств бюджета. На эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в т.ч. положения ст. 306.4 БК РФ (письмо Минфина России от 23.05.2014 № 02-03-11/24579).
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений проводится:
- федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, — в отношении федеральных бюджетных учреждений;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В отношении федеральных бюджетных учреждений положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее — Положение № 640). Пунктом 48 Положения № 640 установлено, что выполнение федеральным бюджетным учреждением государственного задания контролирует федеральный орган, выполняющий функции и полномочия учредителя учреждения. Правила контроля разрабатывает сам орган власти — учредитель.
В статье 15.14 КоАП РФ дано более широкое толкование понятия «нецелевое использование бюджетных средств». Это нарушение также выражается в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, которые не соответствуют целям в договоре (соглашении) либо ином документе — правовом основании предоставления этих средств. В статье говорится не только непосредственно о бюджетных средствах, но и о средствах, полученных из бюджета, к которым относятся субсидии на выполнение задания.
Таким образом, к бюджетным и автономным учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета, в т.ч. субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий учредителем. Расчеты по субсидиям взаимосвязанно отражаются в учете учреждения и в учете учредителя. В 2019 году порядок учета субсидий на государственное (муниципальное) задание, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения изменился. |
Предоставляются ли казенному учреждению субсидии и бюджетные кредиты
Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.
Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.
Муниципальное казенное предприятие имеет просроченную кредиторскую задолженность (за теплоснабжение) самостоятельно заплатить возможности нет. В связи с этим предприятие обратилось к учредителю (муниципалитету) с просьбой о выделении субсидии на погашение кредиторской задолженности. На сколько это законно? Если да, то какими нормативными актами это предусмотрено? Если кредитор подаст в суд, то как привлечь муниципалитет к субсидиарной ответственности?
Казенным учреждениям предоставляется бюджетная субсидия
На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
- субсидии на иные цели (КФО 5);
- субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).
Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.
Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.
Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.
Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.
С 01.01.2019 вступил в силу новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).
Основное новшество для учета субсидий в связи с данным Стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.
Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:
1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
С 1 января 2011 г. финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется в форме субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (абз. 1, 2 п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях , абз. 3 ст. 69.1, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В период до 1 января 2012 г. правило действует в отношении бюджетных учреждений, если оно закреплено следующими законодательными актами:
- решением федерального органа исполнительной власти — главного распорядителя средств федерального бюджета для федеральных бюджетных учреждений;
- законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления для бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных бюджетных учреждений соответственно.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Данные законодательные акты должны прямо указывать на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ. По истечении переходного периода финансовое обеспечение деятельности всех бюджетных учреждений будет осуществляться путем предоставления субсидий (п. 6 ст. 33 Закона N 83-ФЗ ).
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Как указано выше, субсидии предоставляются из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: из федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
В зависимости от назначения субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям, бывают двух видов:
- субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в рамках государственного (муниципального) задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
- субсидии на иные цели или целевые субсидии (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий обоих видов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Лицевые счета по учету операций с субсидиями
Основополагающие нормы открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений установлены ст. 30 Закона N 83-ФЗ. В соответствии с указанным Законом федеральному бюджетному учреждению субсидии перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия его лицевого счета. Бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципальным бюджетным учреждениям субсидии перечисляются на их лицевые счета, которые открываются и ведутся соответственно в финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.
Обратите внимание! Операции со средствами бюджетных учреждений, в том числе со средствами, получаемыми в виде субсидий, учитываются по кодам КОСГУ (п. 5 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Порядок ведения и открытия лицевых счетов федеральных бюджетных учреждений установлен Приказом N 7н . Порядок открытия лицевых счетов бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) утверждает финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования). Высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) может заключить с территориальным ОФК соглашение на открытие и ведение лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) (далее — Соглашение). В этом случае лицевые счета открываются и ведутся в Порядке, установленном Приказом N 7н.
Общие положения о целевых субсидиях
Целевые субсидии – денежные ассигнования, выдаваемые уполномоченными органами некоммерческим предприятиям из федерального, регионального бюджета на определенные нужды. Чтобы получить матпомощь, учреждение представляет на рассмотрение комиссии проект, в котором подробно рассказывает о том, на какие цели нужны средства. Если план не получил одобрение, в выделении ассигнований отказывают.
Предоставление целевых преференций некоммерческим предприятиям регламентируются следующими статьями БК РФ:
- №78.1. Здесь говорится о выделении преференций некоммерческим организациям, которые не относятся к казенным учреждениям.
- №79. В этой статье освещается вопрос вложений из бюджета в предприятия муниципальной, государственной собственности.
При выделении субсидий руководствуются и федеральными, региональными законами, Постановлениями Правительства.
Бухучёт кредита на возобновление деятельности
Если льготный кредит был получен в июне 2021, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).
В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:
Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.
После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:
- Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
- Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.
Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).
Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий
С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)
Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.
К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.
Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:
- 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
или: - 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».
Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».
Следующим направлением использования субсидий на иные цели может стать возмещение ущерба от хищений имущества при документальном подтверждении отсутствия виновных лиц. В ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса, производить предварительное следствие. По хищению имущества предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.
Для документального подтверждения факта отсутствия виновного лица необходимо наличие копии постановления о приостановлении производства по уголовному делу (см. Письма Минфина России от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/2/139, от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/4/81).
Расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, также будут осуществляться за счет субсидий на иные цели.
Согласно ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К сожалению, в Законе не уточняется понятие «значительные материальные потери».
Под стихийными бедствиями понимаются катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб. К иным бедствиям можно отнести, например, пожары.
В соответствии со ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В рассматриваемой ситуации бюджетные и автономные учреждения для получения субсидии на иные цели должны в первую очередь провести инвентаризацию в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Результаты данных инвентаризаций оформляются документами, составляемыми по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Кроме того, бюджетные и автономные учреждения должны документально подтвердить, что причинами ущерба являются обстоятельства объективного характера. Такого рода документальным подтверждением могут быть:
- заключение МЧС России, противопожарной службы, если эти службы занимались ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
- справка Росгидромета, подтверждающая факт стихийного бедствия;
- справка МВД России, подтверждающая отсутствие в происшествии виновных лиц, и пр.
При этом следует отметить, что перечень документов, формируемых в тех или иных чрезвычайных ситуациях, жестко не определен.
Например, в Письме Минфина России от 24 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/691 сказано, что в целях налогообложения прибыли для признания в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, материальные потери от пожара должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба, и др.
Исходя же из Письма УФНС России по г. Москве от 25 июня 2009 г. N 16-15/065190 следует, что материальные потери от пожара для признания их в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы МЧС России, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания.
Формы предоставления субсидий
По форме субсидии могут быть:
- Прямыми – деньги в той или иной форме выплачиваются получателю субсидии, а он уже сам покупает на них товары или услуги.
- Косвенными – субсидии прямо из бюджета перечисляются в банк на погашение части процентов по кредиту, в медицинский центр на оплату стоимости лечения, продавцу квартиры в качестве оплаты части ее стоимости и так далее. От получателя субсидий в этом случае требуются подтверждающие документы о том, что кредит он выплачивает, операцию действительно сделал, квартиру на самом деле приобрел.
- Перекрестными – покрытие убытков в одной сфере за счет повышенной прибыльности в другой. Например, в некоторых регионах в тариф на электроэнергию для юрлиц заложено покрытие убытков от искусственно сдерживаемого тарифа для физлиц. В этой ситуации получается, что юридические лица субсидируют физических при помощи перекрестного субсидирования.
Материальная поддержка оказывается либо в денежной форме (наличной или безналичной), либо в форме межбюджетных трансфертов, если речь идет о субсидиях вышестоящего бюджета нижестоящему.
Операции с субсидиями на осуществление капитальных вложений
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 6 205 62 561 Кредит КДБ1 6 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по предоставлению субсидии на осуществление капитальных вложений в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 6 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 401 10 162 — признание доходов в виде субсидии на осуществление капитальных вложений доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КБК3 6 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков субсидии на осуществление капитальных вложений, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ4 6 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 6 303 05 831 Кредит КДБ1 6 401 40 162. 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет субсидии на осуществление капитальных вложений был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 6 205 62 000 и Кт 6 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 6 303 05 831 Кредит КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка субсидии на осуществление капитальных вложений прошлых лет.
Еще по теме: Как учреждения госсектора должны учитывать расходы на создание интернет-сайтов?
Комментарий к статье 78.1 БК РФ
1. Как предусмотрено в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В части 5 указанной статьи установлено, что порядок финансового обеспечения выполнения этого задания учредителя определяется:
1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Закона 2007 г. N 63-ФЗ, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти (местного самоуправления), могут выступать заказчиком государственных (муниципальных) услуг, оказываемых за счет бюджетных средств юридическим или физическим лицам автономными учреждениями. В качестве формы финансового обеспечения деятельности автономных учреждений установлено предоставление субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и иных субсидий автономным учреждениям.
Таким образом, по мнению авторов законопроекта, создается правовая основа для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки «расходное обязательство — бюджетное ассигнование — государственное (муниципальное) задание».
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления субсидий из федерального бюджета иным некоммерческим организациям, нежели автономные и бюджетные учреждения. Исходя из концепции изменений, внесенных в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ, представляется, что речь идет о некоммерческих организациях (за исключением автономных и бюджетных учреждений), оказывающих на основании государственного задания государственные услуги физическим и (или) юридическим лицам. Необходимо обратить внимание на то, что возможность предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными или бюджетными учреждениями, из иных бюджетов бюджетной системы РФ, нежели федеральный бюджет, п. 2 комментируемой статьи не предусматривает.
Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, могут быть предусмотрены только федеральным законом о федеральном бюджете. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета устанавливает Правительство РФ. Соответствующая норма закреплена и в Законе о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. (ч. 8 ст. 7): субсидии юридическим лицам, предусмотренные названным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Уточнение, согласно которому федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться такой вид субсидий, как имущественный взнос в государственные корпорации, внесено в п. 2 комментируемой статьи в соответствии с Законом 2007 г. N 247-ФЗ. Данное уточнение внесено в связи с принятием Федерального закона от 2 ноября 2007 г. N 246-ФЗ, которым внесены изменения в Закон о федеральном бюджете на 2007 г., предусматривающие:
использование Стабилизационного фонда РФ в целях финансового обеспечения в том числе имущественного взноса России в уставный капитал государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий» (см. комментарий к ст. 96.10 Кодекса);
использование средств федерального бюджета для внесения имущественного взноса в государственные корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «Российская корпорация нанотехнологий».
Законом 2007 г. N 247-ФЗ также уточнено, что порядок определения объема и предоставления таких субсидий из федерального бюджета устанавливается не только Правительством РФ, но и федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций. Речь идет о Федеральных законах от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» , от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», которыми предусмотрено создание государственных корпораций «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Российская корпорация нанотехнологий» соответственно.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.