Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профессия аварийного комиссара внесена в общероссийский классификатор и упоминается в пункте 9 статьи 294 и статье 293 Налогового кодекса РФ, Распоряжении Правительства РФ № 1293-р от 22 июля 2013 года. Из этих документов следует, что аварийные комиссары – специалисты, которые могут определять ущерб, причины, размер и характер убытков, урегулировать вопросы получения страховых выплат по поручению страховщиков.
Типы аварийных комиссаров
Все специалисты, выполняющие функции аварийных комиссаров, делятся на 3 основные группы:
- самостоятельные, не зависимые от страховой компании эксперты, которые оказывают услуги за деньги, но их оценка является наиболее объективной, так как они не являются сотрудниками конкретного страховщика;
- эксперты, состоящие в штате страховой компании, оказывающие услуги, которые оплачиваются страхователем на этапе оформления полиса КАСКО или договора добровольной ответственности (ДГО), и в момент аварии оказываются бесплатно. Услуги по ОСАГО оплачиваются самим участником ДТП, так как законом об ОСАГО запрещено страховщикам оказывать дополнительные услуги, которые могут служить переманиванию клиентов;
- специалисты, которые сотрудничают со страховой компанией в рамках договора подряда и оказывают услуги по КАСКО и ДГО от ее имени и за ее счет; их услуги по ОСАГО также оплачиваются клиентом.
Сейчас на рынке действуют в основном независимые аварийные комиссары. С их помощью проводится спокойная работа по оценке приведших к ДТП факторов, по определению виновника, документированию ущерба.
Преимущества оформления ДТП
Оформление дорожно-транспортного происшествия с помощью аваркома имеет свои преимущества, к числу которых относятся:
- быстрый выезд специалиста к месту ДТП (как правило, комиссары приезжают гораздо раньше сотрудников ГИБДД);
- психологическая помощь и поддержка участникам аварии;
- составление детального перечня всех имеющихся повреждений;
- внимательный осмотр места происшествия, выявление значимых обстоятельств, сопутствующих ДТП, а также фотографирование и составление схемы аварии;
- помощь при выявлении факта мошеннических действий на дороге (если автомобилист стал участником «автоподставы»);
- при заключении дополнительного договора, аварийный комиссар в дальнейшем сможет вести переговоры со страховой компанией и представлять интересы водителя в суде.
В роли дорожного комиссара может выступать физическое или юридическое лицо. Оно предоставляет услуги страховым компаниям или водителям. Действие аварийного комиссара направлено на защиту материальных и моральных интересов клиента при ДТП. Если гражданин стал участником аварии, он обязан правильно осуществить процедуру оформления с юридической точки зрения. Не все подкованы в вопросах, касающихся действий при аварии. В момент столкновения человек испытывает сильнейший стресс. Он приводит к неспособности применить теоретические знания на практике. Ошибки, допущенные при оформлении, могут привести к тому, что лицо признают виновником столкновения. Гражданин несет ответственность за нарушение ПДД и не сможет получить выплату на ремонт автомобиля.
Несмотря на то, что дорожный комиссар, как правило, собирает факты и оказывает содействие при ДТП, проводит инструктаж в действиях, для автовладельца важно еще и помнить, кто оплачивает аваркома, и в чьих интересах он работает.
Как правило, услуги аварийного комиссара оплачивает страховая компания, более того, у большинства из них есть штатные сотрудники, которые получают за это зарплату. Поэтому очевидным и вполне вероятным является то, что аварком может представить ДТП в выгодном положении для страховой компании, но не для водителя.
Важно заметить, что общаться с аварийным комиссаром от страховой компании нужно крайне осторожно, поскольку в случае неправильных действий вы получите минимальную компенсацию в лучшем случае, или же отказ в выплате в худшем.
Соответственно, все расходы по восстановлению вашего автомобиля, а если вы еще и виновник, то и авто пострадавшего, лягут на вас.
Чтобы избежать вышеописанных проблем, первое, что необходимо, это читать договор на приобретение страховых полисов. В обязательных условиях может быть прописан выезд аварийного комиссара при наступлении страхового события. И при таких обстоятельствах иногда ДТП может трактоваться не в пользу страхователя, а аварком будет работать против вас.
Как же решить спорные ситуации? Прежде всего, нужно помнить, что вы имеете право обжаловать и задавать вопросы, если ситуация вам не понятна. Обязательно требуйте разъяснения всех нюансов и развернутых консультаций.
Как работают аварийные комиссары: достоинства профессии
Самое главное преимущество работы аваркомом – гибкий график. Как и таксисты, вы можете самостоятельно планировать свое рабочее время. Это позволяет совмещать несколько занятий.
Также зачастую к кандидатам на вакансию комиссара не предъявляют высоких требований или большого стажа. Вас всему научат на обучающих курсах.
Сама профессия появилась относительно недавно, однако спрос на нее растет с каждым днем. Связано это с тем, что автопарк страны растет, а вместе с ним увеличивается количество застрахованных машин. А чем больше страховок оформлено – тем больше аваркомов требуется.
Сегодня мы рассмотрели, кто такие аварийные комиссары, какие требования предъявляют к кандидатам и рассказали, как получить данную работу. После недолгого курса обучения у вас будет возможность работать в полную ставку и получать приличную зарплату, или же совмещать профессию со своей основной работой.
Преимущества услуг комиссаров
При оформлении ДТП требуется учесть все нюансы и иметь практические навыки. Это сложно даже для опытного автовладельца, поскольку стресс негативно влияет на моральное состояние, мешает правильно оценить происходящее.
Услуги аварийных комиссаров являются востребованными и имеют следующие преимущества:
- специалист в кратчайшие сроки прибудет на место аварии (до приезда сотрудников ГИБДД);
- окажет психологическую помощь в такой сложный момент;
- досконально произведет осмотр места происшествия, зафиксирует обстоятельства случившегося, опросит свидетелей, составит схему происшествия;
- в отличие от сотрудников ГИБДД, составляющих укрупненный обзор, эксперт более детально описывает все повреждения;
- разъяснит пошаговый порядок действий;
- поможет не стать жертвой обмана и противостоять давлению со стороны мошенников в случае подставного ДТП;
- окажет квалифицированную помощь в судебном разбирательстве.
Перед принятием решения о вызове аваркома, учтите:
- Аварийный комиссар поможет в оформлении документов, представит интересы в страховой, оформит ДТП по Европротоколу без присутствия ГИБДД и выполнит другие услуги в соответствии с регламентом;
- вопрос о вызове аваркома и расходах на оплату его услуг решается сторонами заранее;
- воспользоваться услугой может каждый заинтересованный водитель отдельно;
- стоимость услуги у каждой компании разная. Иногда эта опция входит в цену полиса;
- если у кого либо из участников происшествия имеется расширенный полис ОСАГО или КАСКО, по условиям которого выезд аваркома бесплатный, вызывайте комиссара по телефону предоставленному страховой компанией;
- перед подписанием аварийного сертификата обязательно проверьте документ на отсутствие неточностей.
Аварийные комиссары — кто это?
В основные обязанности таких спецов входит оказание разносторонней помощи людям попавшим в дорожное происшествие.
Он фиксирует на месте ДТП полученный автомобилем ущерб, проводит его поверхностную оценку, фиксирует последствия аварии и устанавливает причины, по котором пострадавший должен получить страховое возмещение.
Так, конечно, оно должно быть. Однако, в реальности, аварийные комиссары работают на страховщиков и они, как правило, представляют их интересы. Поскольку страховые компании их «кормят» то они, естественно, их и отправляют на место аварии.
Но стоит всех аваркомов метить одним «клеймом», ибо не все из их являются штатными сотрудниками страховщика. Среди них много специалистов, которые действуют законно не только по отношению к страхователям, но и к страхуемым, пострадавшим в результате аварии.
Аварийным комиссарам, при желании, может быть любой. Для этого следует пройти специальный курс обучения, освоить определенные навыки в юриспруденции, в страховом деле и, естественно, хорошо знать ПДД.
Кто такой аварийный комиссар
Аварийный комиссар (или аварком) – это специалист, являющийся физическим или юридическим лицом и представляющий интересы водителя или страховой компании в случае возникновения ДТП.
Выезжая на место дорожной аварии, аварком помогает в общении с инспектором ГИБДД и в оформлении документов.
Специалист обладает большим опытом грамотного оформления дорожно-транспортных происшествий с точки зрения существующего законодательства и условий автострахования.
Если ДТП оформляется без присутствия автоинспекции, аварийный комиссар поможет правильно заполнить Европротокол.
ВАЖНО! Аварком является независимым специалистом и не может выступать в суде в качестве свидетеля.
На сегодняшний день существуют три типа аварийных комиссаров:
- Независимые специалисты, к числу которых относятся юридические лица, работающие без привязки к какой-либо страховой компании. Обращение к такому эксперту является наиболее безопасным, так как он гарантированно не представляет чьих-либо интересов.
- Эксперты (физические лица), состоящие в штате страховой компании. Если клиент СК попадает в ДТП, на место аварии выезжает аварком, являющийся представителем страховщика. Как правило, такая услуга бесплатно предоставляется автомобилистам, застрахованным по договору КАСКО. Несмотря на то, что аваркомы являются сотрудниками страховой компании, доверять им также можно, так как они не работают со страховыми случаями по ОСАГО.
- Комиссары, сотрудничающие со страховщиками. Такие эксперты, как правило, являются юридическими лицами, но кроме независимой деятельности также подписывают договор о сотрудничестве со страховыми компаниями. Не всегда их действиям можно доверять в полной мере, так как основной задачей комиссара может быть снижение выплат по полису ОСАГО.
Оформление ДТП без ГИБДД
Если у участников автоаварии ждать наряда ГИБДД по каким-либо причинам не получается, то тогда возможно составление европротокола, т. е. происшествие оформляется без ГИБДД. Оптимальный вариант — сделать это при помощи сотрудников аварийного комиссариата.
В соответствии со ст. 11.1 ФЗ №40-ФЗ, оформление ДТП без привлечения представителей ГИБДД допустимо, если в совокупности соблюдены следующие условия:
- в аварии не пострадали люди;
- в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
- имело место столкновение машин. Если же одному из участников дорожного инцидента удалось избежать столкновения, и он вследствие экстренного маневра врезался в иной объект, то вызов ГИБДД обязателен;
- у всех сторон происшествия есть действующий полис ОСАГО;
- у участников аварии нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, а с 01.06.2021 года жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области европротокол можно будет оформлять даже при наличии разногласий, если сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (поправки, внесенные Федеральным Законом (ФЗ) № 448-ФЗ от 29.12.2017 года (ст. 1, ч. 1, п. «а») в ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ);
- сумма причиненного ущерба не превышает 50 тысяч рублей, а с 01.06.2021 года — 100 тысяч рублей (поправки, внесенные ФЗ № 448-ФЗ от 29.12.2017 года (ст. 1, ч. 1, п. «г») в ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ).
Аварком запишет показания сторон ДТП, свидетелей, нарисует схему происшествия, составит заявление в отдел ГИБДД территориального района, где произошла авария. Затем комиссар доставит сформированный пакет документов по назначению, т. е. на ближайший стационарный пост ДПС или же непосредственно в управление ГИБДД, если ДТП произошло в городе. Величину убытков фиксирует аварийный сертификат, который также выдается аваркомом.
Что нужно делать участнику ДТП после вызова
Водитель, который попал в автоаварию, пережил сильнейший стресс. Ему очень сложно сосредоточиться на грамотном оформлении дорожного происшествия, но не следует отстраняться от этого процесса. Не смотря на то, что был вызван аварийный комиссар, необходимо держать все под контролем.
После того, как прошли первые самые сложные минуты после аварии, необходимо собраться с силами и начать действовать. От вас зависит, как будет оформлено происшествие, кто будет признан впоследствии виновным и не сможет получить страховые выплаты по ОСАГО.
Конечно, не стоит вмешиваться в работу аварийного комиссара, но необходимо наблюдать за процессом. Если он упускает что-то из виду, то нужно указать ему на ошибки пи попросить их исправить.
Автолюбитель должен будет подписать аварийный сертификат. Прежде чем подписывать внимательно прочитайте отчет комиссара, и если не согласны с какими-то описаниями, суждениями, оценками, то укажите на эти моменты.
Когда эксперт не захочет ничего изменить, то вы имеете право непосредственно в сертификате указать, с чем не согласны. Подписываете документ только после внесения изменений или ваших замечаний.
Чем отличается порядок оформления аварии?
Наличие или отсутствие аваркома на месте ДТП на саму процедуру оформления влияет не особо. Его помощь необходима тем, кто вообще не знает, что предпринимать после столкновения с другим ТС.
В таблице приведем наглядно процедуру оформления инцидента с аваркомом и без, если присутствуют сотрудники ГИБДД:
Воспользовавшись помощью аваркома | Без помощи аваркома |
---|---|
Свершается ДТП, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать работников ГАИ. | Свершается ДТП, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать работников ГАИ. |
Перед приездом работника ГАИ прибывает аварийный комиссар и предлагает воспользоваться его помощью. Или его вызывает автовладелец самостоятельно. Он рассказывает, что нужно написать в объяснительной, принимает участие в оформлении бумаг в качестве представителя человека, которому оказывает помощь. | Прибывает сотрудник ГАИ ГИБДД, осуществляет замеры, оформляет документацию, берет объяснительные записки у двух сторон. |
АК предлагает на выбор помощь в получении страховой компенсации и берет за это комиссионные или заключение договора цессии – вам осуществляет выплату страховое учреждение, в котором работает комиссар, а этому страховщику производит платеж ваша страховая компания. | По прошествии определенного промежутка времени автовладельцу предоставляются документация из ГИБДД. А с ней он уже идет в отделение страхового учреждения за получением материальной компенсации. |
Услуги аварийных комиссаров появились в России не так давно, но с каждым днём пользуются всё большей популярностью. Специалист приезжает на место ДТП гораздо быстрее сотрудников автоинспекции, что позволяет значительно сократить время оформления дорожного происшествия. В обязанности аварийного комиссара входит также и оказание психологической помощи, что является немаловажным для человека, попавшего в стрессовую ситуацию. На законодательном уровне деятельность аварийных комиссаров недостаточно урегулирована, в результате чего возможны случаи некомпетентного и непрофессионального подхода к выполнению ими своих обязанностей.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Обязательно ли вызывать аварийного комиссара на место ДТП? | Чаще всего, не обязательно. Аварийного комиссара в обязательном порядке нужно вызывать, если данный пункт есть в условиях договора страхования по КАСКО. |
Как вызвать? | Достаточно телефонного звонка: в свою страховую компанию, на телефон единой горячей линии или в частную фирму. |
Как много времени пройдёт с момента вызова до окончания оформления ДТП аварийным комиссаром? | Обычно, не более одного часа: через 20-30 минут приедет аварком, за 30-40 минут оформит необходимые бланки документов. |
Какова стоимость услуг аварийного комиссара при оформлении аварии? | Цена за полный перечень услуг — от 1 000 рублей, в зависимости от региона и выбранной компании. |