Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.
Как осуществляется бухгалтерский учет БУ
Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:
- учет в разрезе КОСГУ и КБК;
- контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
- казначейская система исполнения бюджета;
- классификация кассовых и фактических расходов.
Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.
Положительная и отрицательная сторона одного качества
Да, есть определенные сложности у этого перехода. Но разве бывают сложности без чего-то хорошего и положительного? На примере нашей темы мы еще раз убеждаемся, что не бывает. К примеру, на тех же самых форумах бухгалтера рассказывают истории, где директора были готовы им «ноги целовать» только за то, что с их (бухгалтера) приходом в компании воцарил «финансово-документальный» порядок. Причем порядок такой, что с него можно только брать пример. Сфера, в которой все регламентировано и требует максимальной точности в действиях, не может не оказывать влияния на профессиональные качества сотрудника. С ними, как раз, и приходят бухгалтера-бюджетники в коммерцию, чем в действительности могут порадовать новое руководство. Кстати, начальники об этом далеко не всегда догадываются просто потому, что не разбираются в «бухгалтерской кухне». И все же у всего должна быть мера, в том числе у такого завидного педантизма. Может получиться так, что с воли авторитарного бухгалтера отдел закупок не сможет тратить деньги по своему усмотрению, а отдел продаж – реализовывать свою продукцию. Нет, конечно, смогут, но не так, как того хотят отделы и директор в том числе. Бывшему бюджетнику абсолютно все равно, какие в отделе продаж отношения с клиентами, главное, чтобы на товар не давали скидки, ретро-бонусы и прочие «плюшки» коммерческой жизни. Цена должна быть одна, если есть скидка, то она тоже должна быть единой и все в том же духе. Такой подход к работе может заставить сослуживцев изрядно «понервничать». Бюджетнику следует быть готовым к тому, что коммерческая сфера деятельности требует гибкости во всех отношениях, т.е. не только с клиентами и другими компаниями, но также и внутри коллектива.
Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета
В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.
Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.
Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:
- 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.
У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.
Специфика разделов плана счетов
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
В разделе «Обязательства» бухгалтеру бюджетной организации следует отражать кредиторскую задолженность. Сюда входят недоимки по налогам, социальным выплатам, непогашенные финансовые обязательства перед другими организациями, долги за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, кредитная задолженность.
Раздел «Финансовый результат» практически идентичен таковому в плане счетов внебюджетной организации.
«Санкционирование расходов» – специфический раздел, актуальный для госучреждений. Он отражает получение субсидирования, лимиты обязательств и их использование, планируемые доходы, расходы.
Также следует отметить использование бухгалтерией бюджетного учреждения 30 забалансовых счетов. Принцип их ведения идентичен таковому в коммерческой организации. Допускается открытие дополнительных забалансовых счетов. Использоваться они могут для отражения объектов, которые на балансе числиться не должны. К числу таких объектов относятся гарантии, награды, имущество, не находящееся в оперативном управлении, и многое другое.
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
- средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
- деньги для временного распоряжения на определенные цели;
- средства для выплат в рамках медицинского страхования;
- собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.
Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
- муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
- приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
- приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
- средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
- деньги для временного распоряжения на определенные цели;
- средства для выплат в рамках медицинского страхования;
- собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.
Задачи бюджетного учета
К основным задачам бюджетного учета относят:
-
формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
-
формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-
обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;
-
обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
-
обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций
Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику.
В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет.
Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ.
Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:
- Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
- Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.
- Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб.
Возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера
Руководитель бюджетного учреждения, опираясь на нормы ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, возлагает обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. По мнению департамента бюджетной методологии Минфина России, изложенному в Письме от 18.12.2013 N 02-06-010-54151, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления (по аналогии с толкованием понятия должностного лица в ст. 2.4 КоАП РФ).
Для работников государственного сектора квалификационные требования к главному бухгалтеру и иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, устанавливаются Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Из названных квалификационных справочников следует, что в должностные обязанности главного бухгалтера, в частности, входит:
- организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении;
- формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющей своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.
Возложение на главного бухгалтера обязанностей по ведению бухгалтерского учета может осуществляться посредством разработки должностной инструкции, содержащаяся в которой информация должна отвечать квалификационным требованиям. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности. При этом она может быть приложением к трудовому договору (Письмо Роструда от 30.11.2009 N 3520-6-1). Должностная инструкция разрабатывается, как правило, на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках.
При отсутствии в учреждении должностных инструкций, в том числе должностной инструкции главного бухгалтера, возложение на главного бухгалтера обязанности по ведению бухгалтерского учета на время разработки должностных инструкций может быть произведено посредством приказа руководителя.
Общие требования к ведению бухгалтерского учета
Общие нормы ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении установлены п. 3 Инструкции N 157н. Из норм данного пункта следует, что:
- бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;
- бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
- бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;
- информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;
- информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ;
- данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;
- рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);
- в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;
- имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);
- обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.
Для выполнения общих требований к ведению бухгалтерского учета, установленных п. 3 Инструкции N 157н, лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, следует выполнить ряд мероприятий:
- Разработать учетную политику. Она формируется исходя из особенностей структуры учреждения, его отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий (п. 6 Инструкции N 157н). В состав учетной политики включаются:
Специфика разделов плана счетов
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
В разделе «Обязательства» бухгалтеру бюджетной организации следует отражать кредиторскую задолженность. Сюда входят недоимки по налогам, социальным выплатам, непогашенные финансовые обязательства перед другими организациями, долги за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, кредитная задолженность.
Раздел «Финансовый результат» практически идентичен таковому в плане счетов внебюджетной организации.
«Санкционирование расходов» – специфический раздел, актуальный для госучреждений. Он отражает получение субсидирования, лимиты обязательств и их использование, планируемые доходы, расходы.
Также следует отметить использование бухгалтерией бюджетного учреждения 30 забалансовых счетов. Принцип их ведения идентичен таковому в коммерческой организации. Допускается открытие дополнительных забалансовых счетов. Использоваться они могут для отражения объектов, которые на балансе числиться не должны. К числу таких объектов относятся гарантии, награды, имущество, не находящееся в оперативном управлении, и многое другое.
К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести: • организация учета в разрезе статей бюджетной классификации; • контроль исполнения сметы доходов и расходов; • переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; • выделение в учете кассовых и фактических расходов; • отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.). К основным задачам бюджетного учета относят: • формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности; • формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; • обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации; • обеспечение контроля
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.
К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:
-
организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
-
контроль исполнения сметы доходов и расходов;
-
переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
-
выделение в учете кассовых и фактических расходов;
-
отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
Обязанности бухгалтерии
Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп — финансовая, материальная, расчетов и др.
В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).
Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:
-
организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;
-
контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
-
контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;
-
контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
-
начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;
-
учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
-
проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
-
составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
-
составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;
-
обеспечение хранения документации.