- Наследование

Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Понятие и значение страховой пенсии по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная денежная выплата, производимая нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, по условиям и нормам, предусмотренным законом.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца предоставляется в случае смерти застрахованного лица членам его семьи в целях компенсации или минимизации последствий изменения их материального и (или) социального положения, наступившего вследствие потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца:

  • 1) устанавливается в соответствии с нормами законов;
  • 2) гарантируется государством;
  • 3) назначается членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении;
  • 4) является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионерам в других (в первую очередь речь идет о натуральных) формах;
  • 5) является периодической (ежемесячной) выплатой;
  • 6) устанавливается на время нетрудоспособности иждивенца, в том числе пожизненно;
  • 7) цель пенсии — компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью;
  • 8) размер пенсии зависит от прежнего заработка кормильца.

Прежде чем разобраться в том, что же представляет собой пенсия по потере кормильца, необходимо дать понятие, определить какие виды пенсии по потере кормильца существуют в нашем законодательстве.

Начнем с того, что понятие пенсии по потере кормильца само за себя говорит, что это пенсия назначается в случае потери лица, который являлся в семье основным «добытчиком» или как принято говорить кормильцем, то есть лицом которое приносило основной доход в семью.

Как такового закрепленного в законе понятия пенсии по потере кормильца нет, его можно только сформулировать исходя из положений законодательства о пенсиях.

Пенсия по случаю потери кормильца как вид социального обеспечения представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую нетрудоспособным членам семьи, утратившим источник средств к существованию в связи со смертью кормильца, в целях компенсации этих средств[[3]].

Спорным в науке права социального обеспечения считается мнение об отнесении семьи к субъектам пенсионного права[[4]]. Однако следует заметить, что по российскому законодательству получателем пенсии по случаю потери кормильца фактически является нетрудоспособный член семьи[[5]]: заявление о назначении пенсии подается лично членом семьи или его представителем, решение выносится также в отношении каждого подавшего заявление члена семьи, расчет пенсии осуществляется в отношении каждого члена семьи в отдельности. Вместе с тем при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца учитывается количество нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на эту пенсию, что, впрочем, не превращает семью в субъект пенсионного правоотношения.

Пенсия по случаю потери кормильца может назначаться нетрудоспособным членам семей граждан из числа:

— застрахованных лиц (страховая пенсия по случаю потери кормильца);

— военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; космонавтов (государственная пенсия по случаю потери кормильца)[[6]];

— нетрудоспособных граждан (социальная пенсия по случаю потери кормильца).

Таким образом выделяется 3 вида пенсии по потере кормильца, каждую из которых мы подробнее рассмотрим в следующих параграфах настоящей главы.

Конституция РФ[[7]] гарантирует каждому человеку социальное обеспечение в случае потери кормильца и предусматривает, что государственные пенсии устанавливаются законом. Реализуя эти конституционные требования, законодатель принял несколько федеральных пенсионных законов, устанавливающих в том числе условия предоставления соответствующего вида пенсии.

Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца. Если он был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсия назначается по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[8] (далее — Закон о страховых пенсиях).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[[9]] признает потерю кормильца страховым случаем, а одноименную пенсию — обязательным страховым обеспечением. Законодатель не требует, чтобы кормилец имел статус застрахованного лица на дату его потери. Право на пенсию не зависит от продолжительности страхового стажа кормильца, а также (по общему правилу) от причины и времени наступления его смерти (п. 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Назначению страховой пенсии препятствует лишь полное отсутствие страхового стажа. В этом случае проверяется право на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Не страховая, а лишь социальная пенсия может быть назначена также, если претендующий на нее член семьи совершил установленное в судебном порядке уголовно наказуемое деяние, повлекшее смерть кормильца (п. 11 ст. 10).

При наличии у кормильца статуса военнослужащего применяются нормы двух Законов: Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих[[10]]) и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[[11]] (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении). Понятие «военнослужащие» употребляется в пенсионном законодательстве в собирательном смысле, объединяющем граждан, проходивших собственно военную службу (в том числе по призыву), службу в государственных органах, а также прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета и таможенных органов Российской Федерации[[12]].

Статус кормильца как военнослужащего в целях пенсионного обеспечения его семьи сохраняется, если он умер (погиб) не только во время прохождения службы, но и не позднее трех месяцев со дня увольнения с нее либо позднее этого срока, однако вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а для семей пенси��неров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты[[13]].

Законом о государственном пенсионном обеспечении (ст. 7.1) установлены условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей.

Статья 10 того же Закона особо выделяет статус граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в частности получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации ее последствий. Право на пенсию по случаю потери кормильца предусмотрено для членов семей следующих категорий умерших граждан:

— инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— участников ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения;

— граждан, которые были заняты на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения. Хотя в Законе о государственном пенсионном обеспечении конкретно говорится лишь о «чернобыльцах» и их семьях, следует согласиться со специалистами, что на равных основаниях должно осуществляться пенсионное обеспечение и тех граждан, на которых законодателем распространено действие «чернобыльского» Закона. Соответственно, и членам семей этих граждан пенсии по случаю потери кормильца должны назначаться по правилам, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении для семей «чернобыльцев», если они отвечают требованиям, установленным для этих семей.

Исходя из принципа всеобщности пенсионного обеспечения, законодатель предусматривает пенсии по случаю потери кормильца, который не имеет определенного правового статуса либо статус которого не подтвержден надлежащим образом. В этих случаях может быть назначена социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

Подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца — дети, потерявшие родителей из числа застрахованных граждан. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях эта пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица, которая компенсирует заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, утраченные в связи с его смертью, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом. Там же сказано, что как нетрудоспособность, так и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений предполагаются и не требуют доказательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и

исполнительной власти

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) — М.: Эксмо, 2014. — 32 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. 03.10.2018) //Собрание законодательства РФ. — 2013. — №52. — Ст.6965; — 30.12.2013.

4. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [принят Гос.Думой 8 декабря 1995г.] изм. 04.11.2014г. № 333-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 1. – ст. 16;Собрание законодательства РФ. -2014.- № 45 – ст. 6143.

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. 03.10.2018) //Собрание законодательства РФ. — 2001. — №51. — Ст.4832; «Российская газета». — 2001. — №247.

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (в ред. от 03.10.2018) // Российская газета — Федеральный выпуск №2859 (0). – 20.12.2001.

7. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 3 июля 2016 г.) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ» — 1993. — № 9. — ст.328.

Читайте также:  Ржд льготы ветеранам труда на поезда дальнего следования

8. Федеральный закон от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Доступ СПС «Консультант плюс»//.

Книги, монографии

1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. / Е.Г. Азарова. М., 2012.- 256 с.

Учебники, учебные пособия

1. Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2010. – 814 с.

2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие // К.Н. Гусов. – Москва. — 2001. – 328 с.

3. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С. М. , 2001. — 328 с.

4. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения/ Г.Д. Долженкова.- М.: Юрайт, 2014. – 187 с.

5. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение граждан России. Практическое пособие. — М., 2007. – 608 с.

6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2016. – 441 с.

7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие // Е.Е. Мачульская.- М: — 2006. – 292 с.

8. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер: учебное пособие// А.Ю. Михайленко. — М: Омега-Л, — 2011. – 332 с.

9. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: 2005. – 848 с.

10. Суханов Е.А. Российское гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. — В 2 т. – Т. 1. — М.: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 2-е изд., 2011. – 958 с.

11. Паспорт законопроекта N 22435-7 // СПС «Консультант Плюс».

Диссертации

1. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики: Дис. … канд. юрид. Наук: 12.00.05. – Защищена 15.06.2016. – М., 2016. – 191 с.

Статьи из периодического издания

1. Гацко М.Ф. Правовое регулирование обеспечения военнослужащих служебным жильем // Право в Вооруженных Силах. — 2005. — № 7. — С.19-27.

2. Зрелов А.П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия «член семьи» // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 6. – С. 70-74.

3. Кувшинова О. Бедность работающего населения // Ведомости. — 2017. 16 марта. – С.32-33.

4. Мурзин В.А. О вопросах законодательного регулирования социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. — 2014. — № 10. — С. 14-15.

5. Ткач Ю.А. Социальные пенсии // Ю.А. Ткач. Пенсия. -2012. -№4. — С. 5-31.

6. Томский У.А Социальные пенсии // У.А. Томский. Пенсия. — 2010.- №5 – С. 31.

Страховая пенсия по утере кормильца выплачивается из средств Пенсионного фонда (ПФР). Она устанавливается, если умерший имел страховой стаж любой продолжительности. Детям выплаты положены до совершеннолетия или 23 лет, если они учатся на дневной форме.

При получении инвалидности до 18 лет, денежную поддержку будут оказывать вплоть до официального трудоустройства ребенка или снятия группы. Возраст здесь роли не играет.

Родителям, дедушкам и бабушкам финансовая поддержка назначается после достижения пенсионного возраста или установления инвалидности. Братья, сестры и внуки смогут получать деньги, если у них нет трудоспособных родителей. Кроме этого, всем из перечисленных граждан вне зависимости от возраста устанавливается пенсионное обеспечение, если они не трудятся, но ухаживают за родственниками усопшего, пока иждивенцам нет 14 лет.

Государственная пенсия по смерти кормильца полагается, если покойный был военнослужащим, космонавтом либо потерпевшим в техногенных или радиационных катастрофах.

Супругам обеспечение назначается, если они не вышли повторно замуж. Дети, чьи родители пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, получают денежную помощь до 25 лет, если они учатся на очных отделениях.

Источник финансирования социальной пенсии – бюджет государства. Она выплачивается лишь детям кормильца до их совершеннолетия или 23 лет при учебе на очном отделении.

Обязательное условие – постоянное проживание на территории России.

Куда обратиться за назначением пенсии?

Заявление о назначении пенсии можно подать в территориальный орган ПФР по своему выбору, либо в многофункциональный центр по своему выбору, либо по почте, либо через работодателя, с которым состоит в трудовых отношениях, с письменного его согласия.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Страховое обеспечение по случаю потери кормильца является одним из трех видов страховой пенсии. Основной целью данной выплаты является возмещение государством нетрудоспособным членам семьи погибшего утраченных денежных средств, в виду смерти содержащего их застрахованного лица. В первую очередь право на такой вид страхового пенсионного обеспечения имеют дети и другие ближайшие родственники.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на все время, пока получатели являются нетрудоспособными, возможны случаи ее бессрочного назначения. Но стоит иметь в виду, что эта страховая выплата на основании определенных причин может быть приостановлена или вовсе прекращена.

  • Для получения пенсии нужно обратиться в Пенсионный фонд (ПФР) с необходимым пакетом документов.
  • Размер пенсии рассчитывается на основании учтенных пенсионных баллов за время работы умершего.
  • Саму страховую выплату можно получать как лично, так и по доверенности.
  • Получатель вправе сам выбрать организацию и способ доставки денежных средств (Почта России, банковская карта, организация, занимающаяся доставкой пенсии и т.д.)

Порядок выплат пенсионного обеспечения по потере кормильца

Выплаты пенсии в связи со смертью кормильца производятся каждый месяц после назначения. Деньги пенсионер может получать как лично, так и через доверенное лицо (для этого необходимо оформить доверенность), или же на счет в банке.

  • За ребенка деньги может получать один из родителей или опекун.
  • Однако, при достижении 14 лет, несовершеннолетний вправе получать денежные средства самостоятельно.

В случае, если ребенок является круглым сиротой и находится в специальном учреждении, то выплаты переводятся на его лицевой счет.

Получатель страховой пенсии сам выбирает способ доставки назначенных ему денежных средств. Способы доставки пенсионного обеспечения:

  1. почта России;
  2. банк;
  3. доставочная организация.

Все вышеперечисленные учреждения предоставляют на выбор несколько способов получения денег (лично в отделении, на дому, банковская карта и т.д.).

Пенсионер может в любое время поменять организацию и способ доставки денежных выплат, для этого необходимо с заявлением обратиться в ПФР.

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих регламентируется двумя законами. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», членам семей остальных категорий военнослужащих, в том числе членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по контракту, пенсия по случаю потери кормильца назначается в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в следующих случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) во время прохождения военной службы по призыву;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.

Нетрудоспособными членами семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющими право на получение пенсии по случаю потери кормильца, являются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, то до достижения ими возраста 23 лет. Если дети, братья, сестры или внуки погибшего обучаются в учреждениях дополнительного образования или по заочной (вечерней) форме, то они не приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, братья и сестры кормильца имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца после наступления соответствующего возраста, если до достижения возраста 18 лет они стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена одному не работающему члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет. На этих основаниях пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена отцу, матери, супругу, дедушке, бабушке, брату или сестре погибшего (умершего) кормильца независимо от их возраста и трудоспособности. Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в этом случае является отсутствие у лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца, оплачиваемой работы, а не наличие или отсутствие трудоспособности;

3) пенсия по случаю потери кормильца назначается: отцу, матери и супругу, если они достигли возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины или являются инвалидами. Отцу либо матери погибшего (умершего) кормильца, достигшим возраста 60 и 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если кормилец погиб (умер) в течение трех месяцев по окончании военной службы. Супругу погибшего (умершего) кормильца, достигшему возраста 60 или 55 лет или ставшему инвалидом, пенсия по случаю потери кормильца назначается во всех трех случаях. При этом перечисленной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении;

4) родителям военнослужащих, погибших (умерших) во время прохождения военной службы по призыву, если смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или травмы, полученных во время прохождения военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается с 55 лет – мужчинам и с 50 лет – женщинам;

5) дедушке или бабушке погибшего (умершего) кормильца пенсия по случаю потери кормильца назначается, если они достигли возраста 60 лет мужчины и 55 лет – женщины либо если они являются инвалидами и отсутствуют лица, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством РФ. Дедушкам и бабушкам кормильцев пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет при покупке земельного участка?

Перечисленным выше категориям лиц пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отметим, что законодательство предусматривает отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, если гибель (смерть) военнослужащего по призыву наступила в результате совершения им преступления. В этих случаях членам семьи погибшего (умершего) кормильца назначается социальная пенсия. Если социальная пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, или женщинам, достигшим возраста 60 лет, то она не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Для семей военнослужащих всех остальных категорий, к которым относятся все военнослужащие и приравненные к ним категории лиц, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, предусмотрены несколько иные основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьям этих категорий военнослужащих пенсия по случаю потери корми��ьца назначается в тех же случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение трех месяцев после окончания военной службы;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после окончания военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время прохождения военной службы. Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. Например, если военнослужащий, получавший пенсию, умер через три года после окончания военной службы и его смерть не была связана с военной травмой, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы, то его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Военнослужащие обладают специальным статусом, в отношении них принят специальный Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» распространяютсяна следующие категории лиц:

1) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

2) лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

3) лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

4) лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

5) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение пенсии за выслугу лет, а также по инвалидности, а члены их семей – на пенсию по случаю потери кормильца. В ходе прохождения военной службы военнослужащий может претендовать сразу на две пенсии (например, по инвалидности и по выслуге лет). Сразу обе пенсии ему выплачиваться не будут. Военнослужащим предоставляется право выбора пенсии, которую они будут получать: либо по инвалидности, либо по выслуге лет. Причем по достижении пенсионного возраста военнослужащие имеют право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Жены и родители, которым начислена пенсия (например, по случаю потери кормильца), также получают пенсии по старости при достижении ими пенсионного возраста.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

1) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.

Например, подполковнику назначается пенсия за выслугу лет. Он прослужил 30 лет. Размер пенсии будет рассчитываться следующим образом. За 20 лет выслуги ему положено 50 % денежного довольствия, а за оставшиеся годы – 30 % (10 лет Ч 3 %). Таким образом, размер его пенсии составляет 80 % от денежного довольствия;

2) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 % указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В Законе РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» различается две группы инвалидов, от которых и зависит размер начисляемой пенсии.

Инвалиды подразделяются на следующие категории:

1) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

2) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В то же время на федеральном уровне был принят специализированный Федеральный закон от 27 ноября 2001 г.№ 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд РФ от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты. Таким образом, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее – доплату к пенсии) за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Читайте также:  Как заполнить декларацию по пожарной безопасности

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин (ст. 1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы. Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утвержденыпостановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155. Названным постановлением Правительства РФ установлены также Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В данных Правилах установлено разграничение периодов выполнения работ в должностях, предусмотренных вышеназванным списком. Так, периоды выполнявшейся до 1 декабря 1991 г. работы в должностях, предусмотренных списком, на воздушных судах гражданской авиации СССР засчитываются в выслугу:

1) лицам из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии;

2) иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением доплаты к пенсии, если при определении права на доплату к пенсии в выслугу включены периоды работы, выполнявшейся на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации с 1 января 1999 г.

Периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:

1) каждые 20 ч налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подп. «б» п. 5 Правил) – за 1 месяц выслуги;

2) каждые 12 ч налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, – за 1 месяц выслуги.

Исчисление выслуги в соответствии с положениями вышеназванных Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации соответственно на 20 и 12 ч. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

При выполнении в течение года работ, указанных как в подп. «а», так и в подп. «б» п. 5 Правил, исчисление выслуги производится пропорционально налету часов (периоду занятости) на каждой работе.

Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений – справками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Размер доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством РФ по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в период, установленный законодательством РФ для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем квартале по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода (Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

При определении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в период, установленный законодательством РФ для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше пяти.

Страховая пенсия по потере кормильца: размер и последние изменения

Существует минимальны размер пенсии по потере кормильца, а также различные федеральные и региональные надбавки. Их размер не может быть ниже установленного регионального прожиточного минимума. Суммы выплат подлежат ежегодной индексации.

Поскольку размер страховой пенсии во многом зависит от стажа работы и количества накопленных пенсионных баллов, назвать точную цифру здесь невозможно. Она будет индивидуальной для каждого получателя

В 2022 году действуют следующие минимальные размеры страховой пенсии по потери кормильца:

  • 5686,25руб. круглые сироты
  • 2843,13руб. для прочих категорий иждивенцев

Но надо учитывать, что суммарные выплаты не могут быть меньше прожиточного минимума для данного региона.

Условия для назначения

Сын, дочь или нетрудоспособный родитель вправе получать пособие, если кормилец признан умершим или без вести пропавшим. Страховая пенсия положена, когда тот, кто содержал их, отработал 1 день, и из его зарплаты за этот период были перечислены взносы.

Условием для получения пособия служит отсутствие у нетрудоспособного иждивенца преступления, которое привело к гибели такого родственника.

Если стажа у умершего кормильца не было, иждивенцу выплачивается социальное пособие. На начало 2018 года его величина составляла 5034,25, к 1 апреля вырастет до 7586,35 р.

Страховая пенсия выплачивается после того как будет подано заявление, к которому приложены необходимые документы. Право на ее получение возникает независимо от того, сколько времени уплачивались взносы из дохода человека в Пенсионный фонд. Однако обращаться в соответствующую инстанцию нужно в течение года, в котором умер кормилец.

Соцвыплаты: размер и нюансы

Размер ППК для несовершеннолетних, потерявших только мать или отца, составляет — 5034,25 рублей, если оба родителя умерли, то поступления увеличиваются до 10,1 тыс. рублей (ст. 18 Федерального закона №166-ФЗ).

Для малолетних, получающих отчисления, доплата утверждается в автоматическом режиме. То есть выгодоприобретателям не нужно подавать заявления. При расчете надбавки учитывается размер социальной пенсии по утрате кормильца в текущем году, затем производится индексация. Последняя также осуществляется в беззаявительном порядке. Для иных категорий получателей требуется подача заявления.

Выплата преференции приостанавливается при следующих обстоятельствах: достижение восемнадцатилетнего возраста или 23 лет для обучающихся студентов; изменение статуса неработоспособного на занятого или безработного. Если матпомощь меньше уровня ПМ, установленного для пенсионеров, то человеком оформляется доплата. В 2019 году прожиточный минимум составляет 8,8 тыс. рублей.

Вопрос:

Продолжатся ли выплаты социальной ППК, если человек сможет приступить к трудовой деятельности?

Ответ:

Важно помнить об основаниях, которые ведут к прекращению предоставления пособий. К ним относится трудоустройство россиян, являющихся пенсионерами по старости (ст

11 ФЗ №166). Данная норма не относится к лицам, которые получили преференцию в связи с утратой близкого. Однако в таком случае доплата будет невозможна. Поэтому официальное трудоустройство требует от получателя субсидии действий, связанных с информированием ПФР об изменении своего статуса. Если это не будет сделано, то в дальнейшем человеку придется возвратить крупную сумму поступлений из бюджета (ст. 23 ФЗ №173).

Особенности прекращения и приостановления выплаты страховой пенсии

Предоставление пенсии приостанавливается, если:

  • ребенок достиг предельного возраста (за исключением детей-инвалидов);
  • студент был отчислен из института;
  • студент был переведен на заочную форму обучения;
  • получатель зарегистрировал официальный брак до достижения им 18 лет;
  • у несовершеннолетнего родился собственный ребенок;
  • получатель устроился на работу.

Сроки назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

Заявление о назначении пенсии Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления последнего недостающего документа в течение трех месяцев со дня дачи соответствующих разъяснений специалистом территориального органа.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение за указанной пенсией последовало в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца. В этом случае ее назначение происходит со дня смерти кормильца. Если прошло больше 12 месяцев – то на 12 месяцев раньше дня обращения. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого заявитель считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Сроки подачи документов и рассмотрения заявления

Если при подаче заявления выяснится, что к нему был приложен не полный пакет документов, все недостающие бумаги могут быть предоставлены позже. Если документы будут поданы в течение 3-х месяцев, то моментом обращения за пенсией будет считаться день получения заявления (дата на штемпеле или др.).

Пенсионный фонд РФ должен рассмотреть заявление в течение 10-ти рабочих дней. Отсчет будет начат с момента получения необходимого пакета документов территориальным отделением Пенсионного Фонда. Те же сроки установлены и для изучения дополнительно полученных документов, в том числе и тех, которые были запрошены органом ПФР в других учреждениях.

Время на рассмотрение поступившего заявления может быть заморожено, но не дольше, чем на 90 дней. Такое может произойти в случаях, когда назначаются дополнительные проверки, ожидаются файлы, запрошенные в третьих учреждениях (например, в архивах).

Когда территориальный отдел ПФР отказывает заявителю в назначении выплат, то он обязан уведомить об этом в течение 5-ти рабочих дней после отказа. Также Пенсионный Фонд должен изложить причину отказа, разъяснить порядок действий для обжалования своего решения и вернуть все приложенные документы заявителю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *