Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Существенные условия контракта по закону о контрактной системе
Однако если мы рассматриваем существенные условия именно контрактов, то нужно учесть, что понятие «контракт» хоть и является составной частью понятия «договор», но не тождественно ему.
Термин можно понимать как договор в предпринимательской сфере или бизнес-договор. Но чаще он все-таки используется в рамках федерального закона о контрактной системе в сфере государственных закупок (сокращенно).
Это такой договор, который государство или его муниципалитеты заключают с частными поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. То есть все, что мы говорили выше, относится и к контрактам, но последние будут иметь свои особенности.
Упомянутый закон не предлагает нам определения существенного условия, зато он содержит целый ряд таких условий. Однако перечень не исчерпывающий, и в зависимости от конкретного случая заказчик или исполнитель может внести условие, на котором он особенно настаивает, в проект контракта. Вот какие условия обязательно должны быть в любом подобном контракте, согласно пункту 13 статьи 34 закона:
- как и в какой срок должен быть оплачен заказ;
- как и в какой срок заказчик должен принять товар, работу, услугу по количеству, комплектности, объему, изначально предусмотренным контрактом;
- как и в какой срок должны быть оформлены результаты такой приемки;
- какие гарантийные обязательства берет на себя поставщик, подрядчик или тот, кто предоставляет услугу;
- о размере аванса по каждому из этапов выполнения заказа (если предполагается поэтапное исполнение) в процентном соотношении от стоимости выполнения каждого из этапов;
- о том, что исполнитель заказа, кто бы он ни был (просто гражданин, ИП, организация), освобождается от необходимости уплатить соответствующий налог, сбор или другой обязательный платеж в бюджет государства, если по правилам налогового законодательства такой платеж должен быть осуществлен.
По смыслу определения существенных условий, они обязаны быть прописаны в контракте и оставаться неизменными во весь срок его действия.
Но закон о контрактной системе в пункте 1 статьи 95 предлагает нам исключения из правила, когда по соглашению сторон такое условие может быть изменено:
- возможность вносить изменения предусмотрена самим контрактом и документацией о закупке;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение с Российской Федерацией, заключенное на срок не менее трех лет и на сумму не менее 10 миллиардов рублей (согласно Постановлению Правительства РФ № 1186), — в этом случае изменения может внести Правительство;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить контракт, заключенный с субъектом РФ не менее чем на 3 года и на сумму не менее 1 миллиарда рублей — здесь решающее слово за правительством субъекта;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение, заключенное с муниципалитетом на срок не менее 1 года и на сумму не менее 500 000 000 рублей — решает муниципалитет;
- изменение по закону цен и тарифов на предоставляемые услуги, товары, работы;
- расширение или уменьшение перечня медицинских услуг, которые должны быть по контракту с другим государством предоставлены нашему соотечественнику за рубежом — только если соглашение изначально допускает такое.
Мы перечислили не все условия, при которых допускается внесение изменений в обязательные пункты соглашения — полный список в статье 95 закона. Но, в принципе, сталкиваются с ними не часто.
Существенные условия договора, в том числе в сфере госзакупок — условия, без которых невозможно прийти к соглашению по объективным (закон) и субъективным (мнение сторон) причинам.
Контракт в сфере госзакупок, без сомнения, относится к тем договорам, к которым законодатель предъявляет больше всего требований.
Ответственность за нарушение госконтракта
За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части.
За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам:
- 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
- 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
- 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
- 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.
Существенные условия поставки товара, которые следует учитывать при заключении договора
Всего их 7, ФЗ № 14 регулирует выполнение каждого из них (иначе контракт просто недействителен), они обязательно принимаются во внимание во время судебной практики. Для удобства и наглядности представим их в виде таблицы.
Условие |
Подача и суть |
Особенности |
Цель |
Использование продукции в коммерческих целях (реализация) или включение оборудования (техники) в производство, но никак не для личных нужд. |
В качестве сторон вправе выступать любые субъекты хозяйственной деятельности. |
Письменная форма |
Контракт вступает в силу, когда достигнуто соглашение по объекту и срокам его предоставления. |
Ст 161 ГК РФ требует заключить его именно на бумаге. |
Предмет договора |
Описание предоставляемой вещи, причем детальное и полное, с указанием технических характеристик, качества, комплектации (по ст. 506 и 455 ГК РФ). |
Количество штук и свойства прописаны либо в основном документе, либо в приложении к нему и определены по ОКПД 2, актуальным ТУ и ГОСТам. |
Срок поставки |
Ключевой показатель, поэтому дата должна быть конкретной (не позднее такого-то числа). |
Если предполагается не единоразовая, а регулярная передача объектов, стоит составить график – по нему будет удобно ориентироваться. |
Цена товара |
Указывать ее необязательно с точки зрения закона, но крайне желательно исходя из судебной практики, – она помогает внести ясность. |
Лучше всего вписывать ее в кг, мм, шт. или других единицах измерения. Тогда будет проще определить ущерб и решить споры. |
Характер отгрузки и передачи |
Дополнительный, но довольно полезный на практике пункт, помогающий обозначить ответственность и риски. |
Также стоит записывать точки отправки и получения – место хранения поставщика и точка прибытия к потребителю. |
Сопутствующие документы |
Технические характеристики, сертификаты, инструкции по применению и другие важные бумаги. Полный их перечень необходимо зафиксировать в контракте. |
Таковы требования ГК РФ (а именно ст. 456). |
Теперь рассмотрим ключевые моменты подробнее.
Выполнение обязательств после окончания срока действия
В п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса указано, что в договоре предусматривают, что окончание срока действия договора ведет к прекращению обязательств сторон по договору. Договор, в котором нет этого условия, признают действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, если в контракте не предусмотрено прекращение обязательств сторон из-за истечения срока действия госконтракта, он продолжает действовать и, следовательно, выполнение работ после окончания срока действия контракта по 44-ФЗ происходит до достижения всего объема работ по контракту. Дополнительное соглашение об увеличении срока действия госконтракта не заключается.
Если в госконтракте прописана поставка товара по заявкам заказчика и такая заявка отправляется после окончания предусмотренного контрактом срока поставки, это квалифицируют как изменение условий контракта при отсутствии установленной в 44-ФЗ возможности это сделать.
Таким образом, подавать заявку на поставку товара после окончания срока действия контракта по 44-ФЗ не рекомендуется.
Если заявку на поставку подали до окончания срока поставки товара и по вине поставщика произошла просрочка, то заказчик имеет право принять продукцию. Эти выводы подтверждаются в письме Минфина № 24-03-07/101443 от 25.12.2019. В нем указано, что если обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, формальное окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.
Понятие срока госконтракта в действующей редакции 44-ФЗ не содержится. В данном законе не сказано о том, что сроки действия контракта должны включаться в текст соглашения в обязательном порядке. Но данный пункт является желательным, так как позволяет судить о добросовестности заказчика или поставщика.
Нарушение сроков исполнения договора может грозить сторонам начислением штрафных санкций. Положения 44-ФЗ четко не регламентирует порядок установления сроков госконтракта.
Согласно определению, которое приведено в ст. 425 ГК, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.
Под сроками исполнения госконтракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия. Именно сроки исполнения выступают существенным условием госконтракта, тогда как период его действия к таким не относится.
В госконтрактах также нередко используют термин «сроки поставки», которые тождественны «срокам исполнения» и меньше сроков действия контракта.
В случае когда сроки действия госконтракта закончены, но свои обязательства стороны не выполнили, это не означает, что они аннулируются. Исключение составляют контракты, где прямо прописано, что при истечении определенного временного отрезка обязательства по госконтракту аннулируются.
Понятие срока действия контракта также следует отличать от срока исковой давности и гарантийного периода.
Что такое срок действия контракта
Срок действия государственного контракта является одним из важнейших параметров для любой государственной закупки. С учетом сроков действия контракта определяется ответственность сторон: они требуются для определения добросовестности заказчика и поставщика.
Нарушение установленных сроков действия контракта может стать основанием для начисления неустойки. Между тем в 44-ФЗ не прописано четкое определение сроков действия контракта и порядок их установления. Но по нормам ст. 425 ГК договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания исполнения обязательств или до конкретной даты, которая прописана документально.
Стоит различать понятия срок действия контракта и срок исполнения. Срок действия является более широким понятием: он указывает на временной период, в течение которого контракт сохраняет свое значение и юридическую силу. Срок исполнения контракта может не совпадать со сроком действия и обычно заканчивается раньше. Именно срок исполнения контракта является существенным условием по 44-ФЗ, а срок действия таковым не является. Отсутствие данного параметра в договоре является важным нарушением и может стать основанием для признания контракта недействительным.
Под сроком исполнения контракта понимается временной период, за который поставщик и государственный заказчик обязаны полностью исполнить свои обязательства. Но после исполнения всех обязательств у сторон должно остаться время на проверку и подготовку документов. В этих целях введено в действие понятие общего срока договора по 44-ФЗ.
В контрактах, в которых предполагается поставка товаров и услуг, также применяется понятие срока поставки. По своей юридической силе оно полностью совпадает со сроком исполнения.
Обязанности сторон при исполнении контракта
Исполнение контракта в рамках 44-ФЗ накладывает определенные требования, которые подлежат к исполнению, в противном случае выполнение контракта будет признано ненадлежащим. Законодательная база устанавливает ряд обязательств как для поставщика так и для Заказчика. Для Исполнителя:
1. Своевременно предоставить достоверные сведения о процессе исполнения условий контракта. Субъект должен, в том числе, сообщить о сложностях, возникших у него в ходе осуществления оговоренных действий.
2. Предоставить результаты производства работ, поставки продукции, оказания услуг в установленный соглашением период. Для Заказчика:
- На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств.
- Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.
Завершение действия контракта и прекращение взаимных обязательств сторон
Как следует из п. 3 ст. 425 ГК РФ, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В связи с изложенным широкое распространение получила формулировка «контракт действует до полного исполнения сторонами принятых на себя по контракту обязательств» и ее вариации. Однако в случае осуществления закупок посредством проведения конкурсов и аукционов использование этой формулировки может стать для заказчика источником неприятностей.
Дело в том, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить в документации о закупке и проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В то же время из ст. 190 ГК РФ следует, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Таким образом, стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на такое событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Возможно ли изменить срок исполнения контракта по 44 ФЗ?
Срок исполнения контракта по 44 ФЗ является существенным условием. Тогда как, изменение существенных условий недопустимо стороной самостоятельно. При изменении стороной существенных условий в одностороннем порядке и совершение действий по новым правилам, влечет их недействительность и, как следствие, нарушение обязательств.
Срок исполнения контракта по 44 ФЗ изменить возможно по соглашению сторон, когда стороны добровольным изъявлением подписывают новый документ (дополнительное соглашение), в котором подписывают новый срок исполнения контракта по 44 ФЗ. Аналогично соглашением сторон можно изменить и срок действия контракта по 44 ФЗ. Другие возможные действия, при которых срок исполнения контракта по 44 ФЗ меняется в одностороннем порядке будут признаны судом недействительны.
Срок действия контракта 44 ФЗ напрямую завязан со сроком обеспечения исполнения контракта. Срок действия контракта 44 ФЗ должен превышать срок обеспечения контракта. Таким образом, при составлении грамотного контракта необходимо различать срок исполнения контракта по 44 ФЗ и срок действия контракта по 44 ФЗ. Неправильная трактовка понятий может спровоцировать негативные последствия.
Например, сторона не исполнила свои обязательства в срок, а в контракте срок действия договора не определен, тогда действие договора будет до момента исполнения, а если указан срок действия контракта по 44 ФЗ, тогда с момента окончания действия договора контрагент лишается права предъявлять требования к исполнению.
Можно ли корректировать существенные условия
- До начала торгов изменению подлежат любые условия предложенного заказчиком проекта контракта.
- После подведения итогов победитель обязан подписать контракт, сформированный в точном соответствии с тендерной документацией и собственным ценовым предложением. Редактировать какие-либо пункты в этот момент запрещено, даже если обе стороны согласны.
- Изменение положений договора во время его исполнения возможно по причинам, перечисленным в статье 95 закона 44-ФЗ. Например:
- Если это предусмотрено в тексте самого документа, а в случае закупки у единственного поставщика:
— при снижении стоимости с сохранением качества и объемов поставки;
— при варьировании объемов поставки в пределах 10% с пропорциональной коррекцией оплаты. - Если стоимость меняется по независящим от сторон причинам.
- При изменении цены единицы продукции согласно обновленным тарифам на регулируемые услуги.
- При урезании оплаты по контракту в связи с корректировкой бюджета.
Существенные положения в зависимости от вида контракта
Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.
Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товара | Существенные условия в проекте госконтракта на выполнение работ | Существенные условия в проекте госконтракта на оказание услуг |
|
|
|
Срок действия договора по 44-фз
Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все «правки» оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения. В 2015 и 2020 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44.
О государственных закупках
На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.
Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки. Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг.
Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.