- Гражданское право

24. ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ЕГО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «24. ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ЕГО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.

Потерпевший в уголовном процессе

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ч. 1 ст. 42 УПК РФ).

В силу принципа презумпции невиновности констатировать, что определенное деяние является преступным и причинило вред конкретному лицу, от него пострадавшему, может только суд, рассмотрев уголовное дело в рамках состязательной процедуры, при условии, что вина подсудимого доказана. Следовательно, до вступления приговора в законную силу факт причинения преступлением вреда определенному лицу есть лишь предположение.

Поэтому, говоря о потерпевшем как о лице, которому преступлением причинен вред, закон имеет в виду, что имеются основания полгать, что такой вред причинен и соответственно пострадавшему лицу необходимо предоставить определенные права и обязанности для эффективного его участия в производстве по уголовному делу. Но, так же как и обвиняемый еще не есть виновный, потерпевшим до разрешения уголовного дела судом по существу лицо признается лишь с целью предоставления ему возможности участия в уголовном процессе для защиты своих прав и законных интересов

Потерпевшим лицо признается не только по уголовным делам о преступлениях, но и в рамках производства о применении принудительных мер медицинского характера, которое может вестись как по поводу преступлений, так и в отношении деяний, совершенных невменяемыми лицами (глава 51 УПК).

Для более полного уяснения содержащихся в ч. 1 ст. 42 УПК понятий необходимо обратиться к нормам гражданского права.

Физическое лицо — гражданин РФ, гражданин другого государства, лицо без гражданства, т.е. любой человек, правоспособность которого возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 Гражданского кодекса РФ). По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников. Если близких родственников несколько, то вопрос о том, к кому переходят права потерпевшего, они решают по соглашению между собой, а в случае недостижения согласия между ними данный вопрос решает дознаватель, следователь, прокурор или суд, в производстве которого находится уголовное дело.

Под юридическим лицом ч. 1 ст. 48 ГК РФ понимает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Фактическим основанием для признания лица потерпевшим являются: для физического лица — данные о причинении ему преступлением физического, имущественного, морального вреда, а для юридического лица — вреда его имуществу и деловой репутации.

Под физическим вредом понимается причинение вреда здоровью различной степени тяжести, нанесение побоев и т.п.

Согласно ст. 1058 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Имущественный вред — это ущерб, нанесенный имущественной сфере жизнедеятельности человека, т.е. причиненный в результате лишения его определенного имущества (материальных благ, ценностей, денег и т.п.), его повреждения, уничтожения или уменьшения, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), в том числе недополученные в результате совершенного преступления материальные блага, т.е. упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ).

Моральный вред — это нравственные или физические страдания, причиненные гражданину преступлением, посягающим на принадлежащие ему от рождения или по закону нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация, честь и достоинство личности), а также на его личные неимущественные (право авторства) и имущественные права (ст. 151. 1099 ГК РФ).

Что касается вреда, нанесенного деловой репутации юридического лица, то необходимо отмстить, что он может выражаться в его дискредитации, подрыве авторитета как участника делового оборота. не вдаваясь в дискуссию о возможности причинения морального вреда юридическому лицу, отмстим, что правовой режим защиты деловой репутации физических лиц применяется по аналогии и к юридическим лицам (ч. 7 ст. 152 ГК РФ).

Юридическим фактом, с которым связано вступление потерпевшего в уголовно-процессуальные отношения, является не факт причинения ему вреда уголовно-наказуемым деянием, а принятие решения о признании его потерпевшим должностным лицом или органом, ведущим уголовный процесс. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда по их инициативе либо по заявлению самого потерпевшего.

Конституция России в ст. 52 установила, что права потерпевших от преступлений охраняются законом и государство обеспечивает им доступ к правосудию. Корреспондирует с данным конституционным положением ч. 1 ст. 6 УПК, определяющая в качестве одной из составляющих назначения уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Смысл участия потерпевшего в уголовном процессе видится не в обеспечении публичных интересов государства, использующего потерпевшего как источник доказательственной информации, а, прежде всего, в необходимости обеспечения и защиты частных интересов, нарушенных преступлением. Соответственно потерпевший должен быть наделен комплексом прав, необходимых и достаточных для его равноправного участия в состязательном процессе, и не только в судебном разбирательстве, но и на всех других этапах уголовного судопроизводства.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1999 г. указано, в частности, что «потерпевший как участник уголовного судопроизводства имеет собственные интересы, для защиты которых он должен быть наделен адекватными правами стороны в судебном процессе… Частный интерес потерпевшего состоит в восстановлении всех его прав, нарушенных преступлением, в защите чести и достоинства личности, возмещении причиненного ему не только материального, но и морального вреда… Потерпевший заинтересован в том, чтобы способствовать раскрытию преступления, установлению истины по делу, изобличению преступника и справедливому воздаянию за содеянное. При этом он фактически, с учетом его процессуального положения, выступает в качестве стороны, противостоящей обвиняемому (подсудимому)».

Согласно п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. «состязательность в уголовном судопроизводстве во всяком случае предполагает, что возбуждение уголовного преследования, формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечивается указанными в законе органами и должностными лицами, а также потерпевшими».

Новый Уголовно-процессуальный кодекс провозгласил, что потерпевшие имеют право на участие в уголовном преследовании: потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения — выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 22). Потерпевший включен в число участников процесса на стороне обвинения (п. 47 ст. 5 УПК). Признание потерпевшего обвинителем — важный шаг на пути к построению уголовного судопроизводства охранительного типа усилению принципов состязательности и диспозитивности, призванный ввести в ткань публичного уголовного процесса частно-правовые элементы.

Наделение потерпевшего статусом обвинителя означает, что по делам публичного и частно-публичного обвинения потерпевший и органы государственного обвинения осуществляют уголовное преследование параллельно друг с другом: прокурор, следователь и дознаватель отстаивают в процессе публичные интересы, а потерпевший — частные. Соответственно обвинение, представляемое государственным обвинителем, по своей природе является публичным, потерпевший же осуществляет частное обвинение. Однако действующий УПК именует потерпевшего частным обвинителем лишь по узкой категории уголовных дел (ч. 2 ст. 20 УПК).

Правовой статус потерпевшего как обвинителя реализуется путем использования потерпевшим комплекса прав, предоставленных законом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 42 УПК потерпевший вправе:

  • знать о предъявленном обвиняемому обвинении, давать показания, представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы;
  • участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
  • знакомиться с процессуальными документами — протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, с постановлением о назначении судебной экспертизы, а в случае если экспертиза проводилась в отношении самого потерпевшего или по его ходатайству, то также и с заключением эксперта; по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания) знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать с них копии, выписывать любые сведения и в любом объеме;
  • получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
  • участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
  • обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.

Кроме того, потерпевший вправе пользоваться помощью представителя, что не лишает самого потерпевшего предоставленных законом прав. Потерпевший может как использовать перечисленные права по своему усмотрению, так и занять пассивную позицию по делу, отказавшись от их использования. Кроме того, он может не только поддерживать обвинение, но и примириться с обвиняемым, что при определенных условиях может повлечь за собой прекращение уголовного дела, в том числе публичного и частно-публичного обвинения (ст. 25 УПК).

Участие потерпевшего в уголовном процессе может повлечь угрозу причинения ему или его близким вреда с целью воспрепятствовать ходу расследования или судебного рассмотрения дела, поэтому законодатель предусмотрел в УПК возможность применения в отношении потерпевших комплекса мер безопасности, указанных в ч. 9 ст. 166 (сохранение в тайне данных о личности потерпевшего), ч. 2 ст. 186 (контроль и запись переговоров), ч. 8 ст. 193 (проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым), п. 4 ч. 2 ст. 241 (проведение закрытого судебного разбирательства) и ч. 5 ст. 278 (проведение допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение потерпевшего другими участниками судебного разбирательства). Кроме того, систему мер государственной защиты потерпевших, основания и порядок их применения определяет Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ В ч. 1 ст. 6 указанного Закона перечисляются следующие меры безопасности, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе:

  1. личная охрана, охрана жилища и имущества;
  2. выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  3. обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  4. переселение на другое место жительства;
  5. замена документов;
  6. изменение внешности;
  7. изменение места работы (службы) или учебы;
  8. временное помещение в безопасное место.
Читайте также:  Что предпринимателю надо знать про СОУТ

Весьма важным представляется также вопрос о моменте, с которого пострадавшему от преступления лицу предоставляются права потерпевшего. Очевидно, что для эффективного осуществления своих прав потерпевший должен иметь возможность участвовать в процессе на самых ранних его этапах. Как уже отмечаюсь выше, новый УПК сохранил один из существенных недостатков УПК РСФСР: согласно ч. 1 ст. 42 лицо признается в уголовном процессе потерпевшим с момента вынесения соответствующего постановления дознавателем, следователем или судом. При этом закон не определяет момента, когда лицо должно быть признано потерпевшим, что позволяет должностным лицам, ведущим процесс, необоснованно затягивать принятие соответствующего решения.

Такое положение не раз подвергалось серьезной критике со стороны многих ученых и практических работников. Возможность использования потерпевшим своих прав не должна быть обусловлена произвольным усмотрением соответствующих должностных лиц. Лицо, пострадавшее от преступления, должно признаваться потерпевшим в силу императивного указания в законе одновременно с началом предварительного расследования, а если на этот момент данные о потерпевшем отсутствуют, то незамедлительно по установлении таких данных.

Участие потерпевшего в российском уголовном процессе является не только его правом, но и обязанностью, так как он, являясь жертвой преступления, одновременно выступает источником доказательственной информации. Поэтому потерпевший не только вправе давать показания об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, но и обязан такие показания давать. В этой связи потерпевший не вправе уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд. В случае неявки потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

Процессуальное положение прокурора

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

  • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
  • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
  • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальное положение прокурора

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

  • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
  • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
  • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия

Прокурор

– должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

  1. дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово- телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;
  2. дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;
  3. разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;
  4. утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В случае смерти потерпевшего, к иным лицам, например, работникам органов социальной защиты населения, представителям администраций муниципальных образований, права потерпевших переходить не могут.

Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

Вопрос 409. Виды проверки судебных решений, не вступивших в законную силу, в уголовном судопроизводстве: понятие, значение, требования, предъявляемые к жалобам.
Современная система уголовного судопроизводства берет свое начало с 1864 года с принятием знаменитых судебных уставов, в том числе и Устава уголовного судопроизводства. Практически единогласно в ученом сообществе признано, что указанный нормативный акт является величайшим достижением и во многом до сих пор непревзойденным. Устав передал функцию предварительного следствия от полиции суду.

Прокурор имеет полное право на ознакомление с делом и входящими в него материалами, а также с отводами и ходатайством, может представлять доказательства, принимать действия в рассмотрении доказательств во время судебного заседания, осуществлять иные действия основанные на статье 56 ГПК.

Замечание 3

Положение процессуального характера прокурора не сводится к положениям стороны или иного лица заинтересованного в исходе дела.

Принимая участие в деле прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения. Именно из-за этого он не имеет права совершать действия распорядительного характера относящиеся к самому делу, это отличает его от третьих лиц, а также сторон, которые сами заявляют самостоятельные требования на предмет спора.

Замечание 4

Если прокурор отказывается от своего заявления, то он не лишает лицо защиты прав и интересов охраняемых законом из-за которых он обратился в суд, по статье 84 части 2 ГПК лицо в праве требовать рассмотрение дела по существу.

Прокурор занимает особое правовое положение среди всех остальных участников гражданского судопроизводства. Представляя государство он наделяется правами процессуального характера, которых нет у иных субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Поэтому прокурор имеет право на обращение в судебные органы с заявлением о возбуждении гражданского дела, которое является подведомственным суду, если это нужно для охраны прав несовершеннолетнего, ограниченного дееспособного, недееспособного и другого гражданина, юридического лица, а также Республики Беларусь с ее административно-территориальными единицами.

Замечание 5

Прокурор также высказывает мнение по вопросам, которые возникают во время разбирательства дела, и по существу дела в целом.

Он также имеет право вносить протесты относительно необоснованных и незаконных постановлений судебного характера в кассационном или надзорном порядке. Когда случаи уже рассматривались ранее законом, прокурор имеет право принимать меры касающиеся пересмотра судебных решений, постановлений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам. Также прокурор вправе совершать и другие действия процессуального характера.

§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя

Ведомственный контроль за деятельностью следователя в уголовном процессе ассоциируется, как правило, с фигурой руководителя следственного органа. Процессуальная фигура руководителя следственного органа, в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения появилась в УПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ. Вместе с тем было бы неверным говорить о том, что ранее руководитель следственного органа к категории субъектов уголовного преследования не относился. Процессуальное положение руководителя следственного органа ученые-процессуалисты не подвергали столь тщательному изучению, как процессуальное положение прокурора или следователя.10 Нельзя не признавать того факта, что полномочия руководителя следственного органа, как субъекта уголовного преследования, в некоторой своей части идентичны полномочиям прокурора. Например, руководитель следственного органа вправе давать следователю письменные указания. Руководитель следственного органа, осуществляя функцию уголовного преследования, может отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя11. Вместе с тем руководитель следственного органа наделен и собственной компетенцией, отличной от компетенции прокурора. Так, при производстве по уголовному делу он может осуществлять полномочия не только следователя, но и руководителя следственной группы. Этим полномочиям посвящена статья 39 УПК РФ. Несмотря на прямое подчинение следователя руководителю следственного органа по организационно-служебным вопросам процессуальные отношения между ними должны строиться в строгом соответствии с законом. Руководитель следственного органа в числе прочих процессуальных средств реализует функцию уголовного преследования путем дачи следователю письменных указаний в порядке, установленном в п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК РФ. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Читайте также:  Страшный подъезд: за чей счет сделать ремонт

Ведомственный контроль, на современном этапе, представляет собой мониторинг руководителя следственного органа за деятельностью следователя на предварительном следствии, начиная с возбуждения уголовного дела, и до составления обвинительного заключения. Ведомственный контроль это деятельность руководителя следственного органа, и его заместителей направленная на всестороннее расследование всех обстоятельств дела, формирование единой следственной практики. Кардинальное реформирование полномочий прокурора и руководителя следственного органа, осуществленное в июне 2007 г., оттолкнуло правоприминителей от апробированного регулирования. За пятнадцать реформенных лет пройден путь от полного отрицания процессуальных полномочий начальника следственного отдела до предоставления современному руководителю следственного органа властно-распорядительных полномочий, ранее присущих исключительно прокурору.

§2. Прокурорский надзор за деятельностью следователя

Одной из форм контроля за деятельностью следователя является прокурорский надзор12. Прокурорскому надзору современное уголовно-процессуальное законодательство отводит существенную роль.13

Существенную роль в обеспечении эффективной борьбы с преступностью, а равно соблюдения прав и законных интересов граждан призваны играть и полномочия прокурора, которые он обязан выполнять в связи с возложенным на него надзором за надлежащим выполнением, в первую очередь органами дознания, предусмотренной в ч. 1 ст. 144 УПК РФ обязанности по приему сообщений о преступлениях, их учету и регистрации, по своевременному принятию энергичных мер, направленных на раскрытие преступлений и изобличение виновных.

Прокуроры обязаны проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора за органами предварительного следствия. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Прокуратура обеспечивает надлежащий надзор за законностью возбуждения следователями уголовных дел; принимает меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, на прокурора возложена обязанность — направить руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.

Прокурор контролирует поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ.

При утверждении обвинительного заключения, прокурором изучается соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ прокурор утверждает постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера

В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурором рассматриваются жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверяются изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

На всех стадиях уголовного судопроизводства прокурор обеспечивает действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

Дополнительные функции прокурора

У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:

  1. Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
  2. Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
  3. Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
  4. Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.

Прокурор на этапе предварительного расследования

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

В суде первой инстанции

Прокурор в уголовном деле принимает участие на стадии подготовки и непосредственно на стадии судебного слушания. В некоторых случаях требуется назначение предварительного заседания, которое не проводят без прокурора. Поводом для проведения заблаговременного разбирательства может быть ходатайство любой из сторон, способных оказать влияние на ход уголовного производства, в частности, стать причиной его прекращения, исключения из дела отдельных улик, документов. Кроме того, присутствие прокурора в суде для уголовного дела имеет практическое значение.

Итак, продолжим. Судья имеет право вернуть уголовное дело прокурору вплоть до устранения препятствий для его дальнейшего рассмотрения судом. Прокуроры активно участвуют в рассмотрении ходатайств со стороны защиты, представляют аргументированные доводы об их отклонении или удовлетворении, позволяя судье принимать правильные решения о том, назначать дело к слушанию или нет.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Глава 1. Общие положения о процессуальной фигуре следователя в уголовном процессе России

1.1 Возникновение и развитие процессуальной фигуры следователя в уголовном судопроизводстве

1.2 Понятие уголовно-процессуального статуса следователя Глава 2. Полномочия, функции и процессуальная самостоятельность следователя

2.1 Процессуальные функции следователя и их место в деятельности следователя

2.2 Полномочия следователя

2.3 Процессуальная самостоятельность следователя Заключение Список использованной литературы

Произошедшие за последний период изменения в политической, социальной, экономической сферах, принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, переориентация его на обеспечение защиты прав и законных интересов как лиц, потерпевших от преступлений, так и личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод повлекли изменение уголовно-процессуального статуса следователя, одного из основных участников уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие стало рассматриваться как одна из гарантий защиты прав личности, что изменило подход к определению функций, задач и полномочий следователя. Признание в правовом государстве примата правосудия среди всех прочих направлений правоохранительной деятельности объективно возвышает и социальную значимость непосредственно обеспечивающего его предварительного следствия.

Реформа системы предварительного следствия актуальна и неизбежна — состояние законности и правопорядка в стране ухудшается, количество преступлений растёт, а загруженность следователей стала такой, что они со своей работой порой уже не справляются. Идёт настойчивый поиск наиболее рациональных форм производства по расследованию и раскрытию преступлений, обеспечения следователям всей системы правоохранительных органов условий для успешного осуществления возложенных на них полномочий.

Читайте также:  Налоговый вычет через работодателя

Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела. Перечисленные выше задачи следователя в концентрированном виде отражают его социально-политическую роль в обеспечении законности в жизни общества. Однако наиболее полно роль следователя и сущность его деятельности раскрываются в осуществляемых им функциях, которые реализуются через предоставленные ему полномочия, правовых принципах и условиях его деятельности.

Целью настоящей работы является исследование процессуального положения следователя в уголовном процессе, правовых основ его деятельности и взаимоотношений с другими субъектами в неразрывной связи с анализом сущности и принципов стадии предварительного расследования, механизма уголовно-процессуального регулирования, предшествующего судебному разбирательству уголовных дел.

В рамках обозначенной цели представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:

— возникновение и развитие процессуальной фигуры следователя в уголовном судопроизводстве;

— определение места следователя в уголовном процессе и характер выполняемых им функций;

— анализ процессуальных полномочий следователя и его обязанностей;

— исследование проблемы процессуальной самостоятельности следователя.

При написании работы использовались тексты нормативных актов РФ, научные комментарии законодательства, учебная литература, монографии по исследуемой проблеме, материалы периодических изданий.

Глава 1. Общие положения о процессуальной фигуре следователя в уголовном процессе России

1.1 Возникновение и развитие процессуальной фигуры следователя в уголовном судопроизводстве

История возникновения и развития любого правового института представляет интерес и для современного исследователя, поскольку позволяет проследить процесс формирования правовых норм, их историческую необходимость и потребность в механизме правового регулирования. В этой связи исследование процессуального статуса следователя в разные исторические периоды весьма важно для определения положительных и отрицательных сторон в правовом регулировании функций и задач следователя, его полномочий, а также перспектив совершенствования его уголовно-процессуального статуса.

Изучение исторической литературы прошлого и современного дает основания утверждать, что возникновение самостоятельного института следователя в уголовном судопроизводстве России связано с целым рядом нормативных актов, утвержденных Указами Императора Александра II от 8 июня 1860 года. В качестве таковых необходимо назвать «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», а также «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок». До этого расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией, в уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Прокурор в уголовном процессе, его процессуальное положение на различных стадиях процесса

Защитник и его процессуальное положение в уголовном процессе

Процессуальное положение прокурора

Представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. Их процессуальное положение в уголовном процессе

Переводчик, експерт, специалист, их процессуальное положение в уголовном процессе

Участие прокурора в арбитражном процессе: его задачи, полномочия, процессуальное положение. Правовая регламентация положения прокурора.

Процессуальное положение потерпевших в уголовном процессе

Понятие и процессуальное положение потерпевшего в уголовном процессе

Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. Процессуальное положение прокурора.

Процессуальное положение прокурора.

§ 2. Понятие и виды уголовно-процессуальных функций прокурора

В юридической литературе преобладает точка зрения, согласно которой под функцией понимается определенный вид или направление уголовно-процессуальной деятельности. «Уголовно-процессуальная функция — установленная и направляемая законом деятельность компетентного органа или участника процесса по осуществлению задач уголовного судопроизводства»[49]. «Процессуальная функция — это определенное направление, особым образом отграниченная сторона, вид уголовно-процессуальной деятельности»[50]. «Приведенные соображения позволяют определить процессуальные функции в уголовном судопроизводстве как виды (компоненты, части) уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу»[51]. «Под функциями в теории уголовного процесса чаще всего понимают отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности»[52].

В 1960-х — начале 1970-х гг. исследователи высказывали схожие точки зрения. Одни под уголовно-процессуальной функцией понимали часть, отдельный вид, отдельное направление уголовно-процессуальной деятельности[53]; другие — специальное назначение и роль участника уголовно-процессуальной деятельности[54].

В приведенных определениях речь идет как о функциях уголовного процесса, так и о функциях его субъектов. Иногда эти понятия не разделяются.

Прав, на наш взгляд, М. Л. Якуб, который признавал право на существование за обеими точками зрения: «В литературе указанное понятие рассматривается, по меньшей мере, в двух аспектах.

Одни авторы рассматривают процессуальные функции как «отдельные виды, отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности».

Другие считают, что под этим понятием следует иметь в виду функцию органа или лица, участвующего в процессе… Рассмотрение понятия процессуальной функции в обоих названных аспектах представляется необходимым. В первом случае говорится о том, какие виды процессуальной деятельности характеризуют советский уголовный процесс, что представляет собой каждая из них, т. е. речь идет о расследовании, обвинении, защите и т. п. как таковых. Вопрос же о том, кем, какими органами и лицами выполняется та или иная функция, произволен. В отличие от этого, во втором случае речь идет о функциях каждого органа и лица, участвующего в процессе, разрешается вопрос о том, что составляет функцию суда, прокурора, защитника, эксперта и т. п., о процессуальном назначении каждого из них… Не следует поэтому смешивать понятие процессуальной функции, рассматриваемое в одном из аспектов, с тем же понятием, но рассматриваемым в другом аспекте»[55].

Мы также придерживаемся позиции, что необходимо разграничивать понятия основных функций уголовного процесса (обвинение, защита, разрешение уголовного дела) и функций его субъектов. Первые определяют исторический тип (модель) уголовного процесса, т. е. основной способ разрешения конфликта, связанного с совершением преступления. Сейчас в России данный конфликт решается путем выдвижения обвинения, осуществления защиты от обвинения и рассмотрения спора судом. Однако это не означает, что субъекты уголовного процесса выполняют только эти функции. Для реализации уголовно-процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела законодательством предусмотрены конкретные механизмы, которые должны обеспечить их реальное и эффективное воплощение в жизнь. С целью обеспечения законности при производстве по уголовным делам на прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания и суд возложены, соответственно, функции надзора, ведомственного и судебного контроля. Кроме того, осуществление уголовно-процессуальной деятельности не должно оказывать негативное воздействие на другие сферы человеческой деятельности, в частности, нарушать права и свободы человека и гражданина. Поэтому на прокурора, суд, следователя, дознавателя и орган дознания возложена также правозащитная функция. Отрасль уголовно-процессуального права используется в качестве одного из механизмов борьбы с преступностью, что влечет наделение некоторых субъектов соответствующей функцией. Большую роль в достижении задач и целей уголовного процесса играют правовые гарантии. Такими гарантиями могут служить функции прокурора по руководству процессуальной деятельностью органов предварительного расследования по возбуждению и расследованию уголовных дел, по координации деятельности правоохранительных органов и т. д.

Каждый субъект уголовного процесса выполняет конкретные, закрепленные в законе функции[56]. Не существует абстрактных функций, не привязанных к конкретным субъектам или группе субъектов. Не может уголовный процесс сам по себе выполнять функции уголовного преследования, защиты, расследования, разрешения уголовных дел и т. д. Они существуют в уголовном процессе постольку, поскольку их выполняют конкретные субъекты. Круг их обязанностей значительно шире круга основных функций уголовного процесса. Они определяются исходя из целей и задач, стоящих перед обществом и государством, а также правовых традиций. Отдельно взятый субъект помимо одной основной может одновременно осуществлять другие функции уголовного процесса. Но он не вправе совмещать хотя бы две основные функции. В соответствии с действующим законодательством ни суд, ни прокурор, ни защитник, ни какой-либо другой субъект не могут одновременно совмещать в своей дея��ельности функции обвинения, защиты и разрешения дел (ч. 2 ст. 15 УПК РФ).

Н��иболее близок к правильному определению функции субъекта уголовного процесса, на наш взгляд, В. В. Шимановский, понимающий под ней «основную (ведущую) процессуальную обязанность, в которой проявляется главное назначение и которой определяется процессуальная роль каждого из участников процесса»[57].

Ни для кого не секрет, что продажные правоохранители следуют букве закона только в случае, когда иное поведение неминуемо приведет к наказанию.

При этом в нижеследующей работе описан механизм судебного принуждения следователя/прокурора к выполнению действий, необходимых для объективного расследования уголовных дел.

Подробная схема оказания судебного давления на следствие изложена в разделе 4. Досудебное следствие.

В случаях столкновения с неправомерными действиями правоохранителей, пригодится информация из раздела 3. Схема быстрого реагирования в случае неправомерных действий, или угроз в ваш адрес со стороны оборотней в погонах.

Также, учитывая высокую значимость умения различать важные и второстепенные улики в уголовном процессе, полезным для ознакомления является раздел 2. Предварительный сбор улик.

Учитывая вышесказанное, если в отношении вас было совершено преступление, наиболее правильным решением станет обращение к молодому адвокату без короны с ТРЕБОВАНИЕМ действовать согласно нижеследующих методических указаний.

В случае если служитель Фемиды станет рассказывать вам о своем профессионализме и желании действовать самостоятельно, НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ на его услуги ! Как показала практика, очень и очень многие адвокаты в Украине не обладают достаточной степенью юридической грамотности для адекватного сопровождения уголовных дел.


Самое первое, что необходимо сделать, если вам “посчастливилось” столкнуться с уголовным правонарушением — это по горячим следам провести оперативный сбор и официальную фиксацию первичной доказательной базы.

Изначально опишем доказательства, которые многими людьми воспринимаются, как важные, но юридически являются косвенными.

Речь пойдет о процессуально не оформленных аудио, видео и фото доказательствах, созданных свидетелями в момент совершения преступления.

Если аудио, видео, или фото фиксация производилась в рамках запланированного следственного мероприятия, то такие доказательства суд сочтет достоверными. В ином случае аудио, видео и фото документы будут пологаться косвенными уликами, ввиду возможности монтажа.

Отметим, что исключением могут стать камеры видеонаблюдения.

С юридической точки зрения, незнакомые с вами владельцы камер видеонаблюдения являются незаинтересованными лицами, потому видео, снятое их оборудованием, суд посчитает достоверными.

Также не забывайте, что созданные свидетелями видео материалы можно использовать для публикации в СМИ и соц. сетях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *