Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценить риск блокировки счетов и госпроверок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Сдаем налоговую отчетность в 3 клика
Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.
Такие сервисы:
-
рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные;
-
формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС;
-
создают счета и договора;
-
заполняют декларации;
-
напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Выездная проверка с участием сотрудников полиции
Сам по себе факт наличия «маски-шоу» на выездной проверке введет в стрессовую ситуацию любого предпринимателя, причем статистика говорит о том, что проверки ФНС совместно с полицией позволяют пополнить бюджет на миллиарды рублей и результативность контрольных мероприятий кратно возрастает. Налоговики выходят на проверку вместе полицейскими, если предпроверочный анализ указал, на возможность наличия уголовных преступлений (ст. 198, 199 УК РФ).
Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.
Следует понимать, что налоговая никогда не приходит на выездную с полицией внезапно, по опыту могу сказать прямо — если ваш бизнес вышел на достойные обороты не стоит экономить на профессиональных бухгалтерских услугах или часто менять специалистов финансовой службы. Иначе можно получить бардак в учете, который рискует и под «уголовку» попасть, а вы и не заметите. Например, ошибка бухгалтера стоимостью 5,5 млн. руб. привела к уголовной ответственности и «субсидиарке» (Определение Арбитражного суда Свердловской области № А60-59392/2016 от 20.05.2021 года).
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Что может спровоцировать внеплановые проверки
Даже если вас нет в графике налоговых проверок на 2022 год, это не значит, что можно выдохнуть и успокоиться. Сотрудники ФНС все равно «навестят» компанию, если узнают о серьезных нарушениях или посчитают, что от них что-то скрывают. Перечислим самые распространенные случаи, когда вероятность проверки возрастает.
- Предприниматель не единожды приближался к предельным показателям специальных налоговых режимов:
- УСН: максимальное число работников — 100 человек, доход в год — не более 150 миллионов рублей;
- ПСН: списочная численность — до 15 сотрудников, годовой доход — не более 60 миллионов рублей;
- ЕСХН: число работников — до 300 человек, доля доходов от сельскохозяйственной деятельности — не менее 70 % от общей прибыли.
Если вы несколько раз подходили к пороговым значениям, в налоговой могут подумать, что вы дробите бизнес, чтобы не «слететь» с комфортного режима.
- Организация или ИП уже более 3 лет работает с убытком.
Это не только может привести к проблемам в компании, таким как «проседание» оборотных средств, минимизация расходов, увольнение сотрудников, но и вызвать нежелательное внимание со стороны налоговой. Если чистые активы были ниже минимального капитала только в одном (последнем) году, контролирующие органы пришлют предупреждение о возможной ликвидации.
Если такая ситуация повторяется 2 года подряд, налоговики тоже уведомят письменно, но будут пристально наблюдать за бизнесом еще год. Если нарушение длится в течение 3 лет, предприниматель получит требование о ликвидации, которое обязан будете выполнить.
- За последний год были зафиксированы большие вычеты по НДС.
Пороговое значение доли вычетов — 89 % от суммы НДС за год. Если вы достигли или превысили эту цифру, ждите выездной проверки.
- Нарушены сроки сдачи отчетности.
Когда ИП работает один, отчетности у него немного. Например, на УСН это только годовая декларация. Если же в штате есть сотрудники, то ситуация усложняется: нужно сдавать ежемесячные и ежеквартальные отчеты. Наказания за просрочки в их представлении зависят от вида документа и НПА, который предусматривает ответственность, — КоАП или НК РФ.
- Нарушены сроки и правила уплаты налоговых и страховых взносов.
Каждый предприниматель обязан платить налоги в полном объеме и вовремя. Если у вас есть в штате сотрудники, вы обязаны удерживать НДФЛ с их доходов и перечислять в бюджет. Кроме этого, независимо от наличия или отсутствия выручки, вы должны уплачивать страховые взносы: обязательные и дополнительные. Например, если годовой доход превышает 300 тысяч рублей, начисляется допвзнос в размере 1 % от суммы.
- Вы выдаете чеки без указания номенклатуры.
С 1 февраля 2021 года каждый предприниматель должен выдавать кассовые чеки, содержащие наименования товаров или услуг, количество единиц и сумму по каждой позиции. Причем название должно быть полным, не обобщенным, чтобы покупатель однозначно понимал, о каком товаре идет речь. Нарушение этих правил привлечет внимание налоговой.
- В чеке указана неверная система налогообложения.
В январе 2021 года многие предприниматели переходили с отмененного ЕНВД на другие режимы и в спешке меняли настройки на онлайн-кассе. Кто-то мог сделать это неправильно или вообще забыть поменять СНО. Если налоговая узнает, что вы выдаете чеки с неверно указанным режимом, это повод для проверки.
Как налоговая проверяет доходы ИП на УСН 6, 15 и ЕНВД
Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.
Если же у вас в штате компетентных специалистов нет, то заплатите аутсорсинговым компаниям. Стоимость их услуг будет несоизмеримо меньше, чем потенциальный размер санкций, которые наложат налоговики, если смогут найти хотя бы малейшее несоответствие. И не забываем про правильное программное обеспечение, которое также позволит защитить отчетность от ошибок.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Что чаще будут проверять в 2019 году
- Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
- Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
- Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
- Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.
Особенности налоговых проверок в 2019 году
Как уже говорилось, налоговые ревизии могут быть разного типа. Одной из главных классификаций считается раздел на плановые и неплановые. Но в данном варианте, эти разновидности более актуальны для инспекций других контролирующих органов, а для ФНС они существуют более на практике, чем обусловлены в законодательстве. Причиной данной ситуации является то, что внеплановые инспекции абсолютно нигде не предусмотрены документами об организации выездных проверок. Но это абсолютно не означает то, что таковые инспекции не проводятся. В случае необходимости, которая возникает как следствие поступления в органы ФНС опрометчивой информации об организации, сотрудники налоговых органов имеют право внести коррективы в план налоговых проверок, добавив туда нужный объект.
Чтобы начать проводить любые контрольные мероприятия, инспектор должен в обязательном порядке руководству предприятия, подпавшему под налоговую инспекцию, предъявить Направление на проведение проверки, завизированное руководством налоговой службы в регионе.
В этом документе должны быть указаны такие параметры:
- дата оформления;
- полное название органа ФНС;
- данные Приказа о проведении данной ревизии;
- полное название объекта инспекции, а также другие его регистрационные реквизиты;
- цель контрольных действий;
- основания;
- даты начала и завершения;
- должность и данные инспектора, который будет проводить данные действия.
Направление в обязательном порядке должно быть заверенным руководствующими лицами органа контроля и скреплено печатью.
Малый бизнес не будут проверять в 2021 году
Представителей малого бизнеса можно поздравить, ведь в текущем году они освобождены от всех проверок, кроме налоговых. Проще говоря, представители ФНС по-прежнему будут приезжать с выездными проверками или организовывать камеральные. Стоит помнить, что на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Приведем пример. Ваш сотрудник обратился в надзорный орган с жалобой, что ему задерживают заработную плату. В этом случае ГИТ проверит ваше предприятие.
Какой малый бизнес не освобожден от проверок (неналоговые проверки):
- те, кто используют упрощенную систему налогообложения и работают в сфере здравоохранения — это поликлиники, стоматологии, аптеки;
- предприятия, оказывающие услуги в сфере образования. К ним относятся детские сады, школы, учебные центры, детские кружки и т.д.;
- упрощенцы, оказывающие частные услуги, например, перевозки, сантехнические мастера;
- компании и бизнесмены, которые ведут бизнес в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения;
- также под мораторий не попадают компании, в биографии которых уже есть грубые нарушения за предыдущие три года. Представители надзорных органов вправе проверить устранение замечаний. Если нет, то предпринимателю грозит штраф или даже приостановка деятельности.
Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?
Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?
Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.
При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).
В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.
Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.
Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.
При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.
То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.
Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.
Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.
Кира ТрунтаеваВедущий налоговый юрист
Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.
Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.
Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.
При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:
- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.
Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.
Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).
Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год
Важно помнить, что, несмотря на мораторий, рассмотрение всей негативной информации по деятельности компании производится в рамках полных трех лет с момента нахождения недостатков в работе, по итогам которых применяются полагающиеся по закону виды административного наказания. Исходя из этого, если контролирующие органы обладают каким-либо компроматом в пределах разрешенного срока давности, то они с полным правом смогут проводить необходимую у него плановую ревизию в 2021 году, невзирая на наличие полного моратория. Понимание данного обстоятельства вполне сможет сыграть важную и ключевую роль в процессе определения дальнейшей стратегии для эффективной защиты бизнеса от произвола всевозможных чиновников различного ранга.
Проект постановления правительства, разработанный Минэкономразвития, прописывает порядок перехода на правила, которые установлены законом о надзорной деятельности, вступающим в свою силу с 1 июля 2021 года.
По нынешнему законодательству, выездные и документарные проверки должны осуществляться в течение двадцати дней. Новое законодательство уменьшает срок проверок максимум до десяти дней. В постановлении имеется норма, что все проверки, которые запланированы ранее, но начнутся уже после 1 июля 2021 года, также должны длиться максимум десять дней.
Поскольку закон предусматривает введение новых оснований для проверок бизнеса, вводятся «правила преемственности». Если старый повод для проверки не будет соответствовать новым правилам, визит инспекторов будет отменен. Новое законодательство предусматривает посещение предприятий лишь в исключительных случаях: если инспекторы не могут полностью удостовериться в полноте и достоверности полученных от компании документов, произвести оценку, насколько работа компании отвечает ключевым требованиям. Если эти условия не выполняются, то выездная проверка отменяется.
Новой особенностью законодательства является отмена проверок надзорными органами и их замена визитом инспектора, который обладает всеми полномочиями по ознакомлению с производством, документацией и иными важнейшими нюансами ведения бизнеса. Это решение надзорные органы принимают не позднее, чем за 20 дней до начала планируемой ревизии.
Однако в законе ни слова не сказано о том, прекратятся ли налоговые проверки, которых откровенно опасаются почти все бизнесмены.
Инспекционный визит отличается сроками проведения и количеством планируемых мероприятий. Так, визит продлится всего один день, а инспектор может проводить только осмотр, опрос, а также инструментальное обследование, запрос письменных объяснений и потребовать необходимые документы. А во время выездной инспекторской проверки производится лишь досмотр, отбор нужных проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.
Существуют разночтения в плане предупреждения о визите инспектора. Одна из норм говорит, что предупреждение должно высылаться в письменном виде за 10 рабочих дней до проверки, а в другом положении декларируется, что подобная мера исключается, и приезд может стать полной неожиданностью для предпринимателей. Решать эти правовые сложности на практике будет очень непросто.
Плановые проверки в 2021 году не должны касаться субъектов малого бизнеса, что установлено нормами проекта постановления. Но имеются важные исключения:
- Инспекторы могут посетить компании категории высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класса опасности. Это коснется также производственных объектов, различных гидротехнических сооружений и производств, где осуществляется режим постоянного госконтроля.
- Плановые проверки сохранятся для предприятий, которые работают в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, а также энергетике. Не отменяется проведение проверок и для бизнеса, который работает с драгоценными металлами или же камнями.
- От проверок не освобождают компании, совершившие административное правонарушение, за которое суд назначил им дисквалификацию, временную приостановку деятельности или отозвал лицензию.
- Плановые проверки не отменяются для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
- Контроль не ослабляется за малым бизнесом в сфере реализации гособоронзаказов и атомной энергетики, при полноценном контроле защиты государственной тайны, при проверке качества работы всевозможных аудиторских организаций.
Хоть государство пытается произвести корректировку надзорных органов в пользу предпринимателей, расслабляться точно очень рано по следующим причинам:
- Мораторий 2021 года касается не всех компаний. Контролирующие структуры обладают богатыми опциями, чтобы эффективно «прошерстить» нарушителей по полной программе. За период трех последних лет подобных проверок будет очень много.
- Осуществление дистанционного контроля и инспекторский визит — лишь потенциально возможные формы реализации контроля, но эти нормы могут и не действовать на остальных.
- Реального послабления государственного контроля в 2021 году мы не дождемся. Нужно ждать от надзорных структур любых неожиданностей, которые могут сильно усложнить предпринимателям их размеренную жизнь.
В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.
Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.
Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.
Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2020 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.
Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:
- налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
- фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
- в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
- зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
- фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
- показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
- ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
- фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
- организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
- владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
- фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
- по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).
Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.
План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки государственными органами и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пункт 7 этих правил устанавливает случаи, когда в ежегодный план проверок могут быть внесены изменения.
Проверки 2021: что необходимо знать бизнесу
Итак, в пункте 8 Постановления № 1969 дан перечень тех, кого не касаются ограничения плановых проверок. Их несколько групп. Начнем с тех представителей МСП, кто рискует быть включенными в план проверок.
Это, во-первых, те малые предприятия-нарушители, в отношении которых у надзорного органа есть информации о ранее вынесенном и вступившем в силу постановлении или решении о:
- назначении административного наказания за совершение грубого нарушения;
- административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности;
- приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.
При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или решение, должно пройти менее 3 лет. В ежегодном плане проверок эту информацию нужно отразить.
Следующая группа МСП — это те, кого проверяют в рамках федерального надзора:
- обеспечения радиационной безопасности;
- защиты государственной тайны;
- качества работы аудиторских организаций;
- использования атомной энергии.
Если же малое предприятие не входит ни в одну из этих групп, они должны быть исключены из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год. За этим проследит генпрокуратура.