- Финансовые споры

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

Комментарий к ст. 51 ЖК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях являются объективные показатели, связанные с неудовлетворительным состоянием жилого помещения, отсутствием какого-либо жилого помещения вообще, состоянием здоровья проживающих, обеспечением жильем на одного члена семьи менее учетной нормы.

2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что при принятии решения о принятии граждан на учет учитывается вся имеющаяся у них площадь (у них самих и членов их семей) независимо от того, идет ли речь о жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.

При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарная общая площадь всех указанных видов жилых помещений.

Кто может претендовать на улучшения

Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :

  • Малоимущие граждане

Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,

  • инвалиды,
  • ветераны войны,
  • несовершеннолетние дети и сироты,
  • герои СССР, герои РФ,
  • работники спасательных служб, служащие полиции,
  • граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
  • граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
  • граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
  • граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.

Нюансы жилищного поведения на рынке услуг

Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая Закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:

  • для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
  • если Гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
  • если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
  • когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
  • статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.

При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.

Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади.

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, как и любой другой процесс, требует документального оформления. И чтобы провести его, придется собрать определенный пакет «бумаг». В противном случае можно вовсе забыть о нашей сегодняшней задумке. Вас попросту не смогут признать нуждающимися при недоимке каких-то документов! Учтите это — заранее подготовьте полный перечень (желательно с копиями) перед обращением в органы местного самоуправления. Именно туда придется подавать заявление на постановку на учет. Итак, подготовьте:

  • паспорта заявителей;
  • заявление о постановке на учет на получение социального жилья;
  • справки о доходах (всех лиц, проживающих на территории квартиры);
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей;
  • выписка из домой книги (с подлинником);
  • технический паспорт жилья;
  • документы, подтверждающие права на квартиру (договор найма, свидетельство о собственности);
  • выписка из БТИ;
  • все документы о недвижимости, которая есть у проживающих.

С указанными документами придется обратиться в органы местного самоуправления и подать заявление для постановки на очередь на получение социального жилья. Ваша заявка будет рассмотрена. И если вы не будете признаны нуждающимися, получите письменный ответ с обоснованием решения.

Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Учет граждан, которые нуждаются в жилых помещениях, осуществляется, как правило, по месту жительства органами местного самоуправления. В случае и порядке, устанавливаемых законодательством, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства (ст. 52 ЖК РФ). Это относится к иным категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений по договору социального найма (например, военнослужащие). ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не предусматривает возможности учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства (ст. 30 ЖК РСФСР). Таким образом, жилищное законодательство допускает возможность учета граждан одновременно как по месту жительства, так и по иному месту, только если законодательством предусмотрена возможность учета граждан не по месту жительства.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году

С 1 марта 2005 г. не будет применяться ранее предусмотренное ст. 30 ЖК РСФСР правило, которым было установлено, что наравне с рабочими и служащими принимаются на учет также граждане, оставившие работу на предприятиях, в учреждениях и организациях в связи с уходом на пенсию. Для применения этого правила не имел значения вид пенсии (по старости, инвалидности и др.). Важно лишь, что гражданин оставил работу именно в связи с уходом на пенсию. Таким образом, в ЖК РФ последовательно проведена линия возложения непосредственно на органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем из фонда социального использования.

Комментарии к ст. 51 ЖК РФ


1. Как отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней) на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в ст. 51 ЖК).

2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто «снимает квартиру» (или «угол»), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.

3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК).

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 ст. 51 ЖК). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

Важны лишь следующие обстоятельства:

  • в квартире проживают несколько семей;
  • в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
  • проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
  • у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Кто может быть признан нуждающимся

Для получения жилплощади на безвозмездной основе необходимо, чтобы соблюдались условия признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Перечень таковых представлен в соответствующем федеральном законе, регламентирующем предоставление мер жилищной поддержки для отдельных категорий лиц (например, в ст. 8 ФЗ № 159 от 21-го декабря 1996-го года “О дополнительных…”).

Есть речь идет о договоре соцнайма, то основания для признания представлены в ст. 51 ЖК РФ. По другим программам – федеральным, региональным, местным – условия обычно такие же, как и в ст. 51 ЖК РФ.

Размер учетной нормы. Кто устанавливает учетную норму?

Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.

Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.

При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади.

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.07.

2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе лица без определенного места жительства следующих категорий:

  • граждане, признанные малоимущими *;
  • многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
  • ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
  • инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт — Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники;
  • граждане, являющиеся нанимателями и (или) собственниками в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека для проживающих в коммунальных квартирах **.
  • чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт — Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения,
Читайте также:  Что изменится в процедуре оформления загранпаспорта с 2023 года?

* В соответствии со статьей 2 Закона малоимущими признаются граждане:

  • стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.

** В соответствии со статьей З Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 9кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах; 15кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Куда обращаться:

  • Многофункциональные центры Санкт-Петербурга
  • Документы, необходимые для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  1. Заявление, подписанное основным съемщиком и всеми совершеннолетними членами семьи
  2. Справки о прописке и характеристики жилой площади (Ф9,Ф7), подтверждающие проживание заявителя и членов семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д., в том числе, проживающих в области). Если члены семьи прибыли из другого города, представить архивную справку о регистрации (Ф9, Ф7) и справку Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с того населенного пункта откуда прибыли, об отсутствии либо наличии собственности.
  3. Если один из супругов проживает по другому адресу, представить справку о регистрации и характеристики жилой площади (Ф9, Ф7) с места регистрации (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д.).
  4. Документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи: справки с места работы о заработной плате за последние 12 месяцев по форме 2-НДФЛ, выданные бухгалтерией работодателя, предшествующие обращению, справки о размере пособия (отдел социальной защиты населения), размере пенсии (управление пенсионного фонда), стипендии (для тех, кто проживает в отдельных квартирах, общежитиях, аварийных домах) для признания граждан малоимущими.
  5. ИНН и страховые свидетельства (для тех, кто проживает в отдельных квартирах, общежитиях, аварийных домах).
  6. Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака (при наличии брачных отношений), свидетельство о рождении заявителя и всех членов семьи, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
  7. При наличии льгот: льготные удостоверения, справки об инвалидности.
  8. Паспорта всех членов семьи граждан Российской Федерации, вкладыш гражданства Российской Федерации на детей (при наличии).
  9. Сведения о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности всех членов семьи: справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, выданная проектно-инвентаризационным бюро района (ПИБ) (ул. Садовая, дом 55, 3 этаж) за 2012 год, справка о цене земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Документы о стоимости транспортного средства, которые определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (для тех, кто проживает в отдельных квартирах, общежитиях, аварийных домах) для признания граждан малоимущими.

Мурад Качукаев: «К 2020 году мы намерены ликвидировать очередь по программе “жилье молодым” в Дагестане»

МАХАЧКАЛА, 13 сентября – РИА «Дагестан». Уже много лет в республике реализовывается программа помощи молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются социальные субсидии на приобретение жилья.

В Дагестане данную программу осуществляет Дирекция молодежных жилищно-строительных программ при министерстве строительства и ЖКХ республики.

О том, как молодые люди могут получить поддержку от государства для приобретения жилья, в интервью РИА «Дагестан» рассказал руководитель этого ведомства Мурад Качукаев.

— Мурад Русланович, сегодня жилищный вопрос актуален всех, но в большей степени для молодого поколения региона? Учитывая низкие доходы населения, не каждая семья может приобрести себе жилье. Расскажите о том, чем занимается ведомство, которым вы руководите? Какие виды государственной поддержки оказываете молодежи?

— Дирекция молодежных жилищно-строительных программ была создана Правительством Дагестана еще в 2004 году.

Основная функция нашего учреждения – это помощь молодым семьям в приобретении собственного жилья в рамках федеральной программы «Жилище». Данная программа содержит подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с условиями этой подпрограммы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают социальные субсидии на приобретение жилья.

С каждым годом программа немного видоизменяет свою помощь, которую мы пытаемся оказать. Ранее она работала по одном принципу, сегодня в реале она работает по-другому. Чтобы понимать и иметь общее мнение:

необходимо обратиться в жилищный отдел муниципалитета по месту прописки для постановки на учет о признании того, что данная семья нуждается в улучшении жилищных условий. Этим дирекция не занимается. Очень часто путают и приходят к нам с этим вопросом. У них есть специальная комиссия, которая будет выносить решение: нуждается семья или не нуждается.

Также на молодой семье не должно быть ничего зарегистрировано из жилья, иначе их будет проблематично признать, что они реально нуждаются. После того, как они встанут на очередь, они обращаются к нам, и мы им уже помогаем.

Возвращаясь к 2004 году. Принцип работал Дирекции заключался в следующем: под программу возводился жилой дома.

Дирекция являлась заказчиком-застройщиком данного строительного объекта, возводило дом и выдавало квартиры высокой степени готовности.

Что это значит? Это конечно не евроремонт, но по принципу: «заходи и живи» и плати за свое жилье тот займ, который был дан молодой семье за счет республиканского бюджета.

То есть с чего начиналось: получаем мы квартиру, квадратура которой высчитывается по определенной формуле. в Дагестане это 18 квадратных метра на одного члена семьи. Исходя из этой формулы, мы можем себе обозначить ту площадь квартиры, которая нам необходима.

После того как мы проходим это этап, заключается договор см Дирекцией о получении данной квартиры, люди заселялись туда, при этом выплачивая первоначальный взнос – 30% от стоимости квадратного метра, исходя из стоимости за квадратный метр, высчитывалась стоимость квартиры.

Молодая семья вносила 30%, потом они получали 30% в виде безвозмездной субсидии и третий паевой взнос выплачивали в виде ежемесячных платежей с рассрочкой аж на 15 лет. Было очень удобно.

К сожалению, сегодня у нас нет возможности выделить квартиру с рассрочкой на 15 лет по причине того, что у республики нет возможности оказать нам такую господдержку – выделить беспроцентный госзайм.

Сегодня же программа работает по следующему принципу: молодая семья приобретает то или иное жилье, при этом не имеет значения первичное оно или вторичное, выплачивают за нее 65% от стоимости и 35% выплачивает государство.

Читайте также:  Средний чек: что это, как посчитать +10 способов, как увеличить

Это немного осложняет процесс на фоне того, что было в 2004 году. Безусловно, этот принцип немного неудобен для наших молодых семей.

Поэтому мы взяли на себя инициативу и пересмотреть другие варианты помощи.

У нас есть неофициальный список застройщиков, которые себя зарекомендовали очень положительно на строительном рынке, мы пытаемся с ними договориться о пятилетней рассрочке, то есть на 60 месяцев без увеличения ценового сегмента за квадратный метр. Это порядка 7-8 застройщиков, которые дают нам право быть уверенными, что рекомендованный нами дом будет достроен в срок и качественно.

Молодые семьи обращаются к ним, заключают с ними договор по принципу 2004 года. То есть 30% стоимости оплачивают сами, второй паевой взнос – это безвозмездная субсидия от государства, и третий паевой взнос в виде ежемесячных платежей выплачивают в течении 5 лет непосредственно застройщику. К сожалению, на больший сок не получается договориться.

— Каким образом рассчитывается размер субсидии?

— Размер субсидии рассчитывается по составу семьи. У нас есть формула. К примеру, на 2018 год, если это неполная молодая семья, а сейчас мы говорим о парах, которые развелись, но есть дети. Мать является неполной, но молодой семьей, и имеет право претендовать на участие в программе. Также имеют право претендовать молодые матери-одиночки, если на их детях нет отцовства.

Это говорить о таких маленьких семьях, которые состоят их двух человек: мать и ребенок, имеет право претендовать на получение субсидии в 490 тыс. рублей, если это мать-одиночка, то 520 тыс. рублей. Если семья состоит из пяти человек: мать, отец и трое детей, они имеют право претендовать в 2018 год�� на 1 млн 130 тыс. рублей. Если больше детей, то сумма увеличивается.

Это безвозмездная помощь от государства.

— Некоторые люди путают субсидию, государственную поддержку с молодежным кредитованием. Как вы разграничите эти понятия. Относится ли ваше ведомство к ипотечному кредитованию?

— Мы никак не связаны с процентами, что немаловажно в нашем регионе. Поэтому с кредитами, банками, ипотечными взносами нас путать не нужно. Мы выделяем именно субсидию, а субсидия – это безвозмездная помочь нашему народу.

— Сколько планируется поддержать семей в этом году?

— Программа существует с 2004 года, но тогда она не была такой активной как сегодня. С 2004 по 2012 в республике была реализована помощь порядка 700 семьям. В 2013-2015 годах программа здесь не реализовывалась.

Уже в 2016 году Дирекция смогла вступить в активную фазу. Если с 2004 по 2013 помощь была оказана порядка 700 семей, то с 2016 года Дирекция поддержали 377 семей. В 2018 стоит планка помочь в приобретении жилья 540 семьям.

В 2019 году мы намерены также масштабно подойти к этому вопросу.

Не секрет, что Дирекция молодежных жилищно-строительных программ сегодня является лидерами в рейтинге реализации программы по России. В 2019 году Дирекция планирует быть первыми, в худшем случае вторыми.

Согласно условиям программы, молодые семьи, не имеющие своего жилья, могут получить от государства помощь в виде субсидии на приобретение квартиры. При этом возраст каждого из супругов не должен превышать полных 36 лет.

Естественно, брак должен быть зарегистрирован в органах ЗАГС.

— Какие средства используются для оказания поддержки? И каков размер общего фонда на текущий год?

— На каждый регион на федеральном уровне устанавливается определенный размер субсидии. С 2019 года мы можем претендовать на 29,665 руб. с одного квадратного метра. До этого момента цена была меньше – 27,781 руб. В нашем регионе каждый член семьи имеет право на 18 квадратных метров. Соответственно, на семью из двух членов идет 36 квадратных метров, из четверых – на 72 квадратных метра и т д.

Стоит отметить, что на 2018 год мы получили с федерального бюджета 400 млн рублей и с республиканского бюджета – 21 млн рублей. Это в общей сложности 421 млн рублей.

— Сколько вообще семей по республике стоят о очереди на сегодняшний день?

— По региону эта цифра достигает около 5 тыс. человек, но фактически мне кажется эта цифра меньше. В одно время был момент, когда репутация Дирекции была попорчена и было некое недоверие у дагестанцев к этой программе. Сегодня мы завели страницы ведомства в социальных сетях.

Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период

1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.

Кто может получить субсидию вне очереди

Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:

  • Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
  • Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

— Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»;

— Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *