Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «— стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
О том, что основные цели госпрограммы «Жилище» достигнуты, говорить пока рано. Снижение стоимости квартир и домов не произошло, так же, как и процент молодых семей, имеющих удовлетворительные жилищные условия.
Достигнутые результаты
Тем не менее есть определенные успехи. Так:
- постепенно увеличивается доля частного жилья россиян;
- развивается ипотечное кредитование;
- объемы сданного в эксплуатацию жилого фонда растут;
- модернизируется инфраструктура городов за счет использования средств бюджета и граждан;
- постепенно организуется переселение граждан из ветхого жилья, аварийного жилья и из районов Крайнего Севера.
Максимальная сумма льготного кредита составляет 3 млн рублей, а в столице и Санкт-Петербурге — 8 млн руб.
Создание и этапы выполнения ФЦП «Жилище»
В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.
Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:
- «Государственные жилищные сертификаты на 2004 — 2010 годы»;
- «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
- «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;
- «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
- «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»»;
- «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;
- «Обеспечение жильем молодых семей».
Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:
- «Обеспечение жильем молодых семей»;
- «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
- «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;
- «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов.
Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей:
- формирование рынка доступного жилья эконом-класса;
- обеспечение жильем некоторых категорий граждан.
Для решения поставленных задач планируется:
- увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (2010 год — 53 млн. кв.м.);
- повысить уровень обеспеченности жилплощадью в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. – 21,7 кв.м.);
- за четыре года улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета 90 тысячам семей некоторых категорий граждан;
- повысить индекс доступности приобретения жилья на 20%.
Сертификат – это именное свидетельство, удостоверяющее право владельца на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Жилищный сертификат не является ценной бумагой и выпускается по мере выделения средств из федерального бюджета в рамках ФЦП «Жилище». Выдают сертификаты соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при условии сдачи и выезда из занимаемых помещений семьи участника подпрограммы.
Государственные жилищные сертификаты различаются по сериям:
- УВ — для увольняемых военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС;
- ГУ — граждане, уволенные с военной службы и получающие сертификат в субъектах России;
- БК — для переселяемых из Байконура;
- ПС — для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера;
- В — вдовы военнослужащих, погибших во время службы в Вооруженных силах;
- ГА — молодые ученые.
Получив сертификат, участник подпрограммы должен в течении 2-х месяцев выбрать регион для проживания и сдать сертификат в местный банк, уполномоченный на сопровождение ФЦП «Жилище». Банк открывает счет, на который зачисляется социальная выплата и, по желанию владельца сертификата, его собственные средства, которые он собирается вложить в приобретение жилья.
Затем участник подпрограммы должен выбрать квартиру или индивидуальный дом, отвечающий санитарным и техническим требованиям, и благоустроенный применительно к условиям населенного пункта. После заключения договора купли-продажи жилья банк переводит средства бывшему владельцу (только по безналичному расчету!). На эти операции отводится 9 месяцев с учетом времени на оформление документов.
Размер социальной выплаты вычисляется исходя из нормы предоставления жилья: 33 кв. м — для одиноких граждан, 42 кв. м — на семью из 2 человек, 18 кв. м — на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более и вычисляются:
- для уезжающих с Крайнего Севера и молодых ученых по средней рыночной стоимости, действующей в регионе;
- для остальных категорий граждан по нормативу стоимости жилья по Российской Федерации (на 3 квартал 2012 года составляет 32 200 рублей за 1 кв.м.).
Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»
Разработчиком и заказчиком этой подпрограммы является Министерство регионального развития РФ, которое проводит последовательную политику по стимулированию регионов, где введены соответствующие их требованиям системы хозяйствования. На эти цели в 2011 — 2015 годах отводится средств федерального бюджета — 21,07 млрд. рублей и планируется привлечь средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на такую же сумму.
В результате целенаправленных денежных вливаний, в лояльных Минрегионразвитию субъектах РФ будет развиваться массовое строительство жилья экономкласса, а отсталые регионы пусть сами застраиваются, как хотят.
Впрочем, требования Минрегионразвития не содержат каких-то особенных моментов и заключаются в четком планировании строительной деятельности и проведении политики стимулирования частной инициативы. Самое главное — должна быть разработана региональная программа развития жилищного строительства, предусматривающая:
- введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство;
- разработку документов территориального планирования;
- комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
- развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса;
- стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве;
- формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов;
- развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;
- реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
- осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского капитала в целях улучшения жилищных условий;
- строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Жилищные программы для молодых семей
В федеральном бюджете России ежегодно предусматривается финансирование по большому числу государственных программ, среди которых можно особо выделить ориентированные на молодые семьи с детьми. Государство помогает молодым семьям улучшать свои жилищные условия, становиться хозяевами собственного жилья по принципу адресности и нуждаемости, в соответствии с которым:
- семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- семья должна относиться к одной из признанных социально незащищенных категорий (например, при рождении двух детей и более).
Для участия в любой из приведенных ниже госпрограмм семьям будет необходимо подтвердить свою платежеспособность и привлечь собственные средства на покупку или строительство жилого помещения.
Ниже приводится перечень основных социальных жилищных программ для молодых семей:
- материнский капитал;
- Молодая семья в составе ФЦП «Жилище»;
- Жилье для российской семьи (ЖРС).
II. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (далее — национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения — для одиноких граждан, 42 кв. метра — на семью из 2 человек, по 18 кв. метров — на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более) (далее — стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Приоритетными направлениями Программы являются:
стимулирование развития жилищного строительства;
поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
повышение качества коммунальной инфраструктуры;
проведение научно-исследовательских работ.
По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.
Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач:
формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;
разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;
модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.
Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи:
упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.
Кроме того, в рамках Программы необходимо:
обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;
совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);
совершенствовать систему защиты прав граждан — приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
В области выполнения государственных обязательств по обеспечению ж��льем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, необходимо в первую очередь обеспечить координацию государственного спроса на рынке жилья.
Основные приоритетные направления реализации Программы и ее подпрограмм, задачи и мероприятия Программы подлежат уточнению ежегодно по итогам реализации мероприятий Программы и национального проекта за год, а также в случае утверждения новых стратегических приоритетов государственной жилищной политики.
Целевые индикаторы реализации Программы представлены в разделе VI.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений государственной жилищной политики.
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система целевых индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с предоставлением информации о достигнутых результатах в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении № 13.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении № 14.
Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения, увеличение уровня обеспеченности жильем до 24,2 кв. метра на человека;
повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года;
возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств, ипотечных кредитов и займов, для 30 процентов семей;
улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат 159,16 тыс. молодых семей;
рост годового объема ввода жилья до 71 млн. кв. метров общей площади;
улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета около 81,56 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения;
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.
к федеральной целевой программе
«Жилище» на 2011 — 2015 годы
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 12 октября 2013 г. № 923)
Ожидаемые результаты обеспечения жильем в 2011 — 2015 годах граждан — участников подпрограмм и мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы
(тыс. семей) |
||||||
2011 — 2015 годы — всего |
В том числе |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» |
81,56 |
15,65 |
18,19 |
10,37 |
18,17 |
19,18 |
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» |
159,16 |
33,65 |
33,26 |
21,66 |
34,49 |
36,1 |
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан — всего |
39,7 |
7,6 |
9,13 |
9,21 |
7,38 |
6,38 |
в том числе: |
||||||
федеральных государственных гражданских служащих |
14,21 |
3,43 |
3,06 |
3,07 |
2,32 |
2,33 |
прокуроров и следователей |
2,28 |
0,47 |
0,46 |
0,43 |
0,46 |
0,46 |
спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России |
0,85 |
0,08 |
0,25 |
0,22 |
0,22 |
0,08 |
молодых ученых |
5,94 |
0,92 |
2,57 |
0,85 |
1,31 |
0,29 |
из них: |
||||||
за счет социальных выплат |
3,09 |
0,29 |
1,97 |
0,25 |
0,29 |
0,29 |
за счет приобретения (строительства) служебного жилья Российской академией наук и ее региональными отделениями |
2,85 |
0,63 |
0,6 |
0,6 |
1,02 |
— |
граждан, переселяемых из жилищного фонда в зоне БАМа |
8,79 |
1,57 |
1,66 |
1,53 |
1,94 |
2,09 |
переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке |
5,65 |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе — сентябре 2013 г. |
1,98 |
— |
— |
1,98 |
— |
— |
Всего |
280,42 |
56,9 |
60,58 |
41,24 |
60,04 |
61,66 |
Паспорт федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы
Наименование Программы | федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы |
Дата принятия решения о | распоряжение Правительства разработке Программы Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 346-р |
Государственный заказчик — координатор Программы | Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
Основные разработчики Программы | — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, — Министерство финансов Российской Федерации, — фонд «Институт экономики города» |
Цели и задачи Программы | основная цель Программы — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Основными задачами являются: обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг; развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов; обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства; обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств |
Сроки реализации Программы | 2002 — 2010 годы: I-й этап — 2002 — 2004 годы; II-й этап — 2005 — 2010 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий, государственные заказчики | — федеральная целевая программа «Государственные жилищныесертификаты» (государственный заказчик — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); — подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» (государственный заказчик — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); — подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (государственный заказчик — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); — подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» (государственный заказчик — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий); — подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур» (государственный заказчик — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); — подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (государственный заказчик — Министерство внутренних дел Российской Федерации); — подпрограмма «Свой дом» (государственный заказчик — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); — подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (государственный заказчик — Министерство образования Российской Федерации); — осуществление мероприятий по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых (государственный заказчик — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации) |
Как получить жилье нуждающимся?
Нуждающимися в жилом помещении гражданами, которые могут получить жилье бесплатно после заключения договора соцнайма в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, являются:
- проживающие в помещениях, которые не отвечают установленным требованиям (см. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47);
- не являющиеся нанимателями по договору соцнайма и членами семьи нанимателя;
- наниматели (собственники) или члены их семей, занимающие площадь меньше нормы на человека (устанавливается органами местного самоуправления согласно правилам ч.2 ст. 51 ЖК РФ);
- наниматели (собственники), имеющие в составе семьи тяжело больного человека и проживающие в одном помещении с другой семьей (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 ).
Жилье по договору найма предоставляется в порядке очереди и вне очереди. В общем порядке необходимо встать на учет в качестве малоимущих и нуждающихся (ст. 52 ЖК РФ), обратившись в орган местного самоуправления с заявлением и документами согласно утвержденному в субъекте РФ перечню. Вне очереди жилье предоставляется в случае признания помещения непригодным для проживания или наличия тяжело больного члена семьи. Если признанным нуждающимися гражданам предоставляется помещение из жилищного фонда РФ или субъекта РФ или муниципального жилищного фонда на иных основаниях (в соответствии с федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ), то требование о признании малоимущим может не предъявляться (ч.3 ст. 49 ЖК РФ). Например, на основании таких Федеральных законов, как «О ветеранах», «Об образовании в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других, а также Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714, Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 и иных нормативных актов.
Указанными документами может быть предусмотрено не только предоставление жилья по договору соцнайма, но также и в собственность, и субсидий на приобретение (строительство) жилья. Если гражданин является нуждающимся, но не может быть признанным малоимущим, и при этом максимальный размер совокупного дохода его и проживающих с ним членов семьи, а также стоимости их имущества не позволяет приобрести жилье за счет собственных или заемных средств, он имеет право на заключение с ним договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 91.3 ЖК РФ). При этом срок такого договора от года до 10 лет и его заключение будет учтено при определении нуждаемости для получения жилья по договору социального найма по ст. 51 ЖК РФ.
Стоит добавить, что прохождение всех бюрократических формальностей для постановки в очередь на получение жилья отнюдь не гарантирует нуждающимся скорое новоселье. По данным Росстата, из года в год не более 5% «очередников» получают жилье, соответственно ожидание своей очереди может растянуться на долгие годы.
Суть и задачи программы «Жилище»
Формально федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы досрочно прекратила свое действие с 1 января 2020 года. В настоящее время реализация предусмотренных ею мероприятий проводится в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (см. Постановление Правительства РФ «О реализации…» от 17.12.2010 № 1050).
Основными задачами реализации госпрограммы являются:
- увеличение объемов качественного жилья за счет роста объемов жилищного строительства;
- реформирование структуры ЖКХ;
- улучшение жилищных условий малообеспеченных семей;
- снижение стоимости квадратного метра готового жилья;
- предоставление гражданам возможности приобретения собственных квартир и частных домов с помощью государства.
Госпрограммы для покупки жилья
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ
Кто может рассчитывать на льготы?
Субсидия предоставляется семьям, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, а также неполным семьям с одним молодым родителем. При этом семью должны признать нуждающейся в улучшении жилищных условий. Это значит, что вы не можете претендовать на льготы, если у вас уже есть недвижимость или на каждого члена семьи приходится больше квадратных метров, чем положено по учетной норме (по Москве норма составляет 10 квадратных метров на человека).
Какие льготы?
Одна из подпрограмм федеральной целевой программы «Жилище» носит название «Обеспечение жильем молодых семей» (продлена на 2015-2020 г.г). Согласно условиям этой подпрограммы, бездетные семьи получают помощь в размере 30% от средней стоимости жилья в регионе, а семьи с детьми — в размере 35%. На эти деньги можно купить квартиру, построить дом, заплатить взнос, погасить долг и уплатить проценты по жилищному кредиту.
Как рассчитать сумму?
Положенные на семью квадратные метры умножаются на норматив стоимости одного квадратного метра в регионе (в Москве он составляет 96,5 тыс. рублей). Семья из двух человек должна получить 42 квадратных метра жилой площади. В семье, где два, три и более детей, на каждого человека должно приходиться по 18 квадратных метров. То есть если вы молодая семья из Москвы с единственным ребенком, вы можете рассчитывать на сумму более 1,8 млн рублей.
Узнайте больше:
> Как получить социальное жильё от государства > Жильё для молодой семьи – кому государство поможет купить квартиру > Как многодетной семье получить квартиру
МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
Кто может рассчитывать на льготы?
- Любой из предложенных программ можно воспользоваться только один раз. Но это совсем не значит, что каждому доступна только одна из них. К примеру, преподаватель, проживающий в районах крайнего севера, решил переехать в сельскую местность и стал участником программы «Земский учитель» одновременно с программой «Крайний север». Со временем образовалась семья, появились дети, а вместе с ними и право на «Материнский капитал». Условия программ меняются, их количество увеличивается. Остается только внимательно следить за этими изменениями и вовремя пользоваться ими.
- Все программы разработаны на федеральном уровне и задают нижнюю планку поддержки, региональные власти не могут ее уменьшить, но вправе увеличить размеры субсидий или расширить круг получающих помощь.
I. Характеристика проблемы
В ходе реализации Государственной целевойпрограммы «Жилище», одобренной постановлением СоветаМинистров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N595, Основныхнаправлений нового этапа реализации Государственной целевойпрограммы «Жилище», одобренных Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 29 марта 1996 г. N431, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,утвержденной постановлениемПравительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N675, были созданы правовые и организационные основы государственнойжилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработанымеханизмы реализации.
За этот период была сформировананормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанныхс жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением правсобственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Новые правовые условия создали основу для реализациина практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабныхскоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местногосамоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетногонационального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданамРоссии», направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей иповышение качества оказываемых коммунальных услуг.
Включение задачи формирования рынкадоступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в числоприоритетных национальных проектов наряду с развитием образования издравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономическихпреобразований в стране.
Федеральная целевая программа»Жилище» на 2011-2015 годы (далее — Программа) предусматривает:
формирование рынка доступного жильяэкономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
комплексное решение проблемы перехода кустойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающеедоступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания внем;
стимулирование платежеспособного спросана жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
повышение эффективности исполнения государственныхобязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышение качества и энергоэффективностижилищного фонда.
В рамках реализации Программы планируетсяотработать комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающеготребованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса,так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подходсбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жильяэкономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способныхсамостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Программа представляет собойвзаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступностижилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса,отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Проводимые с 2006 года реформы в жилищнойсфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдениипринципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан ииных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации.Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечиловозможность успешной реализации федеральной целевой программы»Жилище» на 2002-2010 годы и приоритетного национального проекта»Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в 2006-2010 годах,когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищныхусловий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки.
Кардинальным образом изменилась структуражилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новыйслой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частногожилищного фонда за 2006-2009 годы увеличилась с 33 до 87,2 процента, а долягосударственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 12,8процента.
По сведениям органов государственнойсистемы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодноосуществляются сделки с недвижимостью, в которые вовлечено порядка 5,3 процентажилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что являетсясущественным показателем развития рынка жилья.
Радикальные изменения произошли вжилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числеиндивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальнымизастройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2009 году составила 47,8процента.
Кардинально изменилась ситуация спредоставлением земельных участков для жилищного строительства. Е��ли в IVквартале 2005 г. после установления законодательного требования опредоставлении земельных участков для жилищного строительства на открытыхаукционах лишь 10 процентов земельных участков было предоставлено на аукционах,то в IV квартале 2009 г. на аукционах было предоставлено уже 82 процентаземельных участков (без учета земельных участков для индивидуального жилищногостроительства).
Ограниченные возможности так называемой»точечной застройки» с использованием уже существующей инженерной,социальной и дорожной инфраструктуры подтвердили правильность выбранногонаправления по реализации комплексного подхода к освоению и развитию территорийв целях жилищного строительства, осуществлявшегося в рамках подпрограммы»Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целяхжилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище»на 2002-2010 годы.
Последовательно проводится политика по снижениюадминистративных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедурыподготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации,государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектнойдокументации, выдачи разрешений на строительство, государственногостроительного надзора.
В целях обеспечения опережающего развитиякоммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентномрынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийсяплатежеспособный спрос населения, в рамках реализации подпрограммы»Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целяхжилищного строительства» были осуществлены мероприятия, направленные нареализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участковкоммунальной инфраструктурой в различных регионах Российской Федерации.
Государственная поддержка осуществляласьв виде субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам,полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельныхучастков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
В 2006-2009 годах в рамках подпрограммыреализовывалось 283 инвестиционных проекта в 65 субъектах Российской Федерации.
V. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы иоперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственнымзаказчиком — координатором Программы и входящих в ее состав подпрограмм.
В целях текущего управления реализациейПрограммы и входящих в ее состав подпрограмм Министерство региональногоразвития Российской Федерации может возложить на федеральное государственноеучреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционныхпрограмм» Министерства регионального развития Российской Федерацииследующие функции:
внедрение информационных технологийуправления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а такжеосуществление контроля за ходом реализации мероприятий Программы, создание винформационно-телекоммуникационной сети Интернет специализированного сайтаПрограммы и входящих в ее состав подпрограмм;
организация в установленном порядкеотбора исполнителей Программы и входящих в ее состав подпрограмм (принеобходимости);
обеспечение взаимодействия с органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, а также с юридическими лицами, участвующими в реализацииПрограммы и входящих в ее состав подпрограмм;
оплата изготовления бланковгосударственных жилищных сертификатов за счет средств, предусмотренных науправление реализацией Программы.
Финансирование исполнения федеральнымгосударственным учреждением «Объединенная дирекция по реализации федеральныхинвестиционных программ» Министерства регионального развития РоссийскойФедерации функций по управлению реализацией Программы и входящих в ее составподпрограмм, а также мероприятий, которые могут быть на него возложены, будетосуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных науправление реализацией Программы.
Предполагается, что федеральные органыисполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программыи входящих в ее состав подпрограмм, будут представлять ежеквартально вМинистерство регионального развития Российской Федерации отчеты о ходереализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм. Ход выполнениямероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируетсяМинистерством регионального развития Российской Федерации с участием другихзаинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.
Государственные заказчики мероприятийежеквартально обобщают указанные отчеты, подготавливают и представляют сводныйотчет о выполнении мероприятий Программы государственному заказчику -координатору Программы.
Государственный заказчик — координаторПрограммы представляет по итогам года в Министерство экономического развитияРоссийской Федерации доклад о ходе реализации Программы и входящих в ее составподпрограмм и предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировкенамеченных мероприятий.
Управление реализацией Программы ивходящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие в этом федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляются:
формирование нормативной правовой иметодологической базы;
реализация совместно с органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления входящих в состав Программы подпрограмм;
предоставление средств федеральногобюджета для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, а такжемежбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
обеспечение мониторинга преобразований вжилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителеймероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм.
На уровне субъектов Российской Федерацииосуществляются:
развитие нормативной правовой базы,связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующейтерритории;
организация и проведение информационнойработы среди населения;
разработка и реализация региональныхпрограмм;
проведение предусмотренных Программоймероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта.
На уровне органов местного самоуправленияосуществляются:
разработка и реализация муниципальныхпрограмм;
проведение предусмотренных Программоймероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.
Основным критерием участия субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований в реализации Программы ивходящих в ее состав подпрограмм наряду с соблюдением требований пофинансированию мероприятий Программы (в случае наличия таких требований)является проведение необходимых преобразований на их территориях, включаяразвитие нормативной правовой базы.
В рамках подпрограмм «Стимулированиепрограмм развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»и «Обеспечение жильем молодых семей» средства федерального бюджетабудут распределяться по субъектам Российской Федерации, определенным всоответствии с процедурами отбора, установленными этими подпрограммами.
В рамках подпрограммы «Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленныхфедеральным законодательством» к субъектам Российской Федерациипредъявляются требования по предоставлению соответствующих заявок вустановленном порядке, а также по целевому использованию социальных выплат исубвенций, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
Проведение информационно-разъяснительнойработы путем использования печатных и электронных средств массовой информации,проведения выставок, конференций и семинаров, а также разработка методических,проектных и нормативных документов организуются Министерством региональногоразвития Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на управлениереализацией Программы.