Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП? Памятка водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Как поможет ОСАГО при ДТП
Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:
- место и дату происшествия;
- количество авто в ДТП;
- свидетелей происшествия и их контакты;
- ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
- название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
- место удара по авто;
- все поврежденные на авто места;
- схему происшествия;
- виновника происшествия.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Работнику назначили уголовное наказание
Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:
— он примерится с потерпевшим;
— его амнистируют;
— истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.
Судебная практика Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015). |
Установление виновности в суде
Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:
- Исковое заявление.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
- Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
- Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.
Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.
После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.
Вопросы о необходимости возмещения ущерба
Теперь каждый водитель знает, что делать, если он случайно оторвал на заправке пистолет. Не паниковать, возвращаться к месту происшествия, вызывать наряд ГИБДД и получать на руки все необходимые бумаги. Некоторые водители не хотят вмешивать в ситуацию сотрудников автоинспекции, пытаясь разрешить конфликт мирным путём, договорившись с руководством автозаправочной станции. Часто сами АЗС также придерживаются такого метода решения вопроса, поскольку с его помощью удаётся намного быстрее получить деньги и приступить к ремонту повреждённой заправочной колонки.
Вариант с добровольным возмещением предусматривает составление документа между пострадавшей и виновной стороной. Нужно оформить бумагу, где указываются все условия и договорённости. Водитель отдаёт деньги за повреждённый пистолет с условием, что после передачи средств со стороны АЗС не возникнет никаких иных претензий. Нужно лишь сделать расписку о получении денег в 2 экземплярах, один из которых остаётся у водителя, а второй передаётся представителю автозаправочной станции.
Так проблема решается без участия ГИБДД и суда. Но некоторые водители, несмотря на объективность своей вины, отказываются компенсировать причинённый ущерб. Тогда ситуация может развиваться в 2 направлениях.
Определение земельных владений организации
Часто возникают споры – что такое территория предприятия: это место рядом со зданием или вся земля, которая принадлежит конкретной фирме? Второй вариант хоть и близок к истине, но не является исчерпывающим.
Под территорией предприятия сегодня понимают участок земли, которым конкретная организация владеет по праву собственности или аренды.
На ней может быть установлен специальный пропускной режим, действовать внутренние правила и распорядки без нарушения требований (п. 1.2 Правил Дорожного Движения РФ).
Здесь могут свободно курсировать машины данной организации и транспорт партнеров, заказчиков, подрядчиков. Чтобы вопросов, касаемых передвижения на участке фирмы, не возникало, каждый водитель получает специальный пропуск на транспортное средство.
Европротокол. Правила оформления.
Современные правила автострахования позволяют автовладельцам проводить регистрацию аварий прямо на месте ДТП, экономя время каждого автовладельца. Факт ДТП в зоне парковки может быть зафиксирован европротоколом. Автовладельцы заполняют бланк, не привлекая инспекторов ГИБДД, т.е. самостоятельно. Чтобы документ был принят страховщиком, а страховая компенсация выплачена, необходимо соблюдать требования к оформлению, изложенные в ст. 11.1 Центробанком РФ. Прежде оформления документа в отсутствии инспектора, удостоверьтесь, соответствует ли инцидент условиям, прописанным в европротоколе:
- В аварии зафиксировано два автотранспортных средства, включая авто с прицепами к ним.
- Инцидент произошёл на территории Российской Федерации, поскольку полис ОСАГО действителен только в пределах нашей страны.
- В результате столкновения транспортных средств не пострадало другое имущество.
- Урон, нанесённый авто не превышает суммы 100 тысяч рублей. Если автовладелец понёс урон на большую сумму, необходимо привлечение сотрудника ГИБДД для фиксации данного ДТП. Если вы являетесь жителем Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области, то допустимая сумма при выплате страховой компанией может составлять 400 тясяч рублей, т.е. максимальный страховой лимит полиса ОСАГО.
- Европротокол должен составляться наспециальном бланке, который имеет название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он включает в себя основной и дополнительный лист, на который дублируется информация основного листа. Оба листа в равной степени обладают юридической силой, на них ставят подписи владельцы автомобилей, после чего с ним необходимо обратиться к страховщику. Сделать это необходимо в срок: 5 рабочих дней, после автоинцидента.
- Автовладельцы, чьи транспортные средства понесли урон, должны провести экспертизу технического состояния авто в срок: 5 дней с даты обращения к страховщику.
- Большим подспорьем будет, если автовладельцем будут приложены фото- и видеоматериалы, фиксирующие место столкновения автомобилей.
Оформление бланка извещения необходимо осуществлять простой шариковой ручкой на ровной твёрдой поверхности. Участники ДТП должны заполнить извещение с заполнением персональных данных, поставить подписи. На обратной стороне извещение подписывается лицом, требующим компенсации страховой компании.
Законом разрешено оформление Европротокола без присутствия инспектора ГИБДД, при условии, когда каждый из участников ДТП:
- присутствуют на месте инцидента;
- имеет неоспоримые доказательства причастности к аварии;
- имеет действующую страховку;
- настроен сотрудничать.
Но не всегда виновники ДТП готовы нести ответственность за причинённый ущерб. Бывают невнимательные водители, которые не замечают оставленного соседнему авто повреждения и скрываются с места инцидента. Некоторые автовладельцы осознанно покидают место ДТП, пытаясь избежать ответственности, не желая терять время и силы на регистрацию протоколов и другие формальности. Так поступать не следует!
Покидать место даже самого незначительного ДТП противозаконно. Нарушитель подвергается лишению права управления автомобилем от 1 года до 1,5 лет или административному аресту сроком до 15 суток.
Вопросами возмещения издержек занимается специальная служебная группа, при этом:
- если пострадали автомобили предприятия, то расходы на ремонт возлагаются на виновника аварии;
- если пострадала машина предприятия, а виновник – стороннее лицо, то расходы может взять на себя организация, которой принадлежит пострадавшая машина;
- если обе машины посторонние, то возместить понесенные сторонами расходы обязан виновник ДТП.
Авария, случившаяся на территории частной организации, должна быть расследована в кратчайшие сроки.
Информацию о тарифах, выплатах и взносах на такой вид страховки можно найти в статьях 10 и 11 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 26.07.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
В случае ДТП на территории предприятия, на место ЧП приезжает:
- Специальная комиссия из сотрудников предприятия, созданная для расследования обстоятельств аварии.
- Сотрудники ДПС ГИБДД.
Независимо от тяжести произошедшего ДТП, законодательством устанавливается срок служебного расследования – 5 дней.
В особых случаях, когда насчитывается более 7 погибших и/или более 14 пострадавших человек, расследование проводится на региональном уровне и отводится на данную процедуру 10 суток.
Сроки для расследования невелики, но указанного количества дней вполне достаточно для завершения процесса. Стоит заметить, что отсчет начинается с даты ДТП.
Действия сотрудника предприятия аналогичны поведению обычного водителя при аварии:
- оказание помощи пострадавшим;
- вызов сотрудников ГАИ;
- сохранение следов аварии;
- предотвращение вторичных столкновений;
- содействие в составлении протокола и извещения о ДТП;
- поиск очевидцев, сбор показаний и контактных данных свидетелей происшествия.
От специалиста компании требуется подготовка материалов для служебного расследования. Необходимо собрать как можно больше сведений, не упуская малейшие детали.
У специалиста должна быть определенная схема, согласно которой он действует при ДТП с участием служебного транспорта. Сведения вносятся в специальный бланк, разработанный лично или позаимствованный у других специалистов.
На месте происшествия следует зафиксировать сведения:
- дата и точное время происшествия;
- место происшествия;
- особенности дорожного полотна (если есть повреждения, ухудшающие управляемость автомобилем);
- сведения о транспортном средстве;
- количество пострадавших (если есть), погибших, краткое описание телесных повреждений;
- сведения о водителе, являющегося работником предприятия;
- сведения о других участниках аварии;
- график работы водителя, и в какой период произошло ДТП;
- цель поездки водителя;
- вид поездки;
- использовалось ли ТС по назначению, не было ли отклонений от маршрута;
- вид происшествия;
- дорожные условия;
- климатические условия.
Еще по теме Банкротство застройщика при долевом строительстве что делать дольщику
Обязательно проводится фото- и видеосъемка места происшествия. На снимках должно быть зафиксировано:
- общий план места происшествия;
- расположение автомобиля после происшествия;
- следы, указывающие на обстоятельства происшествия;
- повреждения обоих автомобилей;
- государственные номера автомобилей;
- обстоятельства ДТП (дорожные разметки, знаки и т.д.).
На предприятии комиссия проводит собственное расследование, направленное на выяснение обстоятельств, повлекших нарушение правил дорожного движения.
Проводится проверка:
- соблюдения правил перевозки, эксплуатации служебного транспорта;
- соблюдения режима труда водителей;
- личных характеристик водителя: фиксировались ли ранее нарушения дисциплины или ПДД;
- организации обучения персонала и повышения квалификации водителей;
- дисциплинарных мер, которые применяются к водителям, нарушающим действующие правила;
- своевременного изучения маршрута и состояния дорожного полотна для устранения возможных трудностей;
- нормирование скорости автомобилей на маршрутах;
- технического состояния автомобиля до поездки, своевременного устранения неполадок;
- технического обслуживания автотранспорта на предприятии.
Согласно полученным данным, проводится анализ ДТП на предприятии и составляется акт. Он отображает информацию о происшествии, в том числе, определяет виновность водителя автотранспорта.
Наезд на забор – что делать?
Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.
Но есть и хорошие новости в этом – если ваша автогражданская ответственность застрахована, то собственник забора получит возмещение в полном объёме в пределах страховой сумммы 400 тысяч рублей, обратившись в вашу страховую компанию по ОСАГО. Правда, стоимость страховки в следующем периоде для вас из-за этого возрастёт, но с большой долей вероятности меньше, чем стоимость забора.
И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!
И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:
- припаркованному автомобилю,
- самому зданию дома, сарая, гаража или любого другого сооружения,
- декоративным постройкам,
- домашним животным или скоту,
- и даже высаженным во дворе растениям.
Как проводится сбор доказательств
Все действия комиссии согласуются с положением о служебном расследовании ДТП на предприятии. Начальным этапом проведения проверки является накопление и анализ информации. Один из специалистов отправляется на место события. Основной его задачей выделяют определение всех обстоятельства происшествия, выявление всех участников и пострадавших в ДТП, спровоцировавшие факторы, психическое состояние водителей на момент столкновения. Для сбора максимума данных используют следующие методики:
- Фотографирование.
- Видеосъемка на любое устройство.
- Показания свидетелей происшествия.
- Проведения экспертизы.
- Составление схемы ДТП при помощи компьютерной техники.
- Письменные объяснения очевидцев и сторон.
Обоюдная вина при ДТП и возмещение ущерба по ОСАГО
Нередко аварии на дорогах случаются в результате неправильных действий не только одного водителя. Такие случаи квалифицируются как ДТП по обоюдной вине. Тогда в отношении каждого виновника выносится отдельное постановление о правонарушении.
Расследование любого ДТП завершается, как правило, одним из следующих результатов:
- Виновником происшествия признаётся один из участников аварии. В этом случае другой участник будет пострадавшей стороной, и он имеет право рассчитывать на компенсацию ущерба по ОСАГО в установленном законом порядке.
- Группа разбора ГИБДД прекращает расследование и выносит соответствующее постановление о закрытии дела в связи с невозможностью определения виновника происшествия или установления истинной картины ДТП вследствие противоречивых показаний свидетелей и отсутствием материалов объективного наблюдения. Если участники ДТП не согласны с официальным решением инспекции, то дальнейшее разбирательство возможно в судебной инстанции.
- Виновниками дорожного происшествия признаются оба участника, и каждому из них предъявляется постановление о правонарушении и протокол происшествия.
Установление вины в суде
Если виновный не согласен с выводом инспектора о своей роли в ДТП, он имеет полное право подать в суд с апелляцией. Каждая из участвующих сторон старается предоставить как можно больше доказательств своей невиновности при рассмотрении дела. Для этого используются различные виды экспертиз, такие как трасологическую или психофизиологическую, для того чтобы точнее понять состояние водителя в момент аварии или исследовать место ДТП.
В результате будут определены следующие нюансы:
- можно ли было поступить иначе в данной ситуации;
- является ли транспортное средство безопасным для окружающих и водителя;
- каково состояние дороги (наличие разметки, знаков, работает ли светофор и другое).
В свою очередь, если суд не может определить степень вины каждого из участников аварии, то назначается расследование с различными дополнительными экспертизами, даже если ранее они были проведены при административном расследовании. Повторное расследование может исключить ошибки, совершённые изначально.
Следующий список документов требуется в суде для установления виновного в аварии:
- все документы с места аварии;
- фото и видео материалы с регистратора или снятые на телефон или другие технические средства;
- справку от инспектора о ДТП или же постановление об административном правонарушении;
- протокол и схема происшествия от аварийного комиссара;
- если было назначено освидетельствование на предмет алкоголя или наркотических веществ в крови, то документ после медэкспертизы;
- если проводились дополнительные экспертизы, то заключение экспертов.
Обжалование виновности в ДТП
Если принятое решение не удовлетворило вас, то можно подать апелляцию в течение 10 дней, где оспорить вынесенный вердикт или же постараться уменьшить размер выплат.
Советуем воспользоваться следующими советами для этого:
- Необходимо просмотреть все документы, которые были представлены как доказательства вашей вины (оценки экспертов, протоколы, заключения экспертов, схемы аварии). Есть вероятность наличия ошибок и неточностей.
- Если найдётся хоть какая-то ошибка, даже процессуальная, то это огромный плюс. За счёт несоответствия правилам проведения процесса можно исключить некоторые доказательства. Одним из таких нарушений может быть отсутствие свидетелей при составлении протокола инспектором. Суд должен исключать из дела бумаги с ошибками.
- Воспользуйтесь услугами автоюриста, если есть такая финансовая возможность. Он постарается помочь и найти недочёты.
Основные причины аварий на перекрестках
Зоны, где дороги пересекаются друг с другом, считаются одними из наиболее опасных участков, проезд которых требует от автовладельцев особого внимания. Основной проблемой признается трудность в грамотном определении приоритета в движении, когда водители не могут сориентироваться, кто именно должен проехать первым. Результат – столкновение автотранспортных средств. При этом авария на перекрестке опасна еще и тем, что таковая способна принять глобальный масштаб, поскольку другие водители могут не успеть затормозить, что приведет к катастрофе.
Проезжая зону пересечения дорог, автовладелец должен контролировать ситуацию на сто процентов. Обращать внимание, как на регулирующие знаки, так и на наличие светофора, а также помнить об основных правилах перемещения на таких участках автомагистралей.
Чаще всего аварийные случаи на перекрестках выступают итогом одних и тех же нарушений. В качестве основных причин ДТП в зоне пересечения дорог можно выделить следующие:
- не верное определение приоритета в движении, когда пересекаются второстепенная и главная дороги, либо имеются указатели, регулирующие порядок;
- пересечение перекрестка на недопустимый сигнал светофора (красный либо желтый) одним из участников транспортного случая;
- превышение допустимого порога скорости;
- обгон, в месте пересечения неравнозначных дорог.
Выплаты по ОСАГО и виновника: установлена обоюдная вина в ДТП
Итак, после рассмотрения дела суд выносит решение. В его резолютивной части он присуждает каждому из участников компенсацию ущерба в процентах от суммы причиненного ущерба. К примеру, судом установлена степень вины одного водителя 25 % (согласно оценке размер причиненного ущерба составил 50 000 руб.), а другого водителя 75 % (ему ущерб причинен на 120 000 руб.). Оба застрахованы по ОСАГО. Значит, один из них получит выплату: 75 % от 50 000 = 37 500, а второй 25% от 120 000 = 30 000 руб.
Если размер ущерба с учетом степени вины превысит лимит, установленный Законом об ОСАГО, денежные средства будут взысканы с другого участника ДТП.
Многие люди, узнав о перспективе участия в суде, отказываются от процесса в силу отсутствия юридических знаний и предстоящих судебных расходов. Однако после вынесения решения суда об установлении вины в ДТП, обоюдная вина водителей которого очевидна, истец будет иметь право возмещения судебных расходов, в т.ч. на оплату услуг представителя (частичное или полное в зависимости от исковых требований).