Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неповиновение сотруднику полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.
Комментарии к ст. 19.3 КОАП РФ
1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
2. Часть 1 данной статьи содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.
К сотрудникам полиции относятся граждане РФ, осуществляющие служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым присвоены специальные звания, к военнослужащим — лица рядового, сержантского и офицерского состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск, иных воинских формирований.
Права военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность гражданина за неповиновение законному распоряжению или законному требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Речь идет о гражданах, не находящихся в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности в соответствующих учреждениях.
К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, указанные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других федеральных законах (см. ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). Ныне это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.
4. Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 (с изм. и доп.) сотрудники ФСКН России вправе производить дознание и следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности ФСКН России; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков; выдавать в установленном порядке предписания и заключения. Согласно КоАП РФ должностные лица органов ФСКН России вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств и иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27).
Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС России), утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 (с изм. и доп.), устанавливает функции указанной Службы по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляемые должностными лицами, имеющими специальные звания. В соответствии с КоАП РФ эти лица вправе осуществлять доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.2, 27.7, 27.10), составлять протоколы об административных правонарушениях миграционного законодательства (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3), рассматривать соответствующие дела (ст. 23.67).
5. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 238 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в комментируемую статью введена новая часть — четвертая. В ней устанавливается ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Обязанности и полномочия сотрудников органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.), в том числе ст. 13 указанного Закона.
В примечании к комментируемой статье имеется специальная оговорка: положения ч. 4 данной статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с упомянутым выше Законом. Эти меры предусмотрены ст. 13.1 данного Закона (имеется в виду объявление физическому лицу официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности).
6. Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, указанные в статье лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.
7. Неповиновение законному распоряж��нию или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФМС России, образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.
8. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.
О нахождении сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН России, ФМС России, ФСБ России при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.
9. Нередко неповиновение следует за другим нарушением общественного порядка, за которое по закону предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если же эти действия фактически образуют элементы одного правонарушения, их следует квалифицировать по той статье данного Кодекса или УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных.
По совокупности нескольких административных правонарушений подобные деяния должны квалифицироваться тогда, когда они были совершены разновременно и не охватывались единым намерением. В этих случаях назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 настоящего Кодекса.
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи, рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 данной статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. п. 1 и 78 ч. 2 ст. 28.3, п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы по ч. 3 данной статьи составляют должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы по ч. 4 данной статьи составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).
Административная ответственность
Административную ответственность за неповиновение сотруднику полиции предусматривает статья КоАП РФ 19.3 часть 1. Нарушение заключается:
- в невыполнении законного требования (распоряжения) сотрудника полиции в рамках исполнения им своих профессиональных обязанностей по обеспечению общественной безопасности и охране порядка;
- либо в создании препятствий для исполнения сотрудником полиции своих служебных функций.
Наказание – штраф 500-1000 рублей или арест до 15 суток.
Как злостное неповиновение сотруднику полиции рассматривается повторное совершение нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Но здесь необходимо соблюдение два обязательных условий:
- нарушитель в течение 1 года уже отбывал административное наказание по ст. 19.3 КоАП РФ;
- он является участником или организатором демонстрации, митинга, шествия, собрания и тому подобного мероприятия и совершил правонарушение в связи с таким мероприятием.
Ответственность за повторное нарушение установлена частью 6 ст. 19.3 КоАП РФ и влечет наказание в виде штрафа 5000 рублей (для граждан), 10-20 тыс. рублей (для должностных лиц) и 50-100 тыс. рублей (для организаций). К гражданам, вместо штрафа, может быть применен арест до 30 суток.
Исходя из формулировки части 1 ст. 19.3 КоАП РФ правонарушение может заключаться в совершении одного или двух деяний.
В одном случае нарушение – в пассивном поведении, бездействии: лицо не выполняет законного требования сотрудника полиции. В другой ситуации – активные действия нарушителя, который создаёт препятствия (воспрепятствует) выполнению сотрудником полиции своих профессиональных обязанностей. Иногда нарушение заключается и в бездействии, и в активных действиях, но ответственность будет одна – по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, не требуя дополнительной квалификации.
Формулировки статьи 19.3 носят общий характер – нет перечисления, в чем именно должны заключаться бездействие или действия по неповиновению сотруднику полиции. Из-за этого при составлении протокола могут допускаться серьезные ошибки. В некоторых случаях в протоколе просто переписывается текст части 1 или части 6 ст. 19.3 КоАП РФ, без всякой конкретики. А иногда дается вольная трактовка этих норм – так, как считает сотрудник полиции, составляющий протокол. Все это оставляет хорошие шансы для оспаривания протокола, а если то же самое допущено в постановлении суда – для обжалования и судебного решения.
Не образует правонарушения такое неповиновение, которое стало ответом на незаконные требования сотрудника полиции. Не будет ответственности и в том случае, если сотрудник не находится при исполнении.
Административные протоколы по ст. 19.3 КоАП РФ составляют сами сотрудники полиции. После этого материалы направляются в суд – рассмотрение дел по этой статье входит в судебные полномочия.
Зачастую действия сотрудников полиции при неповиновении выглядят следующим образом:
- Нарушителя задерживают и доставляют в отдел (отделение) полиции. Это позволяют сделать положения ст.ст. 27.2 и 27.3 КоАП о доставлении и задержании.
- По месту доставления нарушителя составляется протокол об административном правонарушении, после чего нарушителя отпускают или задерживают в административном порядке.
- Поскольку санкция ст. 19.3 КоАП РФ предусматривает административный арест, нарушителя могут задержать на срок до 48 часов. По факту задержания составляется протокол. В течение срока административного задержания суд должен рассмотреть дело по существу и принять решение о наказании. Если в указанный срок нарушитель в суд не доставлен, он подлежит освобождению.
Ответственность за неповиновение сотрудникам полиции
В нашем государстве на полицию возложены обязанности по охране общественного порядка и пресечению преступной деятельности. Являясь представителями власти, сотрудники полиции обладают широким кругом полномочий, в том числе по задержанию.
Под задержанием в законодательстве понимается комплекс мер, в результате применения которых человек лишается возможности свободно передвигаться на срок от 3 до 48 часов в зависимости от ситуации.
В Законе «о полиции», а также в УПК РФ и КоАП РФ четко прописан порядок, основания задержания, а также права и обязанности лиц, производящих задержание и самого задержанного.
В случае отказа и активного сопротивления сотруднику полиции последовать за ним в отделение может быть применена административная либо уголовная ответственность в зависимости от ситуации. Рассмотрим каждую из них поподробнее.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с сопротивлением
при задержании, то вам следует помнить, что:
Все случаи задержания уникальны и индивидуальны.
Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
Возможность положительного исхода зависит от множества факторов
Административная ответственность
Согласно ст. 19.03 КоАП РФ при неповиновении требованиям сотрудника полиции, на которого возложена обязанность по охране общественного порядка, а равно создание им препятствий в выполнении служебных обязанностей на нарушителя может быть наложен штраф либо произведен его арест на срок до 15 суток.
Уголовная ответственность
Учитывая особый статус сотрудников правоохранительных органов, в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.
Так, статья 213 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей.
Важно! Когда в результате насильственных действий причинен ущерб здоровью разной степени тяжести или жизни, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
В ряде статей уголовного кодекса оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании является квалифицирующим признаком и усугубляет наказание для лица, совершившего преступное деяние.
Так в соответствии с ч.2 ст.213 УК РФ совершение хулиганских действий с сопротивлением представителям власти, которые исполняют свои обязанности по охране общественного порядка наказывается штрафом в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, либо принудительными работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет.
Таким образом, если Вы не согласны с действиями сотрудника правоохранительных органов, который принял решение Вас задержать, в любом случае ведите себя корректно и не допускайте оскорблений или тем более насилия в его адрес. Отстаивайте свои нарушенные права законным способами, путем подачи жалоб и ходатайств в вышестоящие органы, прокуратуру и суд.
Последствия невыполнения законного требования сотрудника полиции
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (часть 3 статьи 30 Закона № 3-ФЗ).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ).
Ответственность наступает при неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им, либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудника полиции.
Например, предъявление должностным лицом полиции к лицу требования о предоставлении документов, удостоверяющих личность, в рамках проведения проверочных мероприятий является законным, в связи с чем действия лица, не выполнившего законное требование сотрудника полиции в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка, образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Сопротивление сотрудникам полиции при задержании
Знак Осторожно дети и правила безопасности
Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая. Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:
- недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
- наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.
Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.
Классификация преступления
Процедура задержания должна осуществляться уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов, в четком соответствии с действующим порядком. При этом определенные требования при задержании предъявляются и к самому подозреваемому лицу. Прежде всего, исключается его сопротивление представителю закона. Подозреваемый должен вести себя надлежащим образом даже в той ситуации, если он полностью отрицает собственную вину и считает, что задержание происходит абсолютно неправомерно.
Действующие нормы устанавливают, что воздействие уполномоченному лицу может представлять собой следующие действия:
- Неподчинение приказу, отданному представителями власти. В таком случае сопротивление может выражаться в отказе от того, чтобы положить пистолет, либо иное оружие на землю.
- Отказ выполнить требования о прекращении преступных действий.
- Отказ от приказа лечь на землю, убрать руки за спину и т.д.
- Неповиновение сотруднику полиции, применение ответной силы, попытка использовать оружие против уполномоченных лиц и т.д.
Также этот вид нарушения может быть выражен и в различных ругательствах в адрес сотрудников полиции, и в иных действиях, которые оказываются явной помехой и препятствуют надлежащему проведению задержания.
Нередко подозреваемые пытаются скрыться с места преступления, либо вырываются из рук правоохранителей прямо во время задержания. Данный поступок также будет квалифицирован судом как сопротивление представителям правоохранительных органов или сотруднику полиции.
Отличительные признаки неповиновения и сопротивления
Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.
Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.
Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.
Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.
Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:
- активные проявления;
- пассивные проявления;
- групповое совершение;
- открытые призывы;
- распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.
На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.
Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:
- Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
- Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
- Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.
При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.
Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.
Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:
- недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
- наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.
Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.
Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.
Неповиновение и оказание сопротивления сотруднику полиции в УК РФ
Государство своими законами закрепляет права и свободу человека. Вместе с тем нормы закона содержат и ряд обязанностей, которые человек должен соблюдать. Одной из основных обязанностей есть повиновение сотрудникам правоохранительных органов. В последнее время все чаще возникают ситуации, когда защиты требуют сами полицейские, которые сталкиваются с выраженной агрессией со стороны нарушителей. Люди, нарушившие закон, нецензурно выражаются, оскорбляя полицейских, оказывают физическое сопротивление, портят имущество государства, а также срывают погоны с представителей власти, унижая этим самым не самих полицейских, а государственную власть в целом. За неповиновение сотруднику полиции статья Уголовного кодекса предусматривает серьезное наказание, хотя, порой, дебошир может быть привлечен и к административной ответственности.
Примеры неправомерных действий сотрудников полиции
Составить полный список действий, которые считаются незаконными, невозможно в силу того, что на сотрудников полиции распространяются как общие правовые нормы, так и ведомственные документы.
Наиболее частыми противоправными действиями сотрудников полиции являются:
- Сотрудник полиции поступает неправомерно, если нарушает закон или действуют не по уставу.
- Бездействие при выполнении служебных обязанностей, в результате чего причинен материальный ущерб или вред здоровью третьих лиц.
- Активные действия, ставшие результатом злоупотребления полномочиями.
- Действия (бездействие), состав которых может быть квалифицирован нормами УК РФ, или за которые предусмотрена административная ответственность (оскорбление граждан, проведение досмотра или обыска без соответствующего разрешения, применение силы, вымогательство денег, незаконное задержание либо арест).
- Заявление о совершении преступления было зарегистрировано, но не проводятся проверочные мероприятия.
- Проверка по заявлению проведена формально, в связи с чем было отказано в возбуждении уголовного или административного дела.
- Уголовное дело было возбуждено, но не проводятся требуемые следственные мероприятия.
- Бездействие в иных возможных ситуациях.
В вышеуказанных случаях не нужно затягивать с жалобой. При поступлении жалобы каждая ситуация рассматривается индивидуально со стороны как потерпевшего, так и сотрудника полиции.
К сотруднику полиции, могут применяться следующие виды наказания:
- дисциплинарное;
- административное;
- гражданское;
- уголовное.
Как наказать сотрудника полиции за незаконное деяния
Сотрудник обязан разъяснить Вам мотивы, а также основания задержания, разъяснить Вам Ваши права и обязанности, составить протокол задержания (с вручением Вам копии), уведомить по Вашей просьбе родственников, адвоката и/или администрацию по месту Вашей работы или учебы не позднее 3-х часов с момента Вашего задержания.
За неповиновение сотруднику правоохранительных органов гражданина могут оштрафовать или применить другое административное наказание.
И ситуация тут двоякая.
Гражданин не сможет доказать, что разговаривал с представителями власти вежливо. А полицейские всегда могут утверждать, что действовали на законных основаниях.Волосы 14 способов, как коты демонстрируют вам свою любовь Нет никаких сомнений в том, что кошки любят нас настолько, насколько мы их любим. Если вы не относитесь к разряду людей, относящихся благосклонно к эт… Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.
Ответственность за неповиновение
Законодательство устанавливает следующие виды наказаний:
- неповиновение работнику полиции – арест до 15 суток или штраф до 1 тысячи рублей;
- неповиновение сотруднику МВД в процессе совершения противоправных поступков по ст. 20.1 КоАП – штраф в 1-2,5 тысячи рублей, задержание до 15 суток;
- сопротивление полиции – от 500 тысяч до 1 млн рублей штрафа, тюремное заключение на 7 лет;
- применение к сотруднику правоохранительных органов грубой физической силы или выражение намерения ее применить – штраф до 200 тысяч рублей или тюрьма на 5 лет;
- насилие, опасное для жизни сотрудника полиции, приводит к тюрьме на 10 лет;
- посягательство на жизнь сотрудника полиции – пожизненное заключение.
Безусловно, для того чтобы можно было наказать лицо, не подчинившееся полицейскому, нужно убедиться, что последний действовал в рамках своих полномочий.
Круг полномочий сотрудника правоохранительных органов довольно обширен. Данные права предоставляются полицейским в соответствии с законом «О полиции». Там указано, что во время исполнения своих обязанностей, сотрудник полиции имеет право:
- Требовать предоставить удостоверение личности у граждан, которые проходят по подозрению на совершение того или иного правонарушения.
- Настаивать на прекращении нарушителем противоправных действий.
- Просить проехать в полицейский участок граждан, участвующих в уголовном разбирательстве, или же принудительно доставлять их туда.
- Требовать у физических лиц и организаций документы, необходимые следствию.
- Проводить допросы, обыски, досмотры в рамках административного и уголовно-процессуального законодательства.
- Доставлять граждан в алкогольном или наркотическом опьянении в медицинские учреждения.
- В целях самозащиты прибегать к использованию огнестрельного оружия или физической силы.
- А также осуществлять прочие действия, которые предписываются ему по закону.
Соответственно, при попытке помешать полицейскому в осуществлении его прав и обязанностей, лицо, совершившее такую попытку, будет наказано за неповиновение сотруднику полиции. Существует статья КОАП РФ, которая подробно описывает, что грозит гражданину за подобные действия.
Меры по профилактике неповиновений
Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.
Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:
- уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
- профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
- влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
- обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
- использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.
Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.
Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:
- нормализации социальной составляющей общественной жизни;
- ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
- сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.
Следует помнить о главных условиях возникновения неподчинений, которые лежат в области социального и духовно-культурного уровня общественного развития.
Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:
- борьба с преступными проявлениями;
- исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
- влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.
Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.