- Авторское право

Улучшение жилищных условий в Санкт-Петербурге

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Улучшение жилищных условий в Санкт-Петербурге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, проживающим постоянно в Санкт-Петербурге не менее 10 лет и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии города для улучшения жилищных условий.

Постановка на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий

Оказание содействия в улучшении жилищных условий производится в следующих формах:

  • предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья;
  • предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;
  • предоставления возможности приобретения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и иных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, целевым назначением, в том числе с рассрочкой оплаты и на других льготных условиях;
  • содействия в улучшении жилищных условий граждан с использованием их собственных средств в иных установленных законами Санкт-Петербурга формах.

Кому-то для постановки на очередь мешают лишние полметра, кто-то не может купить новое жилье, потому что не хватает денег даже с использованием субсидии. Чаще всего, что-то можно сделать.

  • Было такое, казалось бы нерешаемое, дело, которое удалось решить. В коммунальной квартире одна комната принадлежала гражданке А, которая стояла на очереди по улучшению жилищных условий. Вторая комната — гражданке Б, которая умерла, и ее комнату предоставили гражданке Г. На требование гражданки А об освобождении незаконно заселенной комнаты и передаче ее ей же, Администрация отказалась изменить свое решение и пришлось подавать в суд. В суде доказывалось незаконное предоставление жилья гражданке Г. Одновременно адвокат для гражданки А получил субсидию в достаточном размере, что позволило заключить с соседкой мировое соглашение. В результате гражданка А получила всю квартиру, гражданке Г. с использованием субсидии мы подобрали тоже отдельную квартиру в другом месте.
  • В семье по рассчетам были лишние квадратные метры на человека. «Классически» ничего не придумали. Решали замерить площадь. Оказалось, что в реальности, действительно, площади на 0,7 м2 меньше. Вызвали кадастрового инженера, перемерили, подтвердили. Внесли изменения в документы о собственности. Встали на очередь.

Каждый раз надо подбирать программы и разрабатывать сложные цепочки взаимосвязей, которые приведут к желаемому результату. Можно действовать просто (например, продать старое плюс субсидии по одной-двум программам, купить новое, улучшенное и большое). Иногда так не получается. Не «пролезаем» по метражу, например (есть варианты). Приходится задействовать жилье родственников, знакомых, чтобы получить субсидии и далее улучшать что-то, что можно улучшить. Хуже, если вообще нет стартового жилья. Или количество очередников настолько велико, что удовлетворить желания — проблемно. Тогда надо отдать ситуацию в надежные руки юристов или адвокатов по улучшению жилищных условий. Попробовать «склеить» сделку. Итог важен и для Вас, и для специалиста, который поможет работать с такой проблемой.

  • В коммунальной квартире у очень стареньких супругов были маленькие доли в разных комнатах. Так бывает после дарения или наследования, с последующей заменой сторон. Определить кто где живет — не представлялось возможным (слишком долгий предполагался суд). Соседи были категорически против любых переговоров, плюс постоянно издевались над стариками. Мы все же нашли вариант переговров с соседями, предложив им продать всю квартиру, с получением субсидий, они начали разговаривать, пошли навстречу. С помощью риэлторов нашли хороший разъезд, получили субсидии, и наши супруги переехали в небольшую двухкомнатную квартиру.
  • В однокомнатной квартире проживали мать и сын, работающий в МВД. Сына не ставили на очередь, указывая на обеспеченность жильем. Как оказалось, сын много лет снимал квартиру рядом с местом работы. Это обстоятельство помогло доказать в суде, что мать и сын не ведут совместного хозяйства, являются разными семьями. Получив решение суда, сын встал на очередь и через несколько лет получил отдельную квартиру.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции нашей страны обозначено, что каждый подданный Российской Федерации имеет право на обладание собственным жильем. Кроме того, ЖК РФ закрепляет, что жители государства также наделены правом на приобретение оного с максимально выгодными условиями, при условии, что имеют статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Читайте также:  Нормы расстояния от забора до теплицы

Таким образом, этим же нормативно-правовым актом определяется, что искомый статус присуждается тем лицам, которые стоят на государственном учете. Постановка на учет обеспечивается:

  • отсутствием у людей достойных условий проживания;
  • наличием дополнительного статуса малоимущих.

Причины отказа в предоставлении жилых помещений нуждающимся

Существует множество причин, по которым администрации районов Петербурга отказывают в предоставлении жилых помещений нуждающимся, рассмотрим основные из них:

  1. Если вы подходите по всем критериям нуждающихся в жилом помещении, но проживаете в Санкт-Петербурге с постоянной регистрацией менее 10-ти лет, то вам будет отказано жилищным отделом администрации района. Вам необходимо будет обращаться в суд с заявлением об установлении факта проживания в СПб более десяти лет, и только на основании вынесения судебного решения по заявленным требованиям, повторно обращаться в жилищный отдел вашего района.
  2. Если вы воспитываете ребёнка инвалида, и у вас нет собственного жилья или не хватает квадратных метров, то необходимо обращаться в жилищный отдел администрации района. Но это вовсе не означает, что вас сразу поставят на учёт, и вы тут же получите квартиру. Вероятней всего вам откажут в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, и этот отказ необходимо также обжаловать в судебном порядке.

Cубсидии на улучшение жилищных условий в Санкт-Петербурге в 2020 году

Согласно решению муниципалитета, члены одной семьи имеют право участвовать в разных программах. Например, при наличии необходимых оснований один член семьи может претендовать на участие в программе «Молодежи доступное жилье», а другой – на участие в программе «Жилье работникам бюджетных сфер». При этом жилищные субсидии могут быть суммированы и объединены с федеральными субсидиями.
Сейчас в Санкт-Петербурге действует несколько целевых программ, призванных помочь жителям города улучшить свои жилищные условия. Реализация этих программ осуществляется с помощью жилищных субсидий и жилищных сертификатов, которые выдаются на основании решения Жилищного комитета Санкт-Петербурга.

Какие субсидии на улучшение жилищных условий можно получить в СПб

  • Все комнаты необходимо продать или одному из собственников коммунальной квартиры, или другому стороннему покупателю.
  • При наличии комнаты, принадлежащей государству, собственники имеют право выкупить ее и претендовать на субсидию в больших размерах.
  • Можно воспользоваться обменом для заселения квартиры одной семьей.
  • паспорт и свидетельство о рождении на детей, не достигших 14-ти лет;
  • свидетельство о браке;
  • подтверждение о принадлежности к какой-либо программе – оформляется заранее с предоставлением необходимых документов и прохождением оценок состояния жилплощади;
  • справка о составе семьи – важно подтвердить регистрацию на территории, которая не пригодна для жилья;
  • документы, подтверждающие отсутствие другого жилья.

Определение понятия «учетная норма площади жилого помещения»

Учетная норма площади жилого помещения — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).

Вместе с тем, в литературе справедливо отмечается, что вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

Следует обратить внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма площади жилого помещения в Московской области

Учетная норма в Московской области в зависимости от территории установлена в размере от 7,5 до 15 кв. м.

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Московской области (на примере некоторых муниципальных образований МО):

  • Городской округ Балашиха МОне более 9 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10);
  • Богородский городской округ МО — 8 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
  • Городской округ Бронницы МО – 10 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
  • Городской округ Власиха МО — не более 8,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
  • Волоколамский район МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
  • Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
  • Городской округ Воскресенск МО — 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 20.12.2019 N 72/8);
  • Городской округ Восход МО — 12 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/20);
  • Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района МО — 10 кв. м. общей площади — для проживающих в отдельных квартирах; — 15 кв. м. общей площади — для проживающих в коммунальных квартирах (Решение Совета депутатов городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района МО от 11.08.2016 N 119/37);
  • г. Долгопрудный МО — не более 9 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
  • Городской округ Клин МО — 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 25.02.2021 N 9/81).
  • Городской округ Лосино-Петровский МО — 7,5 кв. м. общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 25.12.2006 N 66/11 (ред. от 20.04.2016);
  • Городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района МО — 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района МО от 24.10.2008 N 160/25 (ред. от 26.12.2008).

Учетная норма и норма предоставления

Эти два понятия установлены в ст. 50 ЖК. Учетный норматив — это минимальная площадь помещения, согласно которой определяется, обеспечен ли гражданин жилищем. В большинстве ситуаций именно от этого показателя зависит, поставят ли заявителя в очередь. Конкретный УН устанавливает орган местного самоуправления. Например, в Москве это 10 квадратных метров для отдельных квартир, 15 квадратов — для комнат в коммуналках.

Норма предоставления — это та минимальная величина, которую власти обязаны выделить обращающимся в случае заключения договора соцнайма. Показатели НП также зависят от решения местной администрации. В среднем по России положено на одинокую персону — от 33 кв. м., на семейство из двух человек — не менее 42 кв. м., из трех и более членов — от 18 квадратов на одного человека.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий

Все вопросы по предоставлению социального жилья лицам, которые в этом нуждаются, предусмотрены в ЖК РФ.

Претенденты на такое жилье должны отвечать следующим требованиям:

  • быть гражданином Российской Федерации. Однако если один из супругов является иностранным гражданином, то из общих правил есть свои исключения, которые для каждого региона разные. А в том случае, если нуждающиеся граждане не имеют гражданства РФ, то им социальное жилье не предоставляется;
  • иметь статус малоимущей семьи;
  • в установленном законом порядке, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • в течение последних 10 лет непрерывно были зарегистрированы в данном населенном пункте и постоянно там проживали последние 5 лет. Некоторые регионы страны устанавливают свои требования, отличающиеся от общепринятых;
  • не предпринимали никаких умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий последние 5 лет. Имеется в виду, что не занимались пропиской посторонних лиц на свою жилплощадь, не производили обмен большей жилплощади на меньшую и т. д.

Документы для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий

Для того чтобы любой гражданин, который имеет право и желает стать на учет для улучшения своих жилищных условий, мог им воспользоваться, ему следует предоставить в орган местного самоуправления пакет документов, которые подтверждают, что он имеет право участвовать в социальной программе по жилью.

Перечень состоит из таких документов:

  • паспорт гражданина РФ или другой документ, который удостоверяет личность заявителя. А также аналогичные документы на взрослых членов семьи. На несовершеннолетних – свидетельства о рождении;
  • справка с места постоянной работы для заявителя и на каждого трудоспособного члена семьи. Для студентов – справки из учебных заведений;
  • документ, который подтверждает факт регистрации каждого члена семьи заявителя на той жилплощади, где они постоянно проживают;
  • если заявитель, или кто-либо из членов его семьи, владеет движимым или недвижимым имуществом, — документы, подтверждающие их право собственности на данное имущество;
  • техническая документация на жилье, в котором семья зарегистрирована и постоянно проживает;
  • выписка из домовой книги места постоянного жительства;
  • данные о задолженности по коммунальным платежам;
  • документ, который подтверждает отсутствие жилого помещения в собственности заявителя и членов его семьи.

В заявлении претендента на получение социального жилья должны быть указаны причины, по которым он имеет право на получение помощи со стороны органов муниципалитета. При этом они должны быть подтверждены соответствующими документами.

Так, например:

  • если в семье есть больной, который должен проживать отдельно, то его заболевание должно быть подтверждено заключением соответствующего медицинского учреждения;
  • Если же жилье заявителя находится в аварийном состоянии, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими экспертными заключениями;
  • В том случае, если гражданин лишился родительского попечения по различным основаниям, этот факт также должен быть подтвержден соответствующими документами;
  • При условии, что заявитель проживает в общежитии или коммунальной квартире, для этого также понадобится подтверждение.
Читайте также:  Какие изменения ожидаются по статье 228 2023 году

После того, как все необходимые документы будут переданы членам соответствующей комиссии для проверки, они их изучат и проверят фактическое состояние жилищных условий с данными, которые содержатся в предоставленных документах, комиссия примет решение о предоставлении такому заявителю и членам его семьи участвовать в программе по жилью или нет.

О принятом решении, заявитель в обязательном порядке будет извещен установленным способом. В случае несогласия с выводами комиссии, ее решение может быть обжаловано в управлении департамента жилищной политики либо сразу же в суде.

Кто может рассчитывать на предоставление льгот?

В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.

Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет. А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет.

Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:

  • Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
  • Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
  • Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.

Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.

Как ускорить процедуру получения жилплощади?

Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:

  • Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
  • Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг», который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
  • Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.

Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.

Как видно из вышеизложенного, основополагающим критерием для постановки на учет лица как нуждающегося в улучшении является признак его принадлежности к малоимущим слоям населения. Это значит, что помимо доказательства нуждаемости гражданин будет обязан подтвердить статус своей семьи как малоимущей.

Получить статус можно посредством обращения в территориальный орган труда и соцзащиты с соответствующим заявлением. К заявлению потребуется приложить:

  • копии удостоверений личности каждого из членов семьи:
  • ИНН;
  • справки о заработной плате или иных видах дохода за два года, предшествующих подаче заявления;
  • свидетельства о браке или о разводе;
  • справки о наличии жилья в собственности или договор найма жилого помещения;
  • другие документы, которые потребуются соцзащите для всестороннего и объективного рассмотрения заявления.

По результатам рассмотрения семья заявителя может быть признана малоимущей. Только после получения этого статуса можно заняться сбором документов на постановку на учет для улучшения жилищных условий.

Требования к участникам программ


Для того, чтобы принять участие во всех перечисленных программах, необходимо соответствовать единой системе требований и стать «городским очередником». Общие требования для постановки на учет:

  1. Проживать на территории Петербурга не менее 10 лет. Здесь имеется ввиду наличие постоянной регистрации. Кроме того, желательно, чтобы место регистрации не менялось последние 5 лет, иначе шансы на получение поддержки снижаются из-за различных формальностей и федеральных и региональных коэффициентов;
  2. На 1 человека должно приходиться не более 9 кв. м в помещении, где на данный момент он проживает. Для коммунальных квартир этот показатель увеличен до 15 кв. м.

Категории граждан, имеющие право постановки на учет:

  • малоимущие (доход меньше двухкратной величины прожиточного минимума + имущество в собственности не больше 10х средней рыночной стоимости одного «квадрата» в Петербурге);
  • граждане с 3-мя и более несовершеннолетними детьми;
  • ветераны ВОВ и боевых действий;
  • инвалиды или семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, обладающие государственными наградами (в т.ч. герои СССР и РФ)
  • реабилитированные после репрессий, утратившие жилье.

Также к нуждающимся относятся лица, проживающие по договору социального найма в коммунальной квартире или обеспеченные жилой площадью меньше норматива (10 «квадратов» на человека):

  • участники и инвалиды ВОВ;
  • работники тыла во время ВОВ;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *