Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дальневосточный экспертно-юридический центр «ЭЛАТЕЯ»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная цель экспертизы заключается в проверке достоверности указанной сметной стоимости. Это необходимо, чтобы избежать финансовых трудностей и других форс-мажорных ситуаций. Экспертиза сметы особенно актуальна для тех, кто нанимает подрядчиков для строительства недвижимости. Многие исполнители намеренно могут завышать цены на работы и материалы, а неопытные клиенты не могут самостоятельно проанализировать смету и обнаружить некорректные данные. В таком случае будет целесообразно обратиться за помощью к профильным специалистам.
Результаты проведения экспертизы сметной документации
Независимая экспертиза может проводиться как по отдельно взятым работам, так и в целом для уточнения стоимости всего проекта. По результатам проведения экспертизы сметной документации предоставляются следующие документы:
- Рекомендации в форме отчета или заключения.
- Рекомендации по учету стоимости в:
- тендерных процедурах;
- внесение правок и подготовка недостающих документов;
- фиксация технических решений между всеми участниками, задействованных в составлении сметы и строительстве;
- подготовка документации, техкарт и т.д.;
- унификации единичных и договорных цен;
- создание правил для грамотного взаимодействия между всеми участниками процесса;
- принятие оптимальных решений и оценка результатов.
Экспертиза соответствия 44-ФЗ: как ее провести в государственных и муниципальных организациях
Согласно 44-ФЗ «Статья 94. Особенности исполнения контракта», проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно по каждому контракту. В чем смысл проведения такой экспертизы? Заказчик обязан проверить точность исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг и обязательно сопоставить полученные от поставщика результаты с условиями контракта.
Экспертиза может быть подготовлена своими силами или необходимо осуществить проведение независимой экспертизы по 44-ФЗ.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если заказчик располагает собственными профильными специалистами, то он может провести внутреннюю экспертизу по контракту, например, создать специальную экспертную комиссию по приемке товаров, работ, услуг или назначить единоличного эксперта из числа сотрудников своей организации. Но такая экспертиза не считается независимой, ибо сотрудники организации заказчика могут быть заинтересованы в ее результатах.
Если у заказчика нет своих профильных специалистов для экспертизы оказанных услуг или экспертизы товара по 44-ФЗ, то необходимо привлечь внешнего эксперта. Внешний эксперт по 44-ФЗ приглашается по выбору заказчика или на основании конкурентной процедуры отбора, также внешняя экспертиза по 44-ФЗ может быть назначена по требованию судебных или правоохранительных органов.
Эксперты должны руководствоваться законодательством РФ при проведении экспертизы, а также быть беспристрастными, объективными, добросовестными и компетентными специалистами.
Экспертное заключение по 44-ФЗ
Экспертное заключение по 44-ФЗ – это документ, который состоит из 3-х частей: вводной, исследовательской и резюмирующей.
Во вводной части содержится информация о контракте (дата, номер и т.д.), сведения об эксперте (ФИО, должность, наименование экспертной организации и т.д.), сведения об объекте экспертизы и предъявленной заказчиком документации, задача экспертизы, информация об упаковке и маркировке объекта и т.д.
В исследовательской части необходимо указать описание объекта экспертизы, ход выполнения работ и изучения документов, этапы работ и предварительные выводы по ним, методы исследования, описание приборов и средств для проведения измерений и т.д.
В резюмирующей части эксперт должен дать однозначные ответы на вопросы, поставленные ему в задачах экспертизы. Эти выводы не должны иметь двоякого толкования и должны быть согласованными с результатами исследовательской части.
Получить результат проведения экспертизы можно в электронном виде в Личном кабинете заявителя.
Результатом государственной экспертизы является заключение.
Результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий — в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации.
Стоимость и порядок оплаты • Общая стоимость услуги определяется исходя из стоимости за проверку одной позиции сметного расчета и объема проверяемой сметной документации (количества пунктов сметных расчетов), с учетом способа проверки физического объема работ (по проектной документации или дефектной ведомости и/или с проведением осмотра объекта) • Оплата в форме наличного и безналичного расчета
Процедура 1. Подача Заказчиком заявки на проведение экспертизы сметной документации 2. Представление Заказчиком необходимых документов — сметной и проектной документации с заданием на проектирование или дефектной ведомости 3. Подтверждение оплаты услуги 4. Проверка экспертом расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией 5. оформление и выдача Акта экспертизы с выводами о правильности (ошибочности) представленных сметных расчетов строительства, реконструкции и ремонта объектов • Сроки оказания услуги: от 3 дней до 1 месяца (в зависимости от количества сметной документации и объема работ)
Основание для отказа • Осуществление строительства и реконструкции объектов с привлечение средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета») • Неполный комплект необходимых документов • Отсутствие предоплаты
Часто задаваемые вопросы
Проводите ли вы срочную или ускоренную экспертизу проекта и сметной стоимости строительства?
ООО «Негосударственная экспертиза НСО» может провести экспертизу проекта, сметы строительства или полностью проектно-сметной документации в срочном или ускоренном порядке. Этот вопрос обсуждается на этапе заключения договора.
В отношении каких объектов необходима экспертиза проектной документации?
Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий обязательства для всех объектов, относящиеся к категории капитального строительства. Исключение составляют объекты, отвечающие критериям, указанные во второй и третьей части 49 статьи Градостроительного кодекса РФ.
Разновидности экспертизы сметной документации?
Экспертиза сметной документации проводится:
- совместно с проектной документацией;
- отдельно.
Как проводится гос. экспертиза смет и в каких случаях она необходима?
Сюда относятся:
- Капитальное строительство. На возведение таких объектов выделяются средства из бюджета административной единицы РФ, а также из бюджетов муниципальных образований определенной административной единицы РФ;
- Любые объекты, которые строят за государственный счет. В этом случае обычно и заказчик, и подрядчик заинтересованы в том, чтобы избежать каких-либо ошибок в оформлении документов;
- Любые строительные и ремонтные работы, а также техническое перевооружение, связанное с возведением строительных объектов, выполняющееся за счет юрлиц, учрежденных РФ, а также тех субъектов, доля капитала муниципальных образований в которых превышает 50 процентов;
Необходимо отметить, что есть перечень объектов, в отношении которых проведение государственной экспертизы затраченных на строение средств проводится только после представления заявителем документации согласно требованиям 8 пункта упомянутого выше Порядка (к этой категории относятся те объекты кап. строительства, для возведения которых подготовка проектной документации не обязательна).
В каких случаях может потребоваться проведение государственной экспертизы, направленной на выяснение достоверности сметной документации?
- Заказчик не уверен в обоснованности указанной в смете стоимости проводимых работ, необходимых стройматериалов. Иначе говоря, проводится проверка обоснованности сметной стоимости;
- Непосредственно сама целесообразность привлечения указанного количества специалистов и задействованного технического обеспечения ставится под сомнение;
- Спорные моменты в плане возникновения необходимости дополнительных затрат, которые не были заявлены в начале строительства;
- В большинстве случаев, обязательная экспертиза сметы проводится в случае судебного разбирательства. Стоимость государственной экспертизы в данном случае может быть включена в общую сумму взысканных средств с виновной стороны, наряду со всеми остальными судебными издержками.
Проверка сметной стоимости строительства по факту обычно включает в себя такие обязательные этапы:
- Определение соответствия задокументированной сметной стоимости строительства установленным требованиям оформления;
- Анализ корректности использования коэффициентов, которые применяются для установления проектно-сметной стоимости строительства;
- Уточнение соответствия заявленной в смете стоимости строительных материалов и проводимых работ средней по рынку стоимости;
- Контроль качества уже выполненных работ (на момент выполнения экспертизы) и сопоставление с фактическими результатами информации, указанной в смете.
- Оправданность заявленных дополнительных расходов.
Исходя из требований, изложенных в пункте 14 Порядка, все документы, без которых экспертиза смет не может быть выполнена, должны быть представлены только в электронном виде. Для оптимизации процесса получения необходимого заключения был разработан электронный сервис. Благодаря его использования стало возможно:
- Подавать документацию удаленно, тем самым экономя массу времени;
- Ставить на этих документах электронную подпись;
- Составить гос. контракт о выполнении рассматриваемой разновидности экспертизы, кроме того — получать документы, необходимые для наглядного осуществления условий договора;
- Осуществлять контроль выполнения проверки с возможностью устранения обнаруженных экспертами недостатков в реальном времени. То есть, с этой целью не надо теперь посещать экспертное учреждение.
- Само по себе заключение (с электронной подписью) будет также отправлено в электронном виде. В том случае, если же указанный документ должен быть предоставлен и на бумажных носителях, это обязательно надо будет оговорить отдельно. На стоимость государственной экспертизы это не повлияет.
Выполнение данной процедуры осуществляется в сроки, которые предусматривает заключенный контракт, однако они не могут превышать месяц. Допускается, в случае необходимости, продление договора, но это все должно быть отдельно оговорено. Опять же, оно не может превышать месяц.
Но на практике, в большинстве случаев, заявитель получает заключение экспертов в течение 20 — 23 рабочих дней. Время, которое необходимо будет затратить экспертам на решение рассматриваемого вопроса, зависит от следующих факторов:
- Профессионализм разработчиков, подготовивших предложенную экспертам документацию (много недостатков, а также их устранение, значительно затягивает процесс);
- Оперативность самого заявителя, с которой он будет реагировать на все текущие замечания экспертов. По надобности устранения таких недостатков.
Следует учесть, что даже при самых благоприятных условиях, заявитель не получит готовое экспертное решение раньше, чем через 10-15 рабочих дней со старта работ.
Стоимость государственной экспертизы уточняется в каждом отдельно взятом случае. Также имеет значение то, в какой административной единице РФ осуществляется строительство (Москва, Московская область или же другие регионы).
- Заявитель обращается к представителям уполномоченного органа и подает документы в электронном виде на сайте организации, в «Личном кабинете» пользователя;
- Проверка заявления относительно соответствия установленным требованиям. В случае наличия каких-либо неточностей, оно будет направлено заявителю на корректировку. Сама по себе процеду��а занимает не более одного рабочего дня;
- Проверка наличия и корректности составления документов, необходимых для начала осуществления проверки. Необходимо отметить, что в случае возникновения грубых нарушений, может быть произведен отказ от их принятия. В этом случае заявителю направляется в электронной форме уведомление о невозможности проведения проверки. Если же нарушения в самом составлении сметы незначительны, то она возвращается заказчику на дальнейшую доработку, которая не может продолжаться более 30 рабочих дней. После внесения необходимых корректировок составляется государственный контракт.
- Заказчик оплачивает услугу, а сотрудники уполномоченной организации начинают проверку. С этого дня и считаются все сроки, которые выделены законодательством на проведение государственной экспертизы (именно с момента оплаты должно пройти не более 29 дней);
- Осуществляется сама проверка, в ходе которой заявителю периодически приходят уведомления о том, на какой стадии находится подготовка экспертного решения. В том случае, если же будут выявлены какие-то неточности в составлении, то об этом клиент будет уведомлен не позднее 10 рабочих дней со времени взятия документации в работу;
- При обращении заказчика о необходимости продления работ, или же в том случае, если оно необходимо исполнителям, возможно продление срока на эквивалентный отрезок времени. Порядок проведения государственной экспертизы не претерпевает изменений;
- По завершению работ, заявитель получает официальный документ, согласно которым признается экспертиза корректной или же нет.
Нижний Новгород |
Кто оплачивает судебную экспертизу
Экспертное заключение можно использовать в качестве доказательства в судебном разбирательстве. Достаточно часто стороны по делу заказывают проведение независимой экспертизы. Делают они это для доказательства своей позиции. Такие исследования стоят недешево. При вынесении окончательного решения по делу может возникнуть трудность с компенсацией расходов. Вопрос, кто оплачивает назначенную судом экспертизу, имеет ряд особенностей и нюансов, которые следует знать.
В ходе судебного спора может потребоваться провести автотехническую, медицинскую, финансовую или другой вид экспертизы для выяснения важных деталей дела. Они могут сыграть ключевую роль во время спора. Экспертное заключение – это важное доказательство, от которого многое зависит.
По решению судьи расходы могут быть распределены
Отнесение судебных затрат на счёт проигравшей в суде стороны – это порядок, который касается лишь окончательного распределения расходов по делу. Но экспортное бюро должно получить деньги до выполнения своей работы, а тем более до вынесения процессуального решения.
На этапе судебного разбирательства при возникновении потребности в услугах эксперта какой-то области судья принимает решение, кто оплачивает экспертизу почерка в Гражданский суде (или другом). Затраты могут быть возложены на ходатайствующую сторону или же каждая из сторон обязывается оплатить половину суммы.
В некоторых случаях в судебном процессе принимают участие одновременно несколько лиц за одну из сторон или за каждую. Если, к примеру, инициатором экспертизы выступает один из соответчиков, судья может возложить обязанность оплачивать экспертизу в одинаковом размере на всех соответчиков. Это происходит, когда все они заинтересованы в проведении исследования. Шансы на такое решение особенно высоки, если другой соответчик выполнял соответствующие действия, к примеру, задавал вопросы экспертам или просил обратиться в какое-то экспертное бюро.
Как изменить ситуацию?
Очевидно, что решить проблему возмещения расходов на производство экспертизы по гражданским делам возможно только посредством внесения изменений в соответствующее процессуальное законодательство, аналогичных арбитражному процессуальному законодательству и административному судопроизводству (АПК РФ и КАС РФ). Очевидно, что данные новации требуют значительных временных ресурсов.
На настоящем этапе соблюдение прав всех участников судебного процесса без ущемления прав эксперта и экспертного учреждения возможно только при неукоснительном соблюдении положений части 1 ст. 96 ГПК РФ, касающихся предварительного внесения денежных средств.
Допустимым также является предварительное внесение заказчиками средств за проводимые экспертизы непосредственно на счета судебно-экспертных учреждений. Данная практика сформирована уже длительное время на основе рекомендаций Главного финансово-экономического управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (письмо Главного финансово-экономического управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07 октября 2009 г. № СД 3/952).
С 2015 года проблемы неоплаты экспертиз находятся на контроле Минюста России. Через территориальные органы проводятся регулярные совместные заседания рабочих групп с участием представителей судебно-экспертных учреждений, территориальных управлений ФССП России и судейского сообщества с целью сокращения дебиторской задолженности экспертных учреждений Минюста (письмо Минюста России от 27 ноября 2015 г. № 12/137792-ЮЛ).
По мнению экспертного сообщества основное звено в решении вопроса — поддержка со стороны судейского корпуса. Определение порядка оплаты экспертизы до её выполнения и соответствующий контроль со стороны суда является средством обеспечения обязательств, взятых на себя стороной судопроизводства при собирании доказательств по делу в виде судебной экспертизы.
Исходя из экспертной практики именно данная обеспечительная мера позволяет дисциплинировать недобросовестных участников гражданского процесса, изменить отношение как к вопросам оплаты экспертизы, так и к самому процессу ее проведения, в том числе целесообразности.
В завершение статьи хотелось бы задаться вопросами и выяснить мнение по данной проблематике и ее последствиях других участников процесса судопроизводства. Во-первых, судейского корпуса. Сможете ли вы выносить справедливые и обоснованные решения без помощи экспертов? Насколько сложно изменить наработанную практику и при назначении экспертизы выносить вместо одного два определения: о назначении экспертизы и о перечислении денежных средств с депозита?
Экспертному сообществу не менее интересна и позиция адвокатов и сторон по делу. Допустима ли ситуация, когда сторона обращается в суд для восстановления нарушенных прав, и часто с подачи «подкованного» адвоката отказывается (уклоняется) от оплаты экспертизы, тем самым ущемляя права эксперта?
И последний вопрос к законодателям. Что быстрее произойдет, изменение законодательства или полная стагнация института судебной экспертизы в гражданском процессе?
В наше время экспертиза смет проводится государственными или частными структурами. В основном государство занимается такими процедурами только в том случае, если какой-то объект строится с привлечением бюджетных средств, а также если речь идет об обеспечении безопасности и обороны нашей страны. Помимо этого, государственная экспертиза смет может потребоваться и в том случае, если требуется проверка документации по каким-нибудь технически сложным или уникальным объектам. В общей сумме, можно привести около двадцати различных причин, по которым в проведении проверки сметы могут привлекаться услуги таких специалистов, но в любом случае их проводят только в процессе стадии планирования строительных работ, в то время как коммерческие структуры работают с объектами, находящимися на любых этапах строительства.
Если же говорить о непосредственных задачах, то государственная экспертиза сметы по 44-ФЗ требуется для того, чтобы определить степень безопасности проектируемой конструкции. За счет проведения такого мероприятия специалисты определяют, насколько будущая постройка соответствует действующим требованиям технического регламента. Негосударственная процедура проводится абсолютно независимыми компаниями, и в основном здесь может проводиться даже не экспертиза сметы по 44-Ф3, а стандартная проверка документов на предмет экономической обоснованности проекта и отдельных трат по нему.
Кто проведет экспертизу
Проведение исследований могут организовать представители государственных экспертных служб или специалисты независимых компаний, прошедших аккредитацию и получивших лицензию на право проведения экспертной деятельности.
Обе формы: государственная и независимая (негосударственная) имеют официальный статус, закрепленный на законодательном уровне. В независимых компаниях работают специалисты высокой квалификации, имеющие высшее образование и практический опыт проведения проверок проектно-сметной документации.
По окончании исследований специалисты готовят экспертное заключение с выводами, рекомендациями и предложениями.