Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности заключения договора с директором организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Комментарий к ст. 275 ТК РФ
1. Комментируемая статья посвящена в первую очередь срокам трудового договора, заключаемого с руководителем организации. При решении вопроса о сроке трудового договора, заключаемого с руководителем организации, следует руководствоваться положениями ч. 2 ст. 59 ТК. В соответствии с ее положениями срочный трудовой договор может быть заключен с руководителем организации по соглашению его сторон без учета характера работы или условий ее выполнения.
Из этого следует, что с руководителем организации может быть заключен трудовой договор как на определенный, так и на неопределенный срок без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом условие о срочном характере трудового договора должно приниматься только по согласованию обеих сторон.
Таким образом, заключение срочного трудового договора с руководителем организации является правом, а не обязанностью работодателя, т.е. на практике руководители могут работать как по срочным трудовым договорам, так и по договорам, заключенным на неопределенный срок.
Срок, на который заключается трудовой договор с руководителем, может быть установлен и учредительными документами организации, и непосредственно трудовым договором. При этом на практике нередко возникает вопрос, возможно ли при заключении срочного трудового договора с руководителем организации увеличить пятилетний срок, установленный п. 2 ч. 1 ст. 58 ТК.
В соответствии с указанной нормой срочный трудовой договор может быть заключен не более чем на пять лет, если иное не установлено ТК и иными федеральными законами. Иной срок установлен ст. 275 ТК, которая соотносится со ст. 58 ТК, как общая норма с частной.
Статья 275 устанавливает, что срок действия трудового договора, заключаемого с руководителем организации, определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Если в учредительных документах организации предусмотрено, что срок такого договора может превышать пять лет, соответственно, и в трудовом договоре с руководителем может быть установлен срок более длительный, чем пять лет.
2. Органы юридического лица формируются в соответствии с положениями ГК РФ, а также федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц. Большую роль при решении вопроса о формировании исполнительных органов юридического лица играют уставы, положения, учредительные договоры, т.е. локальные нормативные акты.
Они, например, могут устанавливать специальные процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание на должность и т.д.).
Иногда процедура, предшествующая заключению трудового договора с руководителем, регламентируется специальным нормативным актом. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия может предшествовать прохождение конкурса.
Устав корпоративной организации может предусматривать избрание руководителя по конкурсу.
Перечень процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации, может включать в себя и порядок предоставления и проверки информации о кандидате на данную должность. Так, Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы генеральный директор избирался в соответствии с прозрачной процедурой, предусматривающей предоставление акционерам полной информации о кандидатах. Это могут быть сведения о возрасте и об образовании кандидата, должностях, которые он занимал в течение последних пяти лет, характере его взаимоотношений с обществом, членстве в советах директоров и иных должностях в других организациях, а также информация о выдвижении на должность генерального директора, на другие должности в иных организациях, характере взаимоотношений с аффилированными лицами и крупными контрагентами общества. Кроме того, могут быть предоставлены сведения о финансовом положении кандидата или об обстоятельствах, которые могут влиять на выполнение кандидатом его обязанностей.
Кодекс корпоративного поведения рекомендует также сообщать акционерам об отказе кандидата раскрыть требуемые сведения.
3. Прежде чем заключить с руководителем организации трудовой договор, необходимо убедиться, что он в силу закона не лишен права занимать руководящую должность.
Так, ст. 32.11 КоАП РФ предусматривает, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является ФНС России.
Этим Постановлением утверждено Положение, которое определяет порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП РФ.
Реестр формируется и ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.
Копии указанных Постановлений направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган.
Другой комментарий к статье 275 ТК РФ
1. Как и с любым работником, с руководителем организации может быть заключен трудовой договор на определенный срок, который определяется учредительными документами юридического лица (уставом, положением) или непосредственно трудовым договором.
При этом, например, в ч.1 ст.40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что единоличный исполнительный орган избирается на срок, определенный уставом общества. Следовательно, трудовой договор с руководителем в данном случае может быть только срочным, и стороны не имеют возможности своим соглашением установить неопределенный срок договора (см. определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2012 года N 33-1920/2012).
Следует помнить, что согласно ст.58 ТК РФ по общему правилу срок трудового договора должен составлять не более пяти лет.
При этом срок действия, а также обстоятельства (причины), являющиеся основанием для заключения договора на определенный период, в соответствии с общим порядком, установленным ст.57 ТК РФ, должны быть указаны в трудовом договоре. Иначе, согласно ч.5 ст.58 ТК РФ, трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Так, в определении Верховного суда Республики Коми от 20 августа 2012 года по делу N 33-3525АП/2012 указывается на отсутствие добровольного волеизъявления руководителя учреждения на заключение срочного трудового договора (обязательность срочного трудового договора в данном случае законом не предусматривалась). Устав учреждения предусматривал безусловное заключение срочного трудового договора с директором, без учета положений ч.2 ст.59 и ч.1 ст.275 ТК РФ. Суд признал такое положение Устава недействительным, а заключенный с руководителем договор — договором на неопределенный срок.
2. Трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также учредительными документами организации могут быть установлены определенные процедуры, необходимые для заключения трудового договора с руководителем организации.
В частности, для замещения должностей государственной службы, по общему правилу, необходимо проведение конкурса. Как указывается в ст.22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Возможно также избрание и назначение руководителя на должность.
Например, согласно ч.3 ст.69 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган избирается общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не будет отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Статья 17 Федерального закона от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» устанавливает, что текущее управление производственным кооперативом осуществляет председатель кооператива, который избирается на общем собрании членов кооператива.
В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 16 октября 2012 года N 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» генеральный директор данного Фонда назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению попечительского совета Фонда.
3. Комментируемая статья содержит также положения, касающиеся заключения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. В данном случае договор заключается на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
Устанавливается также, что лицо, которое поступает на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, а также руководитель государственного (муниципального) учреждения обязаны представлять сведения:
— о своих доходах (по основному месту работу, от педагогической деятельности, по вкладам в банках и т.д.), а также об имуществе (земельные участки и иное недвижимое имущество, автомобили и др.), и об обязательствах имущественного характера;
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Представление таких сведений осуществляется:
— лицом, которое поступает на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения, — в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей». Сведения представляются в уполномоченное структурное подразделение работодателя (ч.4 указанных Правил);
— лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, руководителем государственного учреждения субъекта РФ, — в порядке, который утверждается нормативным правовым актом субъекта РФ;
— лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения и руководителем муниципального учреждения, — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей начиная с доходов за 2012 год.
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения предоставляет такие сведения при поступлении на работу. Руководитель государственного (муниципального) учреждения обязан предоставлять соответствующие сведения ежегодно.
Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 207 утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности.
Представление сведений о доходах
В силу ст. 275 ТК РФ лицо, поступающее на должность руководителя бюджетного учреждения, обязано представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
- лицом, поступающим на должность руководителя федерального бюджетного учреждения, — в порядке, установленном Правительством РФ;
- лицом, поступающим на должность руководителя бюджетного учреждения субъекта РФ, — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта РФ;
- лицом, поступающим на должность руководителя муниципального бюджетного учреждения, — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Так, например, согласно Правилам представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей лицо, принимаемое на должность руководителя федерального бюджетного учреждения, при поступлении на работу представляет сведения:
- о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для поступления на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по форме согласно Приложению 1 к указанным правилам;
- о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи лицом документов для поступления на работу на должность руководителя, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по форме согласно Приложению 2 к указанным Правилам.
Уведомление соответствующих органов
Поскольку руководитель бюджетного учреждения выполняет функции ее единоличного исполнительного органа и имеет право без доверенности подписывать документы от имени учреждения, при его назначении необходимо уведомить некоторые органы.
Налоговые органы. В соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ) данные о руководителе учреждения (его фамилия, имя, отчество, паспортные данные и данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, ИНН) содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
При назначении нового руководителя ФНС вносит изменения в ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ бюджетное учреждение обязано уведомить налоговый орган в течение трех рабочих дней с даты вступления в должность нового руководителя.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменении в ЕГРЮЛ по форме Р14001 .
Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Для справки. Непредставление или несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в налоговый орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Итак, директор — непростой работник. Более того, компания не может функционировать без него. Тем не менее он может быть уволен по общим основаниям, как и любой другой сотрудник организации. Более того, в статье 278 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания для увольнения директора:
- в соответствии с требованиями законодательства о банкротстве (директор увольняется в связи с отстранением от должности);
- в соответствии с решением собственников или уполномоченного органа организации;
по иным основаниям, которые прописаны в трудовом договоре.
Вместе с тем есть случаи, когда директора уволить нельзя. Впрочем, это относится к любому работнику организации. Все такие ситуации так или иначе связаны с детьми. Нельзя уволить:
- женщину в период беременности;
- женщину с ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
- мать-одиночку ребенка до 14 лет либо ребенка-инвалида до 18 лет;
- иное лицо, на воспитании которого находится ребенок до 14 лет либо ребенок-инвалид до 18 лет без матери;
- лицо, являющееся единственным кормильцем ребенка до 3 лет, если в семье три и больше детей, или инвалида до 18 лет.
Это не значит, что упомянутые лица не могут быть уволены. Для этого есть особые основания для их увольнения, предусмотренные статьями 81 и 336 ТК РФ.
Как определяются статус и компетенция (полномочия, права и обязанности) руководителя?
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (абз. 2 п. 1 ст. 53 ГК РФ). Это распространяется и на руководителя как на единоличный исполнительный орган. Так, согласно ст. 273 и 274 ТК РФ руководство организацией, а также права и обязанности руководителя определяются (см. Таблицу) в соответствии:
- с ТК РФ, законами (федеральными, например Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО); субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами (НПА), в том числе органов местного самоуправления, например о статусе руководителя муниципального учреждения;
- учредительным документом организации;
- локальными нормативными актами организации;
- трудовым договором.
Что нового в установлении системы оплаты труда?
Согласно п. 2 Положения № 583 системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом:
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
- государственных гарантий по оплате труда;
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822;
- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11;
- мнения представительного органа работников.
Кроме этого, Постановлением № 20 в Положение № 583 внесен новый п. 2 (1), согласно которому:
- системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Минтрудом. Отметим, что указанные примерные положения носят рекомендательный характер для указанных типов учреждений;
- системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минтрудом. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.
ТК РФ Статья 332.1. Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителями их филиалов
С руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.
Должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей их филиалов замещаются лицами в возрасте не старше семидесяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, замещающие указанные должности и достигшие возраста семидесяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами или решениями Президента Российской Федерации.
В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами или решениями Президента Российской Федерации, срок пребывания руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования в своей должности по достижении им возраста, установленного частью второй настоящей статьи, может быть продлен.
С заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.
Сроки служебного контракта
Срок служебного контракта строго регламентирован. Для замещения должности может быть заключен контракт на неопределенный срок и срочный контракт. Заключение срочного контракта варьируется от 1 года до 5 лет. Заключается в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Срочный контракт заключается:
- когда должность относится к категории «руководители» или «помощник (советник)»;
- когда человек принимается на службу на период отсутствия прежнего служащего по причине, не нарушающей закона. Если государственный служащий покидает службу по причине, предусмотренной законодательством, за ним сохраняется его место;
- когда должность замещается после окончания обучения и последующего прохождения службы;
- если должность замещается в представительствах РФ: дипломатических корпусах, консульствах, находящихся за пределами РФ;
- если человек приходит на службу в орган, созданный на определенный срок, для выполнения конкретных функциональных задач;
- если гражданский служащий по соглашению сторон отсутствует временно;
- если гражданский служащий достиг предельного возраста, который установлен для пребывания на гражданской службе, но срок его работы продлен в соответствии с законодательством;
- если человек принимается на должность, которая предусматривает особые условия оплаты труда.
Законом установлен предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Если человек достиг предельного возраста, срок его пребывания на гражданской службе может быть увеличен. Такое решение принимает представитель нанимателя, но не более, чем на 5 лет, если служащий является помощником (советником) государственного должностного лица, то до окончания срока полномочий этого лица.
Заключение служебного контракта
Основанием для заключения служебного контракта служит приказ государственного органа о назначении на должность.
Гражданин обязан предоставить при принятии на службу:
- заявление о замещении должности;
- анкету в письменной форме за подписью заполнившего ее;
- паспорт;
- трудовую книжку;
- СНИЛС;
- документ из налоговых органов;
- документ воинского учета;
- диплом об образовании:
- справки о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.
Служебный контракт не может быть причиной ухудшения условий прохождения гражданской службы и ущемлять права служащего.
После того, как контракт подписан сторонами, он считается действующим. Нанимающая сторона обязана ознакомить при приеме гражданского служащего с внутрислужебными документами, распорядком и другими документами, имеющими отношение к должностным обязанностям поступившего на службу. Гражданин получает служебное удостоверение установленного образца.
Контрактом может быть предусмотрен испытательный срок с целью проверки на соответствие замещаемой должности. Испытательный срок может быть разным и варьироваться от 3 месяцев до 1 года. Если условие об испытательном сроке в контракте отсутствует, это означает, что служащий принят на работу без испытания. Испытательный срок не устанавливается:
- беременным;
- впервые поступающим на гражданскую службу после получения образования, когда в период получения образования был заключен договор о прохождении гражданской службы;
- для граждан, принятых на должность руководителя или помощника;
- для граждан, которые переведены на службу по причине реорганизации или ликвидации гос. органа.
Если служащий переведен из другого государственного органа, не по причине реорганизации или ликвидации учреждения, ему назначается испытательный срок от 3 до 6 месяцев. По окончании испытания гражданскому служащему присваивается классный чин, если он отсутствует. Если во время испытательного срока наступила нетрудоспособность, этот период не засчитывается. Если испытательный срок закончился с неудовлетворительным результатом, нанимающая сторона имеет право:
- вернуть гражданского служащего на ранее занимаемую должность;
- расторгнуть контракт до истечения испытательного срока, предупредив служащего письменно за три дня, указав причины расторжения контракта.
Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации
В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем
организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора
определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены
процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации
(проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения
заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством
Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального)
учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального)
учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление
указанных сведений осуществляется:
- лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
- лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Выписка из трудового контракта с директором: на что обратить внимание
В разделе «Предмет трудового договора», как правило, указывается срок действия соглашения, а также обоснование заключения срочного договора.
Данная формулировка может звучать так:
«На основании ст. 59 ТК РФ по соглашению сторон настоящий договор заключен на 3 года. Период действия договора — с 17.03.2017 по 17.03.2020».
В соответствующей части трудового договора с директором ООО не должен фигурировать срок, превышающий 5 лет. Дело в том, что единоличный исполнительный орган ООО не может функционировать бессрочно, в то время как максимальная длительность срочного договора — 5 лет (п. 2 ст. 58 ТК РФ).
В том же разделе могут быть прописаны условия об испытательном сроке для директора. В этих целях в договоре могут присутствовать формулировки:
1. После заключения договора работник проходит испытание в целях подтверждения уровня квалификации, необходимого для исполнения обязанностей по занимаемой должности.
2. Срок испытания работника составляет 120 дней.
3. По истечении срока испытания работника, а также при отсутствии намерений со стороны работодателя либо работника осуществить действия, предусмотренные ст. 71 ТК РФ, испытание считается пройденным.
В разделе «Прочие условия» желательно прописать формулировки, устанавливающие для директора обязанности по обеспечению конфиденциальности той информации, которую он получает в ходе служебной деятельности.
Они могут звучать так: Работник обязан не допускать разглашения конфиденциальной информации и охраняемой законом тайны, доступ к которым он приобретает в ходе осуществления трудовой деятельности.
Кто может подписывать
Главная особенность состоит в том, кто может выступать второй стороной этой сделки.
В общих случаях ею является работодатель в лице руководителя предприятия – именно он подписывает договора с сотрудниками и принимает их на работу.
В данном же случае руководитель – это принимаемый сотрудник, поэтому второй стороной в отношениях с ним будет выступать другой субъект.
Таким субъектом является юридическое лицо – предприятие, на котором будет работать гендиректор. В зависимости от типа организации и количества ее собственников подписывать соглашение может:
- собственник компании (если один);
- председатель совета директоров;
- лицо, выполнявшее функции председателя на общем собрании участников, по решению которого был утвержден директор;
- специально уполномоченное лицо, на которого советом директоров была возложена соответствующая обязанность.
То есть когда собственник один, решение о назначении руководителя своей компании принимает единолично. Поэтому и подписанием договора также занимается сам.
В ситуации с несколькими владельцами все решения принимаются коллегиально и путем общего голосования – и назначение директора, и выбор лица для подписания с ним договора.
В случаях, когда гендиректор и собственник компании – это одно лицо, договор может и не заключаться.Если решение о подписании этого документа все же принято, он может заключаться практически между самим собой.
Выдача доверенностей.
В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).
Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.
Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:
- номер доверенности;
- дату выдачи;
- срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи[4]);
- сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);
- реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;
- реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;
- реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
- сведения о доверяемых полномочиях.
Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве[5].