Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КФХ. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Создание фермерского хозяйства
Создание фермерского хозяйства сопровождается всеми видами государственной поддержки, которые предусмотрены Государственной программой развития с/х на 2013-2020 гг. Кроме этого существуют специальные программы для поддержки фермеров. Основные функции фермерских хозяйств: производственная и социальная. В социальном плане фермерские хозяйства обеспечивают занятость населения на селе, что является очень актуальной проблемой, связанной с технологической модернизацией с/х производства.
Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств определяется следующим образом:
- КФХ, являющиеся юр. лицами;
- КФК, не являющиеся юр. лицами: индивидуальные предприниматели и договорные объединения.
Перспективы фермерских хозяйств
В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.
Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.
КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения — производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.
В своей повседневной деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются со многими трудностями. Это связано с тем, что институт фермерства появился сравнительно недавно и в законодательстве Российской Федерации не было чёткой нормативной базы.
Сейчас в Российском законодательстве идет борьба между двумя тенденциями — признанием собственности крестьянского хозяйства либо общей долевой, либо общей совместной собственностью ее членов. С одной стороны, законодатель стремится укрепить крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельскохозяйственную деятельность. С другой стороны, налицо постоянные попытки насаждения общей долевой собственности в имуществе крестьянского хозяйства, что предполагает не одного, а множество собственников, за каждым из которых закреплено право на долю в общем имуществе.
Следует указать на некоторые проблемы выявленные в ходе проведенного исследования:
1. Перечень видов хозяйственной деятельности фермерского хозяйства сформулирован как исчерпывающий. Однако п.1 ст. 19 Закона называет эти виды деятельности основными. Отсюда можно заключить, что хозяйство вправе осуществлять и иные виды деятельности.
2. Представляется, что в п.1 ст.1 Закона законодатель имел в виду закрепить не подлежащий расширительному толкованию перечень видов деятельности хозяйства и, следовательно, его специальную правоспособность. Что касается п.1 ст. 19, то можно предположить, что в данном случае имеет место неудачная редакция: подразумевалось, что основными видами деятельности хозяйства являются производство и переработка собственной сельскохозяйственной продукции, а транспортировка (перевозка), хранение и реализация этой продукции являются как бы вспомогательными, дополнительными
3. Двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя.
4. Члены хозяйства могут заключить соглашение и записать в нем общий принцип: при разделе имущества крестьянского хозяйства должен быть учтен вклад каждого члена (трудовой и имущественный) в «приращение» общей собственности, но сами доли заранее не определяются.
Комментарий к ст. 86.1 ГК РФ
1. Комментируемая статья является новой. Параграф 2 «Хозяйственные товарищества и общества» главы 4 ГК РФ дополнен статьей 86.1, устанавливающей особенности правового положения крестьянских фермерских хозяйств как юридических лиц. Перерегистрации ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств не требуется.
На основании комментируемой статьи граждане, ведущие совместную деятельность как предприниматели (см. комментарий к ст. 23) в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) представляет собой особую форму хозяйствования, присущую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
В п. 1 комментируемой статьи дается определение крестьянского (фермерского) хозяйства как корпоративного юридического лица. Об этом свидетельствует указание на то, что оно действует на основе членства.
Обязательным условием деятельности такого юридического лица является личное участие его членов в его деятельности.
В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств законодатель предоставил две модели существования. Как и ранее, любое физическое лицо вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В таких случаях главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности как крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица, так и созданным в качестве юридического лица.
2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено, что крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо является собственником принадлежащего ему имущества. В тех же случаях, когда юридическое лицо не образовало юридическое лицо, действует предусмотренный ст. 257 ГК РФ (см. комментарий к ней) режим совместной собственности.
3. Пункт 3 комментируемой статьи разрешает гражданину быть участником только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица. Это положение совпадает со статусом полного товарища в полном товариществе и товариществе на вере (см. комментарий к п. 2 ст. 69 и п. 3 ст. 82).
Наличие подобного правила обусловлено как необходимостью непосредственного трудового участия членов крестьянского (фермерского) хозяйства в его деятельности (работать сразу в двух крестьянских (фермерских) хозяйствах было бы крайне затруднительно), так и особенностями ответственности по обязательствам. В последнем случае речь идет о том, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
4. Члены КФХ несут по его обязательствам неограниченную субсидиарную ответственность. Это значит, что в случае недостаточности имущества крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица его члены должны платить по долгам своим личным имуществом.
5. Законом, о котором идет речь в п. 5 комментируемой статьи, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Со дня вступления в силу Закона утратил силу действовавший ранее Закон РСФСР от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осу��ествляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Комментарии к законодательству о крестьянско-фермерском хозяйстве
В комментариях к законодательству, посвященному крестьянско-фермерским хозяйствам, обозначены важные моменты. Например, отмечено, что производство и переработка сельхозпродукции относятся к основным видам деятельности, тогда как транспортировка, хранение и продажа — к дополнительным (вспомогательным).
Далее отмечено, что КФХ в полной мере не относится к юридическим лицам, так как не имеет учредительных документов, подтверждающих его правоспособность. Из этого следуют некоторые вопросы: каким видом деятельности может заниматься КФХ, но главное – так ли необходимо его указывать? Существующая и устоявшаяся практика дает положительный ответ. Еще один скользкий момент в связи с неустановленной правоспособностью КФХ носит рекомендательный характер: главе фермерского хозяйства следует проявлять осторожность при заключении сделок: если они не связаны с обозначенными ранее видами деятельности, то могут быть признаны недействительными.
Реорганизация хозяйства
Процедура реорганизации допускается только в отношении тех хозяйств, которым был присвоен статус юрлиц. Однако КФХ – это предприятие, которое учреждается физлицами, и потому имеет соответствующие правовые свойства. В отдельных случаях его можно перерегистрировать в ЮЛ, но данная процедура не является реорганизацией.
Присвоить КФХ статус ЮЛ на практике невозможно. Если хозяйство соответствует критериям юрлица, то оно уже фактически не является КФХ. В этом случае хозяйство регистрируют как ООО путем оформления передаточного акта. На основании этого акта хозяйство преобразуется в организацию, и, следовательно, приобретает статус ЮЛ.
В соответствии с 20-ой ст. ФЗ № 74, КФХ вправе объединяться в другие коммерческие и некоммерческие организации. Такие объединения создаются для защиты имущественных интересов. Объединения формируют на основе письменных договоров. Союзы могут создаваться только при наличии между несколькими КФХ аналогичных отраслевых признаков.
Возможные виды фермерских хозяйств
После выяснения типа КФХ проще определиться с его видом деятельности. Всего таких типов существует четыре:
- Хуторское КФХ. Оно характеризуется компактным расположением, все постройки возводятся, что называется, с нуля. В силу того, что такой тип фермерского хозяйства требует больших финансовых вливаний, он не очень популярен. Однако, если вам нужно большое пространство для будущей деятельности, этот вариант будет подходящим.
- Отрубное фермерское хозяйство. Оно достаточно велико и подходит для вахтового метода. Обычно здесь имеет место плотное размещение различных строений, что заставляет предпринимателя задуматься над логистикой. Однако его плюсы в том, что оно позволяет совмещение нескольких видов животноводства.
- Крупнотоварное КФХ базируется на основе какой-либо сельскохозяйственной организации, оказавшейся убыточной. Приобретя такой участок, фермер может не сносить имеющиеся постройки, а использовать их для своей деятельности. Как правило, такой тип фермерского хозяйства «наследует» вид деятельности от той, которой занималась прежняя организация.
- Селенческое хозяйство располагается рядом с каким-либо населенным пунктом. В этом случае логистика будет обходиться более дешево, чем в иных, зато экологические нормы ограничивают этот вида деятельности КФХ. Это не стоит игнорировать, так как возможные конфликты – с экологическими службами или населением – могут существенно тормозить бизнес-процессы.
От вида фермерского хозяйства зависит не только возможная деятельность предприятия, но и размер стартового капитала и прочие нюансы.
Виды деятельности крестьянско-фермерского хозяйства по классификатору
Перечислим виды деятельности КФХ по ОКВЭД:
1. Растениеводство – однолетние культуры, многолетние культуры, рассада. Коды для тех, кто планирует заниматься однолетними культурами, подразделяются на:
- выращивание растений с целью получения зерна;
- выращивание бобовых культур;
- выращивание сырья для растительного масла;
- выращивание рисовых культур;
- выращивание табачных культур;
- выращивание различных овощей, грибных культур и сахарного тростника;
- разведение цветковых растений и получение семян.
Этим дело не ограничивается. Чем еще можно заняться?
Если вы планируете заняться выращиванием многолетних сельхозкультур, то для вас предусмотрены следующие виды деятельности КФХ:
- выращивание фруктов, в том числе экзотических, выращивание ягод и орехов;
- разведение чайных и кофейных культур, растений, из которых делают пряности и лекарственных растений.
Но возможны и другие варианты. Каждый может выбрать себе деятельность по душе.
2. Животноводство. Здесь предполагаются следующие виды деятельности:
- разведение скота для производства и реализации молочной продукции;
- разведение животных с целью продажи мяса;
- коневодство и производство кумыса;
- разведение таких видов животных, как верблюд, овцы, свиньи, козы, с целью продажи мясных и молочных продуктов;
- разведение уток, индеек, кур, гусей и прочей домашней птицы для получения и реализации их мяса и яиц;
- разведение пчел и медоводство;
- разведение пушных зверей, в том числе кроликов;
- разведение бабочки-шелкопряда;
- разведение домашних оленей;
- разведение иных видов домашних животных, в т. ч. тех, которые предназначены для лабораторных исследований. Разведение дождевых червей.
3
Если вы напрямую не связаны с перечисленными видами деятельности или оказываете консультационные услуги, обратите внимание на следующие пункты, упомянутые в классификаторе (в графе «прочая деятельность»):
- иная деятельность в сфере растениеводства, такая как обрезка деревьев, уборка урожая и пр.;
- иная деятельность в сфере животноводства – вакцинация, осмотр, перегон скота и прочее;
- услуги, в которых возникает необходимость после уборки урожая в виде предоставления помещений для хранения, чистки перед обработкой чего-либо, обработки семян, сортировки, разных исследований и прочее;
- охота, т. е. отлов, отстрел животных;
- лесоводство, т. е. заготовка древесины, сбор диких фруктов, ягод, орехов и прочее;
- ловля рыбы, рыбоводство.
Деятельность по договору
Долгое время отечественный предприниматель предпочитал работать на договоре. Это позволяло, работая на упрощенной системе налогообложения, работать фактически как юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель составлял гражданско-правовой договор или работал по принципу товарищества, не отрывая юридического лица. Это позволяло привлечь к работе наемных сотрудников, которые не являются его родственниками. Но с 2010 года такие шаги были признаны незаконными, поскольку позволяют уклоняться от налогов.
Теперь действующий предприниматель может составлять договор только как исполнитель или заказчик и действовать в тех рамках, которые указаны в этом договоре. Теперь два разных предпринимателя не могут заключать между собой договоры о сотрудничестве. Если необходимо пользоваться услугами других ИП, предприниматель должен с каждым из них составить отдельный договор на предоставление услуг. Аналогично необходимо заключать соглашения с каждым из клиентов. Каждый договор обязательно должен содержать полные реквизиты каждой из сторон, оговорена ответственность и гарантии для каждой из них.
Кто может быть главой КФХ
Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение — наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:
Ближайшие родственники главы — родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников — 16 годами.
Другие граждане — количество таких лиц ограничено 5 членами.
Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:
Кто относится к членам КФХ.
Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.
В каком порядке осуществляется управление.
Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.
Как формируется и распределяется имущество КФХ.
По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.
В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.
Другие условия.
Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель — глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник — один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.
Тема контрольной работы: «Правосубъектность крестьянско-фермерск го хозяйства».
В соответствии со ст. 2 ГК РФ субъектами регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. По смыслу данной статьи ГК РФ указанный перечень является исчерпывающим. Вместе с тем характеристики отдельных субъектов, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, не охватываются понятием физического либо юридического лица, что позволяет делать вывод о наличии переходных юридических форм, являющихся правосубъектными единицами.
Как справедливо отмечает Т.Е. Абова, крестьянское хозяйство занимает особое место в ГК РФ, гражданско-правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность»1. С юридической точки зрения правосубъектность крестьянского хозяйства характеризуется следующими основными признаками: хозяйство должно быть признано юридическим лицом, крестьянское хозяйство — субъект особого рода, в том числе крестьянское хозяйство — совокупный предприниматель, крестьянское хозяйство — не правосубъектное объединение — простое товарищество ведущих его граждан. Налоговое законодательство отождествляет крестьянское хозяйство с его главой. Рассмотрению данного вопроса и посвящена данная контрольная работа.
Объектом исследования контрольной работы являются отношения, возникающие в процессе деятельности крестьянско-фермерс ого хозяйства.
Предметом исследования являются теоретические положения, характеризующие правосубъектность крестьянско-фермерск го хозяйства, нормативные правовые акты в указанной области.
Цель исследования заключается в обобщении положений теоретических источников, а также в системном анализе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность крестьянско-фермерск го хозяйства, и последовательном изложении результатов исследования.
Для написания работы были использованы учебные пособия, монографии, публикации в периодических изданиях, а так же справочно-правовая система «Консультант плюс».
Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)?
Крестьянское хозяйство — особая исторически сложившаяся форма хозяйствования, присущая аграрному производству и сельскому укладу жизни.Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) закреплено в статье 1 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Закон о КФХ). Это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Членами такого хозяйства могут быть (п. 2 ст. 3 Закона о КФХ):
- супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей;
- граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать 5 человек.
Создавать КФХ имеют право дееспособные граждане РФ, а так же иностранные и лица без гражданства. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение (ст. 4 Закона о КФХ).