- Автоюрист

Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Договор на предрейсовый осмотр транспортных средств механиком – это стандартный юридический документ. Он может быть составлен между транспортной компанией и специальной организацией или ИП. Организовать ИП и зарабатывать на услугах (ИПать) может и сам механик, обладающий необходимой квалификацией и опытом работы.

о проведении технического осмотра транспортного средстваг. «» 2022 г.Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

Составить документ может приглашенный или штатный юрист, можно найти образец договора на техосмотр автомобиля в Интернете.

В процессе переговоров заказчика и исполнителя рекомендуется уточнить перечень выполняемых работ и стоимость.

Важно! При выборе подрядчика на предрейсовый осмотр не стоит выбирать самого дешевого. Такие организации подходят к работе формально. Не достигается основная задача деятельности –безопасность движения.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц – обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Журнал регистрации предрейсового контроля

Порядок ПТО автомобильного транспорта утверждает Приказ Минтранса от 8/09-18 г. № 296. Опираясь на него руководители организаций и ИП обязаны обеспечить выпуск автомобилей на линию в исправном состоянии. Требования касаются физических и юридических лиц, использующих ТС для перевозки пассажиров и грузов независимо от цели рейса.
Даже осуществляя поездку для личных нужд, необходимо оформлять путевой лист, заполняя обязательные реквизиты. Предрейсовый технический контроль — один из них. Повышенные требования предъявляются к квалификации механика, отвечающего за выпуск исправного транспорта на линию. Неисполнение или нарушение требований ПТО ТС влечет административную ответственность.

Обратите внимание: Прежний Приказ Минтранса № 141 отменен и заменен на 296, в котором новые требования проведения ТО перед рейсом расписаны подробно. Если что-то непонятно, отталкивайтесь от обязательных атрибутов путевого листа. При отсутствии отметки о пройденном ТО ТС выезжать в рейс запрещено.

Контролер обязан вносить сведения о проведении ПТО ТС в журнал учета (регистрации), который может быть двух видов: бумажный (обычный) или электронный, с возможностью распечатки содержимого страниц. Информация заверяется проверяющим автомобиль механиком. В эл. формате проставляется его усиленная квалифицированная эл. подпись.

Документ обязательно должен отражать следующие данные: • марка, модель ТС; • госномер; • ФИО водителя, если он известен; • ФИО контролера; • Дату и время (до минут) осмотра ТС; • Показания одометра; • Отметку о проведенном ТО автомобиля; • Подпись лица, осуществляющего контроль работоспособности основных систем и узлов ТС.

Не запрещено добавлять дополнительные поля и сведения, отражающие особенности и специфику перевозок. Как обычно, бумажный формат журнала нужно прошнуровать, страницы пронумеровать. Обратите внимание: подписи водителя в журнале не требуется. Примечание: Выпуск на линию ТС без проведения тех контроля и отметки механика в путевом листе запрещен.

Проверка автомобиля перед допуском к рейсу заключается в осмотре основных систем и узлов. Задачей профессионала является исключение всех возможных неполадок, поэтому проводится тщательная проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения, звукового сигнала и других блоков. ТО машин выполняется в специализированном боксе, где обязательно есть:

  • яма для ТО
  • оборудование для осмотра схождения
  • шинный манометр
  • оборудование, с помощью которого определяется рулевой люфт
  • оборудование для тестирования работы фар
  • мобильная лампа
  • газоанализатор
  • полный комплект слесарных инструментов

Дополнительными требованиями к боксу являются хорошая вентиляция и наличие комнаты отдыха.

Подтверждением успешного прохождения ТО является штамп в путевом листе такси. Также по окончании осмотра авто контролер обязательно заполняет журнал предрейсового техосмотра – данный документ должен быть у всех таксомоторных организаций и частных предпринимателей. Четко прописанных правил для заполнения журнала нет, но в нем должны содержаться такие графы:

  • данные ТС (марка, модель, регистрационный номер)
  • ФИО таксиста
  • дата и время проведения ТО
  • штамп о выполнении ТО
  • подписи таксиста и контролера
Читайте также:  Что носить дамам старше 50 лет летом 2022: безупречные и модные варианты

Порядок технического контроля регулируется Приказами Министерства транспорта. 25 декабря 2021 года вступил в силу новый приказ 141. Но он внес только некоторые коррективы в законный порядок от 26.02.2017 по Приказу 152 «Об утверждении обязательных реквизитов путевых листов».

Согласно последнему документу, в России действуют следующие правила заполнения путевых листов:

  1. Лист выдается на каждое транспортное средство ИП, юридического лица, используемого для транспортировки людей, багажа, грузов в городском, пригородном и международном сообщении.
  2. Путевой лист рассчитан на срок действия от одного дня до одного месяца.
  3. Если путевой лист используется на одном транспортном средстве и для нескольких посменных водителей, то составляется несколько бумаг по числу водителей.
  4. Путевой лист в обязательном порядке заносится в журнал регистрации.
  5. Все бумаги, имеющие отношение к контролю технического состояния
  6. транспортного средства, хранятся не менее 5 лет.

В листе указывается:

  • порядковый номер документа;
  • тип транспортного средства, номер регистрации в ГИБДД;
  • печать и подпись собственника предприятия;
  • фамилия контроллера-осмотрщика с указанием инициалов;
  • дата и время предрейсового осмотра;
  • показания одометра при выезде с места осмотра (парковки) при возращении обратно;
  • дата и время медицинского осмотра водителя;
  • ФИО медицинского работника, ответственного за процедуру медицинского обследования.

Образец инструкции предрейсового техосмотра автомобиля механиком включает только важные для безопасности нюансы. В ходе осмотра проверяются основные узлы и агрегаты «большегрузов».

А именно:

  • тормозная система;
  • рулевое управление;
  • стеклоочистители (омыватели);
  • нормативное состояние колес и шин;
  • крепление зеркал заднего вида;
  • устройства обдува-обогрева (кондиционер, печка);
  • тягово-сцепное устройство;
  • устойчивость заднего колеса (запаски);
  • подача звукового сигнала, предупреждающего других участников дорожного движения об опасности;
  • аварийная сигнализ��ция;
  • тахограф;
  • система спутниковой связи и кнопка вызова экстренных служб;
  • брызговики, грязезащитные фартуки;
  • внешние световые приборы;
  • ремни безопасности.

Если автомобиль не пригоден для эксплуатации в коммерческих, интенсивных целях, то последует очевидный отказ. Как итог – транспортное средство направляется в ремонтную мастерскую, где находится до момента устранения неполадок.

В комплектации коммерческого транспорта не должно быть элементов, которые не предусмотрены по конструктивным особенностям. Система выпуска выхлопных газов должна работать по нормативам, исключая лишние выбросы. Данные показатели проверяются на холостом ходу, лабораторно.

Предлагаем ознакомиться: Перенос забора по решению суда

Многие эксперты-контроллеры говорят о необходимости противооткатных упоров для грузовых автомобилей и автобусов. Они нужны, чтобы надежно «закрепить» аварийный автомобиль на дорожном полотне в случае вынужденной остановки.

Также диагностируется наличие фиксаторов на кузове транспортного средства, чтобы была произведено стойкая фиксация.

Для городского наземного транспорта, работающего от источников электричества, предъявляются другие требования.

Здесь контролируется:

  1. исправность токоприемника;
  2. крепление и целостность колесных пар;
  3. соответствие силы тока определенному значению;
  4. состояния аккумуляторной батареи;
  5. работоспособность измерительных приборов.

Штамп о прохождении технического контроля машины ставится в путевой лист, а также в специальный журнал. Последний находится в расположении таксомоторной компании. Согласно законодательству, в РФ действуют следующие нормы заполнения путевых листов:

  • выписывается на каждое ТС отдельно
  • обычно действует в один день, в некоторых случаях может оформляться на месяц
  • заносится в регистрационный журнал
  • если ТС управляют несколько таксистов посменно, оформляется несколько бумаг, на каждого водителя по отдельности

Правила проведения осмотра ТС

За несоблюдение правил перевозок людей, грузов и багажа предполагается несколько видов ответственности. Так, при административном правонарушении назначается штраф в размере 100 тысяч рублей (на юридических лиц).

Предлагаем ознакомиться: Расторжение договора оказания услуг: образцы соглашений

Если же по вине перевозчика был совершен наезд на пешехода или принесен ущерб пассажиром, то идет речь об уголовной ответственности. Последствия этого события трудно оценить в материальном плане, но само судопроизводство часто заканчивается арестом.

Когда начинающий предприниматель планирует заниматься грузовыми или пассажирскими перевозками, то он должен учесть и вопросы безопасности.

Будьте бдительны и не совершайте ошибок, которые могут «стоить» дорого: закончиться крупным штрафом или уголовным преследованием!

О периодичности прохождения техосмотра для спецтехники, читайте здесь: периодичность прохождения техосмотра. О том, где купить набор автомобилиста для техосмотра объясняется в статье.

Как узнать номер диагностической карты техосмотра по гос номеру рассказывается в статье.

Срок действия путевого листа

Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.

Правила заполнения путевого листа

  1. Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
  2. Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
  3. При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
  4. Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
  5. В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
  6. Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате – год).

Какие фирмы обязаны организовывать процесс?

Организация предрейсового технического осмотра транспортных средств является обязательной для многих компаний. Процедура выполняется фирмами, которые предоставляют услуги перевозок — грузовые или пассажирские.

Перед выходом любого водителя на работу требуется прохождение данного осмотра. После этого ставится подпись шофера в путевом листе. Крупные компании обычно нанимают в штат механика, имеющего нужные навыки и соответствующее образование.

Читайте также:  2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году

Мелкие организации наиболее часто пользуются услугами разных сервисных центров. Стоимость предрейсового технического осмотра транспортных средств может значительно отличаться в разных центрах, но обычно варьируется в пределах от 200 руб. до 1,5 тыс. руб. за одну проверку. Если составлять официальный контракт с выбранной организацией, то можно рассчитывать на крупные скидки.

Ответственность за нарушение правил ППТО

Директор за техническое состояние транспортных средств отвечает персонально. Нарушение положений об организации осмотров подвижного состава перед рейсом, освидетельствование медиком, включая послерейсовый контроль, влечёт привлечение к административной ответственности виновных.

В рамках пунктов 2 и 3 статьи 12.31.1.КоАП РФ за эти нарушения предусматривается штраф:

  • граждан размером 3 тысячи рублей;
  • лицам, исполняющим должностные обязанности – 5 тысяч рублей;
  • юридическим лицам – 30 тысяч рублей.
  1. Проводят внешний осмотр ТС.
  2. Проверяют, исправны ли замки на дверях, багажнике и капоте.
  3. Диагностируют работу тормозов.
  4. Проверяют, работает ли ручник – стояночный тормоз.
  5. Выявляют (если они есть) неисправности рулевого управления (не должно быть люфтов выше нормы и должны отсутствовать стуки).
  6. Обязательно проверяют работу световых приборов и звукового сигнала: в дороге от их исправности зависит многое.
  7. Работают ли стеклоочистители: в дождь или снег движение с неработающими дворниками запрещено.
  8. Выясняют заряд аккумуляторной батареи.

Во время проверки механик вместе с водителем осматривают набор автомобилиста, в котором в обязательном порядке должны быть следующие предметы:

  1. Огнетушитель, у которого не истек срок годность.
  2. Аптечка, у которой не истек срок годности.
  3. Домкрат в рабочем состоянии.
  4. Трос и петля для буксировки авто.
  5. Знак аварийной остановки.

Для определения отсутствия утечек авто поднимают на подъемнике. Следов утечек технических жидкостей в гидравлических системах не должно быть. Все шины, в том числе и запаску, проверяют, определяя давление. В случае если они слабые, подкачивают их. Прорези и грыжи на них должны отсутствовать.

Если во время осмотра авто выявили неисправности, обнаружили отсутствие исправного противопожарного оборудования или аптечки, механик не подпишет выпуск на линию, но поставит в известность Заказчика услуги об этом.

В чем заключается процедура{q}

Техническая проверка автомобиля перед допуском к рейсу – это осмотр всех основных систем и блоков транспортного средства, исправность которых может стать решающей при сложных или аварийных ситуациях на дороге. Опытные механики нашей компании проверяют:

  • тормоза
  • рулевое управление
  • двигатель
  • фары и поворотники
  • звуковой сигнал
  • сцепление
  • колеса и шины
  • систему безопасности
  • стеклоочистительные приборы и другие

Дополнительно проверяется наличие и комплектация аптечки. Осмотр ТС выполняется дважды в день: перед выходом на рейс и по возвращении авто в таксопарк. Подтверждением выполнения процедуры является отметка контролера в “путевке”. При отсутствии данного штампа таксист не может быть допущен к выполнению заказов.

Помещение, где проводится осмотр, должно быть оборудовано определенным образом, обязательным является наличие:

  • ямы для техосмотра
  • оборудования для проверки схождения
  • шинного манометра
  • оборудование для определения рулевого люфта
  • прибора для проверки исправности фар
  • мобильной лампы
  • газоанализатора
  • слесарных инструментов

Наши станции ТО оборудованы всем необходимым для выполнения качественной проверки технического состояния автомобилей. Мы предоставляем услуги оперативно и в удобное для Вас время. Осмотр выполняется в одном из наших пунктов, которые расположены по всему городу.

Правила проведения осмотра ТС

За несоблюдение правил перевозок людей, грузов и багажа предполагается несколько видов ответственности. Так, при административном правонарушении назначается штраф в размере 100 тысяч рублей (на юридических лиц).

Предлагаем ознакомиться: Возврат навязанных банком страховок по кредитам

Если же по вине перевозчика был совершен наезд на пешехода или принесен ущерб пассажиром, то идет речь об уголовной ответственности. Последствия этого события трудно оценить в материальном плане, но само судопроизводство часто заканчивается арестом.

Когда начинающий предприниматель планирует заниматься грузовыми или пассажирскими перевозками, то он должен учесть и вопросы безопасности.

Будьте бдительны и не совершайте ошибок, которые могут «стоить» дорого: закончиться крупным штрафом или уголовным преследованием!

О периодичности прохождения техосмотра для спецтехники, читайте здесь: периодичность прохождения техосмотра. О том, где купить набор автомобилиста для техосмотра объясняется в статье.

Как узнать номер диагностической карты техосмотра по гос номеру рассказывается в статье.

Законодательные основы

Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.

Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Важно!

Предрейсовый осмотр должны проходить все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы. К их числу относятся автобусы, микроавтобусы, грузовые и легковые автомобили (в том числе такси). При этом речь не обязательно ведется о коммерческом транспорте. Даже если автомобиль, принадлежащий организации, перевозит хотя бы одного пассажира, он обязательно должен проходить ежедневный техосмотр.

Для того чтобы удовлетворить требования законодательства, существует определенный порядок прохождения предрейсового осмотра автомобиля.

Юридически появился новый вид контроля – предсменный. В чем его отличие от предрейсового? Разница в количестве рейсов, совершаемых водителем в течение одного рабочего дня.
Так, предрейсовый выполняется в том случае, если выполняется один рейс в течение одного дня. А предсменный – если в течение того же периода времени выполняется два и более рейса. Оба вида осмотра, или контроля выполняются прямо на парковочном месте, где водитель оставил ТС в конце предыдущей смены. Если на нем работают два водителя, сменяющих друг друга в течение дня, осмотр делает тот, кто первым покидает стоянку в начале смены.

Читайте также:  Что такое трудовой стаж и каковы его виды

Контроль должны проходить все юрлица и ИП, везущие грузы или пассажиров по договору. Акцент делается на и на том, что даже если водитель их везет для личных нужд, то осмотр все равно делается обязательно.

Должность проверяющего, согласно приказу, называется контролер технического состояния, который проверяет либо городской наземный транспорт, либо прочие автотранспортные средства. На нее могут претендовать автомеханики с подтвержденной квалификацией.

Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра

Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.

Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:

  • наименование марки, модели транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак транспортного средства;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
  • дату, время проведения контроля;
  • показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
  • отметку о прохождении контроля;
  • подпись контролера, проводившего контроль.

Журнал предрейсового и послерейсового контроля может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.

Получение полиса ОСАГО станет возможным без техосмотра

На 2 тысячи рублей будут штрафовать автовладельцев:

  • без диагностической карты;
  • с картой, которой нет в ЕАИСТО.

Фиксация нарушения будет осуществляться:

  • сотрудниками ГИБДД,
  • камерами.

И при автоматической фиксации, и при осмотре сотрудниками ГИБДД будет осуществляться сверка наличия в базе данных диагностической карты по государственному номеру автомобиля.

Нарушителю не может быть выписан штраф более чем 1 раз в сутки.

Для станций ТО, нарушающих регламент прохождения осмотра и выдачи диагностических карт, предусматриваются штрафы от 5 до 300 тысяч рублей.

Компанию, не аккредитованную в РСА, выдавшую диагностическую карту, ожидает уголовная ответственность.

Если водитель сознательно купит диагностическую карту в неавторизованном сервисе, его деяние попадет под ч.1 ст. 327 УК РФ, по которой наступает ответственность, влекущая наказание, связанное с лишением свободы до двух лет или ч. 5 указанной статьи (наказание в виде ареста до 6 месяцев).

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.

Спросить юриста быстрее, чем читать!

прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Вопрос Ответ
Кто должен проводить предрейсовый ТО? Квалифицированный механик.
Каким законом регулируется проведение предрейсового ТО? Приказом Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 .
Можно ли заключить договор на оказание ТО со сторонней организацией? Да, можно. У нас есть пример договора, его можно посмотреть по ссылке.
Какие требования предъявляются к квалификации работника, проводящего ТО? С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке.
Что включает в себя предрейсовый ТО? Проверка на наличие неполадок в: — тормозной системе; — рулевом управлении; — двигателе; — приборах освещения (фары, поворотники); — тахографе; — звуковых сигналах; — сцеплении; — колесах и шинах; — стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.
Сколько раз в день проводится? 2 раза в день.
Что является подтверждением прохождения ПРТО? Отметка в путевом листе.
Где проводится? В специальном помещении.
В каком документе фиксируется ход проведения осмотра? В журнале учета предрейсовых ТО. Его образец можно посмотреть и скачать по ссылке.
Кому обязательно проводить ПРТО? Всем компаниям-перевозчикам.
Есть ли штраф? Да, в размере: — для физических лиц – 3000 руб.; — для должностных лиц – 5000 руб.; — для юридических лиц – 30 000 руб.

Чтобы помочь уберечь жизни и здоровье пассажиров, а также обеспечить безопасность на дорогах, правительство ввело ежедневные обязательные техосмотры автотранспорта в организациях, осуществляющих деятельность по перевозке людей или грузов. Это требование отражено в ч.6 п.1 статьи 20 Закона №196-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *