Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок списания и утилизации техники». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современные учетные программы значительно ускоряют отражение списания объекта на счетах бухучета. Однако саму процедуру комиссионного обследования объекта и оформления таких документов, как заключение комиссии, технико-экономическое обоснование списания или заключение эксперта, программа «1С» оформить не поможет.
Разборка и утилизация техники
После списания техники с учета комиссия учреждения оценивает, какие узлы, детали и материалы выбывающего объекта основных средств могут быть использованы в деятельности учреждения (для хозяйственных нужд), утилизированы или реализованы на сторону.
Демонтаж (разборка) технических средств с целью извлечения из них узлов и деталей, в том числе содержащих драгметаллы, может выполняться силами учреждения или организацией, специализирующейся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством РФ.
Если отдельные детали техники содержат цветные и драгоценные металлы (золото, платину и др.), комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.
Обратите внимание: лом и отходы драгметаллов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее– Федеральный закон № 41-ФЗ);
Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731;
Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н.
С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.
Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.
Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.
Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.
Как учесть компьютерные программы, антивирусы и справочные системы
20. Основанием для вывода системы из эксплуатации является:
а) завершение срока эксплуатации системы, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию;
б) нецелесообразность эксплуатации системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;
в) финансово-экономическая неэффективность эксплуатации системы.
21. При наличии одного или нескольких оснований для вывода системы из эксплуатации, указанных в пункте 20 настоящего документа, орган исполнительной власти утверждает правовой акт о выводе системы из эксплуатации.
22. Правовой акт о выводе системы из эксплуатации включает:
а) основание для вывода системы из эксплуатации;
б) перечень и сроки реализации мероприятий по выводу системы из эксплуатации;
в) порядок, сроки, режим хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов, включая порядок обеспечения доступа к информационным ресурсам выводимой из эксплуатации системы;
г) порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе системы из эксплуатации.
23. Перечень мероприятий по выводу системы из эксплуатации включает:
а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;
б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы.
24. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.
25. Срок вывода системы из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации.
Исключительные права обычно возникают, когда программа создается по заказу организации и адаптируется под ее требования. Если организация приобретает исключительное право пользования компьютерной программой, она становится единственным ее владельцем. Автор (разработчик) продукта не вправе продавать или предоставлять его другим лицам.
НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов ( пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, от 09.09.2011 N 03-03-10/86, от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).
Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Большинство приобретаемых программ и систем имеют неисключительные права и покупаются по лицензионному или сублицензионному договору. Такой вид права не может быть отнесен к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому неисключительные права списывают на счета затрат в составе прочих расходов ( пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Шаблоны документов по защите информации
Чтобы отразить списание основного средства в учете, необходим специальный документ, содержащий все необходимые сведения о списываемом объекте, в том числе его натуральные и стоимостные показатели. Он должен быть подписан ответственными лицами и утвержден руководителем. Этот документ в комплекте с иными бумагами, собранными и оформленными на предыдущих этапах, будет служить основанием для списания основного средства с баланса и признания соответствующей суммы расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Документ пятого этапа — акт о списании основного средства.
Фактически документальное оформление списания на этом может не закончиться. Если списываемый объект подлежит разборке, годные детали и узлы нужно оприходовать на склад и отразить в учете. Для этого также должны быть оформлены соответствующие документы. Если объект утилизируется силами стороннего подрядчика, для обоснования расходов на утилизацию также потребуется отдельный документ — акт приема-сдачи выполненных работ.
Остановимся подробнее на оформлении отдельных документов по списанию основных средств, а также нюансах процедуры списания и особенностях их отражения в учете.
Обзор разъяснений Минфина РФ по РСБУ
Каждое действие с имуществом компании подлежит документальному оформлению. Мы не вправе просто выкинуть или иным образом утилизировать актив, который не можем или не хотим использовать в деятельности.
Как списать основные средства с баланса? Кто должен инициировать эту процедуру, а кто будет ее участником? Какие документы потребуется оформить для списания основных средств?
Процедура списания основных средств включает в себя несколько этапов, на каждом из которых оформляются определенные документы.
На этом этапе сотрудник, которому поручено следить за сохранностью конкретного актива, сообщает руководству, что основное средство пришло в негодность. При этом до руководства доводятся причины списания ОС: актив устарел морально, износился физически, пришел в негодность из-за поломки и т. д.
Документ первого этапа — служебная записка.
Руководитель, получивший служебную записку, не может исключительно на ее основании дать бухгалтеру распоряжение о списании актива с учета. Сначала необходимо объективно оценить состояние основного средства и получить обоснованные выводы о невозможности использовать его в деятельности компании.
Документ второго этапа — приказ о создании комиссии по списанию основного средства.
На этом этапе объекты основных средств, подлежащие списанию, всесторонне обследует созданная в компании комиссия. Она не только изучает сам актив, но и исследует причины, по которым он пришел в неработоспособное состояние, выясняет виновных лиц, изучает техническую документацию, запрашивает экономическую и финансовую информацию об объекте, производит необходимые расчеты, выявляет условия эксплуатации ОС и иные обстоятельства, позволяющие сделать обоснованные выводы о необходимости списания актива с балансового учета.
Документы третьего этапа — дефектный акт, протокол заседания комиссии, заключение комиссии о списании (как отдельный документ или как раздел протокола, акта).
Если не организовать работу комиссии, возможны претензии со стороны налоговых органов. При списании основных средств с остаточной стоимостью отраженные в налоговом учете расходы могут быть признаны необоснованными.
Этапы стадии эксплуатации системы защиты информации
- Этап 5. Ввод системы защиты информации в постоянную эксплуатацию.
- Этап 6. Промышленная эксплуатация системы защиты информации.
- Этап 7. Вывод из эксплуатации системы защиты информации.
Этап 5 — ввод системы защиты информации в постоянную эксплуатацию – осуществляется оператором.
Решение о вводе оформляется локальным нормативным правовым актом, в котором определяются должностные лица, ответственные за эксплуатацию и сопровождение системы защиты информации: начальник объекта, системные администраторы, администраторы информационной безопасности.
Этап 6 — промышленная эксплуатация системы защиты информации – осуществляется оператором.
Также оператор осуществляет администрирование системы защиты информации, выявление инцидентов и реагирование на них, управление конфигурацией объекта и его системой защиты информации, контроль за обеспечение необходимого уровня защищенности информации.
Заявители:
- осуществляют эксплуатацию объекта информатизации в соответствии с требованиями безопасности информации, а также условиями и ограничениями, установленными эксплуатационной документацией на систему защиты информации, и аттестатом соответствия;
- извещают орган по аттестации (организацию), выдавший аттестат соответствия, о всех изменениях в информационных технологиях, составе и размещении средств и систем, условиях их эксплуатации, которые могут повлиять на эффективность системы защиты информации;
- предоставляют необходимые документы и условия для осуществления контроля и надзора за соблюдением порядка аттестации и за эксплуатацией аттестованного объекта информатизации.
Органы по аттестации:
- отменяют и приостанавливают действие выданных этим органом (организацией) аттестатов соответствия;
- проводят на договорной основе оценку эффективности средств защиты информации и оценку защищенности информации от несанкционированного доступа.
Повторная аттестация ГИС осуществляется вслучае окончания срока действия аттестата соответствия или повышения класса защищенности информационной системы.
При увеличении состава угроз безопасности информации или изменении проектных решений, реализованных при создании системы защиты информации ГИС, проводятся дополнительные аттестационные испытания в рамках действующего аттестата соответствия.
С 01.07.2018 на смену бумажным ветеринарным сертификатам пришла обязательная электронная сертификация подконтрольных Государственному ветеринарному надзору товаров. Для этого была разработана информационная система «Меркурий», которая входит в состав Государственной информационной системы в области ветеринарии (ВетИС). В ней работают государственные санитарные врачи, осуществляющие надзор, а также аттестованные специалисты хозяйствующих субъектов – производителей, импортеров и продавцов подконтрольной продукции. Основным инструментом ветеринарного контроля в системе является электронный ветеринарно-сопроводительный документ (эВСД). Это обобщенное название – в зависимости от товаров и операции таким документом может являться ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство или ветеринарная справка по утвержденной форме. В системе отражается выпуск и гашение эВСД, а также операции с подконтрольными товарами, которые сопровождаются этим документом. эВСД оформляется в момент оформления операции.
Почему уведомления о списании в «Информационные сети» приходит с задержкой
Самое подозрительное, что бывает при получении уведомления о списании в пользу «Информационных сетей» — это то, что они приходят с задержкой. Например, если вы утром воспользовались городским транспортом, оплатив его картой, то уведомление о списании можете получить на следующий день. И тогда становится не понятно, что это за денежный перевод.
Задержка связана с работой платёжных систем пластиковых карт. При оплате картой MasterCard уведомление о списании может приходить на следующий день или через день. При оплате картой Visa уведомление приходит в течение 24 часов. Без задержек уведомление приходит при оплате картой Мир или UnionPay. Если уведомление о списании денег с карты за оплату проезда приходит с задержкой, то все транзакции в пользу «Информационных сетей» суммируются. Поэтому размер оплаты может быть больше, чем вы ожидаете. Это также может вызвать подозрения у пользователей карт.
Уже не впервые сталкиваюсь с транзакцией INFORMSETI SAR. Никаких платных подписок по этой карте нет, поэтому теряюсь в догадках кто может списывать деньги.
Карта попала в стоп-лист, хотя задолженностей по оплате не было, а на балансе более чем достаточно средств. Техподдержка Информационных сетей работает не ахти как, получить внятный ответ о причинах блокировки очень проблематично.
Сегодня списали с карты Сбербанка небольшую сумму с примечанием INFORMSETI VOZ, причем датой списания указано позавчерашнее число. Поскольку покупок в интернете я не делала уже очень давно, позвонила на горячую линию Сбера для получения каких-нибудь объяснений. Как сообщил мне специалист, средства были списаны за оплату проезда в автобусе, троллейбусе или трамвае.
Крайне недоволен работой воронежских Информсетей. Пятый день подряд по несколько раз списывают деньги в пользу INFORMSETI VOZ VORONEZH RUS в разное время суток. Даже в те дни, когда я вообще не пользуюсь общественным транспортом. Говорят, что средства могут списываться с задержкой, но сумма получается явно в разы больше реальных расходов на проезд.
Акт списания оборудования, пришедшего в негодность
Все организации сталкиваются с необходимостью списания старого оборудования. Компьютеры, оргтехника и другое имущество должны быть утилизированы по акту списания. Для правильного списания требуется экспертное заключение о состоянии оборудования, в котором содержится оценка, подтверждающая невозможность дальнейшего использования. Специально созданная комиссия или приглашенная экспертная организация составляют акт технического обследования, на основе которого можно проводить списание основных средств с баланса и утилизацию.
Имущественный налог приходится платить за несписанное, но вышедшее из строя или морально устаревшее оборудование. Можно списывать основные средства постепенно – через амортизацию, но существует более короткий путь – составление акта списания оборудования. Списывать рекомендуется материальные ценности, которые:
- не могут использоваться, так как пришли в негодность;
- не существуют по результатам инвентаризации;
- морально устарели;
- крайне изношены;
- повреждены при невозможности или экономической нецелесообразности ремонта.
Ежегодно руководитель организации должен издавать приказ о назначении комиссии для списания основных средств. Председателем такой комиссии становится, как правило, заместитель директора, а членами комиссии – главный бухгалтер, экономисты и инженерно-технические работники.
Как составить акт на списание материалов
Главная особенность документа заключается в том, чтобы правильно внести в него все данные, не допуская каких-либо искажений. Например, здесь обязательно должна присутствовать информация о фирме, у которой материалы находятся на балансе. Кроме этого, следует подробно описать всех членов созданной комиссии, их паспортные данные и занимающие должности. Естественно, комиссия создается после того, как руководитель компании издает отдельный приказ. Выбирается старший специалист.
Особое внимание стоит уделить графе, предназначенной для указания списываемых материалов. Если их несколько, для лучшего восприятия можно использовать список. Описание должно быть таким, чтобы с идентификацией материала не возникало никаких сложностей. Напротив каждого материала указывается его стоимость. В нижней части документа следует прописать общую стоимость всех списываемых материалов. Отмечается и причина, по которой возникла необходимость оформлять данный документ.
Документы для оформления поступления и списания с 01 счета программного продукта
В данном случае в справке укажите: наименование первичного документа, основание, номер, дату и наименование хозяйственной операции; если нет возможности заполнить в первичном документе раздел «Отметка о принятии к учету» – при передаче полномочий по ведению бухучета централизованной бухгалтерии (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н). В данном случае в справке укажите: наименование первичного документа, основание, номер, дату и наименование хозяйственной операции; операции по исполнению, удержанию или погашению обязательств, начисление сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей (п. 129, 131 Инструкции № 174н, п. 157, 159 Инструкции № 183н); списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности и невостребованной кредиторской задолженности и начисление доходов от сдачи имущества в аренду (п.
Учет ПО на забалансовом счете
Какие документы, помимо договора и акта, должен передавать в бухгалтерию разработчик (если таковым является, а не посредник) программного обеспечения, доменов и интернет версий? Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт Вы должны отражать на 01 забалансовом счете: право пользования компьютерной программой, право доступа к электронным версиям. 2. Если лицензия бессрочная, и со временем производится обновление программы, то эти изменения на 01 забалансе отражать не нужно.
если учреждению переданы права на компьютерную программу по лицензионному договору, она будет нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения по договору. Об этом сказано в Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
3.При покупке компьютерной программы(права пользования) учреждение заключает лицензионный договор с . К нему прилагается акт приема-передачи.
Рекомендации по анализу документооборота
С целью эффективной автоматизации работы с документами рекомендуется:
- Составить список существующих видов документов в организации
- Сделать обследование каждого вида документа (см. ниже)*
- Составить список сотрудников, ответственных за создание документов (кто, какие виды документов создает)
- Составить список сотрудников, визирующих, подписывающих, утверждающих документы (кто, какие виды документов; условия, при которых необходима виза, подпись)
- На основе этих списков составить общий маршрут прохождения документов с условиями прохождения – алгоритм (Оперограмма или Схема графического документооборота)
- Определить необходимые отчетные документы (отчеты): условия создания отчетов и их формы
- Определить, какие виды документов необходимо ставить на контроль (определить сроки, формы уведомления, форму контрольной карточки, условия снятия с контроля)
- На основе обследований составить Инструкцию по ДОУ при необходимости
- Составить Номенклатуру дел (с указанием сроков хранения и принципов формирования дел) при необходимости
- Составить список, где отражен механизм доступов к различным видам документов (в зависимости от должности)
Обследование каждого вида документа:
- описать технологию документирования (составления): совокупность реквизитов, их расположение, способы заполнения (при необходимости);
- описать формы регистрационно-контрольных карточек (РКК): набор и расположение полей в карточке;
- показать условия движения документов (наличие подписей, виз, проверки и др.);
- показать схему движения документов (маршрут) или перечень основных визирующих, подписывающих и т.д.;
- описать способ регистрации, коды, которые присваиваются различным видам документов