Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 40. Увольнение со службы в полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудник вправе уволиться до истечения срока действия контракта. Для этого понадобится подать рапорт на имя начальника не позднее 1 месяца до даты прекращения трудовых отношений. Рапорт может быть отозван уже после подачи – до истечения срока отработки.
В ст. 82 ФЗ № 342 обозначены основания расторжения трудового договора с сотрудником ОВД. В их перечень входят:
- Истечение срока действия срочного контракта.
- По инициативе самого сотрудника.
- Если изменились условия контракта и сотрудник отказывается проходить дальнейшую службу по новым правилам.
- Если сотрудник решился воспользоваться правом на пенсию по выслуге лет.
- Если сотрудник ОВД не прошел аттестацию.
- Если сотрудник грубо нарушил дисциплину, в том числе в случае, когда у него есть дисциплинарное взыскание.
- Если сотрудник отчислен из образования системы МВД.
- При восстановлении на должности прежнего сотрудника.
- Из-за мероприятий по сокращению.
- Если сотрудник перестал быть в распоряжении соответствующего ведомства.
- Когда сотрудник нарушает условия прохождения контракта.
- Поступление сотрудника на работу по выборной должности, исключающей возможности проходить службу в органах внутренних дел.
- Работник не соблюдает запретов и ограничений, предусмотренных федеральным законодательством и другими нормативными актами.
- Сотрудник утратил допуск к государственной тайне.
- Когда у сотрудника возникли серьезные проблемы со здоровьем, не позволяющие находиться на службе. Если сотрудника полиции признали недееспособным или ограниченно дееспособным, то это также служит основанием для расторжения служебного контракта.
- Отказ переводиться на другое место службы.
- Если сотрудник достиг максимально возможного возраста, который позволяет ему находиться на государственной службе. Максимальный возможный возраст нахождения на службе для лиц, имеющих генеральское звание, составляет 60-65 лет. Предельный возраст полковника полиции может составлять 55 лет. Для сотрудников ОВД с остальными званиями предельный срок службы составляет 50 лет. При положительной аттестации работника и хорошем состоянии здоровья, подтвержденном врачебной комиссией, с сотрудником может быть заключен новый контракт, но на срок, не превышающий пяти лет.
Причиной расторжения контракта с сотрудником ОВД также считаются:
- подложные документы, которые сотрудник предоставил в момент трудоустройства;
- утрата гражданства РФ;
- получение гражданства (подданства) иностранного государства;
- при призыве на военную или альтернативную гражданскую службу;
- своим поступком порочит государственную службу;
- утрачивает доверие ведомства, которому непосредственно подчиняется;
- заключается под стражу (служебный контракт расторгается с момента ареста подозреваемого). Трудовые отношения с осужденным сотрудником ОВД прекращаются с момента вступления в силу судебного решения.
Увольнение сотрудника по утрате доверия выполняется:
- если работник ОВД не предпринял мер, направленных на то, чтобы уладить конфликт интересов;
- когда сотрудник не предоставил декларацию о своих доходах и заработке членов семьи.
Карьера в правоохранительных органах для гражданина может закончиться:
- если он или члены его семьи не соблюдают запреты, предусматривающие открытие банковских депозитов за границей;
- когда сотрудник занимается предпринимательской деятельностью, оказывает юридическим лицам услуги на платной основе либо входит в правление коммерческих организаций.
Комментарий специалиста
Каменский Юрий
Юрист
Стороны также вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Для этого достаточно оформить уведомление, которое должны подписать руководитель и сам сотрудник.
Заболевания, из-за которых сотрудника могут уволить из МВД:
- ухудшение зрения или полная слепота;
- сердечно-сосудистые болезни;
- венерические заражения (сифилис, гонорея);
- ВИЧ-инфицирование;
- опухоли злокачественного характера;
- абсолютная глухота;
- болезни мочевыводящего органа;
- травмы, приведшие к изменению костных элементов организма и их дефектам;
- туберкулез;
- болезни дыхательных органов, затрудняющих дыхание;
- психическое нездоровье человека (шизофрения);
- инвалидность 1-й группы.
Порядок написания рапорта на увольнение сотрудника из органов МВД
Форма подачи рапорта – письменная. Рапорт оформляется на имя непосредственного начальника подразделения.
В документе указывается:
- ФИО, должность, звание начальника;
- ФИО, должность и звание сотрудника;
- просьба об увольнении на конкретную дату;
- отказ или согласие на прохождение освидетельствования ВВК;
- причина ухода из структуры МВД;
- просьба о проведении полного расчета (согласно ст. 140 ТК РФ)
- просьба о выдаче документации;
- подпись заявителя.
Комментарий специалиста
Леонов Виктор
Юрист
Если увольнение оформляется по инициативе органов внутренних дел, в основу расторжения служебного контракта полагаются установленные факты ненадлежащего поведения сотрудника внутренних дел, нарушения им служебной дисциплины. Увольнение может быть определено на конкретную дату.
В обязанности сотрудника может быть вменено:
- отработать определенное количество времени;
- довести “дело” до конца;
- другие непосредственные функции.
Важно! Сотрудник органов внутренних дел вправе восстановиться в должности, если увольнение осуществлено на незаконных основаниях. Для этого понадобится оформить административное исковое заявление.
Наиболее часто встречающиеся основания для подачи исковых заявлений о восстановлении на службе являются указание сотрудников на:
- оказание давления;
- неправильное определение даты увольнения;
- неосуществление окончательного расчета в день увольнения.
Расторжение служебного контракта может быть связано:
- со злоупотреблением властью на местах;
- конфликтами, связанными с субординацией должностных лиц.
Защите также подлежат жилищные и иные имущественные права сотрудника, например, право на жилое помещение, субсидию и другие меры поощрения.
Спорные ситуации могут возникнуть, если увольнение сотрудника связано с его уголовным преследованием. Защиту прав должностного лица целесообразно доверить квалифицированному юристу с большим опытом ведения административных дел.
Выплаты при уходе по собственной инициативе
В день, когда увольняющийся слагает с себя служебные полномочия, с ним должен быть произведен полный расчет. Все выплаты при увольнении из МВД по собственному желанию, которые положены сотрудникам, зависят от определенных факторов:
- Единовременное пособие при увольнении из полиции может составлять, в зависимости от выслуги лет, от 5 до 15 месячных окладов. Если выслуга сотрудника превышает 20 лет, ему положено пособие в 20 месячных окладов.
- Также в последний служебный день совместно с трудовой книжкой должна быть выдана заработная плата, квартальная премия, возмещение за неиспользованные отпускные дни, а также возможная премия за добросовестное выполнение своих должностных обязанностей.
- Если увольняющийся полицейский награжден государственным орденом либо ему присвоено почетное звание РФ, то к единовременному пособию за выслугу, добавляется еще 2 оклада.
Выходное пособие МВД в России при выходе на пенсию в 2017 году, а также при увольнении по своему желанию, находится в зависимости от официальной зарплаты. Отпускная компенсация начисляется также с учетом среднего заработка. Увольняемый по своему желанию может использовать практически все неиспользованные отпускные дни, при этом последний день отпуска будет считаться днем окончания службы в ОВД.
Если на время расчета производится индексация окладов сотрудникам МВД, увольняемому также все выплаты должны быть увеличены. Денежный расчет с увольняющимися сотрудниками ОВД выполняется таким образом:
- В случае если сотрудник до последнего дня занимал какую-либо штатную должность, выплаты должны производиться включительно по это время.
- В оплату входят и дни переработки, если уволившийся сотрудник находился в подчинении ОВД после даты, прописанной в приказе еще несколько дней для передачи своих дел другому лицу. Следует заметить, что для этой цели отводится всего 5 дней.
- Если сотрудник находится в отпуске, расчет производится после его окончания.
- Сотрудник, проходящий лечение в госпитале либо больнице, рассчитывается в день своего прибытия на службу.
В случае если до конца года увольнения работник не использовал положенный ему отпуск, то независимо от того, по какой причине он покидает службу, ему полагается выплата полной компенсации. Начисляется она в полном объеме и при расчете увольняющегося после достижения им определенного возраста, в связи с сокращением штатов полиции либо по состоянию здоровья. Остальные виды неиспользованных отпусков компенсируются в соответствии с расчетным периодом 1/12 за каждый рабочий месяц службы.
Все пособия выплачиваются за полные служебные годы без округления их в сторону увеличения. Основанием для расчета служит звание на момент ухода из ОВД и последний оклад за занимаемую должность.
Порядок, в котором выполняется увольнение по инициативе служащего, указывается в статье 84 ФЗ № 342.
Служба МВД требует стойкости как психологического типа, так и физического. Задачей полиции становится обеспечение правопорядка, борьба с текущей преступностью. И каждому сотруднику приходиться сталкиваться со сложностями, укорами и даже угрозами. Гражданину обеспечивается светлое будущее, а также дополнительные финансовые вознаграждения.
Уволиться со службы не так просто. В отличие от стандартной работы, здесь подается заявление об уходе (рапорт) за два месяца. На этом основании создается специальная комиссия, которая решит об уважительной причине и об увольнении в представленный период времени.
Права и обязанности сотрудника такого типа регулируются правовыми актами. И связано это со спецификой выполнения трудовых обязанностей. Это прописано в законе, что позволяет гарантировать выполнение прав каждого работника. Права полиции защищаются правовыми документами. И причины, основания для ухода с места трудоустройства прописаны в ФЗ «О службе».
Основания для увольнения
Существует ряд оснований увольнения со службы в ОВД, чем-то они сходны с трудовым кодексом, но все же есть некоторые различия, например, возрастные ограничения. Конечно, они есть и на обычной работе, но не так строги, ведь многие пенсионеры успешно продолжают свою профессиональную деятельность. Примерный список причин увольнения для полицейских выглядит так:
- уход по собственному желанию;
- достижение пенсионного возраста или, иначе говоря, профессиональная выслуга;
- верхняя граница возрастных ограничений;
- достижение окончания контракта, по которому сотрудник был принят;
- отказ от выполнения полномочий, возложенных на работника контрактом;
- нарушения и превышения полномочий;
- отчисления из высших учебных заведений профессиональной направленности;
- ухудшение состояния здоровья, подтвержденное ВВК;
- заведение уголовного дела на сотрудника;
- переход на службу в армию;
- не прохождение очередной квалификационной комиссии;
- потеря статуса гражданина РФ.
Основания для увольнения
Увольнение сотрудника полиции за совершение порочащего проступка обязывает проведению проверки и установления всех обстоятельств дела. Обвинение достаточно серьезное, поэтому не используется без существенных причин. Объективная оценка совершенного деяния позволяет руководству принять решение относительно целесообразности отстранения человека от дальнейшей службы.
Увольнение производится при наличии следующих оснований:
- Подача рапорта на уход по собственному желанию.
- Уход досрочно на пенсию при наличии достаточного стажа
- Предоставление заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.
- Неоднократно совершенный дисциплинарный поступок, зафиксированный документально, и не снятый руководством.
- Окончание срока заключенного контракта с внутренними органами.
- Увольнение по выслуге лет из полиции.
- Нарушение ряда пунктов трудового договора.
- Реорганизация или сокращение штатов в отделе (обычно предлагается перевод).
- Совершение уголовного преступления, по которому вынесено судебное решение, вступившее в законную силу.
- Резкое ухудшение здоровья, не позволяющее продолжать службу.
- Несоответствие занимаемой должности, установленное по результатам аттестационной комиссии.
- Утрата доверия к лицу, по результатам совершения поступка, порочащего честь.
Панель быстрого запуска
- ГлавнаяВыбранный в данный момент
- Администрация Руководство
- Структура
- Общая информация
- Дополнительная информация
- Телефонный справочник
- Персональные данные
- Структура
- Городское поселение Морки
- Постановления администрации
- Социально-экономическое развитие
- Извещения
- Муниципальные услуги
- Комиссия по безопасности дорожного движения
- Порядок поступления на службу
- Прокуратура информирует
- Порядок и время приема, обзор обращений
- Генеральный план
- Объекты недвижимости
Для сотрудника, который был уволен в связи с утратой доверия или по иным отрицательным мотивам, последствия являются негативными. Они связываются с последующим трудоустройством, а особенно, когда человек выбирает схожую трудовую деятельность. Именно по этой причине решение о том, что с госслужащим расторгаются трудовые отношения, должно быть чётко обдуманным и обоснованным.
Для обжалования и восстановления в МВД после увольнения по отрицательным мотивам в судебном порядке являются следующие обоснования:
- Несоответствие тяжести поступка дисциплинарному взысканию, которое было применено.
- Несоблюдение сроков увольнения либо же периода наложения человеку взыскания.
- Отказ о предоставлении всей информации о проверке, которая была проведена, а также её результатов и всех необходимых материалов.
- Нарушение процесса проведения проверки, принятия решения о прекращении трудовых взаимоотношений.
Кс расширил трудовые права сотрудников органов внутренних дел
КС РФ вынес постановление № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений ч. 1–9 ст. 36 Закона о службе в органах внутренних дел, регулирующих правоотношения с сотрудником ОВД при сокращении его должности, и ряда положений ст. 82 данного Закона, закрепляющих основания прекращения или расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел.
По мнению заявительницы, гражданки К., данные законоположения не соответствуют Конституции, так как не относят основание увольнения сотрудника органов внутренних дел, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст.
82 Закона о службе в органах внутренних дел, к основаниям увольнения по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, препятствуя тем самым предоставлению сотруднику – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, гарантии, предусмотренной ч.
4 ст. 261 ТК РФ.
Также оспариваемые нормы не обязывают руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя предлагать сотруднику, подлежащему увольнению в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, влекущих сокращение замещаемой им должности, все имеющиеся вакантные должности, что позволяет производить увольнение из органов внутренних дел произвольно, по усмотрению соответствующего руководителя.
Гражданка К.
проходила службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления Главного управления МВД России по Республике Башкортостан на основании контракта, заключенного на неопределенный срок. После сокращения замещаемой ею должности она была зачислена в распоряжение Главного управления республиканского МВД, от замещения предлагавшихся ей вакантных должностей она отказалась, в связи с чем была уволена со службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел.
После этого женщина обратилась в суд с иском к ведомству об отмене приказов о сокращении ее должности и увольнении, восстановлении на службе, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истица указывала на то, что является одинокой матерью, самостоятельно воспитывающей малолетнего ребенка, и на нее распространяется гарантия, установленная ч. 4 ст.
261 ТК РФ для одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, при увольнении по инициативе работодателя; кроме того, в период нахождения в распоряжении Главного управления МВД России по Республике Башкортостан ей не были предложены нижестоящие вакантные должности в ранее возглавляемом ею отделе.
Решением суда заявленные требования были частично удовлетворены: приказ об увольнении К. со службы в органах внутренних дел признан незаконным и отменен, она была восстановлена на службе, в ее пользу взысканы денежное довольствие за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении требований К. было отказано.
По мнению ВС РБ, вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении правовых норм: гарантия, установленная трудовым законодательством для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в данном случае применяться не должна, поскольку увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст.
82 Закона о службе в органах внутренних дел, осуществляется в силу обязательного и безусловного предписания закона и не может рассматриваться как увольнение по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Кроме того, истица имела возможность выбора основания увольнения – ей предлагалось подать рапорт об увольнении в связи с сокращением должности, однако она от этого предложения отказалась, указав, что для увольнения по данному основанию рапорт от нее не требуется.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и определением судьи Верховного Суда РФ в передаче кассационных жалоб К. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд прекратил производство по делу в части, касающейся проверки конституционности ч. 1–9 ст. 36 и ч. 6 и 7 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, поскольку из представленных судебных постановлений следует, что эти нормы при разрешении ее дела не применялись.
Что касается положений п. 1 ч. 1, ч. 4, 5 и 9 ст. 36, ч. 6 и 7 ст.
82 данного Закона, то, как указал КС РФ, они определяют особенности прохождения службы сотрудниками ОВД, должности которых сокращаются, предусматривают заблаговременное уведомление таких сотрудников о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, а также перечисляют основания увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Как таковые указанные положения не содержат неопределенности применительно к обстоятельствам дела заявительниц�� и не могут расцениваться как нарушающие ее права и свободы.
Относительно конституционности п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона Конституционный Суд отметил следующее.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении КС РФ от 15 октября 2013 г.
№ 21-П, гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата, распространяется на женщин, состоящих в трудовых отношениях, проходящих государственную, в том числе государственную гражданскую, службу либо являющихся муниципальными служащими. «Что касается женщин, реализующих свое право на труд путем прохождения государственной службы иного вида, то законодательство, определяющее их правовое положение как государственных служащих, не включает специальные гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, – такие гарантии предоставляются им на основании отсылочных норм, предусматривающих возможность применения трудового законодательства в части, не урегулированной законодательством о конкретном виде государственной службы», – пояснил КС.
Согласно положениям Закона о службе в органах внутренних дел, расторжение контракта с сотрудником ОВД в связи с сокращением замещаемой им должности по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя возможно только в двух случаях.
Один из них – невозможность перевода на иную должность в органах, как отметил КС РФ, по буквальному смыслу ч. 7 ст. 82 Закона обусловливается отсутствием вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации, образования сотрудника и стажу службы в органах внутренних дел.
«Намерение федерального законодателя придать данной норме именно такой смысл подтверждается содержащимся в ней указанием на второй случай расторжения контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя – отказ сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Уволили с мвд по статье что делать
Статья 89. Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел
1. Прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.
2. Порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность высшего начальствующего состава, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после освобождения от должности указом Президента Российской Федерации.
4. Сотрудник органов внутренних дел, имеющий специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом дата увольнения сотрудника устанавливается приказом уполномоченного руководителя с учетом положений части 12 настоящей статьи.
5. На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. В случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку (при наличии) или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в органах внутренних дел и осуществить с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении сотрудника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя), поданном им в письменной форме или направленном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по адресу электронной почты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. В случае, если последний день службы сотрудника органов внутренних дел приходится на выходной или нерабочий праздничный день, выдача трудовой книжки, предоставление сведений о трудовой деятельности и окончательный расчет производятся в день, непосредственно предшествующий выходному или нерабочему праздничному дню.
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 318-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Если в последний день службы в органах внутренних дел сотрудником органов внутренних дел не получена на руки трудовая книжка или не получены сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в органах внутренних дел по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте, а сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, направляются этому сотруднику по почте заказным письмом с уведомлением. Со дня направления указанных уведомления или письма уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или за задержку предоставления сведений о трудовой деятельности.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. По письменному обращению гражданина, не получившего трудовой книжки после увольнения со службы в органах внутренних дел, уполномоченный руководитель обязан выдать ее либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина. По обращению гражданина (в письменной форме или направленному в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по адресу электронной почты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения), не получившего сведений о трудовой деятельности за период прохождения службы в органах внутренних дел после увольнения, уполномоченный руководитель обязан предост��вить их не позднее чем через три рабочих дня со дня обращения гражданина способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя).
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Гражданин, уволенный со службы в органах внутренних дел, должен быть исключен из реестра сотрудников органов внутренних дел не позднее чем через один месяц со дня издания приказа об увольнении.
12. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с частью 1, пунктами 1 (кроме случая пребывания сотрудника в отпуске, предусмотренном частью 1 статьи 63 настоящего Федерального закона), 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 300-ФЗ, от 02.08.2019 N 318-ФЗ, от 23.11.2020 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Погибший (умерший), признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим сотрудник органов внутренних дел исключается из реестра сотрудников органов внутренних дел со дня смерти (гибели) или вступления в законную силу решения суда о признании сотрудника безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
14. Увольнение сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, не допускается позднее шести месяцев со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и позднее трех лет со дня его совершения.
Признание незаконными приказов, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, увольнения со службы в органах внутренних дел и восстановление на службе.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд является органом по разрешению индивидуальных трудовых споров и силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение по обстоятельствам, которые подлежат доказыванию работодателем и которые имеют значение для правильного рассмотрения дела об оспаривании дисциплинарного взыскания или восстановлении на работе.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и при каких обстоятельствах он был совершен, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также сведения о предшествующем поведении работника, его отношения к труду.
При решении вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности необходимо строго соблюдать порядок наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренный статьей 51 закона о службе, также положением Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161.
Затягивание сроков проведения служебных проверок, неопределение вида дисциплинарного взыскания или предложение о применении непредусмотренных законодательством дисциплинарных взысканий нередко приводит к уходу сотрудников от дисциплинарной ответственности в связи с невозможностью соблюдения сроков их увольнения из органов внутренних дел.
Служебная проверка должна проводиться по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников органов внутренних дел правом наложения дисциплинарных взысканий (пункт 5 приказа).
При этом суды обращают внимание не только на порядок проведения служебных проверок, но и соблюдение сроков, установленных статьей 52 закона. Требование о соблюдении сроков распространяется и на издание приказа о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Одним из типичных нарушений является отсутствие возможности установить факт соблюдения сроков их увольнения из органов внутренних дел.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 50 Закона дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.
В материалах на увольнение представляются рапорта (справки, докладные записки) о выявленных нарушениях со стороны сотрудников, которые не имеют дат их составления и дат нанесения на них резолюций.
Частью 9 статьи 51 Закона установлено, что о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. При этом во всех случаях наложения дисциплинарного в виде увольнения из органов внутренних дел должен быть издан соответствующий приказ.
Вместо приказов «О наложении дисциплинарного взыскания» подготавливаются и издаются приказы «По личному составу», содержащие выводы об увольнении сотрудников по тому или иному основанию, которые в случае обращения сотрудников в суд не воспринимаются как приказы о наложении дисциплинарных взысканий.
Одновременно часть приказов «О наложении дисциплинарного взыскания» являются формальными и не соответствуют предъявляемым требованиям, так как:
1. Приказная часть не содержит конкретных ссылок на пункты, части, статьи нормативных правовых актов, должностных регламентов (должностных инструкций), которые своими действиями нарушил сотрудник.
2. Не указано, в чем выразилось нарушение, допущенное сотрудником.
3. Не указано, какое именно грубое нарушение служебной дисциплины совершил своими действиями сотрудник.
4. Не указано, какие последствия повлекли действия сотрудника.
5. В вину сотруднику вменяется нарушение неверных пунктов должностных регламентов (должностных инструкций) и нормативных правовых актов МВД России.
Пропуск работодателем сроков, установленных для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности, является самостоятельным основанием для признания дисциплинарного взыскания незаконным.
Требование о соблюдении сроков (три месяца со дня ознакомления с приказом) распространяется также и на сотрудников в случае обжалования ими дисциплинарных приказов в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума № 2, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешиться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390, часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российс��ой Федерации). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обратиться в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Наиболее распространенными для обжалования являются такие основания увольнения, предусмотренные статьей 82 Закона, как:
1. В связи с грубым нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2 статьи 82).
2. В связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (пункт 7 части 2 статьи 82 Закона).
3. В связи с утратой доверия (пункт 22 части 2 статьи 82 Закона).
4. В связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД (пункт 9 части 3 статьи 82 Закона).
При более детальном рассмотрении вопросов, связанных с отменой судами дисциплинарных взысканий и восстановлении сотрудников на службе выявлен целый ряд проблем, возникающих в процессе реализации установленных процедур, которые можно классифицировать в зависимости от основания увольнения, а именно:
Увольнение по пункту 6 части 2 статьи 82 Закона (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
Часть 2 статьи 49 Закона содержит перечень проступков, являющихся грубым нарушением служебной дисциплины. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Вместе с тем должностные лица территориальных органов МВД России не всегда правильно квалифицируют дисциплинарные проступки совершаемые сотрудниками, в ряде случаев выдают их за проступок порочащий честь сотрудника ОВД, в результате это влечет отменой взысканий в судебном порядке.
Частым нарушением является несоответствие тяжести проступка наложенному дисциплинарному взысканию. Несмотря на то, что полномочия по определению вида взыскания возложены на руководителя (начальника), обладающего правом его наложения, пунктом 40 Дисциплинарного устава определено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и т.д. Данные обстоятельства также учитываются судом при рассмотрении вопроса об отмене дисциплинарного взыскания и восстановлении на службе в органах внутренних дел.
Обязательное уведомление МВД
При расторжении трудового договора с ВКС уведомите региональный орган МВД. Уведомление направляют в тот субъект, где работал иностранец.
Уведомление об увольнении направляют в течение трех дней со дня расторжения договора.
Извещение направляют независимо от статуса иностранца (постановление КС РФ от 04.02.2020 № 7-П).
Документ готовят по форме, утвержденной приказом МВД России от 30.07.2020 № 536. В ней указывают:
- наименование регионального МВД;
- статус работодателя и ОКВЭД;
- наименование работодателя, ОГРН или ОГРНИП;
- адрес работодателя, контактный телефон;
- Ф.И.О. гражданина, гражданство и место рождения;
- дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
- информацию о разрешении на работу;
- дату прекращения договора.
Документ вручают через приемную, Госуслуги или направляют почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.
Основания для увольнения
Расчет и увольнение сотрудника полиции может быть осуществлено на следующих основаниях:
- наличие собственного желания (пишется рапорт на увольнение);
- по наступлению определенного возраста, установленного законодательством;
- если соискатель вакансии полицейского заранее предоставил ложные данные о себе (образование, предыдущая должность, опыт работы и т.п.), что впоследствии было выяснено;
- повторное дисциплинарное взыскание, полученное при наличии уже имеющегося проступка, зафиксированного письменно и еще не снятого руководством;
- по выслуге лет, достаточных для выхода сотрудника полиции на пенсию;
- в соответствии с окончанием срока заключенного контракта;
- если пункты трудового договора были нарушены одной из сторон;
- отправка полицейского на службу (альтернативная/военная);
- увольнение в связи с реорганизацией организации работодателя (сокращение штатов);
- в связи с ликвидацией организации работодателя (сокращение штатов);
- вынесено обвинение в судебном порядке и оно вступило в законную силу;
- ухудшение здоровья, в соответствии с чем, продолжать работу в органах внутренних дел человек больше не сможет (наличие медицинского заключения обязательно);
- ухудшение здоровья, в соответствии с чем, выполнение должностных обязанностей в полном объеме невозможно и также невозможен перевод на другую должность (наличие заключения медицинской комиссии обязательно);
- установление несоответствия человека занимаемой должности по результатам проведенной аттестации;
- грубое нарушение трудового распорядка/дисциплины;
- несоответствие человека требованиям, предъявляемым к службе в органах внутренних дел (оцениваются личные и служебные качества сотрудника);
- утрачено доверие к сотруднику, полицейский совершил проступок, порочащий честь служащего в МВД.
В каждом случае последствия увольнения будут отличаться. В любой ситуации, увольнение сотрудника полиции значительно отличается от расторжения трудового договора с простым работником.
В каких случаях контракт может быть расторгнут
Помимо этого, расторжение контракта допускается:
- с согласия обеих сторон;
- если должность была замещаемой – по факту возвращения основного работника к выполнению своих должностных обязанностей;
- если полицейский отказался перевестись на нижестоящую должность/понижение в звании (дисциплинарное наказание);
- отчисление из института/школы милиции;
- если полицейский отказался отправиться на службу (особые условия) не предоставив объяснений (уважительные причины);
- по желанию подчиненного в случаях приостановления службы;
- оформлен переход на госслужбу вне пределов ОВД/МВД;
- оформлен переход на госдолжность РФ;
- если установили запрет на допуск к информации, не подлежащей разглашению;
- потеряно гражданство РФ или получено гражданство любого иного государства;
- сотрудник не уведомил начальство о желании продолжать службу в полиции в течение месяца после того, как было снято приостановление службы;
- истекло время нахождения подчиненного в распоряжении органов исполнительного производства;
- если полицейский не согласен перевестись на такую же должность (ротация – возможность перевода с одной должности на другую после шести лет стажа на одном месте, в том числе и в отделение полиции, расположенное в пределах другой территориальной единицы – должности обязательно должны быть равнозначными).
Порядок проведения процедуры
Если гражданин желает уйти со службы из органов МВД (это может быть полиция или другие ОВД – законодательная база одна на всех), вместо стандартного для всех организаций заявления об уходе, он должен подать рапорт с указанием причины увольнения со службы.
Далее вся процедура проводится уполномоченными лицами – начиная от выпуска представления сотрудником кадровой службы, заканчивая исключением сотрудника из реестра ОВД. Гражданин увольняется после приказа, подписанного его непосредственным начальником.
Главная задача сотрудника – подать рапорт в установленные сроки, сдать оружие, вещи и документы по окончании службы и принять трудовую книжку вместе с иными личными бумагами.
Подробно порядок увольнения мы разберем в пункте ниже.
Если на обучение в вузе, при условии службы в МВД, были потрачены государственные деньги, то при расторжении контракта гражданин обязан возместить траты в полном размере. Платить деньги за образование сотруднику не нужно, если:
- его родственник по медицинским показаниям не может проживать в местности, где сотрудник проходит службу, а возможность перевода в другое место отсутствует;
- за одним из родственников нужен постоянный уход по состоянию здоровья, он вышел на пенсию или является инвалидом I или II группы, и никто другой не может ухаживать за ним;
- у гражданина есть ребенок, не достигший 18-летнего возраста, который растет без матери или отца;
- по заключению военно-врачебной комиссии по состоянию здоровья сотрудник не может в дальнейшем проходить службу.
Если рапорт был подан, но по какой-то причине контракт не был расторгнут и у сотрудника нет возражений, то его служба продолжается на прежних условиях. Никто не имеет права давить на него и принуждать уйти со службы.
Какие выплаты положены?
Работник МВД имеет право на полный расчет в свой последний рабочий день. Все денежные выплаты регулируются приказом МВД от 31.12.2013 года № 65.
При добровольном увольнении сотруднику МВД положены:
- Единовременное пособие, предусмотренное ФЗ 247 от 19.11.2011 года. При выслуге лет от 20 и более выплачивается 7 окладов, в остальных случаях 2 оклада.
- Зарплата и премия, пропорциональная отработанному времени за последний месяц.
- Компенсация за отпуск при необходимости.
- Премия, начисляемая за успешное исполнение обязанностей в год увольнения.
- При наличии государственной награды или почетного звания добавляется 1 оклад.
- При сокращении штатов и при увольнении по иным льготным категориям без права на пенсию дополнительно выплачивают оклад по званию в течение 1 года после сокращения.
- При расторжении контракта по негативным основаниям, вызванным действиями самого сотрудника, он теряет право на часть компенсаций.
- При особо тяжких проступках (дисциплинарные, уголовные преступления) восстановление в какой-либо должности МВД невозможно.