- Судебная практика

Как стать самозанятым в такси. Пошаговая инструкция.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать самозанятым в такси. Пошаговая инструкция.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Условия и порядок применения налога на профессиональный доход или НПД (официальное название самозанятости) установлены законом № 422-ФЗ. Каких-либо ограничений по видам деятельности в нем не предусмотрено. Соответственно водители, работающие в такси, могут также получить этот статус и работать легально. В 2022 году он доступен во всех регионах Российской Федерации, действует для россиян и некоторых иностранцев (граждан Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана).

Кто может стать самозанятым таксистом?

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году?

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

  1. Работа в таксопарке

    По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

  2. Сотрудничество напрямую с агрегатором

    При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

    При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

  3. Поиск заказов самостоятельно

    Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Какие признаки указывают на то, что самозанятый по факту является наёмным работником

  1. Наличие в договоре рода деятельности, но не разового задания или конкретного объёма работ.
  2. Систематический характер работы, длительность контракта — год и более.
  3. Чётко определённый размер заработной платы.
  4. Наличие графика или трудового распорядка, определённого работодателем.
  5. Наличие материальной ответственности.
  6. Наличие пропуска на территорию, отметки в журнале прихода-ухода сотрудников.
  7. Кадровая документация в отношении самозанятого, например об отпуске или командировке.
  8. Расчётные листы заработной платы.
  9. Документы хозяйственной деятельности.
  10. Документы по охране труда.

Кроме того, могут опросить свидетелей, которые подтвердят или опровергнут тот факт, что самозанятый по факту является работником, а не подрядчиком. Если налоговая решит, что компания таким образом оптимизирует налоговые издержки, то это грозит штрафом до 10 000 ₽ для ИП и до 100 000 ₽ для юридических лиц.

Какие ограничения по доходам

Среди требований к физлицам и субъектам предпринимательства, которые хотят стать самозанятым, есть еще одно – размер дохода. В год они могут зарабатывать не более 2,4 млн рублей. Ограничений к ежемесячным суммам не выдвигается. В один месяц доход может быть 0 рублей, а в другой – 300 тыс. рублей. Учитывается только годовая сумма.
При превышении лимита дохода в 2,4 млн рублей возможны 2 вариант развития событий:

  1. Если самозанятый – физлицо, то снимается с учета на режиме НПД и доступ к приложению. Остается активной только кнопка для уплаты налогов. С началом следующего года физлицо может вновь зарегистрироваться в приложении.
  2. Если самозанятый – ИП, он тоже снимается с учета как плательщик НПД и по умолчанию происходит переход на налоговый режим ОСНО. Если ИП хочет перейти на УСН, то в течение 20 дней он обязан заявить об этом в ФНС и направить форму 26.2-1. Последствия утраты статуса самозанятого таковы, что сумма сверх лимита в 2,4 млн рублей облагается НДФЛ и НДС.
Читайте также:  Что делать, если работник заболел во время отпуска

Картина следующая: по закону, НПД и легальное занятие пассажирскими перевозками друг с другом не монтируются, на практике же, как суслик из анекдота — «а они есть». То есть агрегаторы в открытую предлагают сотрудничество самозанятым гражданам, однозначно понимая, что это нарушение. Но по общему молчаливому согласию закрывают глаза, причем все: и водители, и сервисы, и государство.

Пока система работает и дает заработать другим; отзывы о самозанятых в Яндекс.Такси и у других посредников разные: кто-то доволен сотрудничеством, кто-то — нет. Но и тем, и другим важно понимать: это очень условная, ситуативная легализация. И если завтра государство решит навести в ней порядок, останется только гадать, как это наведение будет выглядеть.

Самозанятый работает в такси без ИП

Когда вы оказываете профессиональные услуги как самозанятый, вы должны знать, какая деятельность позволена без лицензии, а какая – нет. С одной стороны известно, что лицензия выдается ИП или ООО. Но с другой стороны есть такое понятие, как самозанятый таксист. Если не разобраться в тонкостях вопроса, может показаться, что водитель работает с нарушением закона. Но это не совсем так.

Работать самозанятый в такси может через посредника, который имеет лицензию. Речь идет о таксопарке. Заключив договор на предоставление услуг, таксист может выполнять заказы этой службы такси. Это очень выгодно и удобно.

Важно! Трудовой договор самозанятые не могут подписать с владельцем таксопарка. Поэтому заключается договор другого вида, в соответствии с которым таксист за вознаграждение осуществляет услуги по перевозке граждан.

Когда компания содержит не очень большой таксопарк, то она имеет возможность заключить договор индивидуально с каждым водителем. Но если компания большая, например, uber или Яндекс.такси, то такие действия будут нецелесообразными. На сайтах таких компаний размещаются оферта, к которым может присоединиться любой, желающий работать в службе такси. Чтобы присоединиться к большой «семье» масштабного сервиса такси, не обязательно направляться в офис компании. Это можно сделать удаленно. Ускорить процедуру оформления сотрудничества поможет подписание договора-оферты онлайн упрощённой электронной подписью. Она отмечается в виде галочки в соответствующем окне приложения.

Кто такие самозанятые

Закон №422-ФЗ определяет самозанятость как самостоятельную работу физических лиц от своего имени, без работодателя. При этом четкой формулировки в законе нет, как и перечня видов деятельности, подходящих под определение.

В ст. 4 закона приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Граждане, предоставляющие услуги частного извоза, то есть услуги такси, в этот список не входят. В ст. 6 закона содержится список доходов, которые не могут являться налогооблагаемой базой. И доходы, полученные в результате работы гражданина в такси, также не входят в исключения. Разве что если они превысят сумму в 2,4 миллиона в год.

По задумке властей, введение эксперимента по облегченному налогообложению в виде оплаты налога на профессиональный доход (НПД), называемый в народе «налогом на самозанятость», призван узаконить деятельность тех людей, которые занимаются своим делом без каких-либо официальных регистраций.

Среди подобных людей в России чаще всего и встречаются как раз таксисты, репетиторы и няни. Если они хотят вести свою деятельность законно, то должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

А это значит — постановка на учет в налоговой, формирование и сдача отчетности, оформление ККМ и регулярные платежи в бюджет. Все это довольно затратно и прилично сказывается на и так небольших доходах этих людей.

Поэтому многие до сих пор предпочитали оставаться в тени, а бюджет Российской Федерации терял при этом доходы от примерно 30% (по оценке Минфина) работающего населения в стране. Введение «налога на самозанятость» должно помочь исправить эту ситуацию.

Специальный налоговый режим для самозанятого гражданина предполагает только один платеж в бюджет — налог на профессиональный доход. Ставка унифицирована и максимально низка: 4% при работе с физ лицами, 6% — если работа ведется с компаниями и ИП. Встать на учет и вести отчетность можно без регулярных визитов в налоговую: достаточно скачать приложение «Мой налог».

Кто-то отнесся к эксперименту скептически. Однако, согласно отчетам ФНС, все больше людей оформляют самозанятость. В основном на территории Москвы, но есть такие и в других регионах РФ, где действует такой режим.

Можно ли самозанятому работать в такси?

Поскольку, такое явление, как «самозанятость», появилось относительно недавно, у многих водителей остается много вопросов ввиду нестыковок и противоречий в нормативно-правовых актах.

Известно, что деятельность по перевозке людей регламентируется Федеральными законами РФ. Так, по 69 –ому ФЗ заниматься перевозкой багажа и пассажиров в такси легкового типа можно только при наличии специального разрешения (лицензии). Которое, могут получить лишь ИП и юридические лица. А вот, какого-либо упоминания в документе о самозанятых в такси нет. И, казалось бы, на этом можно было бы поставить точку и категорично ответить, что данная категория не имеет права работать по данному направлению. Однако, не стоит торопиться с выводами.

Читайте также:  С какого возраста можно получить права на управление мопедом или скутером

При ответе на заданный вопрос стоит учитывать, что:

  • Российское законодательство построено по принципу «разрешено все, что не запрещено». А вот явного запрета на перевозку людей и грузов для самозанятых не установлено;
  • Последние изменения к 69 –ому ФЗ датируются 2014 годом, а программа по НПД запущенна лишь в 2019. Вероятно, к началу эксперимента не были готовы поправки по всем действующим ФЗ и в скором времени будут внесены дополнения.
  • На законодательном уровне термин «самозанятый» не закрепляется ни в одном документе. Как следствие, установить запрет для официально не существующей категории лиц невозможно.

Таким образом, единственным проблемным вопросом, который может возникнуть – это получение лицензии. Хотя, некоторые граждане пренебрегают данным аспектом, штрафы за подобные нарушения достаточно велики. Что делает нелегальные перевозки крайне невыгодными.

Что нужно водителю для работы в такси

Согласно действующему законодательству, самозанятые граждане не имеют права работать на условиях трудового договора, поскольку в этом случае между работодателем и водителем возникают трудовые отношения. Такая форма противоречит самозанятости и подписанному налогу на профессиональный доход.

Начать официально работать в агрегаторе без соглашения могут только автолюбители, которые заключили договор с таксопарком, представляющим интересы агрегатора. Для этого подписывается договор, на основе которого водитель перевозит пассажиров за установленное вознаграждение.

С помощью договора-оферты, который предлагают крупные агрегаторы, водитель может заключить аренду такси для самозанятых в Москве с любым таксопарком. Это можно сделать через приложение или в офисе. После подписания договора автолюбитель имеет законное право заниматься извозом пассажиров и их личных вещей.

Важные проблемы самозанятых водителей

Это тема для каждого. Следует обратить внимание на следующие нюансы получения лицензии такси для самозанятых граждан:

  • водителям важно заработать деньги – для кого-то это дополнительный заработок, а кому-то – выплачивать кредит;
  • таксопарки часто отказывают в работе – это вызвано с затратами на обслуживание транспортного средства, также они требуют иномарки с удобствами;
  • процесс работы таксистов не организован – это вызвано тем, что водителям перед рейсом проходят обязательный осмотр для безопасности, что увеличивает рабочее время;
  • отсутствуют нормальные условия для заработка – штрафов много, а зарплаты катастрофически низкие.

Самозанятость в такси: за и против

Впервые режим самозанятости начали тестировать в 2019 году. Сейчас он доступен уже в 76 регионах нашей страны, а агрегаторы такси призывают водителей переходить на самозанятость и предлагают бонусы тем, кто станет их партнером.

Мы уже рассказывали о том, какие налоги и взносы приходится платить самозанятому таксисту. А на этот раз решили опросить тех, кого этот налоговый режим касается напрямую — водителей и таксопарков, и выяснить, выгодно ли переходить на него или нет.

Кто: Владислав, водитель такси, ведет канал BombilaGram в Телеграм

В теории, самозанятость — это удобно и прозрачно. В приложении «Мой налог» мне доступны все совершенные поездки: я заранее вижу, сколько налогов мне нужно будет заплатить в конце месяца, и понимаю, какой заработок получу от агрегаторов.

Эти плюсы немного омрачает процесс перехода на самозанятость в такси. Прямо сейчас, чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, я сначала должен оформить ИП и сделать разрешение на работу в такси на автомобиль, а уже потом перейти на самозанятость. Это выглядит скорее как дыра в законе, чем нормальное функционирование самозанятости для такси.

Кто: Андрей, водитель такси, ИП и самозанятый

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент для водителя в том, что, например, в случае работы с Яндекс.Такси он на полгода получает бонусные баллы приоритета.

Когда водитель работает как самозанятый, он может официально подтвердить свою зарплату. В моем понимании это плюс, но есть некоторая часть населения, которой возможность показывать свой реальный доход просто не нужна. Это касается тех, кто платит алименты или у кого есть задолженности перед банками. Для таких водителей плюс «прозрачности» дохода скорее превращается в минус.

Спорно выглядит и размер налога, который самозанятые таксисты платят с заказов. Если сопоставить его с комиссией таксопарков, то разница получается не такой уж большой в пользу самозанятости. Здесь все зависит от того, какую комиссию для водителей определяет таксопарк.

Существенный минус самозанятости, на мой взгляд, в том, что водитель не может отследить поступления от агрегатора, потому что они поступают частями и не всегда понятно, за какой отрезок времени пришла выплата. Скажем, у Яндекс.Такси деньги падают водителю на карту сразу по трем договорам: безналичная оплата, вознаграждение за корпоративные заказы и бонусы от самого агрегатора.

При этом за заказ, который водитель совершил сегодня, деньги с карты пассажира могут списываться и поступать на счет Яндекс.Такси, а после водителю в течение трех дней. То есть, если водитель за день совершает заказов по безналичному расчету на 1000 рублей, а на утро получает от агрегатора 700 рублей, он не понимает почему и не всегда знает, какую часть ему не доплатили. Нет прозрачности в выплатах и возможности свериться, получил ли ты все, что тебе причитается, или нет.

Читайте также:  Уведомление по ЕНП в 2023 году: форма, сроки, штрафы и многое другое

Кто: Дмитрий, водитель такси, самозанятый

Самозанятый таксист сотрудничает напрямую с Яндекс.Такси. Не нужно платить паркам, а это несомненный плюс. Хоть они и пишут, что комиссия у них 2-3%, мы все забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. У большинства парков он равен 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Если сесть и посчитать, сколько водитель теряет на этой комиссии за месяц, то можно получить все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии за вывод денег не платит. Сколько заработал, столько и пришло.

Как получить лицензию такси самозанятому населению

Для того чтобы самозанятый в такси получил лицензию, необходимо изначально позаботиться о внешнем виде и оснащении своего автомобиля. Для разных регионов действуют разные правила оформления транспортного средства, но лицензия такси для самозанятых в Москве подразумевает необходимость окрашивания автомобиля в желтый цвет с характерными шашечками. В Московской области цвет авто должен быть указан в СТС (белый+желтый+cерый). В салоне машины должно находиться специальное оборудование, чтобы иметь возможность не только принимать заказы, а и рассчитывать их стоимость согласно действующим тарифам. При этом водитель должен обладать необходимым стажем вождения, что является одним из обязательных условий получения разрешения.

После того, как авто будет подготовлено, необходимо получить статус ИП в налоговой, а затем сменить форму налогообложения на НПД. Важно отметить, что статус самозанятого дает возможность не оплачивать отчисления в пенсионный фонд, но по факту таксист будет продолжать свою деятельность на легальной основе. При регистрации в системе и консультации с менеджерами оговаривается, что для Яндекс такси для самозанятых нужна лицензия.

Эксперты за легализацию таксистов-физлиц

Исполняющая обязанности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала «Реальному времени», что ограничения по самозанятости для таксистов действительно есть, но проект поправок в законодательство о такси уже готов и находится на рассмотрении.

— Действительно, сегодня самозанятые таксисты столкнулись с системной проблемой законодательства — они как физические лица не могут получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Закон в принципе не дает им такой возможности — получить разрешение может только официальный индивидуальный предприниматель. Рынок перевозок восполнил этот пробел через так называемую «арендную схему», когда организация либо индивидуальный предприниматель берет в аренду транспортное средство у физлица, получает для него необходимое разрешение на перевозку, а дальше водитель работает фактически самостоятельно, — рассказала Камалова. — Тем не менее отсутствие единого подхода в регулировании правового статуса самозанятых ограничивает возможности для развития самозанятости в сфере работы такси. Проект поправок в закон, которые позволяют получать разрешения на работу такси самозанятым физическим лицам, сейчас находится на рассмотрении в федеральных ведомствах.

Той же точки зрения придерживаются и в популярном агрегаторе «Яндекс.Такси».

Что такое самозанятость?

Под самозанятым гражданином подразумевается человек, получающий доход от заказчиков, которых он сам и находит. К примеру, это может быть копирайтер, находящий заказчиков в интернете, выполняющий их заказы и получающий вознаграждение за свои услуги.

Налоговая ставка зависит от типа заказчика. Если это организация/ИП, она составит 6%. При оказании услуги физическим лицам, ставка снижается на 2 пункта. Однако никто не может запретить самозанятому гражданину работать и по трудовому договору. Допустим, 5 дней в неделю, с 9:00 до 18:00 он работает на каком-то предприятии, а в свободное время оказывает услуги, как самозанятый.

Чтобы встать на учет, нужно зарегистрироваться. Вариантов довольно много:

  • С помощью приложения «Мой налог», запущенного ФНС. Авторизация возможна через ИНН и пароль (данные выдаются налоговой инспекцией в течение четверти часа)
  • С помощью приложения, но сделав селфи и отсканировав паспорт
  • Через операторов электронных площадок. Это может быть Сбербанк РФ, Альфа-Банк, Сити-Мобил и Яндекс Такси

Немного разобравшись с новым понятием, посмотрим, как может работать самозанятый гражданин в Яндекс Такси.

Плюсы и минусы работы самозанятым в Яндекс Такси

  • Легкость оформления Достаточно дистанционного обращения в налоговую, а вот ИП обязаны лично появиться в налоговой службе
  • Декларация Отпадает нужда заполнять декларацию
  • Автоматическое высчитывание налога Это делает приложение «Мой налог»
  • Отчетность Чеки самозанятому водителю выдаются без кассы
  • Нет необходимости выплачивать страховые взносы Для самозанятых водителей это дело сугубо добровольное.
  • Каждый оплаченный заказ облагается налогом В расчет не берутся комиссия компании и расходы на ремонт авто и ГСМ. Здесь у ИП преимущество. Можно работать по системе «доходы минус расходы» и тогда отчисления пойдут из остатка
  • Максимальный годовой заработок не должен превышать 2,4 млн. руб


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *