Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр по новым правилам — 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что определение «талон техосмотра» и его внешний вид вышли из нормативно-правовых актов. Вместо этого бланка автовладелец получает диагностическую карту машины. Получить ее можно в лицензированном центре обслуживания технических средств, после проведенного осмотра.
Сколько стоит техосмотр машины в 2022 году
Стоимость техосмотра в 2022 и 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Что проверяют во время техосмотра?
Автомобиль во время технического осмотра проверяют по 65 пунктам. Но в первую очередь, что проверяют на ТО автомобиля, так это:
- Работу тормозной системы, ее эффективность, а также визуальный осмотр на наличие видимых повреждений.
- Наличие и целостность фар и осветительных устройств. Проверяют их настройки, на соответствие стандартам. Если фары установлены в других местах, то карта не будет подписана.
- Осуществляется проверка работоспособности руля, подвесок и люфта.
- Стекольные очистители и омыватели.
- Проверяются на целостность колеса и шины, не допускаются повреждения, вздутия, деформации дисков. Размер шин должен соответствовать типу авто, на одной оси должны располагаться одного размера колеса, соответствовать протектор на шинах времени года: зима – 4 мм, лето – 1,6 мм.
- Проверяется двигательная система, на наличие выброса вредных компонентов. Показатель должен находиться в пределах утвержденных норм.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Что проверяют на техосмотре
В ходе технического осмотра проверяется множество узлов и агрегатов. Должное внимание уделяется кузову автомобиля, системам безопасности и сопутствующему инвентарю.
- Огнетушитель. Каждое транспортное средство следует комплектовать огнетушителем установленного образца. Продукт должен иметь сертификат и неистекший срок годности. Запрещается использование огнетушителей, имеющих видимые механические повреждения. Такие приборы требуют незамедлительной замены.
- Аптечка. Как и в случае с огнетушителем, транспорт должен комплектоваться сертифицированной типовой аптечкой. Перечень лекарственных препаратов и средств первой медицинской помощи установлен законодательством. Инспектор вправе проверить комплектность аптечки, если у него возникнут сомнения в ее качестве.
- Знак аварийной остановки. Знак аварийной остановки может присутствовать в целом и разобранном виде. Не допускается наличие существенных повреждений, препятствующих полноценной эксплуатации изделия. Продукт должен соответствовать требованиям отраслевых нормативов в части размеров, комплектности и светоотражающей способности.
- Дверные замки. Недопустимо наличие заеданий и прочих дефектов при эксплуатации дверных замков. Механизмы должны работать слаженно и плавно, обеспечивая беспрепятственную посадку пассажиров в салон и выход из него. Отдельное внимание уделяется дополнительным запорным механизмам, установленным в рамках багажника и капота.
- Зеркала заднего вида. Все зеркала должны располагаться на штатных местах, иметь типовое исполнение. Не допускается установка зеркал, не предусмотренных конструкцией, а также использование комбинированных решений, ухудшающих обзорность. Поверхность изделий не должна иметь трещин и сколов, затрудняющих их эксплуатацию. Запрещается приклеивание тонировочных или светоотражающих пленок, а также использование прочих элементов тюнинга.
- • Стеклоочистители и стеклоомыватели. При функционировании системы по очистке стекол не должно возникать трудностей. Это касается чистящих щеток, их приводов и форсунок. Система обязана эффективно удалять грязь, поддерживать заявленные режимы работы. Допускается замена щеток стеклоочистителей на аналогичные или иные изделия, совместимые с параметрами системы.
- Грязезащитные фартуки (брызговики). Наличие данного элемента проверяется на всех автомобилях без исключения. Брызговик не должен иметь видимых механических повреждений, препятствующих его работе. Не допускается использование продукции, не подходящей по размеру или имеющей значительный износ.
- Ремни безопасности. Специалисты проверяют целостность ремней безопасности и работоспособность инерционных катушек. Они удостоверяются в исправности фиксирующих механизмов, осматривают полотно ремня в местах наибольшего трения. Если в транспортном средстве производилась замена ремней, собственник обязан представить документы, подтверждающие качество установленной продукции.
- Противосолнечные козырьки. Козырьки, защищающие от солнца, присутствуют в большинстве современных авто. Они обеспечивают комфортное вождение в солнечную погоду, обязаны обладать функционалом, предусмотренным производителем. Отсутствие козырьков – повод для отказа в оформлении диагностической карты. Водителю потребуется установить сертифицированные защитные элементы на заводские места.
- Тягово-сцепное устройство. Элементы сцепки проверяются у авто, работающих с прицепами. Они должны надежно фиксировать прицепной блок, исключать его произвольное перемещение по трассе. Как правило, контроль качества сцепного узла выполняется посредством специальных приспособлений.
- Звуковой сигнал. Подача звукового сигнала должна осуществляться сразу после нажатия соответствующей клавиши. Недопустимо наличие заеданий, прерывистая или излишне тихая подача звука.
- Сидения. В машине обязаны присутствовать сидения, предусмотренные заводом-изготовителем. Не допускается установка посадочных мест, предназначенных для автомобилей дугой марки.
- Выхлопная система. При проверке транспортного средства используется поверенный анализатор, определяющий количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Действующие нормативы предусматривают послабления для машин, выпущены до 1986 года. Для подобной техники допустима большая концентрация СН и СО в отработанных газах. Авто, оснащенные каталитическим нейтрализатором, проверяются по всей строгости закона.
- Тормозная система. Эффективность тормозов проверяется в обязательном порядке. Процедура затрагивает следующие параметры: герметичность магистрали, удельная тормозная сила, коэффициент неравномерности тормозных усилий, работоспособность механизма сигнализации и степень усиления на органах управления. Отклонения по любому из перечисленных показателей исключает оформление диагностической карты, провоцирует отправку машины на ремонт.
Также проверяется сезонность установленной резины, техническое состояние осветительных приборов, целостность несущих кузовных элементов и прочие показатели.
В соответствии с действующим законодательством к участию в дорожном движении допускаются автомобили, прошедшие ГТО. По факту прохождения ГТО выдается талон технического осмотра и технологическая карта, в которой выполняются все отметки о техническом состоянии автомобиля. Проходится такой техосмотр на специализированных станциях техобслуживания, работники которых досконально проверяют техническое состояние автомобилей. Реестр операторов техосмотра РСАвы с легкостью можете найти в интернете. Законодательством четко устанавливаются требования к техническому состоянию автомобилей и список необходимых предметов, которые должны быть в наличии в каждом автомобиле.
С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО
ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.
Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:
- Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
- Рулевое управление неисправно.
- Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
- с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
- нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
- Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
- На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
- Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
- Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
- Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
- Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
- Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.
Этапы проведения техосмотра
Процедура диагностики технического состояния автомобиля предполагает простую последовательность действий.
Алгоритм такой:
- Удостовериться в работоспособности всех проверяемых узлов агрегата и укомплектованности необходимыми для осмотра автомобиля атрибутами.
- Подготовить пакет документов (паспорт или доверенность, ПТС и СТС).
- Записаться на станцию.
- Приехать на чистой машине и предоставить бумаги на проверку оператору.
- Оплатить услуги станции.
- Загнать авто на площадку.
- Дождаться завершения осмотра.
- Получить диагностическую карту.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.
Техосмотр для покупки ОСАГО
С 1 марта 2021 года диагностическая карта, выдаваемая при прохождении технического осмотра, станет электронной, то есть ее будут только заносить в электронную базу данных ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) без выдачи на руки. Страховые компании уже сейчас обязаны при заключении полиса ОСАГО проверять наличие сведений о прохождении ТО в этой базе. Но если транспортное средство проходит ТО каждые шесть месяцев, то для покупки полиса ОСАГО наличие сведений о техосмотре не требуется.
Каким транспортным средствам потребуется диагностическая карта для покупки ОСАГО в 2021 году? | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 и ранее |
Мотоциклы; легковые автомобили (кроме такси и предназначенных для обучения вождению); коммерческие автомобили массой до 3,5 т | не требуется | не требуется | не требуется | не требуется | требуется | требуется |
Грузовые автомобили; автобусы; легковые автомобили для работы в такси и обучения вождению | не требуется | требуется | требуется | требуется | требуется | не требуется* |
Тракторы, спецтехника и прочие ТС, стоящие на учете в Гостехнадзоре (при количестве посадочных мест менее восьми) |
требуется | требуется | требуется | требуется | требуется | требуется |
Тракторы и спецтехника с количеством посадочных мест более восьми; автомобили для перевозки опасных грузов |
не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* |
*Не требуется, т.к. проходят ТО чаще одного раза в год |