Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание забастовки незаконной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.
Комментарии к ст. 413 ТК РФ
1. Комментируемой статьей устанавливаются условия, при которых забастовка признается судом незаконной: нарушение сроков, порядка объявления забастовки, процедур и требований, определенных ТК. Решение суда по данному вопросу вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. С этого момента работники обязаны прекратить забастовку и приступить к исполнению трудовых обязанностей не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда органу, возглавляющему забастовку.
2. Статья 413 ТК перечисляет случаи, когда забастовка не может быть проведена. Решение по коллективному трудовому спору в подобных случаях в 10-дневный срок принимает Правительство РФ.
В комментируемой статье рассматриваются случаи, когда неначавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и определяются органы государственной власти, в компетенцию которых входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).
3. См. также п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Другой комментарий к статье 413 Трудового Кодекса РФ
Комментируемая статья основана на положении, закрепленном в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В развитие указанного положения Конституции РФ в ч. 1 анализируемой статьи приводится перечень случаев, когда вводится запрет на забастовки.
Данный перечень может быть расширен только федеральными законами. Так, например:
— в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28.12.2010) на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, в числе прочего устанавливается запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
———————————
СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; 2010. N 45. Ст. 5741; 2011. N 1. Ст. 1.
— аналогичные меры предусмотрены в случае введения чрезвычайного положения на основании ст. 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005) ;
———————————
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753.
— в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) военнослужащим запрещено участвовать в забастовках;
— запрещены забастовки сотрудников федеральной фельдъегерской связи (ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (в ред. от 02.03.2007)) ;
———————————
СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3547; 1999. N 49. Ст. 5904; 2001. N 49. Ст. 4558; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1784; 2007. N 10. Ст. 1151.
— запрещено проведение забастовок авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения, на основании ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) и ряда других федеральных законов.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 13. Ст. 1078; 2006. N 30. Ст. 3290, ст. 3291; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 27. Ст. 3213; N 46. Ст. 5554; N 49. Ст. 6075; N 50. Ст. 6244, ст. 6245; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 29. Ст. 3616; 2010. N 30. Ст. 4014; 2011. N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024; N 30 (ч. 1). Ст. 4590; РГ. 2011. 9 дек.
Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.
В ч. 3 комментируемой статьи указывается, что забастовка является незаконной, если она объявлена без соблюдения сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.
Признание забастовки незаконной производится решением верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.
В соответствии с п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 забастовка может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом (например, она проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда забастовка не допускается), либо она проведена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 — 404 ТК); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 3 ст. 410 ТК) либо нарушены требования по голосованию работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 5 ст. 410 ТК); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях организации, а также у индивидуального предпринимателя, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 — 8 ст. 412 ТК); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленные сроки о начале предстоящей забастовки (ч. 8 ст. 410 ТК).
Споры по поводу законности забастовок рассматриваются с соблюдением процессуальных норм, установленных для индивидуальных трудовых споров.
В ч. 5 комментируемой статьи указывается на обязанность органа, возглавляющего забастовку, проинформировать работников о решении суда о признании забастовки незаконной. Представляется, что нарушение этой обязанности органом, возглавляющим забастовку, не будет являться основанием для освобождения от ответственности отдельных участников забастовки за дальнейшее ее проведение.
Часть 7 содержит важное правило о том, что в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить — в соответствии с новой редакцией — на срок до 15 дней (ранее до 30 дней).
Часть 8 комментируемой статьи указывает на право Правительства РФ приостановить забастовку до решения вопроса о ее законности соответствующим судом в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации. В законе не разъясняется, что следует понимать под такими жизненно важными интересами.
В ст. 20.26 КоАП предусмотрена ответственность за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения.
Санкции для незаконно бастующих
Решение о незаконности забастовкиПризнание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.
Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать здесь.
Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье https://otdelkadrov.online/6107-usloviya-poryadok-privlecheniya-rabotnika-k-materialnoi-otvetstvennosti-vzyskanie-ushherba. При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.
Несанкционированная забастовка какое правонарушение
ТК РФ Статья 413. Незаконные забастовки
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
Несанкционированные митинги и ответственность за них.
Митинг,это массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично.Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность.
Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.
Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-газопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на, то пограничных органов.
Административная ответственность. Что грозит нарушителю?
Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведеия собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.
Не только организаторов могут наказать за нарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий. Участники митингов также могут быть подвергнуты административным мерам наказания при наличии на то оснований.
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом случае меры наказания куда серьезнее. Размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Уголовная ответственность по статье 212.1 УК РФ: наказание за неоднократные административные нарушения
Основанием для применения мер уголовной ответственности является неоднократное нарушение порядка организации или проведения мероприятия.
Меры ответственности суровые. Данное деяниенаказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Уважаемые граждане!
Принимая решение участия в том или ином мероприятии, нужно задуматься о последствиях. Данные о привлечении лица к уголовной и административной ответственности хранятся в базах информационного центра МВД РФ даже после погашения судимости. Информация о привлечении вас к ответственности негативно скажется не только на вас, но и на детях и родственниках при трудоустройстве на работу либо поступлении высшие учебные заведения.
Переговоры и правовой статус сторон в период их проведения
После объявления забастовки работодатель и нанятые им трудящиеся пытаются разрешить спор путем продолжения переговоров. В этот период они приобретают специфические права и обязанности.
Для работников установлены следующие нормы поведения:
- Они временно прекращают трудовую деятельность, за исключением выполнения необходимого минимума работ. Общие перечни в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности, в которой задействованы бастующие работники, установлены приказами госорганов. К примеру, действует Перечень минимума необходимых работ… в сфере информационных технологий, утв. приказом Минкомсвязи от 28.12.2016 № 719. На основании указанных перечней работодатель совместно с профсоюзом и органом местного самоуправления определяет конкретный минимум работ.
- На них не налагаются дисциплинарные взыскания, связанные с приостановлением работы, кроме случая, когда забастовка признана незаконной. В этот период увольнение из-за забастовки по инициативе работодателя трактуется как локаут, что влечет наложение на нанимателя штрафа в пределах 4000–5000 рублей.
Работодатель в это время действует в следующих рамках:
- Он обязан принять все необходимые меры для сохранения общественного порядка, сохранности своего имущества и собственности работников, не допустить остановки машин или оборудования, если это угрожает жизни и здоровью людей.
- Может не начислять зарплату за время остановки работ. Работодатель не имеет права принять такое решение в отношении сотрудников, занятых на обязательном минимуме.
Незаконная забастовка
Даже при соблюдении обязательных признаков забастовка может быть признана незаконной. Как указано в п. 59 постановления Пленума ВС России от 17.03.2004 № 2, отказ трудящихся от работы в целях разрешения коллективного спора может признаваться судом незаконным в случаях, когда:
- Имелись ограничения для реализации права на забастовку. Ее проведение запрещено:
- во время военного и чрезвычайного положения, при объявлении особых мер;
- в военных и иных организациях и формированиях, созданных для обеспечения обороны и безопасности России, проведения поисково- и аварийно-спасательных, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий;
- в правоохранительных органах;
- представителями работодателя;
- в компаниях и их обособленных подразделениях, обслуживающих особо опасные производства, оборудование;
- на станциях скорой и неотложной медпомощи;
- в фирмах и их обособленных подразделениях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, если забастовка создаст угрозу обороне и безопасности РФ, здоровью и жизни людей;
- в иных случаях, установленных законодательством.
- Забастовка проводится с нарушением установленных ТК процедуры, сроков или отдельных требований (если не были проведены примирительные процедуры).
- При принятии решения о временном отказе от работы не был набран кворум.
- За решение проголосовала меньшая часть участников собрания (конференции), а если решение принималось без их созыва, представительный орган не набрал нужного числа подписей.
- Не обеспечен требуемый минимум работ.
- Работодатель не был извещен о начале забастовки за 5 рабочих дней до ее начала.
Какая забастовка будет признана незаконной?
Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:
- Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
- Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
- Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.
Не признаются законными протесты:
- В процессе военного положения или ЧП.
- В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
- В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
- В спасательных, противопожарных организациях.
- В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
- В правоохранительных структурах.
- В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
- В скорой помощи.
- В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).
То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.
Комментарий к статье 413 ТК РФ
1. Положения комментируемой статьи направлены на определение случаев признания забастовок незаконными. Признание их таковыми обусловлено действием определенных обстоятельств, предусмотренных Конституцией РФ, — введение военного или чрезвычайного положения либо особых мер.
В то же время проведение забастовок недопустимо в рамках отдельных организаций и предприятий, например, в медицинских организациях, призванных оказывать экстренную помощь и обеспечивать поддержание здоровья и сохранение жизни человека. Проведение забастовок в таких организациях способно повлечь за собой значительный ущерб. В связи с этим закон определяет перечень организаций, для которых забастовка недопустима и априори незаконна в силу особого характера их деятельности. К таким субъектам относятся организации, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (т.е. осуществляющие деятельность в сфере энергообеспечения, отопления и теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, авиационного, железнодорожного и водного транспорта, связи, здравоохранения), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Ограничение проведения забастовок может быть связано с иными условиями, но в качестве обязательного требования закон предусматривает необходимость обязательного нормативного закрепления такого ограничения, причем реализовано оно может быть исключительно в федеральном законе. При наличии специального законодательного предписания забастовка признается незаконной, и ее проведение не допускается в рамках субъектов, относящихся к соответствующей категории. Аналогичным правом наделено и Правительство РФ в целях обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий. Реализация такого права осуществляется в рамках специального подзаконного нормативного акта.
Препятствием для проведения забастовки могут выступать и угрозы жизни и здоровью людей, т.е. высшей ценности в российском государстве, в связи с чем такая забастовка должна быть приостановлена либо отложена, если она была объявлена, но не начата.
2. Относительная незаконность забастовки может быть обусловлена действием определенных обстоятельств или совершением определенных действий ее организаторами. В частности, положения комментируемой статьи отражают частный случай относительно незаконной забастовки — нарушение сроков, процедур и требований объявления забастовки, установленных ТК РФ.
Относительный характер проявляется в том, что при условии соблюдения сроков и иных требований такая забастовка является законной, факт их несоблюдения превращает ее в незаконную, т.е. статус данной формы урегулирования спора напрямую зависит от порядка осуществления деятельности ее участниками, и в первую очередь, организаторами.
3. Единственным органом, к компетенции которого отнесено признание забастовки незаконной, является суд общей юрисдикции. Значимость принимаемого судом решения свидетельствует о том, что данная категория дел не может быть рассмотрена мировым судьей. Причем закон предусматривает специальную подсудность дел — судам субъекта РФ, минуя районные (городские) суды. При этом суд субъекта РФ по такому делу выступает в качестве первой инстанции.
Порядок производства в первой инстанции устанавливается ГПК РФ. В большинстве своем положения комментируемой статьи трансформируют отдельные процессуальные положения в ее нормы, например, обязанность уведомления работников о принятом судом решении. ГПК РФ рассматривает информационную обязанность в более широком смысле, указывая не только на необходимость уведомления, но и привлечения к участию в деле. В связи с этим нормы комментируемой статьи носят частный характер, и в рамках судебного разбирательства следует непосредственно руководствоваться нормами ГПК РФ.
Истцом в таком процессе выступает работодатель или прокурор в порядке осуществления надзора за соблюдением норм трудового законодательства. Следует особо обратить внимание, что решение суда подлежит немедленному исполнению, т.е. изменен общий порядок вступления в силу судебного акта — через 30 дней с момента его вынесения судом, что одновременно предполагает ряд особенностей и в процедуре обжалования такого акта.
Так считаются ли забастовки, которые сейчас проходят в Беларуси, законными?
— Формально забастовки, которые сейчас проходят в нашей стране, незаконны. Но надо отметить, что белорусское законодательства о забастовках и массовых мероприятиях не соответствует международным стандартам, — пояснил «АиФ» юрист, магистр права Александр ЖУК.
Если же говорить о проходящих забастовках в рамках белорусского законодательства, то это прогулы. И в принципе всех участников, которые вышли бастовать и отсутствовали на рабочем месте больше трех часов, можно уволить.
Теоретически, президент мог вообще написать, что забастовки незаконны. Но это уже будет прямым ограничением прав человека. А тот порядок проведения забастовок, который установлен законом – это также ограничение прав.
Забастовка как средство решения трудовых конфликтов
Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.
Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.
Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.
В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.
Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:
- Определение забастовки как законные действия работников;
- Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
- Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
- Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.
При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.
Это тоже важно знать:
Какова продолжительность сверхурочной работы для работников
Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.
Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.
При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.
Право проведения забастовки гарантирует следующие юридические возможности:
- Свободное обсуждение вопроса о проведении забастовки и возможность независимого принятия решения об участии в ней;
- Предоставление возможности свободно решать вопрос о форме и длительности проведения забастовки, а также о свободе обсуждения о выдвигаемых работодателю требованиях и осуществлении минимального выполнения обязательных работ;
- Беспрепятственное проведение забастовки и обеспечение общественного порядка без нарушения прав гражданских лиц, не участвующих в забастовке;
- Остановить проведение забастовке, если так было решено органом, который ее возглавил;
- Пользоваться гарантиями со стороны государства, среди которых: сохранение рабочих мест за теми, кто участвует в забастовке, запрет на локаут, запрет на привлечение к дисциплинарное ответственности тех, кто принял решение участвовать в забастовке.
Работающие граждане, как их представители, могут начать организацию забастовки в следующих случаях:
- Примирительные действия не привели к разрешению трудового конфликта;
- Работодатель не принимает участие в примирительных действий;
- Работодатель не следует договору, который был достигнут после разрешения коллективного трудового спора;
- Стороны коллективного трудового конфликта не пришли к соглашению о выполнении рекомендаций трудового арбитража.
Стоит отметить, что представители со стороны работодателя не имеют право на организацию и участие в забастовке.
Возможность осуществления прав на проведение забастовки закон связывает с наличием оснований, которые подтверждают невозможность урегулирования спора другими средствами.
Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (согласно статьям 410-412 ТК России), и при соблюдении некоторых условий. Одним из самых важных условий, в этом случае, является необходимость проведения предварительных примирительных действий. Позиция российского законодателя, который установил необходимость принимать примирительные меры до объявления забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность собственности работодателя, совпадает с представлениями МОТ о правильной реализации права на забастовку. Комитет по свободе ��бъединения МОТ считает обоснованными следующие условия для подготовки и осуществления забастовки:
- Установление необходимости в предварительном предупреждении о проведении забастовки;
- Обязанность предварительного осуществления примирительных мер;
- Наличие кворума и подтверждение решения о проведении забастовки большинством компетентных работников;
- Обязанность принять решение о проведении забастовки через проведение анонимного голосования;
- Принимать меры, которые предупреждают несчастные случаи и гарантируют безопасность проведения акции;
- Обеспечение выполнения минимального объема работ во время проведении забастовки в жизненно-важных отраслях;
- Обеспечении свободы принятия решения для работников, которые не хотят участвовать в забастовке.
С какой целью дано право на забастовку? Чтобы отстоять интересы бастующей стороны и разрешить спорную ситуацию, вследствие чего бастующим также даются определенные гарантии. К ним относят:
- Участие в забастовке не рассматривается как нарушение дисциплины труда и не является основанием для увольнения сотрудника. Исключением являются ситуации, когда от сотрудника последовал отказ в прекращении забастовки.
- Запрет на применение дисциплинарных взысканий к лицам, участвующим в забастовке.
- Сохранение работы и должности за работником на время забастовки.
- Возможные компенсационные выплаты лицам, которые участвуют в забастовке (если этот факт указан в коллективном соглашении).
- Участие в забастовке не расценивается как нарушение дисциплины.
Но, исходя из того, что работники во время забастовки не исполняют своих обязательств, работодатель имеет право не выплачивать им зарплату. Также те лица, которые не участвуют в забастовке, но по известным причинам не могут выполнять свою работу, должны в письменной форме известить об этом руководителя. Работодатель, в свою очередь, может перевести таких сотрудников на другую работу.