- Судебная практика

СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве).

Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия) (статья 2 закона о банкротстве).

Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

«..В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, например при банкротстве градообразующей организации (п. 2 ст. 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в деле о банкротстве должника (п. 1 ст. 34).

Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации предоставленных прав (п. 2 ст. 34 Закона о несостоятельности)» (извлечение из письма Минэкономразвития РФ от 03.10.2011 N Д06-4863 («Вопрос: О дополнительных гарантиях защиты прав работников и расширении прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя; об учете интересов муниципальных образований в ходе дел о банкротстве организаций»).

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Читайте также:  Что изменится для многодетных с нового 2022 года?

Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.

В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов.[14]

Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, в котором указывается и размер вознаграждения управляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует заметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.

При добавлении в ФЗ о банкротстве в 2015 г физических лиц, был неутешительный прогноз о том, что предстоит стремительный бум исков от рядовых граждан, и на Арбитражные суды ляжет большая нагрузка. Но судебная практика за прошедшие годы показала иную статистику. Работа судов по процессам о несостоятельности набирает обороты постепенно.

К концу 2015 г было подано более чем 2 тысячи заявлений. Для сравнения, дел о неплатежеспособности юридических лиц было рассмотрено 13 тыс.

В 2016 году уже в первые 6 месяцев показатели превысили прошлый год (почти 3 тысячи дел). Во втором полугодии количество заявлении от физических лиц превысило объем дел юрлиц в 1,5 раза.

В 2017 году существенное увеличение лиц, заявляющих о своей финансовой несостоятельности, произошло в 3-4 квартале. Прошли процедуру банкротства почти 19 тысяч россиян.

Уведомление конкурсных кредиторов

Перед проведением заседания всех участников процесса необходимо оповестить. Рассылкой уведомлений лицам, участвующим в процессе банкротства, занимается управляющий, которого назначил суд.

Уведомления могут направляться в письменном виде почтовым отправлением за 2 недели до предполагаемого мероприятия. Оповещать кредиторов также можно по телефону или по электронной почте. В таком случае сообщение должно быть направлено за 5 дней до собрания.

Если число заимодателей превышает 500 человек, управляющий обязан опубликовать оповещение в официальных СМИ. Такой способ уведомления может заменить только личное сообщение, доставленное на почтовый адрес получателя.

В сообщении указывается следующая информация:

  • реквизиты получателя;
  • время и место мероприятия;
  • перечень вопросов, рассматриваемых на заседании;
  • регистрационный регламент.

Согласно положениям упомянутого ФЗ, в деле о несостоятельности вправе принимать участие следующие субъекты:

  • непосредственно задолжавшее лицо – то есть человек или организация, имеющие неисполненные обязательства перед кредиторами или государственными органами. Заявление о несостоятельности подается им самостоятельно, однако оно должно иметь подтверждение неплатежеспособности;
  • кредиторы – лица или органы, имеющие требования финансового характера к должнику, они обязательно объединяются в единый орган (собрание);
  • арбитражный управляющий, назначенный судебным органом для ведения хозяйственной деятельности должника с целью улучшения его финансового положения, а также погашения взятых займов и иных задолженностей;
  • органы исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (чаще всего речь идет о налоговых инспекциях);
  • органы МСУ;
  • лицо, предоставившее финансовое обеспечение для оздоровления;
  • иные уполномоченные на то органы.

Указанный ФЗ определяет правовой статус участников процесса признания банкротом. Кроме того, в нем указаны полномочия и обязанности субъектов, которые являются ответчиками по делам о привлечении к субсидиарной ответственности.

Отдельно следует отметить статью под номером 35, где перечислены те, кто участвует непосредственно в процессе по делу о несостоятельности. К данным лицам относятся представители:

  • сотрудников должника, то есть кто-либо от трудового коллектива задолжавшей компании;
  • владельца имущества организации;
  • учредителей компании;
  • собрания кредиторов.

Если дело связано с государственной тайной, в разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде вступают представители федерального органа, отвечающего за безопасность. Также участвовать вправе в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях иные лица и органы исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальные органы власти.

Читайте также:  Куда и как можно использовать материнский капитал

Действия от лица конкурсных кредиторов осуществляются собранием. С точки зрения суда оно считается правомочным, если на нем присутствовало более половины лиц, включенных в реестр. Протокол собрания отправляется в суд не позднее 5 рабочих дней после его проведения.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Основные признаки банкротства юридического лица

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • не возвращенные кредитным организациям займы;
  • долги перед учредителями предприятия;
  • задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Назначение конкурсного кредитора и его права

Получение статуса «конкурсного кредитора» – это сложный процесс, занимающий много времени и включающий исполнение определенных требований. Большинство банков, СФО и других организаций, участвуя в процессе признания финансовой несостоятельности, стараются войти в их число. Все оттого, что полученный статус дает преимущества и лучшие права для финансовых организаций, целью которых является получение своих средств обратно.

Читайте также:  Порядок действий при угрозах от бывшего мужа

Среди всех прав конкурсного кредитора можно выделить основные:

  • подача ходатайств в судебный орган для изменения назначенного этапа производства;
  • возможность принять участие и наблюдать за конкурсным производством;
  • право запросить замену финансового управляющего;
  • возможность для кредитора принять участие в этапе восстановления платежеспособности гражданина или предприятия;
  • получение информации и выписок из реестра о наличии у должника обязательств и их размере.

Перечисленными правами обладают только те организации и частные лица, которые подали заявку и успешно прошли регистрацию в реестре.

Последствия банкротства юридического лица

Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.

К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:

  • Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
  • Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
  • Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Непосредственные участники в арбитражном процессе по делу о банкротстве

Согласно п. 1 ст. 35 ФЗ № 127 к ним относят представителей участников. Поверенные могут выступать от лица:

  • сотрудников должника (в этом случае неплатежеспособным является ИП или юрлицо)
  • собственника унитарной компании (имеет право не просто выступать от имени владельца имущества, но обжаловать действия и решения арбитража, кредиторов и судебных актов, касающихся внешнего управления)
  • учредителей должника (уполномоченный имеет все права участников процессуального законодательства)
  • от собрания кредиторов (то есть лицо, которое уполномочено принимать полноценное участие в процессе от имени всех кредиторов)
  • федеральных органов (касается области безопасности, если дело затрагивает доступ к сведениям, относящимся к гостайне)

Лица, которые также могут стать участниками процесса:

  • представляющие интересы властных органов (региональных или местных) в сфере банкротства
  • иные субъекты, предусмотренные АПК РФ (эксперты, специалисты, прокурор, пр.)

Помимо вышеперечисленных представителей в процессе имеют право принять участие (п. 2 ст. 35 ФЗ 127):

  • СРО арбитражных управляющих (для предоставления кандидата)
  • надзорные органы (в ситуации утверждения АУ)
  • текущие кредиторы (когда нарушены их права)

Согласно поправкам от 29.06.2015 года все указанные в ст. 35 ФЗ № 127 субъекты имеют одинаковые права в рамках ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *