- Страхование

Какая сельхозтехника должна облагаться транспортным налогом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая сельхозтехника должна облагаться транспортным налогом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Трактор и его категорийность

Весь транспорт, который эксплуатируется на территории РФ, условно делится на несколько категорий. Классификация основана на следующих признаках — технических и ходовых параметрах. В 2020 году машины делятся на семь категорий, среди которых А1 и А2, В, С, D, Е и F. Что касается тракторов, они могут быть отнесены к большей части из указанных «секций». Здесь многое зависит от характеристик транспортного средства. Выделим основные варианты:

  • «B» — сюда относится транспорт на колесах или гусеницах, если мощность мотора не больше 25,7 кВт.
  • «С». В эту категорию входит техника на колесах, имеющая мощность от 25,7 до 110,3 кВт. Как пример. МТЗ-80.
  • «D». Сюда включаются все транспортные средства с двигателем, имеющим мощность от 110,3 кВт. Обязательное условие, чтобы транспорт имел колеса (пример — К-744 Р).
  • «Е». В этой категории вся техника на гусеницах и с мощностью мотора от 25,7 кВт и больше (пример — ДТ-75).
  • «F». Это еще одна категория, в которую входит весь с/х транспорт.

Подобная категория льгот действует на всей территории России.

Прежде всего – это освобождение от налогов на тракторы, которые применяются собственниками с целью создания сельскохозяйственной продукции. Они указаны в перечне объектов, не подлежащих обложению налогами, согласно действующему Налоговому Кодексу. К подобным категориям производителям сельскохозяйственного продукта относятся все предприятия либо лица, ведущие личное подсобное хозяйство, а также платят единый сельскохозяйственный налог, то есть производящие продукцию, осуществляющие её переработку и продажу.К примеру:

  • Граждане, оказывающие различные вспомогательные услуги на тракторах в сельском хозяйстве.
  • Любые сельскохозяйственные кооперативы.
  • Различные рыбохозяйственные организации либо объединения.

Налоговым Кодексом (статья 361.1) установлены льготы только для грузовых автомашин массой более 12 т, зарегистрированных в системе «Платон». Льготы на трактора, комбайны и иную самоходную технику, не принадлежащим сельхозпредприятиям, устанавливаются региональными законами и действуют:

В республике Башкортостан Льгота предоставляется в размере 50% на все транспортные средства, принадлежащие сельхозпредприятиям, за исключением легковых автомобилей
В Воронежской области Льгота предоставляется организациям, ИП и фермерским хозяйствам в размере 100% при условии, что за предшествующий налоговый период выручка от сельскохозяйственной деятельности составила более 70% общего дохода
В республике Марий Эл для тракторов, принадлежащих хозяйственным службам, расчет налога производится с учетом понижающего коэффициента в 0,4
В Красноярском и Забайкальском крае освобождение от уплаты налога предоставляется организациям всех форм собственности, включая ИП, при условии, что основным направлением деятельности является традиционное хозяйствование
В Брянской области трактора и специальные автомашины, принадлежащие коммунальным службам, освобождаются от оплаты государственного сбора на 100%
В Архангельской области От уплаты налога освобождаются лесозаготовительные организации и компании, осуществляющие защиту лесных угодий региона
В Нижегородской области от оплаты налога в размере 100% освобождаются лесхозы, лесозаготовительные организации, компании, занимающиеся охраной лесов
В Оренбургской области льгота предоставляется компаниям, охраняющим животный и водный мир, а так же занимающимся воспроизводством в целях селекции лошадей
В Челябинской области льгота распространяется на трактора, принадлежащие организациям, занимающимся строительством и обслуживанием автомобильных дорог

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Читайте также:  Как Заполнить Рсв При Возмещении Из Фсс Образец 2021

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства[4].

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции[5].

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08[6]. Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ[7], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

^К началу страницы
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со

. Не признаются налогоплательщиками:

  • UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Нужно ли платить транспортный налог на прицеп?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, выясним, что такое прицепы или полуприцепы. Это такой вид имущества, который не может иметь водителя и не способен передвигаться самостоятельно. Для осуществления движения необходимо наличие основного ТС. Получается, что транспортный налог на прицеп платить не нужно.

С другой стороны, подобные механизмы тоже подлежат госрегистрации в ГИБДД, техосмотрам и страхованию. После прохождения регистрационной процедуры собственник получает документацию на объект. Тем не менее транспортный налог на прицепы и полуприцепы не начисляется и не уплачивается. Разъяснения содержатся в Приказе МНС № БГ-3-21/177 от 09.04.03 г., где в п. 12 разд. IV ясно сказано, что в перечень облагаемых автоналогом ТС не входят прицепы, а также полуприцепы и все прочие несамоходные объекты. Подобные средства следует учитывать в составе основных фондов предприятия, с установлением соответствующего Классификации ОС срока полезного использования.

Читайте также:  Калькулятор растаможки автомобилей

Это утверждение распространяется на любые полуприцепы/прицепы вне зависимости от их массы, целевого предназначения, года выпуска и объема. Если же компания все-таки получила требование из ИФНС об уплате ТН на прицепы, необходимо подготовить письменные возражения со ссылками на законодательные нормы и направить письмо в вышестоящую инстанцию для разбирательств. Обосновать свою позицию можно с учетом приведенных в нашей статье разъяснений налоговых органов в Приказе № БГ-3-21/177 от 09.04.03 г.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении[1]. В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)[8].

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

Земельный налог включается в группу местных налогов. Федеральное законодательство устанавливает перечень льгот, снижающих налоговую базу, либо полностью освобождающих субъектов от уплаты земельного налога.

Пенсионеры имеют право на получение такой льготы. Механизм ее предоставления заключается в уменьшении налоговой базы, исходя из уменьшения площади земельного участка на 600 кв. метров. Земельный налог физическими лицами рассчитывается от площади участка, поэтому, если общая площадь составляет, к примеру, 1000 кв. метров, то налоговая база будет исчисляться только на 400 кв. метров (4 сотки). Следовательно, здесь речь идет, скорее, не о полном освобождении, а лишь об уменьшении налоговой базы.

Полное освобождение полагается лишь в том случае, если налоговая база равна 0, ― если площадь участка равна или менее 600 кв. метров. Под эти поправки подпадают участки, находящиеся:

  • В собственности налогоплательщика.
  • В пожизненном наследуемом владении.
  • В постоянном (бессрочном) пользовании.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

Читайте также:  Нюансы электроснабжения частного дома

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009[2]).

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009[2]).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО[3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *