- Страхование

Понятие и особенности бюджетного учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и особенности бюджетного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.

Бухгалтерский учёт и отчётность в бюджетной организации

У некоммерческих организаций строгий порядок подачи отчётности. Каждый период — месяц, квартал, полгода, год — они сдают на проверку несколько документов. Например:

  • балансы на бланке по форме 0502130;
  • баланс компании на бланке 0503730;
  • отчет о результатах экономической деятельности по форме 0503721;
  • информацию о задолженностях на бланке 0503769 и другие.

В целом, некоммерческие компании отражают средства на балансе так же, как и коммерческие. Но здесь в бухучёте такие особенности:

  • на балансе отражаются активы и пассивы;
  • все статьи расходов и доходов ведутся подробно и детализировано;
  • данные отражаются за один прошедший год, а не за два, как коммерческие фирмы;
  • активы делят на две группы: финансовые и нефинансовые;
  • средства также классифицируют по группам — денежные и материальные;
  • в пассивах перечисляют все формы обязательств.

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Учет объектов операционной аренды осуществляется на счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» (Инструкция 174н п. 67.2):

  • 0 111 41 000 «Права пользования жилыми помещениями»;

  • 0 111 42 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

  • 0 111 44 000 «Права пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами»;

  • 0 111 46 000 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 111 47 000 «Права пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 111 48 000 «Права пользования прочими основными средствами»;

  • 0 111 49 000 «Права пользования непроизведенными активами».

При осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению, иным доходам на счете 209 00 000 необходимо учесть следующие изменения.

У группы счетов 209 40 изменилось название с «Расчеты по суммам принудительного изъятия» на «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба».

Введены новые счета:

  • 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

  • 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»;

  • 0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»;

  • 0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»;

  • 0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия».

Целевое финансирование

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

Нормативные документы и акты для бюджетного учета

Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:

  • муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
  • приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
  • приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Читайте также:  Военные санатории МО РФ в 2022-2023 году

Основные требования к бухучету

Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:

  • Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
  • Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
  • Периодический пересчет активов и обязательств.
  • Регистрация данных учета в национальной валюте.
  • Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
  • Создание системы внутреннего контроля.

Определение бухгалтерских записей

Бухгалтерская запись представляет собой метод регистрации хозяйственных операций на разных счетах. Суммы при этом равные. Через любой субъект хозяйственной деятельности каждый день проходит несколько платежей и торговых операций, в их числе:

  • проведение расчетов с поставщиками;
  • оплата налогов;
  • перечисление средств за покупку устройств;
  • обеспечение транспортировки товаров.

Бухгалтерские записи также можно назвать инструментом учета доходов и расходов. Отражается финансовая деятельность с помощью двойной записи:

  • Дебет содержит информацию о доходах из различных источников;
  • В Кредит вносят сведения о расходах, включая выплату заработной платы, расчеты с контрагентами.

Классификация проводок

Различают два вида бухгалтерских записей:

  • простые, в которых отражаются два счета (дебет и кредит);
  • сложные ― включают более двух счетов.

Проводки используются в зависимости от торговой операции.

Делятся проводки и по характеру отражаемой информации – на реальные, условные и уточняющие. Реальные используются для отражения хозяйственных операций, например, начисления и выдачи заработной платы. Условные возникают в результате методологии учета. Но на самом деле эта операция не совершалась. Используются для переноса или уточнения показателей.

Примеров может быть несколько:

  • закрытие счета реализации и определение финансового результата;
  • в издержки производства включаются расходы по управлению. Последние учитываются на счете «Общехозяйственные расходы», при этом никакие хозяйственные факты не происходят.

Уточняющие проводки предполагают ведение исправительных записей, а также записей по списанию калькуляционной разности по счетам производственного процесса. Они в свою очередь делятся на две категории:

  • дополнительные, которые увеличивают сумму оборота по счету, при составлении используются обычные чернила;
  • сторнировочные – при подсчете итогов красная сумма вычитается, составляются чернилами красного цвета.

Сервисные возможности

  • Контроль корректности и полноты вводимых данных;
  • Контроль остатков при списании (перемещении) материальных ценностей;
  • Контроль корректности вводимых проводок (бухгалтерских записей);
  • Контроль ввода и редактирования документов, операций;
  • Контроль модификации и удаления документов, введенных ранее «даты запрета редактирования»;
  • Контроль при удалении данных;
  • Табло счетов (оперативный просмотр итогов по счетам);
  • Числовой и формульный калькуляторы для выполнения текущих расчетов;
  • Календарь, позволяющий задать дату, стандартный или произвольный период;
  • Управление правилами округления сумм;
  • Групповая обработка документов;
  • Обмен данными (загрузка, выгрузка справочников, загрузка, выгрузка данных);
  • Обмен данными с программой «1С:Зарплата и кадры» в формате *.xml;
  • Загрузка бюджетных классификаторов;
  • Загрузка классификатора БИК (Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации);
  • Обмен информацией о расчетных документах с казначейскими системами;
  • Обмен информацией о расчетных документах с системами типа «Клиент-Банк»;
  • Свертка бухгалтерских итогов и деноминация;
  • Перенос информации из информационных баз предыдущей редакции бюджетной конфигурации;
  • Вызов правовой системы с диска Информационно-технологического сопровождения (ИТС) или «1С:Гарант. Правовая поддержка» (поставляются отдельно);
  • Интернет-поддержка пользователей: подготовка и отправка на мнения об использовании программы 1С:Бухгалтерия 7.7; подготовка и отправка на обращений в отдел технической поддержки; получение и просмотр ответов от отдела технической поддержки; участие в опросе пользователей программы «1С:Бухгалтерия», проводимом в целях изучения проблем, возникающих в процессе эксплуатации; обновление регламентированных отчетов и конфигурации с web-сервера (производится только при установленном диске информационно-технологического сопровождения (ИТС)); получение курсов валют с сервера РИА «Рос Бизнес Консалтинг»; быстрый переход на наиболее интересные разделы Интернет — сайта .
Читайте также:  Советы для тех, у кого описывают или арестовывают имущество

На текущий момент счета бюджетного учета имеют довольно ограниченную сферу применения, связанную с учреждениями государственного сектора. В качестве основного документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, выступает приказ Минфина № 152 н. Опираясь на разъяснения, приведенные в инструкции к нему, специалист государственной компании сможет корректно составить проводки, используя соответствующие счета учета.

Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете. В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете

, которые дадут представления о нем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *