Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос: В апреле 2018 году я обратился в отдел полиции нашего города с заявлением по вопросу распространения в сети «Интернет» информации о пропаганде насилия среди несовершеннолетних. До настоящего времени ответа на свое обращение я не получил, в связи с чем в мае написал повторное обращение. Аналогичная ситуация повторилась и со вторым моим заявлением. Подскажите, может ли прокуратура привлечь к ответственности сотрудников полиции за нарушение порядка рассмотрения моих обращений?
Как убрать сведения о судимости из базы МВД в 2022 году
Сегодня возможно убрать сведения о судимости из базы МВД, только обычный гражданин редко знает, как именно это сделать.
А наличие прошлых ошибок может серьезно отравлять жизнь людям, даже если они уже понесли за них наказание и таким образом искупили вину.
Наиболее часто проблемы возникают, если человек хочет устроиться на работу, а работодатель – проверить его на наличие судимостей. Также проблемным может стать попытка получения лицензии на оружие, оформление займа или визы для выезда в другую страну.
Если раньше о судимости можно было узнать, просто открыв паспорт человека, где ставилась специальная отметка, которую сложно убирать, то сегодня эта практика изменилась.
Информация указывается исключительно в официальной базе МВД, и получить эти сведения можно, если рассматриваемую базу открыть и ввести фамилию человека.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Кондуров К.Е.,
студент Уральского филиала, Российского государственного университета правосудия [1]
Органы внутренних дел обладают широкой сферой влияния на общество и общественные отношения. Они призваны гарантировать соблюдение прав и интересов граждан, охранять их от посягательств, так же, органы внутренних дел это олицетворение механизма принуждения государства, как одного из методов управления государством.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью осмысления теоретического аспекта правовых и организационных основ государственной службы в органах внутренних дел и исследование её методов с целью повышения продуктивности деятельности этих органов. Следует отметить недостаточную защищенность их прав и пробелы в сфере правового регулирования труда сотрудников органов внутренних дел. Остановимся на ответственности сотрудников органов внутренних дел за совершение административных правонарушений.
В современном российском законодательстве предусмотрен порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к административной ответственности. С принятием в 2001 году Кодекса РФ об административных правонарушениях были изменены и правовые нормы, которые регулируют административную ответственность, то привело к полному переосмыслению форм и методов работы по борьбе с правонарушениями государственных служащих в сфере государственной службы.
Для начала дадим определение административной ответственности государственных служащих. Под такой ответственностью принято понимать применение к государственным служащим, административных санкций за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 1 .
В соответствии с теорией административного права, принято выделять следующие признаки административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость. Данные признаки закрепились в действующем законодательстве и характеризуют противозаконные деяния в равной мере как совершенных в сфере государственной службы, так и в иной сфере. По мнению Козабенко, совершенное
сотрудником полиции правонарушение может рассматриваться одно- временно как административное и дисциплинарное нарушение .
В современной литературе Ю.Н. Старилов выделяет следующие условия наступления административной ответственности для лиц, состоящих на государственной службе [2] [3] [4] :
- 1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;
- 2) издание приказов (распоряжений) указаний, которые нарушают положение установленных общеобязательных правил, т.е. не соответствуют им;
- 3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административную процедуру.
- 4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях.
Основания наступления административной ответственности для сотрудников органов внутренних дел и особый порядок привлечения к ответственности определяется ст. 2.5 КоАП РФ. Так, в соответствии с данной статьей, сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативным правовым актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Нормативно-правовым актом, определяющим деятельность сотрудников органов внутренних дел является Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. В данном законе, в частности главе 6 (Правовое положение сотрудников полиции) содержатся основные сведения об ответственности полицейских. Часть 2 ст. 2.5 КоАП РФ в качестве исключения не содержит ст. 5.59 КоАП РФ. Таким образом, за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, которые имеют специальные звания сотрудников органов внутренних дел, привлечению к административной ответственности не подлежат, а несут наказание в дисциплинарном порядке.
В соотвествии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, в частности статьей 39, сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение дисциплины, в совершении которого установлена его вина [5] .
Кроме того, статья 33 Закона «О полиции» содержит в себе сведения об ответственности сотрудника полиции:
- 1. Сотрудник полиции независимо от занимаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжение. Данный пункт означает, что сотрудник несет ответственность за совершенные им действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.
- 3. Вред, причиненный гражданам и организациями противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- 4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции, либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудники полиции несут материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать: специальные составы административных правонарушений, а так же нарушения иных законодательств, за которые Особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде — предупреждения, административного штрафа и дисквалификации.
В качестве примера можно привести следующий случай: сотрудник полиции был привлечен к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора. Суть данного правонарушения состоит в том, что сотрудником полиции была проведена поверхностно и неполно доследственная проверка, в результате чего было вынесено незаконное постановление об отказе о возбуждении уголовного дела. Прокурором данное постановление об отказе было отменено и в связи с этим был поставлен вопрос об ответственности должностного лица за невыполнение законных требований. В следствие чего полицейскому был назначен штраф в размере 2 тысяч рублей. Аналогичный случай имел место быть быть и в Новокубанском районе Краснодарского края, тогда полицеские доставили в наркологической диспансер мужчину, где не было выявлено признаков алкогольного опьянения, тем самым полицейскими были нарушены права и законные интересы заявителя, выразившегося в его необоснованной остановке и необоснованном доставлении на медицинское освидетельствование.
На основании вышеизложенного можно выделить следующую проблему: в наше время, в органах внутренних дел не хватает квалифицированных кадров, нет профессионализма. Так как полиция олицетворяет собой такой механизм государства как управление, оно должно олицетворять собой закон. Проводя аналогию между сотрудниками полиции в СССР и современной России можно сделать вывод что в СССР сотрудники полиции соблюдали свои права и обязанности, полагаясь на закон, речь идет о качественной ответственности, а в современной России в органы полиции на рядовые должности часто заступают молодые, непрофессиональные люди, которые с халатностью относятся к своей деятельности, часто не соблюдают закон при осуществлении своих обязанностей. Для решения данной пробелы требуется более профессиональная подготовка полицейских для осуществления своих законных обязанностей.
Каждая претендентка проходит строгий отбор. Например, все должны быть здоровыми и иметь незапятнанную биографию. Девушек, которые ранее были судимы или имеют осужденных близких родственников, не возьмут на работу.
Часто руководители отделов устанавливают собственные ограничения и соглашаются принимать на службу только мужчин. Такие начальники считают, что сотрудникам женского пола не под силу справиться с обязанностями полицейского и отказывают даже в прохождении собеседования.
Соискательницам надо быть:
- ответственными и целеустремленными;
- организованными, пунктуальными и порядочными;
- способными к работе в команде;
- энергичными;
- быстрыми;
- стрессоустойчивыми;
- грамотными;
- наблюдательными;
- выносливыми.
На начальном этапе отсеиваются лица со скрытыми заболеваниями и отклонениями в психике. Таким людям запрещено занимать должности в правоохранительных органах. Врачебная комиссия проверяет физическую подготовку кандидата, проводит психологическое тестирование с целью определения профессиональной пригодности.
Что делать, если девушка хочет работать в полиции
Прежде всего рекомендуется ознакомиться со списком вакансий подразделения полиции в его кадровом аппарате. Кроме этого, можно посмотреть информацию о свободных местах в режиме онлайн на сайте МВД.
Необходимо заранее просмотреть график работы и сопоставить его со своими семейными обязанностями. Ведь в дальнейшем начальство не захочет каждый раз входить в положение сотрудницы и отпускать ее по личным делам.
Если привлекательная должность свободна, а график подходит, то девушка должна заняться составлением грамотного резюме. Затем его следует отправить на указанный в контактах электронный почтовый ящик.
Если звонка из отдела не последовало, то можно пойти на встречу с будущим руководителем. В ходе беседы надо показать свой настрой, решительность, желание работать в полиции и приносить пользу обществу. Для полицейских начальников большое значение имеет настойчивость и уверенность кандидата в выборе.
ГУВД: отчет с онлайн-конференции на тему отбора и поступления на службу
Кроме того, наличие судимости также является причиной запрета прохождения службы в органах внутренних дел.
То, что мы сейчас предадим гласности, со слов обратившейся к нам жительницы города, то ли к счастью, то ли к сожалению, не является достоверной, т.е. досконально проверенной информацией. Собственно, с надеждой на таковую проверку мы и решили напечатать ее без каких-либо комментариев.
Эти деяния влекут наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест. Если то же самое повторится в течение одного года после наложения административного взыскания, за аналогичные нарушения возможен штраф от 20 до 200 базовых, или общественные работы, или административный арест.
По ее рассказам, Вольск чрезвычайно криминальный город, где полиция просто захлебывается от шквала преступности. Возможно, именно этим и объясняется то, что в Вольске Одинцову с такой легкостью взяли на работу.
Natka, сотрудник без проблем по звонку телефона сливают инфу, не отрывая попу от стула, благо единая база позволяет. А кто их проверяет?
Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить. На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.
Ответственность закреплена в ст. 24.23 КоАП (в КоАП 2003 г. это ст. 23.34), состоящей из 6 частей, в которых описаны разные действия, поэтому ответственность отличается. Санкции в частях статьи значительно увеличены.
Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам. Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином.
Как вести себя в полиции при допросе?
Прежде, чем явиться на допрос, нужно разобраться с тем, когда стоит и когда не стоит на него идти. Существует определенная процедура вызова лиц для дачи показаний, которой обязаны следовать все без исключения сотрудники правоохранительных органов. Если вас вызывают в полицию для объяснений в первый раз, вы не знаете сути дела и причины вызова, но при этом следователь звонит на ваш телефон – внимательно выслушайте все его требования, запишите ФИО и звание, а также причину, по которой вас вызывают (если ее озвучат). Желательно также включить режим диктофона на телефоне, если он есть – запись поможет прослушать разговор еще раз, когда пройдет эффект шока от звонка, и принять взвешенное решение.
Но вы должны помнить, что вызов по телефону не может рассматриваться как официальный – в конце концов, вы не можете быть уверены, что вам звонит действительно полицейский, а не это чей-то розыгрыш, потому предложите собеседнику отправить вам повестку рекомендованным письмом, как это положено по процедуре. Это же касается вызовов через электронную почту, мессенджеры или по СМС. Если же вы изначально получили повестку по почте или вам ее вручил сотрудник правоохранительных органов лично, выбора нет – нужно идти давать показания.
Попав на допрос, первое, что вы должны выяснить – по какому делу вас взывали и в каком качестве. Если вас подозревают в совершении преступления, вам сразу же должны выдвинуть официальные обвинения и огласить подозрение в совершении правонарушения. Во всех остальных случаях вы выступаете свидетелем, даже если следователь пытается убедить вас в обратном. Еще раз: до тех пор, пока подозрение в ваш адрес не озвучено, по процессуальным механизмам вы остаетесь свидетелем по делу.
Придя на допрос, вы должны предоставить следователю свои документы, чтобы он мог удостовериться в том, что это действительно вы. Также работник правоохранительных органов обязан озвучить вам ваши права: возможность отказаться от показаний против себя и близких родственников. Если ваши права не были озвучены, напоминать об этом не стоит – в будущем это поможет признать весь допрос незаконным, а значит – не учитывать все сведения, которые были на нем получены.
Отвечая на вопросы полицейских, ведите себя максимально естественно, не пытайтесь юлить, давать уклончивые или откровенно неправдивые ответы – лучше вообще отказаться озвучивать тот или иной факт, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ, если вы считаете, что он может вам навредить. Помните о том, что дача ложных показаний – это само по себе уголовное преступление, а за молчание никто вас наказать не сможет. Даже если следователь будет на вас давать, угрожать, старайтесь сохранять спокойствие, ведь любые ваши слова или действия позже могут быть использованы против вас.
Следите за действиями полицейских: ведётся ли протокол допроса (он обязателен), есть ли понятые (в некоторых ситуациях они обязаны присутствовать, например, когда планируется изымать у подозреваемого какие-то предметы, проводить обыск и т.д.), правильно ли записываются ваши ответы. Также следите за временем: беспрерывно допрос может продолжаться не более 4-х часов, после истечения этого времени вы можете требовать перерыва, посещения туалета, приема пищи и т. д. Суммарно же допрос не может продолжаться дольше 8 часов, а также проводиться в ночное время (с 23 до 6), кроме экстренных случаев, когда от результатов допроса может зависеть общественная безопасность.
Если вы вдруг резко почувствовали себя плохо (это нередко бывает из-за стресса, вызванного тем, что полиция вызывает на допрос), сразу говорите об этом следователю. Он обязан оказать вам первую помощь, приостановить следственные действия, и, если есть необходимость, вызвать врачей или бригаду скорой помощи. Но плохое самочувствие – не защита от допроса: как только вам станет лучше или врачи дадут разрешение, разговор со следователем будет продолжен.
Наконец, когда допрос будет завершен, вас обязаны ознакомить с его протоколом и попросить подписать. Не спешите ставить свою подпись, внимательно перечитайте весь документ: каждое слово, каждая буква должны четко соответствовать тому, что вы говорили следователю. Особенно обращайте внимание на важные нюансы: даты, действия, суммы и т. д., словом, всё, что может быть использовано как доказательство против вас или близких. При нахождении малейших расхождений требуйте их исправить, и только после этого соглашайтесь подписать протокол.
Как узнать о судимости по фамилии в базе МВД
Получение сведений о судимости из базы МВД возможно по фамилии подсудимого. Именно этим пользуются работодатели, которые хотят свести к минимуму риски, что нанимаемый ими сотрудник был нечестен и нарушал закон. Особенно если должность ответственная и риски действительно серьезные. Также в бизнесе часто пытаются проверить биографию будущего партнера. Особенно, если это новый человек и у него нет наработанной репутации, а планируются длительные деловые отношения.
Но учтите, что согласно современному законодательству, получение рассматриваемых сведений невозможно, если не привлекать специалиста, имеющего право делать подобные запросы. Поскольку информация в базе ГИАЦ РФ используется только для внутренних целей, посторонним доступ к ней ограничен. Точнее даже невозможен. А вот правоохранительные сотрудники могут без проблем получить рассматриваемые сведения.
Запросить сведения из базы способны работники гос. и муниц. организаций, где осужденные, с которых не смогли убрать обременения, не имеют права работать. Также дать запрос могут организации, что выдают лицензию на оружие или оформляют визы. Согласно закону они не просто «могут», а «должны» проверить, не имеет ли обратившийся к ним человек, судимости. А если судимость есть, такому лицу откажут в его запросе, будь то попытка попасть на должность или получить визу.
Если запрос делает руководитель организации, которая не входит в перечень обозначенных органов, база не ответит, даже если судимость убрали. Министерство закрывает эту информацию от гражданских лиц, исключая ситуации, когда запрос делает человек с судимостью.
Единственный способ получить сведения не нарушая закон – спросить у самого работника. Конечно, не все люди говорят правду, когда им задают подобный вопрос, а некоторые пытаются незаконноудалить отметку. Если работодатель не уверен в правдивости слов человека, он имеет право запросить у сотрудника справку об отсутствии у него судимостей. Поскольку удалить эти сведения нельзя, в справке отразится статус работника.
Запрашивать справку о судимости по фамилии можно по интернету. Но учтите, что запрос желательно делать на официальных ресурсах, где невозможно удалить данные из базы. Государственные структуры имеют свои сайты, и только там можно получить правдивую информацию. Такая проверка бесплатная. Если сторонний сайт предлагает выполнить работу по запросу на получение информации в платном режиме, скорее всего это мошенники.
Конечно, человек с судимостью может попытаться убраться от момента её наличия, и теоретически это вполне возможно. Например, популярной схемой является попытка изменить свои персональные данные, поскольку убирать саму судимость не так просто. Люди обращаются в ЗАГС и подают заявление на смену персональных данных. После такого, если будете делать запрос с учетом новых ФИО, наличие судимости не подтвердиться.
Но схема раскроется, если отдел кадров госорганов обратиться с заявлением в МВД. Тогда выдадут информацию, как о судимости, так и о смене ПД, что сохранила база. Потому если в получениисведений заинтересован обычный работодатель, ему нужно требовать не только справку о судимости, но и документы о смене данных. Тогда сотрудник должен принести справку на оба реквизита.
Возраст наступления ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства
За нападение на полицейских судят не только совершеннолетних. Достаточно, чтобы нападавшему исполнилось 16 лет. Более юные правонарушители несут ответственность по ст. 111, 112, 113 УК РФ. И эти статьи тоже грозят реальным лишением свободы.
Как мы уже говорили, на приговор влияет много факторов. Например, признает ли преступник свою вину. Если он полностью раскаивается в содеянном, то суд может назначить ему только ⅔ максимального срока, предусмотренного определенной статьей УК РФ. Правда, обжаловать приговор ему запрещается.
Важную роль играют характеристики с места работы или учебы. Если они положительные, а человек ранее не привлекался к ответственности, то он может получить условный срок или более мягкое наказание. В течение этого времени ему нужно будет регулярно «отмечаться» в полиции. Но если он при этом совершит любое другое преступление, срок могут заменить на реальный.
К отягчающим обстоятельствам относятся предварительный сговор, нападение из мести, а также пребывание нарушителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Но, в любом случае, суд будет детально разбирать все обстоятельства дела. Как произошел конфликт, что ему предшествовало, какие отношения связывали потерпевшего и обвиняемого. Каждое дело о нападении на представителя власти рассматривается индивидуально, поэтому предсказать его исход сложно.
Можно ли устроиться в полицию без службы в армии
Ни в одном законодательном акте нет обязательного требования, касающегося обязанности прохождения службы в армии.
Однако армейская служба учит обращению с оружием, что является нужным для полицейского при выполнении своих обязанностей.
Поэтому кандидат с военным билетом становится предпочтительнее.
Есть 2 способа трудоустройства в МВД без службы в армии:
- Поступить в школу полиции после окончания общеобразовательной.
- Устроиться в патрульную службу (если нет желания учиться после 11 классов). Отслужив в ней от 3 до 5 лет, можно претендовать на другие специальности в системе МВД.
Служба в полиции приравнивается к армейской.
У кого больше шансов?
У юноши, который имеет высшее юридическое образование, есть больше шансов попасть в состав полиции. Полицейским может стать гражданин от восемнадцати до тридцати пяти. Обязательно нужно получить среднее образование и хорошо знать русский.
- Спортивные достижения
- Служба в армии
- Спортивные соревнования
- Высшее образование
- Возраст от 18 до 35
Для того чтобы трудоустроиться нужно:
- Написать заявление, передать его ответственному лицу;
- Подготовить пакет документов;
- Пройти тесты на физическую подготовку.
Кто имеет право заниматься доставлением
В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.
Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:
- Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
- Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
- Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
- Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
- В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
- При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.
О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.
Документы для трудоустройства
При первом посещении инспектора-кадровика кандидат представляет:
- паспорт гражданина России;
- военный билет, приписное удостоверение;
- документ, подтверждающий получение полного среднего или высшего образования;
- ИНН;
- СНИЛС;
- трудовую книжку, если имеется стаж работы по другому направлению деятельности.
После того как документы были проверены, соискателю предлагают заполнить:
- формализованное заявление о поступлении на службу;
- стандартную анкету, где указывают сведения о себе, близких родственниках;
- автобиографию, написанную своими словами.