Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила уплаты НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем заключить сделку по приобретению продукции у иностранной компании, стоит выяснить, есть ли у нее представительство в России. Если оно имеется, то у покупателя не возникает дополнительных обязанностей, поскольку расчетом и уплатой НДС будет заниматься представительство. В подтверждение факта его существования целесообразно запросить у иностранной компании копию свидетельства о постановке на налоговый учет в России.
Когда возникают обязанности налогового агента по НДС?
Случаи налогового агентства по НДС приведены в статье 161 Налогового кодекса. Налоговым агентом признается субъект хозяйственной деятельности, зарегистрированный в РФ, если он:
- приобретает на территории России продукцию (работы, услуги) у иностранного лица, которое не зарегистрировано в нашей стране в качестве налогоплательщика;
- является арендатором либо покупателем имущества у органов государственной власти или местного самоуправления;
- является участвующим в расчетах посредником при реализации на территории РФ товаров, работ или услуг иностранным лицом, не зарегистрированным в российской ФНС;
- реализует конфискат, бесхозные ценности, клады или имущество, подлежащее реализации по решению суда.
На практике чаще всего встречается аренда имущества у муниципальных органов, а также покупка товаров у иностранного контрагента.
Компания арендует имущество у органов власти
Заключая договор аренды федерального или муниципального имущества, нужно внимательно отнестись к тому, кто является арендодателем. Если это казенное учреждение либо федеральное или муниципальное унитарное предприятие (например, больница или вокзал), то обязанностей налогового агента у арендатора по этому договору не возникнет. Организации указанных типов сами платят свои налоги.
Если арендодателем выступает городская администрация, муниципалитет, комитет по управлению госимуществом или аналогичный орган, то арендатор становится налоговым агентом по НДС. При этом не имеет значения, какой заключается договор: двусторонний, то есть между арендодателем и арендатором, либо трехсторонний — между балансодержателем, арендодателем и арендатором. В любом случае компания, которая арендовала имущество, должна будет исчислить НДС с арендной платы и уплатить его в бюджет.
Когда НДС платит продавец?
Считается, что в общих случаях налог на добавленную стоимость уплачивает продавец. Перед этим он формирует сумму НДС, указывает её в счете-фактуре и получает деньги от покупателя при оплате товаров/работ/услуг.
НДС также начисляется продавцом и в тех случаях, когда передача товаров/работ/услуг происходит на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Вместе с этим в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ указан закрытый перечень операций, в отношении которых налог не исчисляется и не уплачивается.
Для расчета суммы налога, которую продавец должен перечислить в бюджет, необходимо из суммы НДС, исчисленной при реализации, вычесть сумму входного НДС по приобретенным им (как покупателем) товарам/работам/услугам.
Какие условия должен соблюсти налоговый агент, чтобы заявить НДС к вычету
Принятие к вычету НДС налогового агента возможно при соблюдении следующих условий: (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ):
- налоговый агент зарегистрирован в органах РФ и является плательщиком НДС. Агент, применяющий спецрежим или освобожденный от НДС (например, согласно ст. 146), не может принять налог к вычету. НДС иностранного поставщика в таком случае включается в стоимость приобретаемых услуг, работ или товаров;
- продукция, приобретенная у иностранного поставщика, используется в деятельности, облагаемой НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ);
- купленное имущество принято компанией-налоговым агентом к учету (об этом условии упоминается в письме Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 со ссылкой на п.1 ст. 172 НК РФ);
- у налогового агента есть все платежные документы, подтверждающие уплату удержанного НДС в бюджет. Исключения составляют НДС с покупок металлолома, вторичного алюминия, макулатуры и сырых шкур животных. По таким операциям к вычету заявляют начисленный, а не уплаченный НДС – поэтому платежные документы не требуются;
- агент приложил к декларации счет-фактуру, оформленную в установленном порядке (п. 3 ст. 168 НК РФ). Исключением является опять-таки приобретение перечисленных в предыдущем пункте товаров – возмещение НДС налоговым агентом в этом случае происходит на основании счета-фактуры, оформленного продавцом, а не покупателем, о чем говорилось раньше.
Налоговый агент по НДС в 2020 году
НДС представляет собой налог федерального значения системы налогового контроля России. Напрямую плательщиками данного бюджетного платежа он не уплачивается, так как считается налогом косвенным.
При выборе системы налогообложения необходимость перечислять государству НДС зачастую играет ключевую роль, вследствие чего многие компании выбирают для своей деятельности специальные налоговые системы.
Однако в том случае, если деятельность по своим характеристикам все же подстроить под УСН или ЕНВД нельзя, налогоплательщики вынуждены работать на ОСНО.
НДС по праву считается самым сложным для понимания налогом. Учет операций по НДС ведется с использованием активного счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и активно-пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Какие же виды операций подлежат обложению этим налогом? В первую очередь, это реализации товаров. Под реализацией понимается передача товара покупателю с целью получения денежного дохода.
Посредством внедрения такого налогового сбора, как НДС, в российскую практику, государство регулирует цены на жизненно важные продукты.
Ведь чем больше будет заявленная продавцом цена, тем больший налог, подлежит уплате в федеральный бюджет.
Таким образом, объектом обложения этим налогом является добавленная стоимость при передаче товаров конечному потребителю.
Налоговые ставки в зависимости от объекта дифференцируются и представлены в трех вариантах: 0%, 10% и 20%.
- Ставка 0% является экспортной ставкой и распространяется на операции, связанные с передачей товаров за пределы территории России. Правомерное применение этой ставки необходимо подтвердить в органах фискального контроля в течение 180 дней со дня оформления таможенных деклараций, представив полный пакет документов.
- Ставка 10% применяется при продаже продуктов питания, товаров для детей и медицинских учреждений, за исключением предметов роскоши.
- Ставка 20% является основной расчетной ставкой и применяется во всех случаях не указанных выше.
Отчитываться по НДС следует по истечении каждого квартала до 25 числа следующего месяца.
Уплата налога в общем случае
Для большинства организаций и предпринимателей, которые по закону должны платить НДС, действует такой порядок:
- по окончании отчётного квартала исчисляется сумма налога;
- сумма делится на три равные части;
- каждая из частей переводится в бюджет до 25 числа включительно каждого из трех месяцев следующего квартала;
- если 25 число выпадает на нерабочий день, крайний срок передвигается на первый идущий за ним рабочий.
Приведём пример. Компания рассчитала НДС за 2 квартал — он составил 99 000 рублей. Сроки уплаты НДС за 2 квартал 2022 года будут такими:
- 33 000 рублей — 25 июля;
- 33 000 рублей — 25 августа;
- 33 000 рублей — 26 сентября (перенос из-за выходного дня).
Кто признается налоговым агентом по НДС
Согласно Налогового кодекса (161 НК РФ), существует определенный перечень ситуаций, при которых даже лица, не обязанные оплачивать НДС и отчитываться по нему, должны уплатить налог за своих партнеров. К ним относят следующие ситуации:
- в случае получения поставок от иностранных лиц, которые не получили статус налогового резидента в РФ;
- в случае получения в аренду федеральных и муниципальных объектов;
- при реализации бесхозного имущества, конфиската, собственности, которая по суду должна быть реализована;
- в случае продажи судна, которое не поставлено на учет в Российском международном реестре;
- в случае продажи сырых металлолома, шкур и макулатуры (за исключением субъектов на спецрежиме).
Уплата НДС налоговым агентом
Если субъект РВ выступает в роди налогового агента, то правило «первого события» здесь не работает. То есть уплата НДС осуществляется по факту оплаты денежных средств поставщику. Поэтому применение ставок осуществляется следующим образом:
Событие | Ставка НДС до 2022 года | Ставка НДС с 2022 года |
Согласно контракта НДС не включен в стоимость товара | 18% | 20% |
НДС включен в стоимость товара | 18/118% | 20/120% |
НДС уплачивается иностранным поставщиком (его агентом) за электронные услуги | 15,25% | 16.67% |
Одновременно закон расширяет перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС. Так, с 14 июля 2022 года от НДС были освобождены услуги по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительным сетям оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физлицам для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ). Данные услуги теперь не являются объектом налогообложения НДС.
Кроме того, с 1 октября 2022 года от налогообложения НДС освобождаются следующие операции (новая редакция ст. 149 НК РФ):
- реализация банками драгоценных металлов в слитках и обработанных природных алмазов физическим лицам независимо от помещения этих слитков и алмазов в хранилища банков;
- реализация банками драгоценных металлов в слитках организациям при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ;
- реализация иностранными компаниями физлицам имущества (за исключением денежных средств) и имущественных прав, доходы от получения которых данного физлица подлежат освобождению от налогообложения НДФЛ;
- передача газа или оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям на безвозмездной основе потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях.
Как ИФНС посчитает совокупную обязанность.
Налоговики будут определять совокупную обязанность организации (ИП) в рублях на основании (п. 5 ст. 11.3 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023):
- налоговых деклараций и расчетов, в том числе уточненных, представленных самим плательщиком. Напомним, что с 2023 года устанавливаются единые сроки сдачи отчетности — как правило, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным / расчетным периодом, и единые сроки уплаты налогов — не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим периодом. То есть сначала — отчетность, потом — уплата налогов, сборов, взносов;
- уведомлений об исчисленных суммах налога, представленных в ИФНС. Их должны будут подавать организации и ИП, если срок уплаты для налога установлен раньше, чем срок представления отчетности по этому налогу, либо если такую отчетность вообще сдавать не нужно (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Напомним, что по действующему порядку все, кто добровольно перешел на ЕНП в 2022 году, должны представлять такие уведомления за 5 рабочих дней до крайнего срока уплаты соответствующего налога;
- налоговых уведомлений;
- решений налоговых органов (о предоставлении рассрочки, о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, об отмене решений о возмещении суммы налога и др.);
- судебных актов, касающихся сумм, учтенных на ЕНС;
- исполнительных документов о взыскании государственной пошлины;
- иных документов, влияющих на обязанность организации (ИП) уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи.
В силу п.3 ст.171 НК РФ в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги по аренде и сам исчисляет, удерживает и уплачивает НДС, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл.21 НК РФ.
Положения о вычетах применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика (п.3 ст.171 НК РФ).
Следует отметить, что требование уплаты налога, по мнению налоговых органов, означает в данном случае фактическое перечисление в бюджет денежных средств, а не отражение задолженности перед бюджетом в налоговой декларации.
Ответственность налоговых агентов… … за непредставление налоговой декларации
На основании п.5 ст.24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление налоговой декларации налоговые органы зачастую налагают на налоговых агентов штрафы по ст.119 НК РФ. Напомним, что согласно этой статье непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение 180 дней с установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. А непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Однако в рассматриваемом случае квалификация нарушения по ст.119 НК РФ неправомерна, поскольку данная статья предусматривает ответственность только для налогоплательщиков, а не налоговых агентов.
За непредставление налоговой декларации к налоговым агентам применяется норма, установленная ст.126 НК РФ. Согласно п.1 этой статьи непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Такой вывод сделан, в частности, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 17.12.2003 по делу N Ф03-А51/03-2/3039, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 11.11.2003 по делу N А28-5403/2003-235/21, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.11.2003 по делу N Ф04/5820-844/А67-2003, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.09.2003 по делу N А 49-424/03-19А/22.
Ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей
Если налоговый агент не исполняет свои обязанности, он рискует попасть под административную или уголовную ответственность. Административная ответственность подразумевает штрафы за небольшие нарушения.
Например, ст. 126.1 гл. 16 НК РФ предусматривает штраф в 500 рублей за предоставление документов, содержащих недостоверную информацию. За несоблюдение сроков удержания и перечисления НДФЛ может быть наложен штраф в 20% от неперечисленной суммы.
За нарушения в крупном и особо крупном размере, когда налоговый агент причинил материальный вред государству более чем на 5 млн рублей, полагается уголовная ответственность. Хотя законодатель здесь предусмотрел возможность не прибегать к столь жестким мерам, если виновник покроет весь ущерб и оплатит все налоги, пени и штрафы.
Почему правительство решило переводить всех на ОСНО?
В пояснительной записке к законопроекту об изменениях в НК РФ сказано, что концепцией законопроекта является урегулирование вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами.
Сейчас приобретение гражданами драгоценных металлов (за исключением монет) облагается НДС 20 %, в том числе реализуемых банками в форме слитков при их изъятии из хранилищ. Обратная же покупка слитков организациями и банками осуществляется по рыночной цене без НДС. Условие о взимании НДС в зависимости от факта изъятия слитков драгоценных металлов из банковских хранилищ закреплено в действующем законодательстве с целью предотвратить их реализацию на производственные цели. То есть действующая система налогообложения является основным препятствием для использования драгоценных металлов гражданами в качестве инструмента инвестирования.
Чтобы ввести в инвестиционный оборот для физических лиц драгоценных металлов в слитках, предложили освободить от НДС операции по реализации слитков физическим лицам и запретить применять специальные налоговые режимы, которые, по мнению властей, создают неравные условия на рынке ювелирных изделий и сокращают объём поступлений НДС в год до 20-30 млрд рублей.
Таким образом, новый закон преследует цели:
-
предоставить гражданам альтернативный инвестиционный инструмент, не имеющий кредитного и валютного риска;
-
привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль;
-
ликвидировать теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;
-
увеличить поступления в бюджетную систему по НДС, налогу на прибыль добывающих компаний, организаций и банков.