Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Саморегулирование и сертификация для СРО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Благодаря появлению СРО строительный рынок становится более открытым, цивилизованным и качественным. СРО вводят единые правила, нормы и стандарты для всех участников рынка и создают инновационную структуру регулирования услуг, предоставляемых многочисленными строительными компаниями, исключая моменты коррупции.
Основные функции саморегулируемой организации
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
-
применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные соответствующим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
-
разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
-
осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчётов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утверждённым решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
-
образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
-
организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведённых членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
-
обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, публикует информацию об этой деятельности в порядке, установленном соответствующими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации;
-
представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.
Органами управления СРО являются: общее собрание членов СРО; постоянно действующий коллегиальный орган управления; исполнительный орган. Функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.
К специализированным органам СРО, которые не являются органами управления, но создаются в обязательном порядке, относятся: орган, осуществляющий контроль над соблюдением членами организации требований стандартов и правил СРО; орган по рассмотрению дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия. Федеральными законами в отношении СРО отдельных видов деятельности может предусматриваться формирование иных специализированных органов. Например, в СРО оценщиков создается экспертный совет, членами которого проводится экспертиза отчетов об оценке.
Предусмотрено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия: 1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; 2) вынесение члену СРО предупреждения; 3) наложение на члена СРО штрафа; 4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО; 5) иные установленные внутренними документами СРО меры.
Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия (за исключением решения, предусмотренного вышеуказанным п. 4) могут быть обжалованы в постоянно действующий коллегиальный орган управления в сроки, установленные СРО. Решение постоянно действующего коллегиального органа управления об исключении лица из членов СРО может быть обжаловано лицом, исключенным из членов организации, в суд.
Правовая природа указанных мер дисциплинарного воздействия является дискуссионной. Правовой науке известно понятие дисциплинарной ответственности как института трудового права. Дисциплинарная ответственность — это обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей . Очевидно, что ответственность участников СРО не может квалифицироваться таким образом. Г.О. Аболонин приводит аргументацию, согласно которой в основе дисциплинарного производства саморегулируемых организаций используется гражданско-правовой фундамент . В.В. Романова приходит к выводу, согласно которому «юридическая ответственность членов саморегулируемых организаций имеет особое место среди различных видов юридической ответственности» . Т.В. Кувакина предлагает использование термина «статусная ответственность», соотносит ее с гражданской, административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью .
Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник. М., 2005. С. 326.
Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций — на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14.
Романова В.В. Указ. соч. С. 381 — 383.
Кувакина Т.В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 158.
Полагаем, теория юридической ответственности не должна быть закостеневшим явлением. По мере развития и усложнения общественных отношений сложившиеся понятия и институты претерпевают существенные изменения. Это касается и видов ответственности. Сегодня, когда формируется теория саморегулирования, необходимо глубокое научное обоснование особой правовой корпоративной природы ответственности членов саморегулируемых организаций.
Важно и то, что Закон о СРО предусматривает открытый перечень мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов организации. Аналогичные нормы содержатся и в специальном законодательстве. Так, согласно пп. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» саморегулируемая организация аудиторов может применить и иные, помимо определенных данной статьей, установленные внутренними документами СРО аудиторов меры дисциплинарного воздействия. Данная норма, по сути, превращает права СРО по принятию в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия в неограниченные.
Предваряя возможные злоупотребления СРО своими полномочиями, считаем необходимым применение следующей правовой конструкции: установление в Законе о СРО открытого перечня мер дисциплинарного воздействия, который может быть дополнен иными федеральными законами; определение специальными законодательными актами исчерпывающего перечня мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов соответствующих СРО, на основе Закона о СРО и с учетом специфики того или иного вида предпринимательской либо профессиональной деятельности.
В заключение отметим, что совершенствование правового обеспечения саморегулирования необходимо. Развитие данного правового института предпринимательского права и соответствующих общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, должно быть направлено на обеспечение частных и публичных интересов с целью достижения их баланса.
За что могут исключить из саморегулируемой организации
Все основания для изгнания строительной, проектной или инженерно-изыскательской компании из СРО описаны в статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Приведем их в полном объеме:
- двукратное невыполнение требований Госстройнадзора в течение года;
- нанесение ущерба клиентам или другим лицам из-за несоблюдения технических регламентов, установленных СРО и законодательством РФ;
- неоднократное нарушение стандартов и регламентов СРО в течение одного года (либо одно нарушение грубого характера);
- многократные задержки либо неуплата взносов (как регулярных, так и в компенсационный фонд).
По собственной инициативе можно выйти из СРО, если вас не устраивает размер членских взносов или вы прекратили деятельность. Также членство в саморегулируемой организации прекращается в случае ее реорганизации, присоединения к другой СРО либо расформирования.
Решение об исключении участника из СРО принимает общее собрание. В трехдневный срок это решение должно быть доведено до исключенного ИП или юрлица. Если принято решение о возврате средств из компенсационного фонда, деньги возвращаются также в день вступления в силу решения об исключении.
Ответы на вопросы читателей
Есть ли четкие государственные стандарты по требованиям к численности персонала строительной фирмы, образованию, стажу сотрудников и руководства?
Требования устанавливают сами СРО, но в целом они не слишком отличаются друг от друга. Например, обязательное минимальное число специалистов с высшим профильным образованием зависит от масштабов фирмы и составляет от 3 до 115 человек в строительстве, от 3 до 45 человек в проектировании и от 3 до 20 человек в инженерных изысканиях. У таких специалистов должно быть не менее 5 лет стажа по профессии, и не реже раза в 5 лет они должны проходить повышение квалификации.
Можно ли при выходе из СРО вернуть взносы?
Вступительный и членские взносы не возвращаются. Взносы в компенсационные фонды можно вернуть, если выход из СРО был добровольным либо в связи с реорганизацией СРО. Также ранее уплаченные взносы можно перевести в другую СРО. Обратите внимание: взносы не вернутся, если ранее производилась выплата из компенсационного фонда в счет возмещения вины вашей компании – в любом размере.
Если все требования соблюдены, а СРО отказывается вернуть взносы, участник вправе подать иск в арбитражный суд.
К основным признакам СРО относятся:
1) СРО — некоммерческая организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2) СРО создается для достижения определенных целей, а именно для разработки и установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также контроля за соблюдением требований данных стандартов и правил;
3) СРО основана на членстве. Саморегулируемые организации могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям в соответствии относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства и др.;
4) СРО — это объединения предпринимателей, построенные по профессиональному или отраслевому признаку. Как правило, объединение субъектов предпринимательской деятельности осуществляется исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо по совокупности признаков, объединяющих субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Преимущества СРО для ИП
Вопрос о получение статуса участника СРО не так актуален среди ИП ввиду незнания или непонимания достоинств пребывания в объединённом сообществе. Индивидуальный предприниматель – субъект СРО, который имеет возможность участвовать в крупных тендерах на проведение работ или услуг и проведении деятельности в сфере государственных заказов. Кроме того, саморегулирование в предпринимательской деятельности позволяет выполнять строительные или ремонтные работы на объектах с повышенной опасностью. Как бонус – предприниматель заводит полезные знакомства и работает с крупными партнерами, на которых не смог бы выйти самостоятельно. С 2017 года СРО имеет право представлять своих членов в суде, например, подать иск в суд для защиты предпринимателя в случае его банкротства, что также облегчает работу и сохраняет бюджет небольшого ИП.
1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие корпоративные организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.
3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
ФЗ О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ в общем виде устанавливает правовой статус, порядок создания, условия членства в них.
Сущность саморегулирувания – передача определённых государственных функций регулирующих предпринимательскую деятельность, непубличным органам с целью создания, в особом порядке, особых правил допуска к деятельности, особый контроль, об отмене допуска + обеспечение имущественной ответственности, правила предпринимательской и корпоративной этики. Помимо государственных требований свои профессиональные, новые требования к членам СРО.
Организация на рынке ценных бумаг
СРО арбитражных управляющих
Строительные организации (1. Собственное строительство, 2. Проектные работы, 3. Изыскательные работы – участие обязательно )
При обязательном участии, исключении = утрата правоспособности.
Саморегулирусмые организации — специальная разновидность некоммерческих юридических лиц Однако в ряде сфер отдельные саморегулируемые организации наделены полномочиями, не характерными для некоммерческих организаций В качестве примера можно привести право предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах третьих лиц, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства (см ст 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г № 38-Ф3 «О рекламе»). Саморегулируемые организации (СРО) возникают в различных промышленных и производственных отраслях в результате роста самосознания у участников деловых отношений. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним. Цель создания СРО — дебюрократизация российской экономики и формирование новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности.
История и назначение законодательства по СРО
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
Обязанности и функции СРО
Основные задачи прописаны в ст.6 ФЗ № 315. Сегодня, именно некоммерческие объединения, а не государство, несут ответственность за работу фирм, которые являются их членами. Законодательное регулирование контрольно-надзорных функций, способствует повышению качества оказываемых услуг.
Функции
- Создаёт стандарты качества предоставляемых услуг.
- Определяет соответствие кандидатов и членов требованиям закона.
- Осуществляет надзор и контроль деятельности, входящих в её состав фирм.
- Разрабатывает правила поведения, инструкции, документы для вступления.
- Анализирует работу фирм-участников.
- Регулирует возникающие конфликты с клиентами.
- Обучает сотрудников компаний, участников СРО.
- Оказывает правовую, юридическую поддержку на всех этапах работы и при проверках надзорных органов.
Саморегулирование в предпринимательской деятельности
Любые изменения, внесенные в документы и информацию, указанные в пунктах 1 — 7 и 9 — 12 части 2 настоящей статьи, должны быть размещены на официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления события, повлекшего за собой такие изменения, если иной срок размещения таких изменений не установлен федеральным законом.
Основной целью саморегулирования является дебюрократизация российской экономики и формирование гражданско-правовых институтов, направленных на закрепление практики добросовестного ведения хозяйственной деятельности.
Участники СРО должны неукоснительно выполнять правила объединения и регулярно перечислять необходимые взносы. Систематическое несоблюдение требований приведет к тому, что предприятие исключат из саморегулируемой организации. Сделанные взносы при этом не вернут.
Благодаря появлению СРО строительный рынок становится более открытым, цивилизованным и качественным. СРО вводят единые правила, нормы и стандарты для всех участников рынка и создают инновационную структуру регулирования услуг, предоставляемых многочисленными строительными компаниями, исключая моменты коррупции.
Согласно мировой практике общие регулятивные и охранительные меры, вводимые субъектами саморегулирования, зачастую устанавливают более высокий и детальный уровень требований к участникам рынка и их товарам (работам, услугам), нежели акты государственных органов власти.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.
Этот список примерный – каждая СРО имеет право самостоятельно включить в него и другие документы.
С 1 января 2009 года происходит замена государственного лицензирования на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в области строительства, проектирования и инженерных изысканий можно получить, только став членом СРО.
Этот список примерный – каждая СРО имеет право самостоятельно включить в него и другие документы.
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Предметом изучения предпринимательского права являются предпринимательство, предпринимательская деятельность.
Предпринимательство – одна из форм деятельности человека. Предпринять – значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь. Когда мы говорим «предприимчивый человек», то имеем в виду умеющего сделать что-либо в нужный момент, находчивого, изобретательного, практичного человека. Люди, которые осуществляют эту деятельность, называются предпринимателями. Без них нет предпринимательства. Но не любая деятельность человека является предпринимательской в том значении, которое придается ей в современном праве.
«Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Соотношение экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности.
Экономическая деятельность – процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Основой существования и развития общества является материальное производство. Благодаря производству создаются потребительная стоимость и новая стоимость. В рыночной экономике значительно возрастает роль стадии обмена. Предназначение обмена – опосредствование связей между производителями и потребителями, стимулирование одновременно активности и тех и других.
Цель экономической деятельности – удовлетворение потребностей человека в пище, жилье, одежде, других материальных и духовных благах, т. е. обеспечение его жизнедеятельности.
Хозяйственная деятельность – один из видов экономической деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами.
Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Она связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли.
Предпринимательство – такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель. Он соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат – получение прибыли.
Коммерческая деятельность, коммерция – это вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанной с торговлей, товарооборотом.
Признаки предпринимательской деятельности: 1) систематичность; 2)самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.
Деятельность предпринимателя может быть ограничена определенными рамками на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Конституция РФ предоставляет каждому право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и достижения целей учредителей.
Условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности. За незаконное предпринимательство гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).
Наличие правоспособности (возможность иметь гражданские права и нести обязанности), дееспособности (способность своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности).
Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст. 23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.
Статус индивидуального предпринимателя, коммерческой организации подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации и записью в реестре.
Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, не указанной в свидетельстве о регистрации, или не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. В этом случае суд может применить к таким сделкам нормы гражданского права, касающиеся предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях.