Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО по-новому: какие жуткие проблемы ждут российских водителей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Судьба замененных комплектующих
В ходе доработки документа его разработчики остановились на варианте, когда поврежденные комплектующие, которые меняются в ходе восстановительного ремонта, передаются страховой компании. «(Страховщик — ИФ) вправе распорядиться замененными поврежденными комплектующими изделиями (деталями, узлами, агрегатами) по своему усмотрению, если иное не установлено соглашением с потерпевшим», — говорится в постановлении.
При подготовке документа обсуждался еще вариант с передачей их потерпевшему.
Ранее у авторов документа не было единого мнения о допустимости перехода права на компенсационную выплату по договору уступки, обсуждался как вариант ее разрешающий, так и нет. В итоговый текст постановления вошел вариант, согласно которому право на компенсационную выплату может передаваться наряду с правом на страховое возмещение.
«Право на получение страхового возмещения или компенсационной выплаты может быть передано как после предъявления первоначальным кредитором (потерпевшим, выгодоприобретателем) требования о выплате страхового возмещения, так и после получения им части страхового возмещения или компенсационной выплаты», — говорится в постановлении.
О финансовом уполномоченном
Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.
При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.
Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.
В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.
Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.
Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.
Особенности ремонта по ОСАГО в 2022 году
По новым правилам, в 2022 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2022 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
Шаг 2: Проведение независимой экспертизы
По правилам полиса ОСАГО страховые компании не осуществляют выплаты деньгами, а производят ремонт пострадавшего автомобиля. Если сделать ремонт невозможно, то компания выплачивает денежную компенсацию.
Страховщик будет рассчитывать сумму на ремонт с учетом износа авто. И в любом случае поступает так, как выгодно ей: выдает направление на ремонт или выплачивает ущерб.
Если вы отдаете автомобиль на ремонт по решению страховой, то будьте готовы к тому, что сотрудники мастерской сообщат о нехватке суммы на полноценный хороший ремонт. Они могут предложить, чтобы вы доплатили за ремонт из собственных средств, причем рассчитывать на доплаты от страховой бесполезно.
Вы можете провести независимую экспертизу. Сделать это можно до визита в страховую, либо после. За проведение независимой экспертизы нужно заплатить, поэтому в данном случае будут приняты во внимание все ваши комментарии. По результатам экспертизы можно выявить все элементы, которые пострадали в аварии.
Благодаря такой услуге вы точно будете знать, какая сумма компенсации вам положена. Вы сможете выбрать СТО для ремонта автомобиля и в случае нехватки средств на ремонт, приводить аргументы независимой экспертизы.
Выплата утраченного заработка при вреде здоровья
Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2022 году?
Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.
Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.
Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.
Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.
Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
Критерии оценивания СК
Прежде чем покупать полис, рекомендуется изучить хотя бы небольшое количество тех предложений, которые доступны в Москве. Большой ошибкой считается банальное ознакомление с рекламным буклетом, после которого клиент тут же идёт оформлять страховку по системе ОСАГО.
Оценка должна быть объективной и корректной. Для этого учитывается целый ряд факторов, среди которых:
- репутация страховщика;
- длительность нахождения компании на рынке страховых услуг;
- разветвлённость отделений;
- гарантии и выплаты;
- финансовая стабильность организации;
- структура действующего портфеля;
- отзывы клиентов (причём на независимых ресурсах);
- скорость решения всех возникающих проблем и конфликтов;
- качество сервиса;
- компетентность и вежливость сотрудников.
Это те критерии, на которые чаще всего обращают внимание сами клиенты и потребители услуг.
У каждого автомобилиста свой подход. Некоторые действительно тщательно и детально анализируют деятельность компании, изучают информацию о ней, читают реальные отзывы, обращают внимание на рейтинги. И только после этого принимают окончательное решение.
Порядок выплаты страхового возмещения по ОСАГО
Выплата по полису ОСАГО — это компенсация в пользу пострадавшего лица. Она не покроет сумму, необходимую для ремонта транспортного средства виновника ДТП. Максимальная выплата по ОСАГО при ДТП в 2022 году составляет 400 000 рублей.
Чтобы выплаты поступили, необходимо направить соответствующее заявление и вызвать эксперта (представителя страховой компании). Случай может быть расценен как страховой или нестраховой. Соответствующее решение выносит страховая компания в соответствии с установленными правилами. Специалист оценивает ситуацию и сумму, которая причитается пострадавшему лицу. После этого сумма направляется адресату. По новым правилам вместо выплат страховщик вправе предложить ремонт автомобиля пострадавшего лица в мастерской. В таком случае выплату получит компания, производившая ремонт.
Теперь вы знаете, какова максимальная сумма и особенности выплат по ОСАГО. На нашем сайте вы сможете рассчитать стоимость страхового полиса для вашего автомобиля. Просто заполните графы в онлайн-калькуляторе и через несколько секунд вы получите результат. Также предлагаем получить исчерпывающую информацию о лучших страховщиках вашего региона.
На что может рассчитывать владелец повреждённого авто
Все права, как страхователя, так и страховщика прописаны в правилах. Данный документ утвержден на законодательном уровне и един для всех участников страхового рынка. В правилах конкретно указано, на что может рассчитывать пострадавший. Согласно закону пострадавшие в аварии стороны могут получить выплаты по ОСАГО 2017 за повреждение автомобиля:
- В виде денежной выплаты, путем перечисления денежных средств на личный счет потерпевшего. При этом сумму убытка будет оценивать не независимая экспертиза, а уполномоченный специалист страховой организации.
- В виде направления на ремонт. В этом случае клиенту потребуется поставить машину на станцию, а ремонтные работы оплатит страховая компания.
Каждый автолюбитель должен знать, что выплата полагается в том случае, если у каждого участника аварии ест действующий полис ОСАГО. В 2017 года в правила страхования были внесены глобальные изменения. Данные изменения коснулись способа выплаты. Теперь потерпевшая сторона будет получать не денежные средства, а направление на станцию, для проведения восстановительных работ. Конечно, страховая компания может произвести выплату в денежной форме, однако приоритет будет именно в направлении на ремонт.
Получить компенсацию пострадавший в аварии водитель сможет если:
- транспортное средство повреждено и не подлежит восстановлению (тотал)
- стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты в рамках договора ОСАГО
- в результате аварии водители или пассажиры получили травмы
- станции не могут произвести ремонтные работы, в связи с отсутствием необходимых деталей или оборудования
Что компенсирует ОСАГО?
Выплата страхового возмещения по ОСАГО полагается всем пострадавшим в ДТП только в том случае, если у виновника аварии есть действующий страховой полис. Если он вообще не оформлен, все затраты по возмещению ущерба должен будет нести сам виновник. После ДТП страховая компания виновника или страховщик пострадавшей стороны по системе прямого возмещения убытков компенсирует следующее:
- Ущерб, причиненный транспортным средствам в результате ДТП, в том числе затраты на:
- восстановительный ремонт авто;
- услуги эвакуатора;
- Ущерб другому имуществу;
- Вред здоровью водителей, пассажиров, пешеходов и иных лиц, в том числе затраты на:
- лечение;
- реабилитацию;
- протезирование;
- покупку специализированных транспортных средств (в случае установления инвалидности);
- покупку специальных продуктов в соответствии с назначенным лечением;
- Вред жизни водителей, пассажиров, пешеходов и иных лиц, в том числе затраты на захоронение.
Согласно закону «Об ОСАГО» страховым случаем признается только аварии с участием двух или более автомобилей, в результате которого ТС были причинены повреждения, а также вред здоровью граждан. Другие ситуации, при которых имеется подобный ущерб, полис ОСАГО не компенсирует. То есть, если автомобиль получил повреждения из-за действий третьих лиц и прочего, страховая компания выплачивать денежные средства или направлять на ремонт не будет.
Как рассчитать размер страхового возмещения при ДТП?
О том, как происходит выплата по ОСАГО и как рассчитывается ее размер, говорится в ряде нормативных актов РФ. Размер страховки, которую должен выплатить страховщик из-за наступления страхового случая, определяется независимой экспертизой или специалистами компании на основании единой методики расчета стоимости ремонта, если ущерб был причинен только транспортным средствам. Эта методика утверждена ЦБ в Положении №432-П. Согласно нормативному документу при расчете учитывается следующее:
- Стоимость запчастей, материалов, ремонтных работ СТО;
- Размер износа запчастей и других элементов машины;
- Стоимость остатков при полной гибели ТС;
- УТС имущества.
На основании утвержденных формул и коэффициентов производится расчет, результаты суммируются и получается общая сумма возмещения. В случаях причинения вреда здоровью используется методика расчета, утвержденная Постановлением Правительства №1164. Документ определяет нормативы в процентах от страховой суммы, которые необходимо выплатить потерпевшему в зависимости от вида полученной травмы. Так, при переломе одного позвонка потерпевшему будет выплачено 50 000 рублей (10% от страховой суммы), при сотрясении головного мозга — 15 000 рублей (3%) и т.д. Для тех, кому выплачивается страховка по ОСАГО при ДТП, в результате которого была получена инвалидность, установлены отдельные суммы компенсации:
- Инвалидам I гр. — 0,5 млн рублей;
- Инвалидам II гр. — 0,35 млн рублей;
- Инвалидам III гр. — 0,25 млн рублей.
Объем полученных повреждений определяется страховщиком на основании документов из медицинских учреждений, из справок о проведенном лечении и т.д. Все данные при расчете суммируются, и таким образом складывается общая сумма, которую и выплачивает страховщик. Если ее не хватает для покрытия всех расходов, или расчет произведен некорректно, страхователь может направить страховой компании претензию. Если она не будет удовлетворена в добровольном порядке, нужно обращаться в суд.
Общие правила предоставления страховки
Прежде чем подавать заявку на получение страховки в том или ином виде, следует внимательно ознакомиться с условиями предоставления таковой.
Перечень правил включает:
- Каждый гражданин, пострадавший в результате ДТП обладает правом на получение компенсации по ОСАГО при условии действующего договора страховки.
- Виновнику аварии компенсация не предоставляется. Исключение составляют случаи, когда пострадали несколько авто и виновник является одновременно пострадавшим.
- Получить выплату могут иные лица, кроме пострадавшего, но только при наличии доверенности. В случае смерти гражданина, страховка предоставляется близким либо дальним родственникам такового.
- Страховка может быть активирована лишь после предоставления документов и соответствующего заявления заинтересованным лицом.
- Фирма-страховщик обязана осуществить выплату страховки или предоставление таковой в ином виде в течение 20 дней с момента подачи заявки потерпевшим гражданином. В ином случае на компанию могут быть возложены санкции в виде штрафа.
- При отказе фирмы в предоставлении страховки, таковая обязана известить в письменном виде о своем решении подателя заявления.
Прямое возмещение и его порядок
Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.
Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.
При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:
- в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
- стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
- нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
- в результате аварии никто не пострадал;
- у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.
Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.