- Наследование

Что такое договор цессии по ОСАГО и когда его стоит заключать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое договор цессии по ОСАГО и когда его стоит заключать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стороны могут самостоятельно составить соответствующее соглашение, подписать его. Документ составляют в простой письменной форме в двух экземплярах. Порядок его составления подробно описан в п. 1 ст. 161, п. 1, ст. 452 ГК РФ. Главное четко указать в бланке то, что ранее оформленный документ расторгается.

Как расторгнуть договор цессии по соглашению сторон

Помните: с момента подписания соглашения основной документ считается расторгнутым. Это регламентируется п. 3 ст. 453 ГК РФ.

Именно поэтому в соглашении дату расторжения основного документа можно не писать.

Согласовывать позднюю дату также не требуется, т.к. между сторонами нет обязательств, на выполнение которых им нужно время.

Помните: согласовывать срок, в течение которого одна сторона должна вернуть второй стороне деньги или документы, нужно.

Также рекомендуется сразу согласовать условия, по которым будет выплачена неустойка при нарушении сроков.

Помните: если основной документ заверен нотариусом, то соглашение также требуется заверить. Это прописано в п. 1 ст. 452 ГК РФ.

С какими последствиями столкнутся стороны

В п. 2 ст. 453 ГК РФ четко говорится о том, что после расторжения договора обязательства сторон прекращаются.

Но не все так просто, т.к. стороны могут столкнуться с неприятными последствиями.

Название последствия

Выход из сложившейся ситуации

1. Требование по ОСАГО передано, полностью оплачено

Стороны не могут требовать друг от друга вернуть все выполненное по договору, но, если только ими или законом не были предусмотрены иные обстоятельства. Это правило регламентировано п. 4 ст. 453 ГК РФ. Помните: требование остается у второй стороны, а деньги за него – у первой.

2. Требование передано, но не оплачено, полностью или частично

Вторая сторона вправе не оплачивать право переуступки. В данном случае ей нужно вернуть требование, договор, акт, иные документы. Если же вторая сторона частично оплатила сделку, то первая сторона возвращает второй все деньги. Причем деньги нужно вернуть быстро, т.к. на них начисляются проценты. Об этом говорится в п. 2 ст. 1107 и в ст. 395 ГК РФ.

Но в п. 4 ст. 453 ГК РФ говорится о том, что можно предпринять и иные действия.

3. Требование оплачено, но не передано

Первая сторона может его не передавать, но должна вернуть второй стороне все сумму. Вторая сторона вправе получить проценты за пользование чужими деньгами начиная с того момента, как первая сторона узнала о том, что их нужно вернуть. Это правило регламентировано п. 2 ст. 1107 ГК РФ. Помните: по закону или договору стороны могут установить иные правила. Это регламентировано п. 4 ст. 453 ГК РФ.

4. Требование по ОСАГО не передано и не оплачено

В п. 2 ст. 453 ГК РФ четко говорится о том, что первая сторона не обязана передавать требование, а вторая сторона вправе не платить за него деньги. Помните: все требования о возвратах, исполненных по расторгнутому основному документу, заявляются по правилам, описанным в главе 60 ГК РФ, где рассказывается о неосновательном обогащении.

Заключение договора цессии

Для уступки права требования по обязательствам третьих лиц заключается договор цессии. В соответствии с порядком, изложенным в статье 389 ГК РФ, переход прав возможен только при заключении соглашения в соответствующей письменной форме и обязательной государственной регистрации.

При заключении договора цессии в соответствии со статьей 385 ГК РФ прежний кредитор обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие само наличие обязательства третьего лица перед прежним кредитором.

Для уступки права требования не требуется разрешение должника, если иное не установлено условиями договора между страховой компанией и застрахованным лицом.

При заключении договора цессии необходимо обладать информацией по налоговой дисциплине должника, т.е. страховой компании. В том случае, если сторона, несущая обязательства, имеет задолженность перед государством по налогам и иным сборам в бюджетные и внебюджетные фонды, могут возникнуть проблемы передачи прав на реализацию требования по выплате. Об этом свидетельствует современная российская практика арбитражного разбирательства.

Подводные камни договора цессии

Уже ни для кого не секрет, что на улицах городов России работают так называемые Аваркомы (аварийные комиссары — ред.). Некоторые из них работают «по старинке», оказывая помощь в составлении извещения о ДТП и в сборе документов, необходимых для обращения в страховую компанию, получая за это минимальную сумму, от 1000 до 1500 рублей.

А есть такие, которые пользуясь растерянностью и состоянием шока, попавшего в беду человека, оформляют с ним договор цессии (уступки права требования).

Читайте также:  Льготы для ветеранов труда - надбавка, условия, получение

Вот о них-то и пойдет речь в моей статье. Сразу хочу оговориться, что я лично не испытываю никаких неприязненных отношений к этим людям, у каждого своя работа и каждый по-своему зарабатывает себе на хлеб с маслом. Цель моей статьи – обратить внимание автомобилистов на то, что у каждой медали есть две стороны. А теперь обо всем по порядку.

Аваркомы предлагают потерпевшему «выкупить» его долг страховой компании за определенную плату. Варианты различные, от предложения денежных средств на месте, до полного выкупа поврежденного автомобиля. За это потерпевший, который должен быть владельцем поврежденного автомобиля, подписывает с ними договор цессии, уступая право требования страхового возмещения у страховой компании, а также оформляют нотариальную доверенность на сотрудников компании Аваркомов, доверяя им не только представлять свои интересы в страховых компания, ГИБДД, на почте и в судах, а еще и получение денежных средств, страхового возмещения и присужденного имущества.

Но, многие даже не догадываются о том, что, подписывая такой договор, они уступают Аваркому не только свое страховое возмещение, а гораздо большее. Цель автоюристов максимально использовать «страховой случай» и по возможности отсудить у страховых компаний штрафы и неустойки, ради которых и придумана вся эта схема.

Вот тут-то и начинается все самое интересное. Человек получил возмещение за поврежденный автомобиль, его все устраивает, он оправился от шока и начинает ремонт авто, а может и вовсе избавился от него и перекрестился… Аварком же нацелен на получение дополнительных бонусов, штрафов и неустоек, от имени потерпевшего, конечно. Я не буду подробно расписывать, каким образом они этого добиваются, у всех подход разный, цель моей статьи уберечь автовладельцев от подписания такого вида договора, или же, если у них все же есть необходимость реализации поврежденного авто, или же нет никакого желания заниматься получением страховой выплаты, то быть максимально внимательным и осторожным.

Для того чтобы получить штрафные санкции, обладатель договора цессии убирает его в сейф, и нигде и никому не показывает. Заявление в страховую компанию и дальнейшее обращение в суд оформляются от имени автовладельцев, подписавших цессию (уступку права требования). Все бы было ничего, и Аваркомы бы работали так и дальше, но суды стали более внимательно рассматривать такие категории дел. Согласно разъяснениям пленума Верховного суда, административный материал, составленный сотрудниками полиции в отношении виновника, при рассмотрении гражданского дела в суде не имеет преюдициального значения. То есть, говоря простым языком, виновник, при грамотном подходе и привлечении специалистов к участию в деле, может стать также и потерпевшим. Пусть не на все сто процентов, пусть на пятьдесят, но это в корне меняет ситуацию.

Бывший потерпевший, который давно забыл про свое ДТП, через год или два, узнает от судебных приставов, что должен бывшему виновнику своего ДТП определенную сумму денег, а может быть, эту определенную сумму уже даже сняли у него со счета, и он узнает об этом от сотрудника банка.

Почему так может получиться? — спросите вы меня. И я вам отвечу, что в любом ДТП виноваты оба водителя, если только это не наезд на стоящее авто. Почему оба? Да потому что водитель, севший за руль своего автомобиля, как говорил мой инструктор из автошколы ДОСААФ, «уже виноват», потому что, управляя автомобилем, водитель управляет источником повышенной опасности и несет ответственность перед всеми, кому может причинить вред, а если, не дай Бог, будет наезд на пешехода, даже если будет установлена вина последнего, водитель все равно будет отвечать перед ним, согласно Гражданскому кодексу.

Но сейчас не об этом, а о том, что при грамотной защите в суде виновник ДТП может назначить автотехническую экспертизу и поставить перед экспертами вопрос о том, имел ли второй водитель, бывший потерпевший, техническую возможность предотвратить столкновение. И как правило, в большинстве случаев эксперты отвечают, что да, имел.

Как? — спросите вы. Да, очень просто. В правилах дорожного движения есть несколько пунктов, которые мы с вами, управляя автомобилем, можем нарушать постоянно, даже не предполагая и будучи очень ответственным и дисциплинарным водителем.

Первый и самый распространённый вид нарушения, это пункт 10.1 ПДД РФ, согласно которому, управляя автомобилем, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности — видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Смоделируем ситуацию. Вы двигаетесь по дороге, вдруг перед вами внезапно, как вам показалось, появляется другой автомобиль, выехавший из двора, резко перестроившийся из другого ряда, да и просто, выехавший с полосы встречного движения. Правила предписывают вам, что можно только тормозить, крутить руль влево-вправо — запрещено. Соответственно, применив специальные познания, эксперт-автотехник вычисляет, имели ли вы техническую возможность в момент обнаружения этого автомобиля, возникшего перед вами, остановить свое транспортное средство в строгом соблюдении пункта ПДД. И очень часто оказывается, что имели. На дороге очень много «если» — если бы не было снега, то я бы успел затормозить; если бы я не слушал громкую музыку, а бы был внимательнее, мне бы хватило времени для остановки, если бы я вовремя сменил резину, то все было бы иначе… И вы сами, и без меня, это знаете.

Читайте также:  Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить

Еще один волшебный пункт правил, который мы частенько нарушаем, даже не задумываясь об этом, пункт 9.10 ПДД РФ: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения»

. А ведь в городе при таком плотном движении транспорта так сложно это сделать, правда? Мы сами, того не замечая, постоянно «жмемся» к впереди идущему автомобилю, когда торопимся, не обращаем внимания, что по разметке три полосы для движения в одном направлении, и выстраиваемся и в пять, и шесть полос на оживленном перекрестке, правда ведь? С кем такого не было?

Поэтому-то и получается, что невиновный, согласно документам ГИБДД, становится виноватым в суде.

Но вернемся к бывшему потерпевшему, которому пришло «письмо счастья» от пристава или который вдруг внезапно лишился части своих сбережений.

Начиная разбираться, этот человек узнает, что когда-то в суде был процесс, на который он, получив судебное извещение, не пошел, так как сотрудник фирмы Аваркомов сообщил ему, что все нормально, у нас же с вами договор, и мы все сделаем, не переживайте. И человек не переживал, забыл про это.

Вы попадаете в ДТП, вашей вины нет. Звоните на горячую линию страховой компании, чтобы получить возмещение или ремонт по ОСАГО. Вас отправляют на осмотр к «посредникам» — оценщику или аварийному комиссару. В офисе этой компании вам объясняют, что выплаты от страховой на ремонт точно не хватит, придется доплачивать. Далее вам предлагают подписать договор цессии на ремонт авто — якобы так ремонт получите быстрее. По этому договору оценочная компания или сам сервис обязуется организовать для вас ремонт авто, а вы взамен уступаете им право требовать выплату со страховой компании. После подписания договора вас будут кормить обещаниями, и сроки ремонта сильно затянутся.

В конце концов с вас потребуют доплату за ремонт, потому что деньги, полученные от страховой, уже закончились.

Например, у читательницы Кота-юриста Галины такая история приключилась с Согазом.

  • Страховая больше ни при чем.
    Ненавязчиво посылая вас к посредникам, страховая компания полностью снимает с себя обязанности по урегулированию страхового случая. Она не делает вам денежную выплату, не выдаёт направление на ремонт и не контролирует сроки и качество ремонта. Все связанные с ремонтом спорные вопросы ФЗ об ОСАГО больше не регулирует. Вы не получите от страховой ни выплату, ни предусмотренные законом об ОСАГО неустойки и штрафы и не сможете предъявить ей претензии по качеству ремонта.
  • Налоги.
    Страховые выплаты по ОСАГО освобождены от НДФЛ на основании статьи 213 НК РФ. По доходам от договоров цессии такое не предусмотрено, то есть налог в данном случае придется платить на общих основаниях (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.07.2015 №03-04-05/43362).

Разъяснения судов по спорным вопросам договора осаго (зобова е.п.)

Но уже после подписания сделки нужно уведомить фирму о смене владельца прав. Правила оформления договора К соглашению цессии предъявлены все те же требования, которым соответствует гражданский договор. Рассмотрим, какие обязательные сведения нужно внести в соглашение, а также как выглядит образец такого документа.

Договор вступает в силу со дня подписания настоящего договора и действует до полного исполнения обязательств Сторонами по отношению друг к другу в соответствии с п.3 настоящего договора. 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 3.1. Цедент обязуется: 3.1.1. Передать Цессионарию все необходимые документы, удостоверяющие его право требования: . 3.1.2.

Сообщить Цессионарию все иные сведения, имеющие значение для осуществления Цессионарием своих прав по перешедшему к нему требованию, в том числе обо всех возражениях Должника против требований Цедента. 3.1.3. Письменно уведомить Должника о состоявшемся переходе прав требования по Договору в срок до «»2018 года, о чем незамедлительно должен сообщить Цессионарию. Уведомления осуществляются путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о его вручении адресату.

3.2. Цессионарий обязуется: 3.1.1.

Когда можно продать страховое дело по ДТП?

У автовладельца могут выкупить страховое дело в том случае, если оно соответствует нескольким условиям:

  • Собран весь необходимый пакет документов.
  • Согласно условиям договора клиент страховой компании имеет право на получение компенсации.
  • Организация, специализирующаяся на выкупе страховых дел при ДТП, может получить прибыль в результате взыскания необходимой суммы со страховщика.
  • Страховщик намеренно занижает суммы выплат, а у собственника отсутствует возможность самостоятельно принимать участие в судебном разбирательстве.
  • СК намеренно затягивает время выплаты компенсации. Транспортное средство получило серьезные повреждения и собственник вынужден приступить к ремонту за собственные средства.

Образец договора цессии — схемы переуступки прав требования

Выкуп страховых долгов сегодня происходит либо по доверенности, либо по договору цессии. Образец договора цессии представлен ниже. Говоря о цессии, мы говорим о переуступке права требования к страховой компании. Другими словами, у потерпевшего в ДТП есть право требования к страховщику на выплату страхового возмещения и он это право требования может уступить другому лицу. Чтобы не было путаницы давайте назовем потерпевшего в ДТП — Первоначальный кредитор, а другое лицо — Новый кредитор. В свою очередь, после подписания договора цессии право требовать возмещения по страховому случаю со страховой компании принадлежит Новому кредитору. При этом Первоначальный кредитор (потерпевший в ДТП) получает от Нового кредитора деньги за уступаемое право. Вот и вся незамысловатая схема. Далее Новый кредитор сам судиться со страховой компанией, как правило в Арбитражном суде и после выигрыша судебного процесса получает свою часть прибыли.

Читайте также:  Оформление пенсии по потере кормильца

Понятие цессии и/или переуступки права требования по ОСАГО для наших сограждан новое и вызывает определенные опасения. Как правило, этот договор люди видят в последний момент и у них нет возможности с ним внимательно ознакомиться. Чтобы нивелировать этот пробел мы решили разместить образец договора цессии по ОСАГО на нашем сайте. Сразу отметим, что договор уже не раз апробирован и «очищен временем» от ошибок и несоответствий.

Компании-перекупщики используют всевозможные схемы для увеличения своей финансовой выгоды. Самый финансово опасный для клиента алгоритм: одновременное заключение договора цессии и доверенности на представление интересов в суде.

По договору цессии взыскать можно только фактический материальный ущерб, причинённый автомобилю. Зачастую мошенники не только заключают договор цессии, но и получают от водителя доверенность на представление его интересов в суде. Туда они обращаются именно на основании доверенности. Это даёт им возможность претендовать не только на всю сумму ущерба, но и на возмещение штрафов и процентов, положенных в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Клиенту мошенников это грозит начислением НДФЛ (налога на доходы). Дело в том, что штраф, назначенный судом – не считается страховой выплатой, а рассматривается как доход. Заплатить 13% придётся водителю, ведь доверенность даёт право лишь на предоставление интересов (п.1 ст.210, ст.41, 212, 217, 226 НК РФ). Официально именно водитель остаётся клиентом страховой.

Какие документы прикладываются

После заключения договора цессии страхователь обязан передать новому владельцу долга СК пакет документов. Его состав зависит от того, на каком этапе находится разбирательство со страховой и особенностей ситуации.
В стандартный перечень входят:

  • извещение о произошедшем ДТП при использовании Европротокола или постановление и протокол об административном правонарушении при привлечении сотрудников ГИБДД;
    Извещение о ДТП по европротоколу — Лицевая сторона Извещение о ДТП по европротоколу — Оборотная сторона
  • справка о ДТП, которая получается в отделении ГАИ;
  • экспертное заключение с оценкой нанесенного транспортному средству ущерба и расчетом суммы, требуемой для проведения ремонта.

Нововведения в законодательстве: запрет на переуступку

26 декабря 2017 года было выпущено постановление №58 Пленума ВС РФ . В нём рассматриваются различные спорные вопросы, которые могут возникнуть при в судебных разбирательствах, касающихся ОСАГО. После этого пошли слухи о запрете на переуступку прав требования.

Согласно указанному документу, передача права требования компенсации возможна. При этом из договора должно быть четко видно, какие именно права на какое конкретно возмещение передаются. Заключить договор цессии можно не раньше, чем наступил страховой случай (пункт 70 Постановления). Права переходят к новому кредитору ровно в том же объеме и на тех же условиях, что были применимы к владельцу авто.

По договору цессии можно передать только право на получение компенсации за вред, нанесенный автомобилю. Но не за моральный или причинённый жизни и здоровью ущерб. Не получится передать по соглашению и права на получение штрафов за просрочку страховщиком времени выплаты.

Продажа прав на требование со страховщика компенсации – удобный способ быстро и с минимальными усилиями получить деньги на ремонт машины, пусть и не в полном объёме. Но очень важно правильно заполнить документ и ответственно подойти к выбору нового кредитора. Иначе есть риск остаться вообще без возмещения.

Как правильно выбрать компанию для выкупа страхового дела при ДТП?

К выбору организации, готовой выкупить задолженность по страховому возмещению при ДТП, стоит подходить внимательно. Процесс осуществляется с соблюдением следующих правил:

  1. Не стоит обращаться в компании, утверждающие, что обязательно решат вопрос, и клиент сможет получить 100% от возмещения. Подобная ситуация невозможна. Часть денежных средств компания берёт за свои услуги. Поэтому такие обещания заведомо ложные.
  2. Не нужно в первый день после ДТП подавать заявление в коллекторскую фирму. Изначально рекомендуется попытаться решить вопрос со страховой компанией самостоятельно. После этого клиент поймёт, на что сможет рассчитывать.
  3. Все пункты договора о выкупе страхового дела при ДТП нужно тщательно изучать. Особое внимание стоит уделить сноскам и предложениям, напечатанным мелким шрифтом. Подпись на бумаге стоит ставить только после того, как удастся удостовериться, что подвох отсутствует.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *