Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговики действительно проверяют операции по банковским картам физлиц не только в рамках официальных налоговых проверок, но и в рамках стандартного предпроверочного анализа. Для этого разработан специальный программный модуль, который анализирует доходы и расходы налогоплательщиков. Данный модуль сравнивает доходную и расходную часть операций по банковским картам и находит отклонения.
Форма подачи документов
По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:
-
разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
-
каждую копию нужно заверить;
-
подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
-
листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
-
при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
-
заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).
Могут ли налоговики самостоятельно инициировать налоговые проверки физлиц?
С 01.01.2021г, в случаях получения доходов от продажи либо дарения недвижимого имущества, налоговики могут самостоятельно инициировать налоговые проверки. В указанных случаях, при отсутствии представленной в срок налоговой декларации 3 НДФЛ, налоговый орган может провести проверку на основе имеющейся у него информации.
Так как все данные по таким сделкам есть в гос. реестре, а запросить банковские выписки по счетам сложностей не вызывает, то результатом такой проверки, как правило, становится доначисление налога, штрафа и пени. Во всех иных случаях, для начала налоговой проверки налоговикам нужна декларация, направленная налогоплательщиком. Без нее, казалось бы, проверку начать нельзя, даже если предпроверочный анализ показал явное наличие незадекларированных доходов у физлица. Но, есть обходные пути…
Налоговое законодательство о проверках
Целью проверок НДФЛ является контроль за соблюдением налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются на основании ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ). Из названных норм следует, что контролирующие органы будут проверять:
- порядок определения налоговой базы;
- правильность применения налоговой ставки;
- правильность предоставления налоговых вычетов;
- своевременность и полноту перечисления налога в бюджет.
Напомним, что в силу п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.
Порядок проведения и особенности камеральных проверок установлены ст. 88 НК РФ, выездных — ст. 89 НК РФ.
Напомним основные моменты, связанные с проведением названных налоговых проверок. Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа, выездные — на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Основные отличительные черты камеральной проверки:
- проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
- осуществляется на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Могут ли налоговые органы затребовать дополнительные документы при проведении камеральной проверки? Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Что проверяют? Каковы этапы проверки? Сверка документации
По 6-НДФЛ ставятся временные отрезки, в которые были перечислены налоги. Эти данные подвергаются сверке с информацией, указанной в лицевой карточке фирмы или ИП.
Такие регистры ведутся для того, чтобы была возможность выявить существующие нарушения. Если они имеют место. Они позволяют просмотреть, вовремя ли были начислены и внесены в бюджет налоговые выплаты.
Некоторая часть мероприятий, связанных с проверкой, проходят в автоматизированном режиме с целью экономии времени работников ФНС.
Важно знать! Если в результате проверки не было обнаружено правонарушений, и информация не содержала ошибок, контроль считается завершенным. Если же будут возникать вопросы, акт проверки будет составляться лишь после их разрешения.
В каких ситуациях НК разрешает инспекторам запрашивать документы
В НК РФ указаны случаи, когда инспекция вправе истребовать в рамках камеральной проверки определенные документы.
1. У налогоплательщика есть операции (имущество), по которым он применил налоговую льготу. Документы, которые подтверждают право на заявленную в декларации льготу.
2. Налогоплательщик подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Документы, которые подтверждают правомерность вычетов налогоплательщика по ст. 172 НК РФ
3. Налогоплательщик является участником договора инвестиционного товарищества и представил декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ.
Сведения, которые отражают:
— период участия налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества;
— приходящуюся на него долю прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества
4. Налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой сумма налога к уплате меньше, либо сумма убытка больше, чем в ранее представленной отчетности за тот же период. При этом «уточненка» подана спустя два года со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период
Документы, перечисленные в п. 8.3 ст. 88 НК РФ, а именно:
— первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях отчетности;
— аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.
5. Проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Документы, на основании которых налог исчислялся и уплачивался.
6. Сведения об операциях, отраженные в представленной налогоплательщиком декларации по НДС, противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся:
— в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС;
— в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом
Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. К иным документам можно отнести, например, книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
7. Налогоплательщик, использующий налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, представил в налоговый орган декларацию, в которой заявлена такая льгота.
Документы и сведения, которые подтверждают соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и их участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и законами соответствующих субъектов РФ.
8. Налогоплательщик представляет декларацию по акцизам, при этом выполняется любое из следующих условий:
— в декларации заявлены налоговые вычеты по ст. 200 НК РФ в связи с тем, что покупатель вернул налогоплательщику ранее реализованные подакцизные товары, кроме алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции;
— декларация представлена в связи с тем, что налогоплательщик — производитель алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции возвратил этиловый спирт поставщику — производителю этилового спирта;
— в декларации отражены налоговые вычеты сумм акциза, которые налогоплательщик уплатил при ввозе в РФ подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения вычетов сумм акциза. Исключением являются документы, ранее представленные в налоговые органы по иным основаниям.
9. Проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам, в котором отражены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, и применены пониженные тарифы страховых взносов
Сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
10. Проводится камеральная проверка декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ.
Пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и первичные и иные документы, подтверждающие правомерность его применения.
Какие документы проверяет налоговая в ходе проверки?
Перечень документов, которые проверяют налоговики, отличается для камеральной и выездной налоговых проверок. Если речь идет о камеральной налоговой проверке, основным проверяемым документом выступает декларация субъекта предпринимательства, где отображены доходы и расходы за отчетный период, размер уплаченных налогов, налоги к возмещению государством и т. д. Кроме этого, инспектор ФНС может затребовать и дополнительные документы, которые могли бы прояснить спорные и неочевидные моменты в налоговой декларации, а именно:
- первичная бухгалтерская документация – накладные, акты выполненных работ, банковские справки, путевые листы и т. д., то есть, документы, которые могли бы подтвердить те или иные операции, отображённые в налоговой декларации. Важно отметить, что налоговики могут требовать предоставить первичку только за тот период, который проверяется;
- документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот – если налогоплательщик использует льготную налоговую систему или льготную ставку налогообложения, сотрудники ФНС могут запросить бумаги, которые подтверждают правомерность ее использования, например, сделки с товарами и услугами, не облагающиеся налогом на добавленную стоимость;
- копии договоры, заключенных в отчетный период – помимо первички, налоговики также могут запросить и сам текст договора, поскольку в первичной документации могут быть не отображены все данные относительно проведенных операций. Конечно, договоры могут быть затребованы только за тот отчетный период, по которому проводится проверка;
- выписки с банковских счетов, бухгалтерских книг, журнал учета счетов-фактур и т. д. – если информации, которую получил налоговый инспектор, недостаточно для решения по налоговой проверке, он может запросить и некоторые другие документы, чтобы удостовериться в правдивости или неправдивости предоставленных сведений. К таким документам относятся различные выписки или справки, в зависимости от конкретной ситуации.
Что касается документов, проверяемых при выездной налоговой проверке, то здесь перечень несколько шире. Помимо всех бумаг, перечисленных выше и касающихся камеральной проверки, дополнительно могут быть затребованы практически любые документы, связанные с операциями, проводимыми компанией за отчетный период. Однако и здесь действует то же самое ограничение – требуемые документы могут касаться только периода, который проверяется, более старые бумаги налоговики истребовать не имеют права.
Порядок истребования документов в ходе проведения налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ. Причем в п. 12 ст. 89 НК РФ прямо указано, что в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
В требовании о предоставлении документов указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган в рамках выездной проверки может истребовать практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления.
Еще раз особое внимание на то, что истребуемые налоговиками документы должны иметь прямое отношение к предмету выездной проверки.
Проведение выездной проверки по НДФЛ
Выездную налоговую проверку осуществляют, основываясь на требованиях НК РФ.
За одну проверку вашу компанию могут проверить как:
- Налогоплательщика;
- Плательщика сборов;
- Налогового агента.
При этом проверка может охватить три последних года деятельности вашей компании.
Но стоит отметить, что под проверку может попасть и текущий период, хотя, если судить по практике это обстоятельство используется редко.
Это легко объяснимо: текущий период проще проверять не выезжая в ваш офис, то есть посредством камеральной проверки.
Еще один факт, из-за которого проверяющий может проигнорировать текущий период – это специфика самой процедуры налогообложения.
Для части налоговых платежей итоги определяются за текущий календарный год. Получается, что до того, как начнется следующий календарный год, проверять попросту нечего.
Инспекторы ФНС проверяют:
- Сроки и полноту оплаты налогов в бюджет;
- Насколько правильно применяется налоговая ставка;
- Правильность оформления налоговых вычетов;
- Правильно ли определяется налоговая база.
Какую документацию могут запросить:
- Кадровую документацию;
- Статистические формы;
- Налоговые карточки по НДФЛ;
- Справки 2-НДФЛ;
- Первичную финансовую документацию.
6-НДФЛ является одной из форм отчетности, которая сдается в обязательном порядке. Сдают такой отчет и ИП, и юридические лица. А процедура проверки является обязательной.
Обычно эта форма предоставляется только в электронном виде. Предоставить ее на бумаге вы можете, только если в вашей компании менее 25 сотрудников.
Если же это правило к вам не относится, а расчет вы предоставите в бумажном варианте, придется заплатить штраф в размере двухсот рублей.
Она инициируется после того, как вы сдадите расчет 6-НДФЛ. Чтобы начать мероприятие, сотруднику ФНС не требуется получать решение вышестоящего руководства, как в других случаях.
Длится эта проверка не дольше, чем три месяца, этот срок регламентируется НК РФ.
Цель проверки 6-НДФЛ, как, впрочем, и других, заключается в том, чтобы обнаружить ошибки и нарушения либо убедиться в их отсутствии.
Вся процедура делится на несколько этапов:
- После того как специалисты ФНС получат от вас форму 6-НДФЛ, прежде всего они сверят общую информацию о вашей компании: сверят адрес, номер ИНН, а также ряд других данных;
- Проверяется, насколько верно заполнен расчет: данные должны быть заполнены нарастающим итогом;
- Сверяются контрольные соотношения: это помогает выявить, соответствуют ли данные, которые вы подали, тем, что уже имеются у инспекторов;
- Проводят пересчет данных для того, чтобы выявить допущенные ошибки арифметического характера.
Эти соотношения принимаются для того, чтобы проверки в разных регионах страны проходили единообразно.
Это помогает не только проверяющим, но и плательщикам налогов проверить, правильно ли они заполнили расчет.
В число контрольных соотношений входят следующие показатели:
- Дата, которую вы проставили на титульном листе (если подадите документ несвоевременно, можете получить штраф);
- Начисленный доход не может превышать налоговые вычеты, но может быть равен им;
- Сумма начисленного налога не может быть больше фиксированного авансового платежа, но может быть ему равна.
В 6-НДФЛ проставляются сроки, когда перечислены налоги. Эту информацию проверяющие сверяют с той, что указана в лицевой карточке вашей компании или ИП.
Такие регистры и составляются для того, чтобы выявлять нарушения. Также они позволяют узнать вовремя ли вы исчислили и внесли в бюджет налоговые платежи.
Часть проверочных мероприятий проходит в автоматизированном режиме, для экономии времени сотрудников ФНС.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Проверка 3-НДФЛ ИП направлена на выявление:
— соответствия заполненной декларации существующим требования;
— взаимосвязи данных всех сданных форм налоговой отчетности отдельно взятым ИП;
— правильности либо ошибочности использования ставок налогов, применяемых льгот, расчета непосредственно самого налога;
— наличия всех требуемых документов;
— правомочности использования налогового вычета (при его наличии);
При проведении камеральной проверки инспекторы налоговой службы имеют право на запрос подтверждающих документов о фактических доходах и расходах.
Итогом проведения камеральной проверки является принятие декларации или отказ в ее принятии.
Если в ходе камеральной проверки 3-НДФЛ были обнаружены недочеты или несоответствия, то сотрудники налоговой предъявляют ИП требование о необходимости в пятидневный срок передать им разъяснения, либо внести изменения в декларацию 3-НДФЛ.
В случае предоставления декларации 3-НДФЛ для получения налогового вычета и принятия сотрудниками налоговой инспекции положительного решения в этом вопросе, расчетная сумма направляется ответственному налогоплательщику в срок – 1 месяц согласно ранее составленному им заявлению.
Форму 3-НДФЛ по закону обязаны заполнять ИП, выбравшие общую систему налогообложения.
Важно! В 2022 году для внесения данных о величине доходов ИП, подлежащих обложению налогов, используется обновленная форма отчета 3-НДФЛ (Приказ ФНС от 03.10.2022г. № ММВ-7-11/569@).
По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.
На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа (п. п. 2, 4 ст. 101 НК РФ). Руководитель или его заместитель может предпринять меры дополнительного контроля, если решит, что нельзя сделать однозначный вывод о нарушении законодательства. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения мероприятий и оформления нового акта.
Если же руководство ФНС сразу примет окончательное решение, то возможны два варианта:
- о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
- об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).
Документы, которых нет
В рассматриваемом споре есть и еще одна примечательная деталь. Среди прочих ревизоры запросили бумаги, о существовании которых коммерсанты не знали. Поэтому предоставить их просто не смогли. И даже больше: арбитры указали на то, что и сами налоговики не смогли доказать существование таких документов:
Более того, в судебном заседании представитель налогового органа подтвердил, что на момент вынесения решения и на момент рассмотрения дела ему не было известно достоверно о существовании указанных документов к бухгалтерским справкам. Иными словами, налоговым органом достоверно не установлено и документально не подтверждено само фактическое существование указанных выше спорных документов, а также наличие таких документов у Общества.
Получается, что компанию обвинили в том, в чем ее вина не была доказана. Эту часть санкций ревизоров судьи отменили.