- Гражданское право

Инструкция по охране труда для водителя автобуса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда для водителя автобуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это не самый простой вопрос. Статья 212 Трудового кодекса РФ и «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59 возлагают эту ответственность на работодателя, без уточнения должностного лица, которое должно этим заниматься.

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

Кто отвечает за составление инструкции по охране труда для водителя?

Возникает вопрос на кого возложить данный вид обязанности: на лицо ответственное по ОТ в организации или на сотрудников ответственных по ОТ на рабочих местах? Дело в том, что во многих других отраслевых актах (например, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства) ответственность за разработку инструкций несут именно руководители структурных подразделений, то есть ответственные по ОТ на рабочих местах.

В «Рекомендациях по организации работы службы по охране труда в организациях», утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на специалистов по ОТ (ответственные по ОТ в организации) возложена обязанность методической помощи при разработке инструкций и контроля сроков пересмотра.

На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    1. К управлению автобусами допускаются водители автобуса не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления автобусом соответствующей категории и талон к нему, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности.

    Стажировка водителя-стажера автобуса должна проводиться в дневное, вечернее по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты перевозок.

    Для информирования участников дорожного движения на маршрутном транспортном средстве, используемом при проведении стажировки водителя, устанавливается табличка с надписью «Стажер».

    2. Не реже одного раза в 6 месяцев водитель проходит повторный инструктаж, при необходимости — внеплановый и целевой инструктажи, ежегодно – проверку знаний по вопросам охраны труда.

    3. Водитель обязан:

    • соблюдать правила дорожного движения;
    • останавливаться по требованию работника Государственной автомобильной инспекции;
    • содержать автобус в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
    • уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем для них сигнале регулировщика или светофора, и пешеходам, идущим к находящемуся на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производятся с проезжей части дороги или посадочной площадки, расположенной на этой стороне проезжей части дороги;
    • принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения детей, инвалидов, людей преклонного возраста, а также велосипедистов;
    • принимать меры по недопущению загрязнения дорог;
    • соблюдать требования настоящей Инструкции;
    • соблюдать требования пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
    • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
    • знать и соблюдать правила технической эксплуатации обслуживаемого транспортного средства;
    • выполнять только ту работу, которая поручена, не допускать на рабочее место посторонних лиц; не покидать рабочее место в рабочее время без разрешения руководителя работ;
    • правильно применять необходимые специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом руководителя работ;
    • соблюдать правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, режим труда и отдыха, трудовую дисциплину (отдыхать и курить допускается только в специально оборудованных для этого местах).
    • выполнять требования охраны труда; знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
    • знать место расположения аптечки первой медицинской помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
    • сообщать непосредственному руководителю работ или другому уполномоченному должностному лицу нанимателя обо всех происшедших с ними дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях, нарушениях правил дорожного движения, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, замеченных неисправностях.

    4. Водитель обязан соблюдать правила личной гигиены:

    • пищу необходимо принимать только в специально предназначенном месте, предварительно вымыв руки с мылом;
    • не допускается мыть руки в масле, эмульсии, керосине;
    • для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этих целей устройств (сатураторы, питьевые бачки, фонтанчики и тому подобные устройства).

    5. Водителю не допускается:

    • управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, передавать управление автобусом лицу, находящемуся в таком состоянии;
    • управлять автобусом в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автобусом лицу, находящемуся в таком состоянии;
    • участвовать в дорожном движении на автобусе с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), с неисправными стеклоочистителями (во время выпадения осадков), а также с иными неисправностями, предусмотренными Правилами дорожного движения;
    • пользоваться во время движения автобуса мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения автобуса допускается только в случае, если автобус оснащен комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
    • выполнять ремонт автобуса и его обслуживание на проезжей части дороги;
    • создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;
    • эксплуатировать автобус с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированный в установленном порядке, не прошедший государственного технического осмотра;
    • допускать загрязнение дорог и окружающей среды.

    6. В процессе работы на водителей автобуса возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

    • движущиеся машины и механизмы;
    • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    • вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при обслуживании автобуса;
    • стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автобуса;
    • возможность возникновения пожара, как при движении автобуса, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся жидкостей;
    • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
    • недостаточная освещенность рабочей зоны;
    • эмоциональные перегрузки, монотонность труда;
    • нанесение травм посторонним лицом.

    ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

    30. Автобус должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров.

    31. Перед пуском двигателя необходимо затормозить автобус стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

    32. Пуск двигателя автобуса производить при помощи стартера.

    33. Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.

    34. При пуске двигателя автобуса пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

    • пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
    • не брать рукоятку в обхват;
    • при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
    • не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
    • не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (пассажиров и др.).
    • 35. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автобуса.

    36. Для подогрева двигателя и системы питания автобуса, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.

    37. Необходимо вести автобус со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автобуса, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автобуса, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автобуса.

    38. Водителю не разрешается:

    • во время стоянок спать в кабине и салоне автобуса при работающем двигателе;
    • продолжать движение с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения;
    • осуществлять движение по маршруту с открытой дверью кабины водителя;
    • буксировать автобус при наличии в кабине или салоне автобуса пассажиров;
    • отвлекаться во время движения, принимать пищу, курить и т.п.;
    • вывешивать в кабине вымпелы, талисманы и прочую печатную продукцию;
    • пользоваться авто-радио и магнитолами, не предусмотренными конструкцией автобуса;
    • возить с собой спиртные напитки, наркотические и токсические вещества;
    • управлять автобусом в болезненном состоянии или при алкогольном (наркотическом, токсическом) опьянении.

    39. С целью исключения выброса охлаждающей жидкости и пара пробку радиатора и расширительного бачка на горячем двигателе необходимо открывать осторожно, накинув на нее ветошь, постепенно стравливая давление в системе охлаждения.

    40. По возможности следует дождаться, когда система охлаждения двигателя остынет ниже 95-ти градусов Цельсия и давление в системе снизится.

    41. Для доступа к расширительному бачку для контроля уровня охлаждающей жидкости и её доливки необходимо пользоваться специальной стремянкой. Не допускается использовать подручные предметы.

    42. Не разрешается производить работы в моторном отсеке двигателя при работающем двигателе.

    43. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автобуса.

    44. При управлении автобусом, необходимо проявлять особую осторожность в местах интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, на крутых подъемах и спусках, поворотах, перекрёстках, на мостах и у железнодорожных переездов, при обгоне и других случаях усложняющих управление автобусом.

    45. В сложных погодных условиях (туман, гололед, снегопад и пр.) необходимо вести автобус со скоростью обеспечивающую безопасность движения, в исключительных случаях останавливать автобус, включить габаритные огни (аварийную сигнализацию).

    46. Для предупреждения случаев обмораживания и ожогов при устранении неисправностей в пути, следует работать только в рукавицах, не допускается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

    47. Остановку и стоянку автобуса производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части.

    48. Не допускается останавливать и оставлять автобус в проездах и проходах препятствующих движению транспорта и пешеходов.

    49. Оставляя автобус, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса и использование его другими лицами:

    • выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
    • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
    • установить под колеса автобуса противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
    • закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).

    50. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.

    51. Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

    52. Необходимо осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

    53. Не допускается движение автобуса при нахождении людей на подножках, а также выпрыгивать из кабины автобуса.

    Читайте также:  Договоры поручения, комиссии и агентирования

    54. При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.

    55. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.

    56. Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.

    57. Перед подачей автобуса назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

    58. Для организации безопасного движения автобуса, при движении задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) движение осуществлять по сигналам другого работника.

    59. Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:

    • при въезде и выезде из ворот организации, склада;
    • при движении задним ходом;
    • в местах ограниченной видимости;
    • во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

    60. Не открывать и не закрывать ворота бампером автобуса.

    61. В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:

    • допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
    • оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
    • эксплуатировать неисправные приборы системы питания автобуса;
    • применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
    • при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
    • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
    • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
    • применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.

    62. При обращении с топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

    • перевозить и хранить топливо можно только в исправных резервуарах или металлических бочках с плотно закрывающимися металлическими крышками или пробками на бензостойких прокладках;
    • заполнять резервуары топливом необходимо не более чем на 90% их вместимости;
    • исправность тары, заполненной топливом, следует проверять ежедневно. Причины, вызывающие подтекание и «потение», следует немедленно устранять. Если это невозможно, автобусное топливо необходимо перелить в исправную тару, соблюдая все меры предосторожности, чтобы топливо не разлилось, не попало на тело или одежду работника;
    • не допускается при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом.
    • при появлении во время движения запаха топлива водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.

    63. Заправку автобуса производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.

    64. Перед заправкой автобуса необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автобуса газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).

    65. На заправочном пункте не допускается:

    • курить и пользоваться открытым огнем;
    • проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
    • нахождение пассажиров в салоне автобуса, кабине.
    • использовать шланги и тому подобные приспособления, которые допускают подтекание.
    • заправлять автобус топливом при работающем двигателе;
    • использовать заправочный пистолет без рукавиц;
    • допускать попадание топлива на кожу рук и тела;
    • получение топлива в любые емкости, кроме топливных баков;
    • работа предпускового подогревателя двигателя и автономного отопителя кабины водителя;
    • перелив топлива.

    66. Для предотвращения возгорания на автобусе не допускается:

    • при неисправной топливной системе подавать топливо самотеком из емкости (канистры);
    • применять для мытья двигателя, одежды и пр. – бензин и др. ЛВЖ;
    • оставлять в кабине, моторном отсеке, багажных ящиках и пр. местах загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;
    • заправлять и хранить топливо в любых емкостях, кроме топливных баков;
    • допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
    • курить, (пользоваться огнем) вблизи от топливных систем, бака и пр.;
    • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей на автобусе (отогревание замёрзших топливопроводов и т. п.);
    • использование на автобусе нестандартных предохранителей.

    2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
    2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса (микроавтобуса) и проверить:
    — техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
    — давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
    — наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед. аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
    — заправку автобуса (микроавтобуса) топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
    2.3. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки, брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
    2.4. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
    2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
    2.6. Заправку автобуса (микроавтобуса) топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне автобуса (микроавтобуса) запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.
    2.7. При работе автобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
    — операции по приемке, заправке автобуса (микроавтобуса) и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса (микроавтобуса);
    — продувку бензосистемы производить насосом;
    — использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
    — при попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
    — в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
    — при заправке автобуса (микроавтобуса) этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.
    2.8. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева, только при закрытом вентиле нормоподогрева.
    2.9. При обслуживании газобаллонных автобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
    2.10. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
    2.11. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.

    Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (2022)

    2.1. Перед началом работы водитель должен:

    — пройти предрейсовый медосмотр;

    — получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии;

    — надеть спецодежду и спецобувь.

    2.2. Проверить наличие следующих документов:

    — водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством;

    — регистрационных документов на транспортное средство, а при наличии прицепа и на прицеп;

    — путевого листа, лицензионной карточки и документов на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документов, предусмотренных правилами перевозки этих грузов;

    — страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

    2.3. Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

    — исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;

    — отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей — на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;

    — давление воздуха в шинах и их исправность;

    — надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность;

    — заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

    2.4. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

    2.5. Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.

    2.6. После запуска и прогрева двигателя проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

    2.7. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

    — неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;

    — несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;

    — отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

    2.8. В случае обнаружения неисправностей, обнаруженных при осмотре, не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом непосредственному руководителю.

    3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки на территории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно для работников и других посторонних лиц.

    3.2. Скорость движения транспортного средства по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях — 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов — 40 км/ч.

    3.3 Во время работы на линии водитель должен:

    — быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей, запрещено самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;

    — перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя на эксплуатируемое транспортное средство;

    — во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;

    — скорость движения автомобиля выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этом требования дорожных знаков к скорости ТС;

    — выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить;

    — при маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

    3.4. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

    — выключено зажигание или прекращена подача топлива;

    — рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;

    — транспортное средство заторможено стояночным тормозом;

    — под колесо грузового автомобиля установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).

    3.5. При выходе из кабины транспортного средства на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

    3.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и поблизости нет людей.

    3.7. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.

    3.8. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.

    Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.

    3.9.. Сцепка и расцепка транспортного средства должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.

    3.10. Перед началом движения автомобиля задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

    3.11. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:

    — седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;

    — полуприцеп заторможен стояночным тормозом;

    — передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).

    3.12. При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.

    3.13. Перед подъемом части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона (кузова) и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).

    3.14. При вывешивании грузового автомобиля с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

    3.15. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с транспортного средства колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.

    Образец должностной инструкции водителя автомобиля 2021-2022

    4.1. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля необходимо отвести транспортное средство на обочину или на край проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить на расстояние 15-30 м позади него знак аварийной остановки.

    Читайте также:  Социальные льготы для работников РЖД и их семьям в 2022 году

    4.2. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.

    Это не самый простой вопрос. Статья 212 Трудового кодекса РФ и «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59 возлагают эту ответственность на работодателя, без уточнения должностного лица, которое должно этим заниматься.

    Возникает вопрос на кого возложить данный вид обязанности: на лицо ответственное по ОТ в организации или на сотрудников ответственных по ОТ на рабочих местах? Дело в том, что во многих других отраслевых актах (например, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства) ответственность за разработку инструкций несут именно руководители структурных подразделений, то есть ответственные по ОТ на рабочих местах.

    В «Рекомендациях по организации работы службы по охране труда в организациях», утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на специалистов по ОТ (ответственные по ОТ в организации) возложена обязанность методической помощи при разработке инструкций и контроля сроков пересмотра.

    На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.

    Хотя в основе ИОТ любого водителя будет лежать типовая инструкция, правила безопасности будут разниться в зависимости от вида автотранспорта и груза, который перевозится — инструкции, которые получат водитель легкового автомобиля и водитель мусоровоза, будут очень разными.

    Можно выделить три основных вида ИОТ:

    • для легковых автомобилей;
    • для грузовых автомобилей;
    • для ТС специального назначения.

    Первая часть инструкции, выдвигающая общие требования по технике безопасности, может совпадать для различных видов транспорта.

    • Водитель АТ должен быть старше 18 лет.
    • Не иметь противопоказаний по состоянию здоровья.
    • Он обязан пройти все требуемые инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный (1 раз в три месяца), внеплановый, инструктаж по электро- и пожарной безопасности). График прохождения инструктирования составляется работодателем, а их прохождение фиксируется в специальном журнале.
    • Водителю необходимо пройти стажировку на рабочем месте (длительность стажировки определяется руководителем).
    • Он должен регулярно проходить медицинские осмотры: 1 раз в два года проводится плановый осмотр, также проводится психиатрическое освидетельствование.

    Инструкция также оговаривает использование защитных средств.

    В следующих разделах инструкции указываются действия водителя по подготовке автомобиля, проверке его готовности к выполнению маршрута (прописаны действия в случае обнаружения неисправности, правила обращения с разными видами топлива и тд); действия во время работы, после ее окончания (обязательно проводится проверка автомобиля вместе с механиком, составляется список неисправностей). Также указываются требования по ОТ в чрезвычайных ситуациях. При возникновении внештатной ситуации водителю необходимо сообщить о ней непосредственному руководителю, прекратить выполнение работ, оповестить чрезвычайные службы (в случае необходимости), оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (в ТС всегда должна быть аптечка со средствами первой помощи. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 регламентирует состав и порядок использования аптечки).

    Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.

    Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:

    • быть старше 18 лет;
    • иметь водительские права;
    • пройти медицинский осмотр;
    • пройти предрейсовый инструктаж.

    Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.

    Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.

    Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

    104. После прибытия с линии произвести осмотр автобуса согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации данного автобуса.

    105. Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

    106. Поставить автобус в отведенное для стоянки место.

    107. После постановки автобуса на место стоянки выключить зажигание (подачу топлива) и отключить массу (если имеется выключатель), затормозить автобус стояночным тормозом.

    108. В холодное время года при постановке автобуса на открытую стоянку слить воду из системы охлаждения.

    109. Привести в порядок рабочее место.

    110. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

    111. При возникновении в пути неисправностей автобуса, при которых не допускается участие в дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.

    112. После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не менее 15 м позади автобуса в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов и сообщить непосредственному руководителю.

    113. Приступать к устранению неисправностей или продолжать дальнейшее движения автобуса водитель должен только по указанию непосредственного руководителя.

    114. При невозможности дальнейшего движения водитель должен сообщить об этом непосредственному руководителю и в дальнейшем следовать его указаниям.

    115. При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автобуса, эксплуатационных документах завода — изготовителя автобуса.

    116. Не допускается привлекать к ремонту автобуса на участке дороги лиц, не имеющих на это права (пассажиров и других).

    117. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт не допускается.

    118. Если движение автобуса с техническими неисправностями не запрещено Правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    119. При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.

    120. При возникновении пожара в автобусе:

    • немедленно остановить автобус;
    • заглушить двигатель;
    • выключить зажигание;
    • отключить массу;
    • перекрыть подачу топлива
    • принять меры к тушению пожара своими силами с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения и
    • приступить к эвакуации людей из салона автобуса;

    121. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автобусов или на территории организации эвакуировать автобус в соответствии с разработанным планом эвакуации.

    122. При несчастном случае, который произошел или очевидцем которого он стал, водитель обязан:

    • немедленно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову по телефону «103» на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения;
    • сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работающего) непосредственному руководителю или другому должностному лицу работодателя;
    • обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих, остановки непрерывного производства) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.

    123. При дорожно-транспортном происшествии необходимо сообщить непосредственному руководителю и в Государственную автомобильную инспекцию.

    124. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

    • немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно — любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;
    • принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно — доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном или своем транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение;
    • водитель, доставивший потерпевшего (потерпевших) в медицинское учреждение, обязан сообщить там свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;
    • предварительн�� зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги и (или) доставки потерпевшего (потерпевших) на своем транспортном средстве в медицинское учреждение;
    • записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;
    • принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.

    125. Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, не разрешается:

    • перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
    • употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ;
    • вскрывать тахограф без разрешения работника Государственной автомобильной инспекции.

    126. При возникновении конфликтных ситуаций участниками дорожного движения необходимо проявлять культуру обслуживания и не допускать осложнения ситуации. При непосредственной угрозе здоровью необходимо принять меры для вызова сотрудников милиции (по мобильной связи, по громкоговорящей связи, через пассажиров или других участников дорожного движения – тел. 102).

    В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателя возложена обязанность разработать для работников документацию по охране труда. Первичный инструктаж по охране труда проводится при устройстве на работу и предполагает, в том числе, ознакомление с инструкцией по охране труда. Ознакомление проводится с проставлением подписи работника:

    • в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда;
    • либо в приложении к трудовому контракту;
    • либо на листе ознакомления с инструкциями по охране труда.

    При замене инструкции ознакомление производят снова.

    Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:

    • приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
    • приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
    • приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
    • совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
    • федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
    • приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
    • другие нормативные документы.

    Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.

    Общий список обязанностей работодателя, нацеленных на достижение безопасности своих сотрудников, содержит:

    • гарантию соответствия условий труда специалистов государственным нормативным требованиям;
    • предоставление оборудования и инструментов, необходимых для выполнения должностных обязанностей лиц, выполняющих работы;
    • предоставление информации о требованиях локальных правовых документов, которая необходима для выполнения их работы, под роспись;
    • выполнение правил эксплуатации техники, оборудования и других материальных активов согласно рекомендациям производителя, чтобы сократить риск их неисправности и появления аварийных ситуаций, которые могут повлечь за собой риски для здоровья и жизни персонала;
    • обучение водителей по охране труда в организации и безопасности выполняемых работ;
    • контроль за выполнением установленных требований на предприятии;
    • организация безопасных режимов труда и отдыха работников с учетом требований действующего законодательства, а также обеспечение инфраструктуры, необходимой для реализации их жизненных потребностей;
    • выполнение учета и расследования причин несчастных случаев, произошедш��х с работниками, организация предоставления требуемой помощи пострадавшим сотрудникам.

    Невыполнение перечисленных обязанностей влечет за собой ответственность руководителя в области охраны труда водителей в соответствии с положениями КоАП, а при более серьезных обстоятельствах – Уголовного кодекса. Стоит, однако, учитывать, что перечисленные нормативы распространяются на водителей, которые водят автомобильный и иной колесный транспорт по дорогам общего пользования, а также автотранспорт по закрытым территориям. Охрана труда водителя погрузчика, автокара, электрической грузовой тележки и иной спецтехники, которая эксплуатируется только на территории отдельно взятого предприятия, регулируется отдельными нормативными документами.

    Читайте также:  Последние новости о зарплатах военнослужащих в 2023 году

    Профессия водителя автомобиля вне зависимости от категории транспортного средства, которым он управляет, относится к самым рискованным. Это обусловлено тем, что при выполнении должностных обязанностей на сотрудника одновременно воздействует целый список отрицательных факторов, которые по отдельности, а тем более в совокупности создают серьезную угрозу для его здоровья и работоспособности, а иногда – и жизни. К числу таких факторов принадлежат:

    • вероятность получения травм и повреждений в результате контакта с движущимися частями механизмов и машин, а также падающими предметами, острыми краями, кромками и другими потенциально опасными деталями;
    • высокий уровень загрязненности воздуха зоны выполнения задач;
    • слишком высокая или низкая температура воздуха в используемой рабочей зоне, включая выполнение обязанностей на открытом воздухе в разные сезоны года, а также рабочих поверхностей, с которыми непосредственно контактирует сотрудник;
    • повышенный уровень шума и вибрации в зоне выполнения задач;
    • повышенный или пониженный уровень влажности и подвижности воздуха зоны выполнения задач;
    • недостаточный уровень освещенности рабочих поверхностей;
    • перегрузки физического, нервного, эмоционального и психического свойства.

    Кроме этого, требуется учитывать, что состояние водителя и степень его подверженности воздействию перечисленных факторов оказывают воздействие не только на него самого. Уставший и перегруженный работник способен спровоцировать серьезное дорожное происшествие, в котором могут пострадать многие другие люди, а также материальные объекты. Поэтому работодателю важно уделить самое серьезное внимание выполнению требований законодательства, которые регламентируют его обязанности по охране труда водителя автомобиля.

    Высокий уровень потенциальной опасности такой работы обусловливает предъявление особых требований к сотрудникам, которые допускаются к ее выполнению. Список таких требований определен разделом II приказа №59н. Он включает:

    • прохождение работниками подготовки по охране труда и проверки знаний, полученных в результате такой подготовки. Для контроля уровня полученных знаний работник сдает экзамен по охране труда водителя;
    • прохождение обязательных медицинских осмотров;
    • запрет на вовлечение женщин во взаимодействие с особенно сложными и тяжелыми механизмами, которые могут причинить вред их здоровью. Список таких работ определен постановлением Правительства от 25 февраля 2000 г. N 162;
    • запрет на вовлечение в выполнение таких работ сотрудников, не достигших 18 лет;
    • предоставление работникам обязательных средств личной защиты. Порядок их выдачи определен приказом Минздрава от 1 июня 2009 г. N 290н;
    • соблюдение режимов труда и отдыха работников, установленных локальным правовым документом (например, правилами внутреннего трудового распорядка), который не противоречит требованиям действующего законодательства в сфере охраны труда.

    Должностные обязанности по охране труда водителя, гарантирующие его безопасность, предполагают сотрудничество работника и работодателя по этим вопросам: только так можно существенно снизить риски отрицательных последствий.

    Общий порядок обучения по охране труда водителей установлен совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29, который определяет правила подготовки по ОТ для всех категорий работников. Однако поскольку управление автомобильным транспортом – это отдельный вид деятельности, в организации такого обучения есть свои моменты, которые нужно понимать работодателю.

    Обязательные курсы охраны труда водителям предполагают организацию пяти видов инструктажей в зависимости от стажа их работы на предприятии и других обстоятельств:

    • вводный инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при поступлении на работу в компанию;
    • первичный инструктаж, который организуется в условиях конкретного рабочего места для ознакомления с его параметрами либо характеристиками. Вводный и первичный инструктажи сотрудник обязан пройти до того, как приступить к самостоятельной работе;
    • повторный инструктаж, который проводится по истечении установленного времени с момента прохождения первичной подготовки. Для большей части сотрудников этот период составляет 6 месяцев, однако водители, как представители профессии, приинадлежащей к категории особенно опасных, обязаны проходить повторный инструктаж водителей по охране труда каждые три месяца. При этом каждые 12 месяцев в дополнение к этой подготовке для них организуется аттестация в целях проверки знаний в сфере охраны труда;
    • внеплановый (внеочередной) инструктаж, который организуется при наступлении особых обстоятельств. Например, его потребуется провести, если выясни��ся, что работник нарушил требования ОТ или имел перерыв в работе по профессии продолжительностью больше 30 календарных дней;
    • целевой инструктаж, который нужно будет провести, если потребуется привлечь сотрудника к выполнению дополнительных обязанностей, требующих особых знаний или навыков в сфере охраны труда. При этом сотруднику объясняется программа обучения по охране труда для водителя, учитывающая характер его будущих обязанностей.

    Для каждого типа инструктажа разрабатывается отдельная инструкция по охране труда для водителя. Сведения обо всех проведенных обучающих занятиях нужно внести в журнал по охране труда водителей для регистрации организованных инструктажей.

    В дополнение к инструктажу на рабочем месте придется организовать стажировку сотрудника. Порядок ее проведения, длительность, условия, другие параметры регулируются локальным правовым документом, который принимает работодатель. Целесообразно применять личностный подход при составлении графика стажировки, который учитывает стаж работы, опыт конкретного водителя, его навыки в управлении данным типом транспорта, другие обстоятельства. В отдельных случаях, например, при полном отсутствии опыта управления тем видом техники, который необходим работодателю, работника имеет смысл направить для прохождения стажировки в уполномоченный обучающий центр.

    В соответствии со статьей 23 196-ФЗ водители, привлекаемые к управлению автотранспортными средствами, обязаны проходить следующие виды медицинских осмотров:

    • предварительный, который проводится при поступлении на работу с целью убедиться в отсутствии у соискателя противопоказаний медицинского характера к ее выполнению;
    • периодические, которые проводятся в ходе работы сотрудника на предприятии для контроля состояния его здоровья в условиях воздействия отрицательных факторов производства;
    • предрейсовые, которые проводятся для контроля самочувствия и состояния здоровья водителя в смысле его готовности выйти в рейс. При выявлении состояния опьянения любой этиологии, а также проблем со здоровьем, которые могут спровоцировать дорожное происшествие, выход на линию ему будет запрещен;
    • послерейсовые, которые проводятся для контроля уровня воздействия отрицательных факторов на работника в течение трудовой смены.

    Общий порядок проведения предварительных и периодических медосмотров определен статьей 213 ТК РФ. Правила организации предрейсовых и послерейсовых обследований определяется приказом Минздрава № 835н. Эти нормативные документы определяют последовательность выполняемых действий, объем и характер контролируемой информации, а также другие правила проведения таких работ. Важно помнить, что во всех ситуациях они могут выполняться только уполномоченной медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию. При этом такие меры обязательно финансируются за счет работодателя: по охране труда водителю транспортного средства запрещено участвовать в финансировании такой услуги.

    Последние изменения по охране труда для водителей установлены относительно новым нормативным документом: речь идет о приказе Минтруда № 59н, который ввел актуальные правила охраны труда для водителей. Они распространяются на все этапы выполнения таких работ, включая процесс эксплуатации самого транспорта. В документе приведено подробное описание соответствующих действий в зависимости от конкретного типа техники, на которой работает специалист. При этом для каждой категории транспорта приводится все необходимые данные, которые требуется для его безопасной эксплуатации. Для удобства практического применения этих данных в интересующем нас нормативном документе они разбиты на следующие разделы:

    • правила организации рабочих мест и производственных территорий;
    • порядок осуществления технологических процессов на предприятии;
    • правила эксплуатации разных типов автомобильного транспорта;
    • размещение и хранение компонентов технологического процесса, включая сырье, материалы, оборудование, готовые продукты и отходы производства.

    Помимо типов транспортного средства, перечисленные требования дифференцированы в зависимости от условий его эксплуатации, сезона года и иных факторов.

    Ненормированный рабочий день

    Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

    8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

    Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

    Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

    Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

    3.1. Водитель-стажер закрепляется для стажировки за определенным линейным водителем и маршрутом приказом по предприятию на весь срок стажировки. К работе со стажерами допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители 1-го и 2-го классов. Стажировка проводится в реальных условиях на той марке подвижного состава, на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Водитель, за которым закрепляется водитель-стажер, несет полную ответственность за соблюдение правил безопасности вождения и сохранность автобуса.

    3.2. Продолжительность смены стажера определяется графиком работы линейного водителя, который его стажирует. Фамилия стажера должна быть внесена в путевой лист, выдаваемый линейному водителю. В путевом листе проставляется по нарастающей количество отработанных смен, при этом рейсы за опоздание не бракуются.

    3.3. Стажировка осуществляется на автобусе, оборудованном дополнительной педалью, а также зеркалами заднего вида для стажера и стажирующего линейного водителя. На автобусе спереди и сзади должны быть установлены таблички « За рулем стажер ».

    3.4. Стажирующий линейный водитель на маршруте постоянно наблюдает за работой водителя-стажера, подсказывая ему правильные решения при осложнении дорожной обстановки. Он обязан взять на себя управление автобусом при появлении угрозы возникновения аварии или несчастного случая, а водитель-стажер, в свою очередь, должен беспрекословно выполнять все его распоряжения и указания.

    3.5. Первые 5 смен работы в часы «пик» с 7 до 9 час. 30 мин. и с 16 до 20 час. управлять подвижным составом должен линейный водитель, за которым закреплен молодой водитель-стажер. Это время не входит в объем стажировки молодого водителя.

    3.6. Стажеру выдается стажировочный лист (приложение № 1), в который водитель, стажирующий его, ежесменно вносит начало, окончание и фактически отработанное стажером время на линии и отвечает за правильное ведение стажировочного листа. Стажер обязан проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры и не допускается к стажировке, если у него отсутствует стажировочный лист и водительское удостоверение.

    3.7. Качество работы по проведению стажировки проверяется работником группы безопасности движения, начальником службы движения и водителем-наставником.

    3.8. Готовность водителя-стажера к самостоятельной работе оформляется в стажировочном листе письменным заключением водителя-наставника, заместителем директора предприятия и начальником службы движения. Стажировочный лист в этот же день сдается в отдел кадров, где хранится в личном деле водителя. Допуск водителя-стажера к самостоятельной работе оформляется кадровым приказом.

    В случае неподготовленности водителя-стажера к самостоятельной работе решением заместителя директора предприятия по предложению водителя-наставника ему дается дополнительная стажировка, которая также оформляется кадровым приказом.

    Водитель выполняет на линии без вызова технической помощи следующий объем работ:

    2.1. По двигателю:

    — заправляет топливный бак топливом;

    — заправляет охлаждающей жидкостью системы охлаждения автобуса;

    — прослушивает на слух работу фильтра очистки масел (полнопоточной центрифуги);

    — проверяет натяжение ремней вентилятора, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя руля; при необходимости регулирует натяжение ремней или заменяет их новыми;

    — заменяет свечи зажигания;

    — протирает двигатель и убирает мотоотсек.

    2.2. По кузову и шасси:

    — заменяет маршрутные указатели при переходе на другой маршрут,

    — поддерживает чистоту государственных указателей;

    — подтягивает при необходимости гайки колес;

    — спускает конденсат из рессивера (в зимнее время на каждом рейсе) в установленную тару;

    — поддерживает чистоту рабочего места.

    2.3. По электрооборудованию и приборам:

    — заменяет негодные предохранители цепи потребления тока (применение нестандартных электропредохранителей категорически запрещено);

    — регулирует работу стеклоочистителя (без разборки);

    — изолирует мелкие повреждения электропроводки, протирает провода в случае попадания масла.

    2.4. По уходу за шинами:

    — проверяет визуально состояние шин (запрещается движение с пониженным давлением в шинах даже на небольшом расстоянии);

    — проверяет вентили, их крепление, устанавливает резиновые защитные колпачки;

    — осматривает шины и удаляет из протектора острые предметы, также предметы, застрявшие между сдвоенными шинами.

    3.1. В случае невозможности устранить неисправность автобуса водитель через диспетчера, дежурного мастера предприятия вызывает машину технической помощи.

    3.2. Порядок и последовательность сообщения:

    • номер маршрута

    • номер автобуса

    • характер неисправности

    • улица, на которой стоит автобус

    • номер дома, если нет, то название остановки

    3.3. До прибытия технической помощи принять все возможные меры для подготовки неисправного агрегата, узла или прибора к ремонту (устранению дефекта).

    3.4. Для замены колеса иметь в инструментальном ящике баллонный ключ и необходимый запасной крепеж.

    3.5. При необходимости заменить колесо до прибытия технической помощи выпустить воздух, отвернуть гайки крепления, кроме двух.

    3.6. Снятие колес при обнаружении вмятин, трещин на бортовых и замочных кольцах и дисках колеса производится после выпуска воздуха из камеры колеса только персоналом технической помощи. При участии водителя в работе слесаря технической помощи по замене колеса пользоваться защитными очками, соблюдая требования охраны труда (двери салона должны быть закрыты).

    3.7. По прибытии в парк сообщить дежурному мастеру о замене колеса на линии технической помощью.

    3.8. При возврате автобуса по технической неисправности водитель сдает путевой лист диспетчеру парка.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *