- Гражданское право

Чужие здесь не водят: новый закон о такси взвинтит цены

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чужие здесь не водят: новый закон о такси взвинтит цены». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.

Регулирование для агрегаторов и самозанятых

Что касается других требований к агрегаторам такси, то Минтранс предлагает обязать их создавать представительства или филиалы в регионах, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки.

Также законопроект предусматривает возможность заключения договора между самозанятыми и агрегаторами такси. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица.

Самозанятые должны проходить медосмотры до и после выхода на смену, а также осуществлять техосмотр автомобиля. Агрегаторам же необходимо проводить ежедневную проверку актуальности разрешений партнеров на перевозку пассажиров и их автомобилей в регионах РФ, а также проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта.

Кроме того, в проекте отмечается, что тарифы на перевозку пассажиров разрабатываются перевозчиками, если они не прописаны в договорах с агрегаторами.

В то же время города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — и граничащие с ними регионы могут устанавливать минимальный тариф на перевозку и максимально возможное количество легковых такси для оптимизации нагрузки на дорогах.

В пресс-службе «Ситимобил» сообщили «Интерфаксу», что отраслевые игроки не принимали участие в подготовке законопроекта. «Мы убеждены, что принятие нового законопроекта не должно проходить без учета замечаний и позиций участников отрасли», — добавили в компании, отметив, что не могут комментировать положения документа, не изучив его до конца.

«Мы изучаем представленный законопроект. Рынок такси давно нуждается в обновленном регулировании, которое будет отвечать текущей ситуации в отрасли и учитывать интересы всех сторон», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе «Яндекс.Такси».

Отсутствие судимости у водителя такси

В первую очередь нужно сказать о том, что закон добавляет в Трудовой кодекс Российской Федерации новую статью 3281 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа». Ниже будут приведены выдержки из данной статьи.

Второе важное замечание заключается в том, что требования для разных групп водителей различаются. Если говорить точнее, то есть отдельные требования для водителей такси, и отельные требования для водителей остального общественного транспорта (троллейбусов, автобусов, трамваев, метро). В первую очередь рассмотрим требования для водителей такси:

К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за следующие преступления:

1) убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям;

2) преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие преступлениям, указанным в пункте 1 настоящей части.

Требования для водителей такси имеют несколько важных особенностей:

Читайте также:  Что делать, если ордер на квартиру утерян

1. Запрет распространяется именно на водителей, перевозящих пассажиров и багаж, а не на любых водителей таксопарка. Если водитель работает на автомобиле такси, но людей не возит, то новые требования о судимости к нему не относятся.

Например, это может быть водитель, который перегоняет автомобили к местам ремонта, технического обслуживания, мойки, заправки и т.п. Не смотря на то, что он садится за руль такси, новые требования по судимости к нему не относятся.

2. Новые требования говорят о том, что водитель:

  • не должен иметь неснятой судимости;
  • не должен иметь непогашенной судимости;
  • не должен быть подвергнут уголовному преследованию.

Рассмотрим каждый из приведенных терминов подробнее

Судимость погашается (статья 86 УК РФ) через:

  • 3 года после отбытия наказания для преступлений средней тяжести;
  • 8 лет после отбытия наказания для тяжких преступлений;
  • 10 лет после отбытия наказания для особо тяжких преступлений.

Судимость может быть снята судом до истечения срока погашения судимости по ходатайству осужденного в случае его безупречного поведения и возмещения вреда, причиненного преступлением.

Что касается уголовного преследования, то оно начинается с того момента, когда водитель становится подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления (статья 5 УПК РФ).

Таким образом, к работе водителем такси не может быть допущен человек начиная с того момента, как он стал подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, и до того момента, как его судимость не стала погашенной или снятой.

3. К работе в такси не может быть допущен человек, совершивший преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление из следующего списка:

  • убийство,
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,
  • похищение человека,
  • грабеж,
  • разбой,
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности,
  • преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.

Отсутствие судимости у водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, метро

К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за следующие преступления:

1) преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к тяжким и особо тяжким преступлениям;

2) преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие преступлениям, указанным в пункте 1 настоящей части.

Обратите внимание, требования для водителей автобусов, трамваев, троллейбусов и метро практически полностью соответствуют требования для водителей такси.

Единственной отличие — другой перечень преступлений, который включает в себя только тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.

То есть к водителям такси требования более жесткие, чем к водителям иного общественного транспорта.

Что будет, если вовремя не принести справку?

3. Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. Трудовой договор с работником, не являющимся гражданином Российской Федерации и имеющим гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, не представившим документ в соответствии с частью 2 настоящей статьи, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если работник вовремя не предоставил работодателю справку (или две справки), то его должны уволить по причине наличия ограничений, исключающих возможность работы водителем.

Кто платит штраф назначенный водителю такси?

В 2023 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.

Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.

Будет ли в России вторая волна мобилизации, что известно: объявят ли всеобщую мобилизацию с 1 января 2023 года

Подобные вопросы задаются теми российскими гражданами, которые привыкли доверять всей той информации, которая появляется на просторах всемирной паутины. Однако делать этого не стоит, учитывая нынешние реалии, когда информационное пространство используется вражескими силами для создания панической атмосферы в обществе. В этом плане вбросы о частичной мобилизации являются очень хорошей почвой.

Президент России Владимир Путин на недавнем публичном выступлении констатировал, что в интернете множество фейков, поэтому информацию необходимо самым тщательным образом фильтровать. Эти слова российского лидера очень уместны к вопросу о якобы планах российских властей возобновить мобилизацию или же и вовсе объявить всеобщую мобилизацию в январе 2023 года. На самом деле ничего подобного не планируется. Сам Путин и представители его администрации неоднократно подчеркивали, что вопрос с частичной мобилизацией был закрыт после того, как были мобилизованы необходимые 300 тысяч человек.

Законопроект ЛДПР о 13 пенсии

Вот, что сказано в законопроекте №50206-8 от ЛДПР:

  • предлагается ввести ежегодную предновогоднюю пенсионную выплату;
  • так как поправки вносятся во все “пенсионные” законы, положена 13 пенсия военным пенсионерам, а также всем другим гражданам, вышедшим на пенсию;
  • размер предновогодней выплаты равен ежемесячной пенсии;
  • финансирование осуществляется за счет федерального бюджета.

Закон должен был вступить в силу 1 июля 2022 года, но он пока не рассмотрен даже в первом чтении.

По замыслу авторов законопроекта 13-ую пенсию должны выплачивать всем категориям российских пенсионеров:

  • военным и приравненным к ним по статусу (пенсионерам МВД, ФСИН, Росгвардии, МЧС, ФСБ и так далее);
  • получателям страховой пенсии — не только по старости, но и по инвалидности, случаю потери кормильца;
  • получателям государственного пенсионного обеспечения, в частности, социальной пенсии.

В законе не предусмотрено каких-либо ограничений, поэтому 13-ая пенсия положена как неработающим пенсионерам, так и работающим.

Онлайн-сервисы по заказу такси смогли завоевать свою популярность благодаря удобству для конечного пользователя. Они позволили клиенту вызвать машину без лишнего общения с оператором и ожидания – авто обычно приезжает в течение 3-4 минут. При этом ценообразование таких служб получается очень прозрачным: всегда можно узнать, во сколько примерно обойдется поездка еще до посадки в машину вне зависимости от обслуживающего водителя.

Последнее преимущество сервисов такси обеспечивают именно единые тарифы. Несмотря на то, что мобильными приложениями пользуются различные таксопарки и водители-ИП, при приеме онлайн-заказов они должны работать по расценкам владельца службы. Это позволяет спрогнозировать для клиента цену поездки заранее и не заставлять его заниматься выбором оптимального поставщика услуг – все работают по одному тарифу и стандарту качества.

Таксопарки не могут арендовать по-старому

Рубежным для таксопарков стал 2021 год, когда легковые машины подорожали вдвое. Соответственно, выросли лизинговые платежи и стоимость запчастей.

«Из-за этого рентабельность таксопарков упала с 15-20% до 5%, — сообщил «Компании» председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков. — Учитывая скорость износа машин в такси, это, по сути, операционный убыток. Kia K5 комфорт-класса стоит сейчас 3 млн рублей, Hyundai Sonata 2,3 — 2,5 млн, за два года лизинга их уже точно не отобьешь, а дольше в такси они не ходят, разваливаются».

По словам Попкова, на этом фоне интерес к таксопаркам у инвесторов пропал полностью. Паркам, которые взяли в лизинг много машин два и более года назад, стало нечем за них платить. В результате лизинговые компании отбирают автомобили и продают во второй раз.

Читайте также:  Заявление от собственников с 10% голосов об организации общего собрания

«При этом новых машин из-за их глобального дефицита у дилеров нет, ближайшие поставки ожидаются в марте 2023 года, — продолжает Попков. — VW Polo или Hyundai Solaris стоят конских денег, платить за них столько нет смысла. Поэтому таксопарки сейчас сидят без машин или докатывают остатки, которые из-за износа будет трудно продать. А если не продашь, не будет денег для первого взноса на лизинг новой партии».

В этих условиях выжили в основном старые таксопарки, которые развивались на свои или кредитные деньги, а не в лизинг, стоимость которого сегодня достигает 20%. У новых парков, которые появились на рынке после 2014 года, лизинговые компании отжали все, говорит глава профсоюза таксистов.

Если не будет перемен, рынок такси в стране загнется к концу этого года, — прогнозирует Попков. — Никто не заработает: ни замученный водитель, ни те, кто его замучил. Пузырь лопнул: машин нет, цены на них огромные, на рынке остались те, кому нужно доработать лизинг и убежать.

До 2014 года, когда рынок такси стал переходить в руки агрегаторов, лизинг отбивался за пару лет, потом таксопарки продавали машины по остаточной стоимости, подтверждает Павел Федоров.

В условиях, когда в стране дорожает почти все, цены на услуги авто с шашечками не могут остаться прежними, и это не зависит от регулирующего их работу закона. Пока перевозки пассажиров такси, кажется, остаются островком стабильности. В некоторых регионах даже фиксируют минимальное снижение цен. Это, по словам Ирины Зариповой, объяснимо: водителей становится все больше, а пассажиров — меньше.

«Так бывает при любой нестабильности: такси — это всегда лазейка для тех, кто лишился работы или стал получать меньше, — объяснила эксперт. — В то же время снижается покупательная способность людей, и они все меньше пользуются такси. Поэтому цены пока замерли».

Но их рост все же предрешен, уверена председатель Совета по развитию такси, и это было ясно еще до начала спецоперации России на Украине. Бензин в прошлом году серьезно прибавил в стоимости, при этом цены на перевозки почти не росли. Теперь на это наложились новые трудности: обслуживать некоторые иномарки стало невозможно из-за отсутствия запчастей.

«Даже если комплектующие есть на складе, дилеры их придерживают, ожидая, когда цены еще вырастут», — прокомментировала Ирина Зарипова.

Еще одна проблема — повышение тарифов лизингодателей, ведь рынок такси, по данным Совета по его развитию, на 80 процентов состоит из арендованных автомобилей. На фоне роста ключевой ставки Центробанка компании увеличили тарифы на услуги лизинга на 40—45 процентов, сообщила Зарипова. В перспективе на столько же могут подорожать поездки в такси. «В этих условиях отрасли потребуется поддержка, о чем мы уже написали в Минпромторг», — сказала эксперт.

Плюсы и минусы НПД 2023

Среди явных плюсов спецрежима выделяют:

  • упрощенную процедуру регистрации;
  • легализацию доходов самозанятых и возможность их подтверждать путем оформления справки о доходах;
  • возможность совмещать НПД и основную работу по трудовому договору;
  • отсутствие отчетности, деклараций, онлайн-касс;
  • выгодные малые ставки налога;
  • автоматический расчет налогов к уплате;
  • вычет 10 тыс. р. (для всех);
  • высвобождение от уплаты взносов.

К основным минусам причисляют:

  • лимит по годовому доходу;
  • запрет по найму работников;
  • отсутствие соцгарантий;
  • ограничения по видам деятельности;
  • запрет на торговлю подакцизной продукцией, товарами с маркировкой;
  • только помесячная уплата налога (поквартально, к примеру, нельзя);
  • при неуплате взносов ОПС – отсутствие стажа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *