- Гражданское право

Нужны ли права на мопед 49 кубов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на мопед 49 кубов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.

Особенности перевозки пассажиров на скутере

Особенности перевозки пассажиров на скутере регламентируются пунктом 22.21 ПДД:

22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров может только водитель, имеющий водительское удостоверение любой категории в течение как минимум 2-х лет. Т.е. начинающий водитель перевозить пассажиров на скутере не имеет права.

Кроме того, требования к перевозке пассажиров устанавливаются пунктом 24.8 ПДД:

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

На каких ТС можно ездить без прав

В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).

Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.

Мопеды пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Их невысокая цена, чуть ли не бесплатный бензин, привели к массовому использованию этого транспортного средства. Множество подростков при такой езде игнорируют обязательные требования. Многие до сих пор не знают точно, нужны ли права на современный мопед, без которых раньше можно было обойтись.

Действующий уже несколько лет Регламент дорожного движения предполагает наличие водительского удостоверения у владельцев мопедов. Оно оговаривается получением категории M, разрешающей управлять данным средством, не опасаясь встречи с представителем автоинспекции. Разумеется, что это требование касается только тех, кто не имеет какой-либо другой открытой категории. Остановленный же инспектором седок подвергнется административному штрафу от 5 тысяч рублей до 15 за эксплуатацию без соответствующего удостоверения.

Рассматривая скутер и мопед, можно сказать, что они имеют различную мощность двигателя. Это выражается в необходимости получения различной категории прав. Например, электрический скутер подразумевает также категорию водителя M. Поэтому сюда причисляются все двигатели с мощностью от 0,25 до 4 киловатт. Не играет никакой роли — приобретено средство в магазине, или умелец его сконструировал сам, установив на него электромотор.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Читайте также:  Инструкции по оформлению недвижимости

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Использование ближнего света фар на скутере

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.

Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.

Напомню, что начиная с 10 ноября 2010 года ближний свет фар должны включать водители всех транспортных средств.

Что запрещается делать водителям скутеров?

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Рассмотрим все по порядку.

1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере.

3. ПДД для скутеров, также как и правила для велосипедистов, запрещают поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть две или более полосы или на дороге есть трамвайные пути. Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае.

Тем не менее у водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и превратиться на время в пешехода. После этого можно перейти широкую проезжую часть в нужном направлении по пешеходному переходу и вновь превратиться в водителя транспортного средства.

Примечание. Данное требование не распространяется на дороги, расположенные внутри велосипедных зон, а также на дороги, на которых поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

4. Водителю мопеда в обязательном порядке нужен специальный шлем. Этот вопрос подробно рассматривался в статье «Нужен ли на скутер шлем».

В завершение предлагаю Вам еще раз вернуться к примеру со скутером из начала данной статьи и посчитать, сколько пунктов правил нарушили его водитель и пассажиры.

Читайте также:  Увольнение в связи с выходом основного работника из декретного отпуска

Надеюсь, что после изучения данной статьи Вы запомнили все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке.

Когда уже можно порулить?

Сам по себе процесс управления скутером, да и мопедом сложности не представляет. Возьмем, к примеру, вождение скутера. При наличии хорошего аккумулятора нет необходимости использовать кик-стартер, достаточно нажать кнопку и мотор заведется. Скорости переключать не нужно, сцепление срабатывает автоматически – красота. Остается только крутить газульку, да вовремя тормозить.

Ничего сложного даже для двенадцатилетнего ребенка. С одной стороны, да. А с другой… А с другой стороны вес скутера, даже самого маленького, больше веса ребенка – это затрудняет управление. Дорожный поток может нагнетать панику на ребенка, он может растеряться и попасть в аварию.

И все-таки, со скольки лет можно ездить на скутере, например в текущем году? Определяется ли этот возраст родителями или же самим ребенком? Зачастую так и есть, особенно в глубоких селениях, где на сотрудников ГИБДД смотрят, словно на инопланетян. Но сейчас рассмотрим официальный вариант развития событий.

Учиться езде на скутере или мопеде разрешается по достижении 14 лет. Официально это можно делать в автошколе, неофициально – под присмотром взрослых. Однако становиться полноправным участником дорожного движения разрешается только в 16 лет, и только при наличии прав управления ТС нужной категории.

Категория прав на скутер

Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.

Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.

Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.

Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.

Что нужно сделать для получения водительского удостоверения категории М?

Многих молодых людей России интересует, как получить права на скутер. Знающие граждане советуют придерживаться следующего алгоритма:

  • Выбрать автошколу. Перед тем как записываться в определённую организацию стоит убедиться имеет ли она лицензию на подобный вид деятельности. Лучше воспользоваться услугами автошколы, которую рекомендуют знакомые. От учителей во многом зависит конечный результат и уровень мастерства будущего водителя.
  • Приступить к изучению правил дорожного движения. Этому пункту уделяют особое внимание, так как если всё сделать ответственно, то появляется хороший шанс с первого раза получить права на скутер до 50 кубов и сберечь себя и ТС от большинства аварий. Если человек хочет открыть категорию М, то для него не предусмотрены уроки вождения. Гражданин тренируется самостоятельно.
  • Готовить нужный пакет документов. Это лучше делать параллельно с обучением. Потребуется паспорт, одна фотография формата 3?4, медицинская справка, содержащая сведения о состоянии здоровья, документ из наркологического и психоневрологического диспансеров, заявление на получение права, написанное на специальном бланке, квитанция, подтверждающая оплату экзамена в полном объёме.
  • Успешно сдать экзамен, состоящий из 20 билетов, сформулированных на основе ПДД, которые гражданин изучал во время обучения в автошколе. Время на выполнение заданий ограничено, но несмотря на это торопиться не стоит. У будущего водителя есть право совершить 2 ошибки. Если он превысит этот лимит, то экзамен будет завершён с неудовлетворительным результатом. Лучшим решением будет достичь максимальной концентрации и использовать отведённое время с пользой.
  • Если сдать экзамен с первого раза не получилось, то записаться на пересдачу. На дополнительную подготовку отводится 7 дней. При этом по закону переэкзаменовка производится бесплатно.
  • Подсчитать число потраченных средств. Как правило, всех граждан, желающих научиться водить скутер, интересует, сколько стоит сдать на права. Сегодня курс обучения в автошколе стоит от 10000 до 12000 руб. При этом 1000 руб. придётся отдать за сам экзамен и водительское удостоверение. На оформление документов тоже придётся потратить около 1000 руб. В итоге, необходимо приготовить к оплате до 14000 руб.
    Перед тем как следовать описанному алгоритму, стоит обратить внимание на то, что нет необходимости это делать, если уже присутствует удостоверение любой другой категории.

Что еще сказано в ПДД

Еще недавно любой желающий мог сесть за руль мопеда или скутера без наличия каких-либо прав. Но из-за халатного отношения и незнания ПДД начал расти процент аварий на дорогах по вине малолетних водителей. Именно поэтому власти пришли к закономерному решению, обязав всех желающих водить данные транспортные средства, сдавать на права категории «М». Как уже говорилось ранее, человек может не сдавать повторные экзамены в автошколе на эту категорию, если у него уже есть водительские права.

Читайте также:  Как стать собственником имущества в силу приобретательной давности

Как можно заметить, более мощный двух- и трехколесный транспорт, способный развить более 50 км/ч относится к иной категории ТС. По достижению 16 лет есть возможность получить разрешение на управление и на них, однако здесь уже понадобится открывать категорию А1. В эту группу попадают скутеры и мопеды с объемом двигателя более 50 куб. см. Такие же права нужны и для езды на мотоцикле.

Что еще сказано в ПДД

Не так давно правом управления скутером или мопедом в отсутствие водительских документов имели практически все. Однако из-за невнимательности и неаккуратного вождения увеличилось количество аварий на дороге, виновниками которых становились малолетние водители.

По вполне разумной и логичной причине, правительство внесло изменения в текущее законодательство, обязывающие эксплуатировать скутер или мопед только в том случае, если имеются водительские права категории М. Как уже упоминалось выше, гражданину необязательно повторно проходить тестирование для получения категории М, если уже имеется водительский документ, содержащий отметку о наличии, например, категории А1.

Следует упомянуть о том, что если технические характеристики транспортного средства превосходят характеристики мопеда или скутера, то оно относится к иной категории транспорта, и в этом случае потребуется сдача экзаменов на открытие категории А1.

Каким должен быть возраст

Начиная с 2014 года, в законодательстве появились определенные нововведения, идентифицирующие мопед как транспортное средство с объемом мотора до 50 кубических сантиметров. Следовательно, возможность их эксплуатации появляется только после сдачи экзаменов на водительское удостоверение категории М. Если присутствует документ с категорией выше, например, А1, по новой сдавать экзамены для получения категории М не потребуется.

Зачастую молодые люди, которые уже хотят эксплуатировать транспортное средство самостоятельно, спрашивают, с какого момента появляется законная возможность использования мопеда или скутера. Если учитывать законы Российской Федерации, такая возможность появляется исключительно по достижению 16-летнего возраста.

К слову, мопед и скутер относятся к одной категории транспортных средств, то есть объем мотора их не более 50 кубических сантиметров, а максимально возможная скорость – 50 километров в час. Следовательно, также, как и в случае с мопедом, необходимо наличие прав категории М.

Если молодой человек нарушил правила дорожного движения, он несет ровно такую же ответственность (как административную, так и уголовную), как и другие участники дорожного движения. Но следует учитывать то, что подросток отвечает за свои действия лишь частично, и, например, если он каким-либо образом нарушил ПДД, штрафные санкции будут накладываться на его родителей либо законных опекунов.

Методы оформления водительского документа

Получение водительского удостоверения для эксплуатации мопеда или скутера возможно в любом отделении ГАИ, однако предварительно необходимо пройти обучение в автошколе. Автошкола, в которой планируется проходить обучение, должна быть лицензирована. Процесс обучения занимает, как правило, пару месяцев. В течение этого времени курсанты должны освоить как теоретическую часть, так и практическую.

Теоретическая часть содержит 20 вопросов, нижний порог прохождения экзамена – 18 правильных ответов, то есть можно дважды ошибиться, однако на каждую ошибку будут добавлено еще несколько вопросов. Для успешной сдачи практической части экзамена необходимо продемонстрировать умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Категория В также доступна для прохождения несовершеннолетним потенциальным водителям, если им уже есть 17 лет, однако права этой категории выдаются исключительно по достижению совершеннолетия. Если какая-либо из частей экзамена сдана неудачно, придется снова проходить тестирование, однако повторная попытка доступна будет только через 7 дней. Если кандидат трижды подряд не смог сдать экзамен успешно, следующая попытка доступна только через 30 дней. Срок действия водительского удостоверения – 10 лет.

Какие бумаги понадобится предоставить для того, чтобы получить водительское удостоверение:

  • гражданский паспорт РФ;
  • заключение медицинской комиссии;
  • чек об оплате государственного сбора
  • заявление;
  • карта водителя, подтверждающая успешное прохождение обучения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *