Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «От медиков до чиновников: Кому в новом году повысят зарплату». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правительство закладывает на 2023 год повышение оплаты труда военнослужащих и силовиков на 10,5%, что превосходит планируемую индексацию для гражданских госслужащих. Это следует из материалов к проекту федерального бюджета на следующую трехлетку, которые есть в распоряжении РБК (подлинность документа подтвердил источник, близкий к правительству).
Надбавки за дипломатический ранг
В 2023 году повышение зарплаты госслужащим затронет и дипломатов РФ. Для сотрудников посольств разработана такая сетка надбавок:
Ежемесячная надбавка (руб.) | Дипломатический ранг |
8 939 | Атташе |
9 498 | 3-й секретарь |
10 371 | 2-й секретарь II класса |
10 615 | 2-й секретарь I класса |
11 174 | 1-й секретарь II класса |
11 447 | 1-й секретарь I класса |
12 008 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
13 408 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса |
24 580 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса |
30 167 | Чрезвычайный и Полномочный Посол |
Ожидаемое повышение зарплат
Но уже в начале 2022 года ожидается повышение зарплаты в полиции, а также для военнослужащих и работников силовых структур. Денежное довольствие представителей правоохранительных органов будет повышено в 1,037 раз, что уже утверждено на законодательном уровне.
Важно! Размер денежного довольствия сотрудников МВД, РосгГвардии, ФСИН и ряда других правоохранительных структур будет расти темпами по 9% в ближайшие два года. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин во вторник на совещании по экономическим вопросам.
Как видите, на 2022 год запланировано немало «увеличений уровня жизни». Так, в ближайшее время оклады будут повышены для следующих работников:
- полиции и специальных сотрудников РосГвардии, работающих по особым заданиям;
- полиции, если у работника спецзвание;
- военнослужащих на контрактной и призывной основе;
- органам уголовно-исполнительной службы;
- пожарным, таможенникам (гражданское и уголовное направление);
- работникам федеральной фельдъегерской связи.
Сумма увеличения напрямую будет зависеть от должности, звания. Все изменения будут обеспечиваться за счет бюджета страны, пока ведутся переговоры, чтобы часть средств на повышение шли из местных бюджетов.
Конечно же, новость о том, что грядет повышение зарплаты сотрудникам полиции в 2022 году, радует представителей данной профессии, но и вселяет в них некоторое опасение, не попытается ли государство «добыть» необходимые средства путем сокращения численности сотрудников МВД. Но поводов для беспокойства нет – руководство заверяет, что сокращений в 2022 году не будет.
Несмотря на то, что ежегодно специализированные ВУЗы выпускают соответствующих служащих, успешно проводится набор в полицию – квалифицированных кадров недостает. По официальным данным по стране, нехватка кадров для комплектации штата насчитывает 6-10%. Именно для этого правительство ежегодно разрабатывает новые премии, бонусы, старается повысить зарплату. Поэтому можно сказать с полной уверенностью, что сокращать штат не будут, за исключением увольнения неквалифицированных работников, то есть тех, кто «проштрафился».
Что влияет на увеличение или уменьшение зарплаты
Существует несколько факторов влияющих на размер заработной платы военнослужащий:
- Звание и должность. Для увеличения денежной выплаты, необходимо получить высшее звание или должность. При лишении звания, зарплата уменьшается.
- Расположение. У частей расположенных на севере оклад выше.
- Секретность. Переведясь в секретную часть можно получить надбавку в половину оклада.
- Премии за отличную службу.
- Компенсации за снятие жилья и разовые выплаты.
- Рисковые условия. Служба в горячих точках имеет денежное вознаграждение.
- Премиальные за персональные достижения.
- Квалификационные экзамены. Их сдача повышает надбавки.
Как можем видеть возможностей повысить свою зарплату множество, главное добросовестно трудиться.
Произойдет ли повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
Согласно предложению федерального бюджета, в 2022 году военные пенсии будут увеличены дважды:
- Впервые это произойдет 1 января 2022 года в связи с увеличением на 0,32% коэффициента, снижающего военные пенсии до 74%. В результате увеличения коэффициента валоризация военных пенсий в январе 2022 года будет незначительной и не превысит 0,45%;
- Вторая индексация военных пенсий состоится с 1 октября 2022 года и составит 4% за счет соответствующего увеличения окладов военнослужащих и приравненных к ним лиц.
- Дополнительная индексация военных пенсий в 2022 году проводиться не будет. Обе индексации (январская и октябрьская) являются законными и были обещаны государством военным пенсионерам еще в 2012 году.
Во-первых, давайте разберемся, почему военные пенсионеры получают неполную пенсию.
Это напрямую связано с настройкой понижающего коэффициента.
Напомним, что 54-процентный понижающий коэффициент для военных пенсий был установлен с 1 января 2012 года в связи с увеличением денежного довольствия военных служащих в связи с преобразованием полиции в полицейские силы. Исключение составляют работники прокуратуры и Следственного комитета (для них военные пенсии рассчитываются без понижающего коэффициента).
Доходы следователей в различных регионах страны
Зарплата следователя в России, если говорить о начальных этапах становления представителей профессии, не у всех одинакова. Более всего на неё влияет региональная привязка.
Стартовые оклады в столице и прочих регионах страны будут отличаться. Для наглядности приведём небольшую таблицу:
№
п/п |
Регион | Стартовый оклад начинающего следователя (руб.) |
1. | Москва | 33 000 |
2. | Краснодар | 25 000 |
3. | Екатеринбург | 25 000 |
4. | Санкт-Петербург | 30 000 |
5. | Ростов-на-Дону | 30 000 |
Индексация надбавок к военной пенсии
Помимо самой пенсии, для военных пенсионеров предусмотрены определенные социальные надбавки. Их размер исчисляется в зависимости от величины социальной пенсии по старости, установленной Правительством РФ на конкретный период.
Ежегодно с 1 апреля соцпенсию индексируют, за счет чего увеличиваются и надбавки военным пенсионерам.Например, с 1 апреля 2023 года социальные пенсии планируют повысить на 3,3%. Следовательно, надбавки для военных тоже увеличатся на 3,3% с 01.04.2023 г.
За счет проведения индексации (предварительно на 3,3% с 1 апреля) пенсионные доплаты изменятся следующим образом:
- надбавка за иждивенца вырастет с 2215,95 до 2289,07 руб.;
- инвалидам 1 группы — с 6924,83 до 7153,35 руб.;
- военнослужащим, ставшим инвалидами из-за военной травмы:
- 1 группы — с 20774,49 до 21460,05 руб.;
- 2 группы — с 17312,08 до 17883,38 руб.;
- 3 группы — 12118,45 до 12518,36 руб.;
- ветеранам боевых действий — с 2215,95 до 2289,07 руб. и так далее.
Пенсия прокуроров в России в 2022 году: условия назначения и формула расчета выплат
- годы деятельности в прокурорских структурах, включая стажировку в системе МВД;
- судебных инстанциях;
- структурах по борьбе с оборотом наркотиков;
- органах противопожарной безопасности;
- в таможенной системе и налоговой полиции при наличии специальных званий;
- период обучения в юридических образовательных учреждениях – стаж будет в два раза меньше пяти лет;
- годы службы в армии, если она проходила в условиях чрезвычайной ситуации;
- нахождение на партийной работе в советское время, с последующим переходом в прокуратуру.
- для действительного государственного советника юстиции ее размер составляет 30% от оклада;
- для государственных советников юстиции 1-3 классов – от 23 до 27%;
- для советников юстиции – в пределах 19-21%;
- юристов 1-3 классов – 16-18%;
- для младшего юриста – 15%.
Сколько зарабатывает следователь в России в 2021 году
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
«Сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета проиндексируют с октября следующего года оклады, премии, надбавки к пенсии и другие виды доходов на 5,7%, следует из поправок к проекту бюджета. В предыдущей версии документа, уже одобренного Госдумой в первом чтении, предполагалось, что в 2021-м зарплаты им, как и гражданским госслужащим других федеральных ведомств, повышать не будут», — пишет газета «Известия».
Обязательство по выплате пособий на карту «Мир» должно было начать действовать с 1 июля, но из-за пандемии ЦБ инициировал перенос срока — до 1 июля 2021 года (Письмо от 18.12.2020 № ИН-04-45/175). До этой даты за выплаты пенсий и других социальных выплат не на карты «Мир» наказывать не будут.
За декабрь 2020 года пособие по-прежнему выплачивает работодатель на карту «Мир». А за периоды после 1 января 2021 года страхователь направляет по специальной форме в отделение ФСС заявление и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия. Причем делает он это только один раз. Такой логике нужно будет следовать регионам, которые присоединятся к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам с 2021 года, в их числе Москва и Санкт-Петербург.
«(Запланировано) увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — сказано в документе.
- оптимизации состава и структуры подразделений;
- сокращения вакансий;
- перевода некоторых сотрудников в гражданские организации;
- увеличения требуемого стажа для выхода на пенсию с 20 до 25 лет;
- сокращения местных управлений;
- установки максимального размера пенсии – 80% от зарплаты;
- исключения практики индексации на 2% больше, чем инфляция.
Заработная плата формируется за счет оклада, положенного по занимаемой должности. В немалой степени влияют на размер дохода начисления за:
- присвоенное звание;
- выслугу лет;
- тяжелые условия (175 процентов от оклада);
- служение достижения;
- ученые и почетные звания;
- добросовестнее выполнение обязанностей (речь идет о ежеквартальных и годовых премиях).
В соответствии с действующим законодательством, производятся и другие выплаты. Как нетрудно убедиться, данная система стимулирует работников оставаться в Следственном комитете до выхода на пенсию. Беда в том, что молодые сотрудники, только что поступившие на службу, часто вынуждены получать минимальные зарплаты. Многие не выдерживают и переходят на работу в коммерческие организации, где оклады обычно вдвое выше.
Средняя зарплата у людей, работающих в Следственном комитете, в нынешнем 2019 году составляет 38 600 рублей, что приблизительно соответствует общероссийскому показателю.
При этом у технических служащих доходы гораздо меньше. Например, у водителя оклад составляет всего 15 000, что, принимая во внимание стоимость жизни, является мизером.
В зависимости от региона, доходы следователей также заметно разнятся. Так, молодой специалист в провинции может получать и 20 000, а его опытный коллега, трудящийся в столице, – 65 000.
Вот статистика по некоторым крупным городам:
- Ростов-на-Дону – 30 тысяч;
- Санкт-Петербург – 32 000;
- Екатеринбург – 26 000;
- Краснодар – 25 000;
- Иркутск – 29 000.
Зарплата в следственном комитете 2021 год
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований <...> в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в 2023 году повлияло увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение участия прокуроров в заседаниях кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, на оплату труда работников бюджетных учреждений. Уменьшение бюджетных ассигнований предусмотрено на ряд закупок.
Для безупречного выполнения своих обязанностей и успешной профессиональной карьеры следователь должен получить высшее юридическое образование. Он обязан хорошо знать российские законы, уголовное и административное право.
Основная задача следователя – это задержание преступников и раскрытие преступлений. Данная профессия требует умений логически мыслить, быстро принимать важные решения, уметь координировать работу различных служб. Следователь каждый день работает с разными категориями людей, поэтому ему необходимы хорошая память, грамотная речь, железная выдержка, способность быстро находить подходы к любому человеку.
Необходимо отметить, что следователи работают в разных правоохранительных структурах, поэтому специфика их работы несколько отличается. Местом их службы являются Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности.
Помимо должности каждый следователь, например, Следственного комитета, имеет еще и специальное звание — от младшего лейтенанта до генерала юстиции, причем сроки присвоения званий до звания подполковник юстиции регламентированы соответствующим положением по этому комитету.
Если сотрудник добросовестно трудится, не имеет взысканий, то сроки предоставления очередного звания могут составлять от 1 года (от младшего лейтенанта до лейтенанта) до 5 лет (от подполковника до полковника). Помощники следователя имеют звания прапорщика или старшего прапорщика.
Доходы конкретного представителя профессии зависят от ряда факторов.
Это:
- звание;
- особые заслуги перед государством или регионом;
- область или край, в котором осуществляет свою деятельность следователь;
- стаж работы;
- вид органа, в котором несётся служба.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что заработные платы отечественных следователей варьируются. Наиболее перспективно в плане заработка работать следователем в Москве. В столице во всех сферах доходы выше средних показателей по стране. Говоря о факторах, влияющих на зарплату, нельзя забывать о частном сыске. Работая в негосударственных учреждениях, успешные детективы зарабатывают больше, чем их коллеги в МВД и прочих ведомствах.
Законодательные акты и уголовное право в каждой стране мира имеют свои особенности, поэтому должностные обязанности следователей могут существенно различаться. Тем не менее профессионалы, основной целью деятельности которых является раскрытие преступлений, есть везде.
- В США специалисты по уголовным делам имеют годовой доход в размере 79 тыс. долларов (5 193 049 руб.), соответственно, в месяц получаемая от работодателя сумма в рублях составляет 432 754.
- На Украине среднемесячная зарплата составляет 7 200 гривен (16 773 руб.), в большинстве случаев она находится в пределах 4 900 – 24 300 гривен (11 414 – 56 608 руб.).
- В других странах СНГ ситуация несколько лучше: в Казахстане средние показатели колеблются на уровне 108 тыс. тенге (19 329 руб.), в Беларуси — 804 белорусских рубля (25 063 руб.).
Из документа Минфина следует, что повышение зарплат в следующие три года коснется только сотрудников Следственного комитета. Увеличение отчислений из бюджета другим силовым ведомствам связано с поправками на уровень инфляции, материальным обеспечением, выплатой пенсий и организационными мероприятиями.
Источник в правоохранительных органах сообщил, что, например, фонд оплаты труда в прокуратуре, в состав которой до 2011 года входил Следственный комитет, подобным образом не повышался, а только индексировался в связи с инфляцией. Источник отмечает, что этот фонд привязан к з��рплатам судей, а их оклады тоже существенно не растут. СКР же выведен из этой «связки», и его фонд оплаты труда может регулироваться более свободно.
Председатель коллегии адвокатов «Человек и закон» Владимир Жеребенков считает, что решение повысить зарплаты в Следственном комитете связано с «более приоритетным» статусом ведомства в глазах президента. «Его [Следственный комитет] выделили отдельно, и нельзя сказать, что работать они стали лучше. Но эту службу создали — фактически это дитя президента. Поэтому приоритет ей и отдается, хотя объективных причин на это нет — основной массив дел приходится на следственный департамент МВД, но заработная плата, как и техническое оснащение, у них ниже», — пояснил Жеребенков.
Повышение зарплаты следователям следственного комитета в 2021 году
Однако у перечисленных служащих пенсии ежегодно повышаются, а у сотрудников СКР и прокуратуры — нет, говорится в документе.
В пресс-службе СК пообещали ответить на запрос позднее. При этом повышение зарплат коснется только сотрудников Следственного комитета.
Впрочем, вернёмся в историю следственного комитета. Он был создан в 2011 году. И уже тогда, недолго думая, начать наступать на «материнскую» Генпрокуратуру, от которой совсем недавно отделился и стал равноценным ведомством. Иными словами, всё не задалось сразу же – с первых дней существования.
То, что в Следственном комитете повысят зарплаты, следует из Минфином документах к проекту бюджета на 2021-2022 годы, которые 18 июня одобрили на заседании комиссии правительства.
В пресс-службе Минфина от комментариев отказались.
Согласно документам, в течение трех лет на зарплаты в ведомстве планируется выделить дополнительные 16,5 миллиардов рублей, или по 5,5 миллиарда рублей в год.
Это приведет к росту средней зарплаты в ведомстве на 20% к 2022 году.
По действующему закону о федеральном бюджете расходы на выплаты персоналу СК в 2021-2021 годах должны составить 27,4 и 28,4 миллиарда рублей соответственно, но теперь, с учетом предлагаемых поправок, эти суммы увеличатся до 33,9 и 34,9 миллиардов рублей. Повышение зарплат высшим госслужащим, силовикам и судьям — прерогатива президента, это делают по его указам.
Так, указом президента в 2012 году на 50% были оклады и доплаты за звания следователям в Северо-Кавказском регионе, с 2021 года на 4% оклады в министерстве иностранных дел, а с октября 2021 года на 4% оклады судей.
Путин же в 2015 году сократил зарплаты чиновникам на 10% — действие указа ежегодно вплоть до 2021 года.
Такую схему работы подтверждает партнер ФБК, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. По его словам, возможность изменения указами президента окладов и отдельных коэффициентов, влияющих на размер выплат, делает систему вознаграждения чиновников «достаточно гибкой». Однако указа о повышении зарплат сотрудникам СКР в открытом доступе нет, и официально о нем не сообщалось.
Как утверждает «Дождь», о факте повышения зарплаты говорит информация из документов Минфина к проекту бюджета на 2021–2022 годы, которые 18 июня одобрило правительство.
В частности, в них указывается, что в течение трех лет на зарплаты в Следственном комитете из бюджета выделят дополнительные 16,5 млрд руб. – по 5,5 млрд руб. в год.
Это должно привести к росту средней зарплаты в ведомстве на 20% к 2022 году, говорится в материале.
При этом указ о повышении зарплаты, который должен подписать президент России, не был опубликован и официально о нем не сообщалось.
По данным источника «Дождя» в правительстве, Путин издал его в прошлом году, но документ получил гриф «для служебного пользования», поэтому он не публикуется и не комментируется. Собеседник издания отметил, что при корректировке бюджета на следующие годы чиновники будут руководствоваться именно им.
Минфин и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запросы «Дождя» не ответили. Крупнейшие новостные агентства не подтвердили существование такого указа.
2021 год должен принести прибавку к зарплатам следователей СК на 20 %, а за три ближайших года оклады по прогнозам вырастут до 110-130 тысяч. Люди, занятые раскрытием преступлений, порой с риском жизни, должны получать за это достойное вознаграждение.
А пока оклады варьируются от 25 тысяч до 65. Больше всего получают столичные следователи. Меньше остальных выпадает тем, кто трудится в небольших по численности населения городах.
На конкретные цифры оказывают влияние:
- Офицерские звания.
- Особые заслуги перед Отечеством.
- Место службы. Самые доходные должности в СК. У следователей прокуратуры зарплаты ниже примерно на 10 тысяч. Еще меньше получают в МВД и ФСБ.
- Регион проживания. У следователей даже гораздо ниже, чем в столице. И чем удаленнее от центра, тем они меньше.
- Надбавки за следовательский стаж.
Каждое раскрытое преступление вознаграждается материально. И размер вознаграждения может быть до 50 тысяч в рублях. Зарплаты следователей растут с приобретением служебного опыта.
Понятно, что у тех, кто только начинает служить, они самые низкие. Но приобретение 2-5 лет стажа прибавляет к окладам 20 %.
Зарплаты сотрудникам ФСБ в 2021 году в России
Недавно в прессе появилось объявление по поводу того, что МВД и Росгвардии, собственно говоря, структуры, в которые выходит ФСБ, в течение нескольких лет получат 28 миллиардов рублей, потратить которые планируется на рост заработных плат для военнослужащих.
Рост запланирован довольно внушительный, эти деньги планируется распределить между 2021-м и 2022-м годами соответственно.
Отдельную часть денежных средств предлагается выделить на увеличение квалификации для труда сотрудников ФСБ. И на фоне этого нужно сразу сказать, что планируется не только рост заработных плат, а ещё урезание, правда не для сотрудников службы безопасности, а для представителей Следственного комитета и Генеральной прокуратуры.
Минфин рассматривает предложения по поводу того, чтобы уменьшить финансирование этим структурам на 1 миллиард рублей, Причём уменьшение расходов коснётся не только снижения объема закупок, а ещё и расходов на заработные платы сотрудников и услуги. Всё это производится в целях реформы, о которой сделал заявление ещё Антон Силуанов. Он предполагал, что исправить текущую ситуацию позволит 10-процентная оптимизация бюджета, запланирована на период от 21 до 23 года, то есть повышение зарплаты сотрудника ФСБ все-таки планируется.
Кстати говоря, это оптимизация повлечёт за собой также сокращение закупок нового оружия для армии. И позже Антон Силуанов уточнил тот факт, что на 2021 год предполагается заморозка индексирования заработных плат для всех гражданских чиновников. Индексировать зарплаты продолжат только военнослужащим и людям, которые имеют отношение к безопасности страны. Дополнительных трат государственный бюджет попросту не выдержит.
Относительно недавно служба безопасности не проходила реформу, в ходе которой всем сотрудникам поэтапно повышали зарплату. Она выросла на 30 – 50 %.
С прошлого года уровень окладов увеличивается только на индекс инфляции, 2021 год не станет исключением из правил. Заработные платы, если говорить про уровень инфляции, то на данном этапе он пока точно неизвестен, но ориентировочно индекс инфляции составит 4 %. Соответственно, на такое повышение можно рассчитывать, но зарплата ФСБ России в 2021 году в месяц особенно сильно не вырастет.
Естественно новости по поводу сокращения расходов на армии стало в некоторой степени резонансный, потому что многие начали переживать по поводу того, как именно все это может произойти. Руководитель фракции Справедливая Россия высказалась по этому поводу довольно однозначно.
Относительно отказа от индексации заработных плат чиновников она сказала, что этот жест нельзя назвать сильно экономическим, скорее он символически. Сегодня большее часть населения переживает не самые лучшие времена, поэтому власть демонстрирует готовность к синхронному поведению, намекая на то, что страна общая и проблемы тоже общее.
По поводу сокращения, то здесь необходимо понимать, от чего происходит отказ. Вряд ли в текущей ситуации можно отказаться от чего-то на самом деле важного для безопасности страны. Вероятнее всего, речь пойдёт об отказе финансирования на какие-либо проекты, которые были намечены на будущее и требовали довольно внушительного количества финансовых средств.
И отдельно нужно сказать, что сокращение сотрудников ФСБ в 2021 году не ожидается, так что переживать по этому поводу точно не стоит.
Последнее значительное увеличение доходов военнослужащих произошло в 2012 году. Они возросли в 2,5-3 раза, что спровоцировало поток новобранцев в армию.
За этот период на фоне ежегодной инфляции и экономического кризиса довольствие защитников РФ обесценилось и не достигло обещанного главою государства уровня передовых отраслей экономики: нефтяной, газовой и финансовой. С того времени только в начале 2020 года состоялось поднятие денежного обеспечения на 4%.
Национальный центр управления обороной Российской Федерации на плановом собрании в мае 2020 года рассмотрел предложение Сергея Шойгу о поэтапном повышении размеров довольствия военнослужащих с 2020 года. Уже в январе этого года состоялось увеличение на 4%, для чего понадобилось дополнительных 66 млрд. рублей.
Ведомство утвердило предложение, и в проект государственного бюджета на 2021 год были внесены дополнительные статьи, предусматривающие рост доходов военнослужащих. Для проведения индексаций, повышающих оклады военных, запланировано выделить из бюджета:
- в 2020 г. – 66 млрд. рублей;
- в 2021 г. – 84 млрд. рублей;
- в 2022 г. – 148 млрд. рублей.
Совет РФ по вопросам безопасности и обороноспособности в лице Виктора Бондарева сделал официальное заявление. В нем утверждалось, что предстоящая индексация перекроет отсутствие повышения доходов за последние 5 лет.
Переход части оборонительной системы РФ на контрактную форму прохождения службы образовал некоторую разницу в оплате военнослужащим, пребывающим на строчной службе, и защитникам, которые подписали военный контракт.
Денежное вознаграждение контрактника состоит из:
- ежемесячного оклада, соответствующего военному званию;
- ежемесячного оклада, соответствующего занимаемой должности в военной части;
- ежемесячных дополнительных выплат (за выслугу военных лет, квалификационную категорию, работу с секретными документами, пребывание на территории с опасными или тяжелыми климатическими условиями, несение военного долга за пределами РФ).
Зарплата служащего по призыву не предусматривает надбавки по званию и имеет некоторые отличия в дополнительных выплатах.
Предстоящее повышение окладов военнослужащих в 2021 году основывается на двух показателях:
- занимаемая должность;
- присвоенное звание.
Поэтому увеличение зарплаты состоится у срочников и у контрактников.
Еще в 2018-м многие СМИ сообщали, что пограничникам и прочим служащим ФСБ правительство планирует существенно повысить зарплаты. Точных цифр тогда не называли, а позднее ведомство официально проинформировало, что у него есть намерение обеспечить рост доходов служащих только в пределах необходимых для покрытия инфляции, установить размер которой обязан Центробанк.
Таким образом, в федеральный бюджет на 2021-й была заложена индексация для фсбшников в пределах 4,3 процента. В следующем, 2021-м, повышение, вероятно, ограничится 3,8%. Однако стоит учитывать, что эти цифры только прогноз, а значит, их могут позднее откорректировать.
ФСБ предложила расширить свои полномочия и поднять зарплату сотрудникам
Предельный возраст пребывания на военной службе не является основанием для производства выплат военнослужащим пенсии. Основания, определяющие право на пенсию за выслугу лет, установлены пунктом «а» статьей 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которым такое право имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, 20 лет и более.
В ФСБ России действует единый Порядок обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия, который утвержден приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 г.
В свою очередь, МВД России и Минобороны России категорически против предложений Минфина о сокращении штатной численности министерств, передачи части функций гражданским ведомствам и объединения МВД, ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС). Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на источник. «МВД категорически отвергает предложения Министерства финансов РФ», говорится в сообщении- комментарии силового ведомства. Напомним, что 15 октября 2020 года за подписью Первого заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Юрия Аверьянова было направлено письмо Первому заместителю Министра внутренних дел РФ Александру Горовому о рассмотрении проекта Министерства финансов РФ по оптимизации расходов силовых ведомств. Если верить, что это не фейк, то ответ МВД России в Совбез России на предложение Минфина России должен был быть до 20 октября 2020 года. Однако, как сообщает портал «Фонтанка. Ру», это не первая идея Минфина реформировать госаппарат. Ранее выдвигались и другие идеи — например, подвести под единоначалие службу внешней разведки, федеральную службу охраны и федеральную службу безопасности. Пока предложения Министра финансов РФ Антона Силуанова сократить траты на силовиков не находили поддержку в Кремле.
Законопроект о бюджете на 2021 год предусматривает выделение 2,4 трлн рублей на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В плане на 2022 год эти расходы могут сократиться на 46 млрд рублей, в 2023 году — на 12 млрд рублей.
Самый большой бюджет — у органов внутренних дел, им предлагается выделить более 711 млрд рублей в 2021 году, 745 млрд рублей — в 2022-м и 762 млрд рублей — в 2023-м. Остальные средства предусмотрены на прокуратуру, Росгвардию, органы юстиции и другие силовые ведомства.
Предложения Минфина направлены в первую очередь на то, чтобы сэкономить на правоохранительной деятельности, и этой цели достичь однозначно удастся, уверен замдиректора ИНП РАН Александр Широв. Однако они не соответствуют трендам последних лет, когда Россия двигались в сторону разделения функций силовиков. Например, та же ФСИН еще 20 лет назад входила в структуру МВД, напомнил эксперт. Поэтому вопросы, каким образом будет осуществляться управление новым органом и удастся ли сохранить качество работы, пока остаются открытыми.
Если предложения Минфина по сокращению численности сотрудников и созданию объединенной правоохранительной структуры будут приняты, это станет правильным решением, так как оптимизация силовым органам действительно нужна, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи. Сегодня зачастую происходит так, что на одного работающего приходится по три надзирателя, а многие обязанности выполняются формально: например, в ответ на свои обращения в правоохранительные органы граждане и предприниматели нередко получают так называемые «отписки».
Впрочем, Александр Хуруджи отметил, что оптимизация не должна повлиять на реализацию правоохранительными органами их главной функции — поддержания общественного порядка. Он добавил, что под сокращение ни в коем случае не должна попасть система участковых, так как они находятся на передовой и от их работы напрямую зависит безопасность граждан.
Если говорить о зарплатах сотрудников, то, как сообщает агентство ТАСС, более 28 млрд рублей будет дополнительно выделено на зарплаты сотрудникам МВД и Росгвардии, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы. «[Запланировано] увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — говорится в документе.
В следующие два года дополнительно будут выделены 10,6 млн рублей на подготовку и повышение квалификации сотрудников МВД России, связанных с пресечением преступлений в области информационных технологий. Расходы на деятельность образовательных учреждений министерства будут уменьшены в 2021 году на 335,8 млн рублей, в 2022 году — на 134,1 млн рублей и увеличены на 1,8 млн рублей в 2023 году. На зарплату персоналу миграционных подразделений МВД России в 2021 году будет увеличен бюджет на 628,2 млн рублей, в 2022 году — на 653,3 млн рублей.
По основному мероприятию «Управление органами внутренних дел РФ и организация деятельности системы МВД России» бюджет на оплату труда работников и денежное довольствие сотрудников в 2021 году уменьшится на 487,1 млн рублей, в 2022 году — на 625,7 млн рублей и увеличится в 2023 году на 2,4 млрд рублей.
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.
Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.
Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:
- возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
- наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
- наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).
И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.
И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).
Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:
- повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
- увеличение понижающего коэффициента.
В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.
О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?
Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.
Что ожидать сотрудникам МВД от реформы в 2021 году
В конце октября 2020 Минфин предложил реформу силовых структур, которая с высокой долей вероятности будет принята и вступит в силу уже в 2021 году:
- объединить ФСИН, ГФС и ФССП на базе МВД в единый правоохранительный орган с одновременным сокращением численности
- сократить на 10% численность сотрудников органов внутренних дел (за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу),
- установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%)
- исключить из закона индексацию военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции,
- увеличить с 20 до 25 лет минимальную выслугу лет для выхода на пенсию
- продлить срок носки вещевого имущества
- создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения для централизации финансово-хозяйственной деятельности
Данная реформа позволит Минфину сэкономить по 20 млрд рублей ежегодно. Пока официальных подтверждений этой информации из Правительства не поступало, но все центральные газеты сообщили, что реформа идёт в верхах.