Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Сколько квадратных метров положено на человека в 2019 году
Действующее законодательство позволяет гражданину рассчитывать на улучшение жилищных условий. Однако это возможно, если учетная норма площади жилого помещения на одного человека меньше установленных требований. Значение показателя также устанавливается в соответствии с законом. Нужно учитывать, что существует санитарная и социальная норма.
Понятие оказывает влияние на количество лиц, которые могут проживать в помещении, а также на возможность претендовать на дополнительные метры. Улучшить жилищные условия могут далеко не все.
Перечень лиц, обладающих подобным правом, отражен в действующем законодательстве.
О том, в соответствии с какими правилами гражданам выдаются дополнительные помещения, о размере норм, в соответствии с которыми человек может претендовать на улучшение жилищных условий, а также о том, кому предоставляются жилищные льготы, поговорим далее.
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Что это за показатель и как его рассчитать
Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.
Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России в 2022 году
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2022 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Сколько квадратных метров положено на человека в 2019 году
Действующее законодательство позволяет гражданину рассчитывать на улучшение жилищных условий. Однако это возможно, если учетная норма площади жилого помещения на одного человека меньше установленных требований. Значение показателя также устанавливается в соответствии с законом. Нужно учитывать, что существует санитарная и социальная норма.
Понятие оказывает влияние на количество лиц, которые могут проживать в помещении, а также на возможность претендовать на дополнительные метры. Улучшить жилищные условия могут далеко не все.
Перечень лиц, обладающих подобным правом, отражен в действующем законодательстве.
О том, в соответствии с какими правилами гражданам выдаются дополнительные помещения, о размере норм, в соответствии с которыми человек может претендовать на улучшение жилищных условий, а также о том, кому предоставляются жилищные льготы, поговорим далее.
Нормы жилплощади в Москве и Санкт-Петербурге
Согласно Закону города Москвы № 29 от 14.06.2006г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» устанавливаются следующие нормы жилплощади:
- минимальная нормы учетной пригодной для проживания для отдельны квартир составляет от 10 кв.м. на 1 человека;
- 15 кв.м. жилплощади для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям органов исполнительной власти г. Москвы.
- для семьи из двух супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 кв.м.;
- на 3 граждан — не супругов, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 кв.м.;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.;
В соответствии с указанным законом норма жилплощади на одного гражданина — 18 квадратов, при этом социальная норма не менее 9 кв.м.
На основании Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65, норма предоставления на 1-го человека составляет 33 кв.метра, на одного гражданина в составе семьи – от 18 кв.метров.
Норма квадратных метров на 1 человека в 2022 году при переселении из аварийного фонда
При проживании в аварийном или ветхом жилье граждане нашей страны могут рассчитывать на переселение в другое жилое помещение из временного жилого фонда, если самостоятельно обустроиться или приобрести собственное жилье оказывается невозможным.
Окончательное решение об обеспечении граждан жильем принимается с учетом многочисленных факторов, в т.ч. была ли произведена процедура приватизации, имеются ли у семьи льготы и т.д. При выселении из приватизированного жилья собственник должен получить равноценное жилье вне зависимости от того, какое число граждан там было зарегистрировано или проживало.
В соответствии с нормами законодательства, действующего на территории нашего правового государства, возможно изъятие определенного объекта недвижимости на государственные нужды. При этом жители могут рассчитывать на расселение и получение жилья, общая площадь которого не менее нормативной, и располагающегося в административных границах того же населенного пункта. Но стоит учесть, что норма квадратов жилья на человека устанавливается по собственному усмотрению органов муниципалитета и властей субъектов. И если будет признано, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, то можете рассчитывать на получение жилья по договору социального найма, исходя из расчета в 10 кв.м. на одного человека. Этот показатель может быть изменен в зависимости от обстоятельств и региона, в котором предусмотрена собственная норма.При проведении расчетов определяется общая площадь с учетом жилых помещений и мест общего пользования.
Получение квартир от Министерства обороны характеризуется своими условиями. Так, правом получения жилья от данного ведомства могут воспользоваться военнослужащие, норма для которых варьируется в пределах от 15 до 25 кв.м. на каждого члена семьи. Разобравшись в действующем законодательстве определенного субъекта или муниципалитета, вы сможете более точно узнать, на что сможете претендовать.
Учётная норма касается тех граждан, которые проживают в социальном или муниципальном жилье.
Как и с нормой предоставления, учётная регулируется на местном уровне. А потому может различаться даже в одном областном центре.
Подробнее с текущими учётными показателями в разных городах Российской Федерации можно ознакомиться в таблице:
Московская область, Москва | 10 (для отдельных квартир) |
15 (для коммунальных квартир) | |
Воронежская область, Воронеж | 11 |
Ярославская область, Ярославль | 12 |
Белгородская область, Старый Оскол | 14 |
Белгородская область, Губкин | 13 |
Белгородская область, Белгород | 15 |
Омская область, Омск | 15 |
Существуют классические показатели, которые используют при определении нормы:
- сколько в семье человек;
- региональные показатели обеспеченности населения жилыми квадратными метрами;
- тип помещения.
Усредненные показатели по стране будут следующими:
Количество кв. м |
Количество членов семьи, человек |
33 |
1 |
42 |
2 |
18 кв. м на каждого |
3 и более |
Существует еще такое понятие, как санитарная норма, и она равняется 6 кв. м. Критерий применяется при выделении места в общежитии, то есть меньше этой площади нельзя выделить для человека.
Увеличить жилые квадраты имеют право определенным категориям населения, но следует помнить, что они не могут превышать более чем в два раза нормированную квадратуру. В большинстве регионов равняется 18 кв. м.
Какая норма жилой площади на человека в Москве? Каждый регион вправе определять нормы своими региональными нормативными актами. В столице утвержден закон, определяющий эти нормы — «Об обеспечении права жителей города Москва на жилые помещения» № 29.
Согласно требованиям нормативного акта, учетная норма составляет 10 кв. м на 1 человека. Немного больше показатель для жилья, в котором проживают разные семьи или вселены туда по решению суда. Площадь должна составлять 15 кв. м. Норма предоставления равняется 18 кв. м.
Исходя из норм жилой площади на одного человека в Москве, население может рассчитывать на квартиры следующих габаритов:
Количество комнат |
Площадь, кв. м |
Количество жильцов, человек |
1 |
44 |
2 человека, которые являются супругами |
2 |
54 |
2 жильца, не состоящие в браке |
2 |
62 |
3 члена одной семьи, двое из которых обязательно должны состоять в брачных отношениях |
3 |
74 |
3 человека, не состоящие в брачных отношениях |
Если в семье есть инвалид или член семьи с проблемами костно-мышечной системы, то жилье выделяется там, где здание было возведено с учетом норм программ реабилитации.
Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.
Норма предоставления в разных городах России различна.
В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:
Область, Город | Минимальное значение, кв.м. | Среднее значение, кв.м. | Максимальное значение, кв.м. |
---|---|---|---|
Московская область, Москва | 18 | 18 | 18 |
Воронежская область, Воронеж | 14 | 14 – 18 | 18 |
Ярославская область, Ярославль | 17 | 17 | 17 |
Белгородская область, Старый Оскол | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Белгород | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Губкин | 17 | 17 – 18 | 18 |
Омская область, Омск | 18 | 18 | 18 |
Кто признается нуждающимся в жилом помещении?
По общему правилу жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы; лица, проживающие в аварийном, подлежащем реконструкции или сносу жилье, и др. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма приведен в статье 51 ЖК РФ.
Нормы предоставления площади жилого помещения в Московской области
Даже в пределах одного региона России нормы предоставления площади жилого помещения могут существенно отличаться. Также могут варьироваться нормы предоставления жилья в пределах одного муниципального образования в зависимости от категорий граждан (например, могут быть установлены повышенные нормы предоставления для одиноко проживающих граждан, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В качестве примера можно привести нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленные органами местного самоуправления в ряде муниципальных образований одного региона (на примере московской области):
Городской округ Балашиха МО — не менее 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10); для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не менее 27 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 20.09.2017 N 11/45);
Богородский городской округ МО — не менее 18 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
Городской округ Бронницы МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
Городской округ Власиха МО — от 14,0 до 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
Волоколамский район МО — от 16 до 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — 16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
Волоколамский муниципальный район МО — 12 кв. м. на одного члена семьи для граждан, проживающих в сельских поселениях Волоколамского муниципального района Московской области (Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района МО от 27.08.2015 N 234-48);
Городской округ Восход МО — 13 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/15); для одиноко проживающих граждан в размере, превышающем норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (т.е. 26 кв. м.), если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/14);
Городской округ Дзержинский МО — 16 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Положение муниципального образования «г. Дзержинский» МО от 06.12.2005 N 6/22-ПД); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не менее 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский МО от 18.04.2018 N ¾);
Городской округ Дмитровский МО — 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 42 кв. м. общей площади для семьи составом из двух человек; 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек (Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа МО от 30.04.2020 N 814/95);
г. Долгопрудный МО — 13 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
Городской округ Домодедово МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 30.03.2016 N 1-4/710); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 28.09.2017 N 1-4/833);
г. Железнодорожный МО — от 12-16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов г. Железнодорожный МО от 16.02.2005 N 09/57);
г. Жуковский МО — 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов г. Жуковский МО от 19.05.2005 N 32/СД (ред. от 30.06.2008);
Каширский муниципальный район МО — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Каширского муниципального района МО от 15.12.2015 N 181-н);
г. Королев МО — 18 кв. м. на одного человека (Решение Совета депутатов г. Королева МО от 25.04.2005 N 85/516 (ред. от 15.11.2006)); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 27.09.2017 N 400/84);
Городской округ Красногорск МО — 30 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина; 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 27.04.2017 N 130/8).
Минстрой повысит нормативную стоимость жилья на 27%
Основным законом, посвященным нормам жилой площади является ЖК РФ. Он содержит ключевые понятия и общие положения в сфере жилищных правоотношений.
Но конкретные величины жилплощади отданы на регулирование законодательным органам субъектов России и муниципалитетам.
Нормативы жилья для отдельных категорий граждан, льготникам, получающим меры поддержки, и госслужащим, установлены в отдельных законах, в частности:
- Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
- ФЗ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» и др.
В РФ действуют различные нормативы жилой площади, из них можно выделить четыре норматива:
- нормы предоставления;
- санитарные нормы;
- норматив учета граждан;
- и социальная норма.
Вышеуказанные нормы устанавливают минимум площади, необходимой одному человеку для проживания. В чем различие между ними? Каждый норматив используется при конкретных, определенных в законодательстве, обстоятельствах. К примеру, в ситуации, где применяется норма предоставления, не действует санитарный норматив и т.п. В связи с этим и конкретные числа площадей для каждого норматива, как правило, не сходятся между собой.
Все виды норм подлежат расчету как число квадратных метров на 1-го гражданина. В случае предоставления жилья семье из нескольких человек, показатель норматива нужно помножить на количество человек в семье.
Нормирование жилой площади необходимо для различных задач, стоящих перед государственными органами:
- Вычисления размера субсидии, если человек имеет право на ее получение;
- Расчета размера жилья, необходимого для получения семьей для нормальных условий проживания, на основании договора соц. найма или при расселении из аварийного жилья и т.д.
- Расчета достаточно ли метража жилого помещения, если дополнительные жильцы хотят зарегистрироваться по месту жительства в квартире;
- определения стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг, размера льгот и др.
В соответствии с ч.1. ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления жилой площади жилого – это минимальный размер площади жилья, согласно которому определяется размер общей площади квартиры, предоставляемой на основании договора социального найма.
Конкретные метражи устанавливаются органами местного самоуправления в силу возможностей жилищного фонда определенного муниципалитета. Поэтому показатели в разных регионах могут различаться. При этом наиболее распространенные нормативы предоставления таковы:
- Для проживания одного человека — 33 кв. метра;
- Для семьи из 2-х человек — 42 метра;
- Для трех лиц и более – от 18 кв. м. на одного человека.
Жилплощадь квартиры в соответствии с нормой предоставления рассчитывается исходя из количества человек в семье. К примеру, в Ярославской области применяется «стандартный» норматив предоставления, поэтому на семью из трех человек положено жилое помещение размером 54 квадратных метра (3х18 = 72).
Норматив предоставления применяется только, если граждане занимают жилое помещение на основании договора социального найма. Он заключается с местной администрацией или государственными органами субъекта РФ. По договору семья получает право пользования определенным жильем, которое находится в муниципальной собственности. Для получения право пользования нужно отвечать определенным условиям, а именно, семья должна быть:
- признана малоимущей;
- поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Процедура признания семьи малоимущей различна в каждом субъекте РФ. Обычно, ей признается семья, у которой размер общего дохода не позволяет полноценно содержать всех членов семьи, т.к. на каждого приходится меньше установленного в регионе прожиточного минимума.
В ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания семьи, нуждающейся в улучшении условий проживания:
- семья не имеет собственной квартиры;
- не оформлен договор социального найма;
- размер жилплощади составляет менее учетной нормы;
- дом был признан аварийным жильем;
- граждане проживают в одной квартире с человеком, имеющим опасное заболевание.